Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4(13) 2004 /

Гармония философии и религии в философском гуманитарном образовании

Поверхностная философия склоняет

ум человека к безбожию,

глубины философии обращают

ум человека к религии.

Ф. Бэкон.

Существуют две гармонии-

гармония Божественного провидения

и гармония человеческого разума.

Ф. Бэкон.

Гуманитарное образование – необходимый элемент воспитания. Без него у общества нет будущего. Гуманитарное образование представляет собой процесс наполнения передаваемых в ходе обучения знаний «человеческим» содержанием и одновременно воспитания цельной, гармонической, творческой личности.

Задача преподавания философии – формирование мировоззрения, пронизанного гуманным началом. Решение этой задачи связано с гармоничным сочетанием философии и религии, с духовностью, без которой человек обезличивается. Человек имеет неисчерпаемый внутренний потенциал, который не должен быть лишь прикрытием экономических и политических интересов.

В гуманитарном образовании философии и религии принадлежит значительная роль. Это обусловлено тем, что они представляют фундаментальные сферы духовной культуры.

Именно так понимали религиозную философию русские философы Вл. Соловьев и Н. Бердяев. По мнению Вл. Соловьева, философия означает стремление к духовной цельности человеческого существования. Н. Бердяев определяет философию как творческое осознание духом смысла человеческого существования, как дерзновение на запредельную тайну.

Главный объект философии – человек, имеющий глубинное измерение, обладающий духовностью.

Стержнем гуманитарного образования является нравственное воспитание. Нравственность составляет фундамент храма мудрости. Человеку необходим контакт с миром абсолютного, общечеловеческого, который присутствует и в философии и в религии. «Кто отрицает Бога, тот отрицает благородство человеческого рода» - заметил английский философ, герольд науки Ф. Бэкон. Для Достоевского нравственный закон неотделим от веры в Бога. Ключевая идея в «Братьях Карамазовых» - «Если Бога нет, то все дозволено, вплоть до убийства и людоедства». Будущее человека неразрывно связано с духовно-нравственным развитием общества и личности.

Русский философ и социолог Питирим Сорокин, изгнанный большевиками из России, составил программу духовно-нравственного возрождения России. Эта программа исключительно актуальна в сегодняшних рыночных условиях, поскольку не получение экономической выгоды любыми средствами, а формирование высоко профессиональной, духовно-нравственной личности навсегда останется определяющим престижным стимулом образования.

В речи «История не ждет, она ставит ультиматум», прочитанной в 1922 году студентам Петроградского университета, П. Сорокин определил основные мировоззренческие принципы, ценностные ориентации, идеалы необходимые для духовно-нравственного возрождения общества и личности.

Что и кого нужно взять с собой в дорогу, чтобы отправится в историческое странствие?

1. Знание, чистую не лакействующую науку.

2. Любовь и волю к производительному, творческому труду. Мир – великая мастерская, в которой человек созидатель, а не потребитель.

3. Религиозное отношение к жизни. Мир – не только мастерская, но и величайший храм, где всякий человек - луч Божественного, неприкосновенная святыня.

4. Преемственность. Хорошо строится лишь то, что строится добротно, постепенно, а не по «щучьему велению», не путем полного разрушения.

5. Стремление сохранять и улучшить наше национальное лицо, национальную душу. Отказ от своего лица приводит либо к безличности, либо к искажению собственного лица.

6. Моральные богатства, совесть. Нравственное поведение, а не пустые слова. Иначе нас ожидает вакханалия зверства, хищничества, лжи, спекуляции, взяточничества, бессовестности, «шакализма», в котором мы сейчас захлебываемся.

7. Сергия Радонежского, Достоевского – такие спутники не обманут.

8. Семью – без здоровой семьи невозможно здоровое общество. Семья – первый скульптор.

Успех на этом пути будет означать спасение народа от экономической и духовной деградации. В настоящее время кризис культуры, дефицит духовности заставляют заново осмыслить воззрение Сорокина.

Гуманитарное образование предполагает направленность на общечеловеческие ценности и идеалы, ориентирующие на поиск истины, добра, справедливости, красоты. Оно отвергает идеологическое давление. Самостоятельный выбор идейной позиции, свободное самовыражение личности представляет оптимальный вариант. Не надо постоянно указывать студентам путь познания, следует позволять им отыскивать дорогу самим, чтобы полученное знание стало их собственным творением.

Эффективность гуманитарного философского образования будет низка, если преподаватель не сможет привить вкус и любовь к философии.

Что для этого необходимо?

1. Прежде всего, необходимо учитывать интересы и душевные склонности студентов.

2. Подготовить авторские курсы философии, в центре которых – концепции и проблемы человека.

3. Целесообразно сочетать традиционные и нетрадиционные формы обучения, носящие творчески-поисковый характер. Например, лекции-диалоги, семинары-диспуты, конкурсы ораторского искусства и другие формы.

4. Очень важный момент – усиление внимания к индивидуальным формам работы.

Самостоятельная работа позволяет включить многогранный спектр форм: философские словари, рефераты, доклады, философские альбомы, домашние сочинения, анализ первоисточников и литературы и другие формы. Она способствует наиболее полной реализации творческих способностей студентов.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •