Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4(13) 2004 /

Митрополит Казанский Вениамин

Здесь были ханы, архиереи

Цари входили в ассамблеи

И головы от плах летели

На угли в пламенном огне….

Титова Л.Е.

Савиново часть Казани, входящая территориально в Ново-Савиновский район. На савиновской земле удивительным образом, прямо или косвенно, слились воедино мифы и легенды, события и известные персоналии истории не только моего любимого города, но и России, Финляндии, Польши, Монголии, Эфиопии. Поистине Савиново – феномен Казани.

Название работы «Савиновский вотчинник – митрополит Казанский Вениамин» отражает суть исследования истории Савиново, через жизнь Василия Григорьевича Пуцек-Григоровича митрополита Казанского и Свияжского Вениамина.

«…деревни Бритвино и Савиново, как вотчинные владения монастыря могли быть переданы в период между июлем 1574 г. и июнем 1583 г., так как эти деревни отсутствуют в выписях из писцовой книги 1565 – 1567 гг., а в 1583 г. в грамоте от 22 июня 1583 г. перечисляется в ряду его владений.

В этих селениях имелось 51 четв. с осьминою пашни».

По одной из легенд и церковь в Савиново появилась со времен Ивана Грозного, а посему быть земле на будущее архиерейской.

По данным за 1885 год узнаем: «В усадьбе архиерейского дома при реке Казанке жили трое мужчин и трое женщин. При усадьбе была водяная мукомольная мельница в семи верстах от Казани».

«Савиново было вотчиной казанских архиереев. За оградою, на северной стороне древней церкви, указывают остатки фундаментов и подвалов от служб, принадлежавших архиерейскому дому. Из владык Казанских жил в Савиново митрополит Вениамин».

Сложно сегодня ответить на вопрос: почему в Савиново жил из владык Казанских именно Вениамин? Он был далеко не первым и последним Казанским митрополитом. На долю этого Человека выпало много значимых исторических событий. Поэтому внимание летописцев не прошло мимо него. Историю вершат личности и подобное притягивает подобное. Может быть, поэтому его «притянуло» на саиновские («саин» в переводе с тюркского «славный») – славные земли.

Василий Григорьевич Пуцек-Григорович будущий 25-й митрополит Казанский Вениамин, поляк по происхождению, родился в начале XVIII столетия в городе Лохвицах, Полтавской губернии. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию, откуда Казанским архиепископом Иларионом Рогалевским в 1732 г. приглашен преподавателем во вновь открытую в Зилантовом монастыре духовную славяно-латинскую школу. Будущий архиерей преподавал пиитику и синтаксиму. Успешно занимался миссионерской деятельностью.

В 1744 году стал префектом основанной здесь семинарии. Преосвященный Вениамин увеличил библиотеку при Казанской семинарии своими пожертвованиями.

После пострижения в монашество 6 декабря 1744 года Василий Григорьевич Пуцек-Григорович наречен именем Вениамин и возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем Спасского монастыря г. Казани, одновременно со службой в семинарии, он занимается проповеданием слова Божия среди «магаметян» и язычников.

Будущий епископ с 1746 года находился в Петербурге на чреде служения и здесь он получил назначение на Нижегородскую архиерейскую кафедру. 14 августа 1748 года посвящен в епископа, 2 марта 1753 года был переведен в Тверь, 6 октября того же года назначен членом Св. Синода, 2 апреля 1758 года переведен в Псков, 14 сентября 1761 года назначен архиепископом Петербургским, а 25 июля 1762 года, по прошению, переведен в Казань.

Во время пребывания Вениамина в Казани, по приданию, в 1771 году чудесным образом город был избавлен от мировой язвы по обнесении вокруг городских стен Семиозерской Смоленской чудотворной иконы Божией Матери.

По воспоминаниям казанцев, крестный ход к Казани из Семиозерской пустоши вливал в себя тысячи человек, имеющих желание приложиться к святыне и проводить Смоленскую икону до Казани. Из Казани с чудодейственной иконой Богородицы Казанской двигался встречный крестный ход к Кизическому монастырю (сегодня это место «Сосновой рощи» парка дома культуры «Химиков»), где и происходила встреча двух известных икон. Далее обносили ими три раза город, заходя при этом в дома, огораживая своей духовной силой Казань от бед и напастей.

Казанцы верили иконе, это был славный праздник, но в Советское время изменилась идеология и из журнала «Эхо веков», рубрика «Особая папка» в конце XX в. узнаем:

«В КП (б), Татарский областной комитет

№3Б – 155/3 строго секретно

подлежит возврату через 3 дня

со дня получения

Из постановления закрытого Бюро ОК от 13.VIII – 1949г.

Протокол №15 § 3

Об организации церковниками религиозного шествия из села Седмиозерки Юдинского района в город Казань.

Бюро обкома ВКП(б) считает, что факт организации церковниками массового моления около села Седмиозерки Юдинского района в ночь с 7-го на 8-е июля 1949 года, так же как попытка участников этого моления устроить шествие с иконами в город Казань свидетельствует о том, что партийные советские и комсомольские организации в городе Казани Юдинского, Столбищенского, Пестречинского и других районов ослабили борьбу с религиозными предрассудками, терпимо относится к действиям церковников…

…Зная заранее, что в ночь с 7 на 8 июля у села Седмиозерки готовится сборище верующих товарищ Горбачев никаких мер к его предотвращению не принял и не сообщил об этом в обком (ВКП(б))…

Бюро обком ВКП(б) постановляет :

1. Обратить внимание Казанского городского и Юдинского райкома ВКП(б) на недопустимость ослабления ими бдительности по отношению к действиям церковников и отсутствие с их стороны своевременных мер к предотвращению организации массового моления около села Седмиозерки Юдинского района.

2. Отметить, что министерство Госбезопасности ТАССР (товарищ Токарев), МВД (товарищ Герборисов) и их местные органы так же не приняли мер против организации церковниками массового сбора около села Седмиозерки

3. Считать недопустимым, когда зам. Министра госбезопасности товарищ Литман, располагая за несколько дней об организации массового моления необходимыми данными, не информировал об этом обком ВКП(б).

4. За непринятие мер к предотвращению массового сборища верующих и их шествия с иконами в город Казань, за не сообщение о готовящемся сборе обком ВКП(б), за допущенные серьезные ошибки при проведении в жизнь директив партии и правительства по отношению церкви уполномоченного по делам православной церкви при Сов. Мин. ТАССР товарища Горбачева с работы снять и объявить ему выговор с занесением в учетную карточку».

Прошли атеистические времена, наступила жизнь, где люди начинают возвращаться в церкви, и сегодня проходят крестные ходы, например, летом прошлого года икона Серафима Саровского крестным ходом шла по всей России, была в Казани и в Ново-Савиновском районе. Из подборки газетных статей, собранных библиотекарем Имамовой Ф.И. в краеведческом отделе детской библиотеки филиале № 23 ЦДБС можно узнать о том, как проходил крестный ход в Казани до революции 1917 года: «Раз в году икону Святых мучеников Кизических вместе с иконой Смоленской Божьея Матери из Седьмиозерской пустыни привозили в Казань. Толпы народа ожидали эти иконы по всему пути следования. На Ивановской площади возле Спасской башни Казанского Кремля в парадном строю стояли войска. Те жители, которые хотели принять иконы у себя дома, выстилали дорожки к дому свежесрезанной травой. А там, где иконы не вносили в дом, ставили во дворе столик и накрывали его чистой скатертью. Иконы устанавливали на столик и служили молебен».

26 мая 1767 года Екатерина II посетила Казань, 4 галеры под командованием президента Адмиралтейств-коллегии Ивана Чернышева вошли в Казанку и остановились почти у стен Казанского Кремля. Благо вода была еще высокой. Первой с галеры «Тверь» сошла императрица Екатерина II и приветствуемая многотысячными толпами собравшихся жителей города, прошла по пути, выстланному красным сукном, через Тайницкую башню к башне Сююмбике и Благовещенскому собору.

В честь Екатерины II архиереем Вениамином был отслужен молебен в Благовещенском соборе, который был заложен Иваном Грозным на месте разрушенной главной мечети в ознаменовании своей победы.

Про древнюю Савиновскую церковь ходят несколько преданий. Одно из менее распространенных, что церковь эта была домовой церковью проживавших здесь митрополитов Казанских. Во времена Екатерины, Казанским митрополитом был Вениамин.

В другом предании: что церковь была поставлена здесь царем Иоаном Васильевичем Грозным, когда он в 1552 году подступал к Казани.

Наиболее распространенное предание о возникновении церкви следующее: Императрица Екатерина II, в бытность свою в Казани, где в Савиново живет на покое бывшая ее фрейлина, пожелала проведать ее, причем прибыла туда по реке Казанке на галере «Тверь».

На вопрос Государыни, довольна ли она жизнью здесь, фрейлина будто бы ответила, что довольна, но временами бывает лишена возможности посещать церковь, так как в распутицу не может добираться до ближайшей церкви в Хижице (Кизический монастырь), где находится скит. Тогда Императрица подарила фрейлине походную церковь, бывшую с ней на галере, и приказала поставить ее тут же на возвышении…

Еще одно предание отличается от предыдущего тем, что императрица будто бы приказала перенести сюда для фрейлины упраздненную церковь с Арского поля в Казани.

Известные интриги царского двора при вступлении Великой Императрицы на престол, при короновании которой присутствовал Вениамин, он же отпевал и Петра III, могли иметь опасные последствие для особо посвященных, и возможно фрейлина могла много знать об этих событиях. По собственному прошению Вениамин был отправлен в Казань. Архиепископ Вениамин, имеющий в Савиново дачу, по просьбе Екатерины укрывает фрейлину в Казанской губернии, а именно в Савиново, где жил он сам. Поэтому под защитой Вениамина Екатерининская почти подруга – бывшая ее фрейлина могла получить в подарок от Великой императрицы церковь и притом тайно. И также иметь встречу с ней, которая именно на своей галере, что быстро и удобно, по Казанке прибыла в Савиново.

Материал Н. Печенкина о древней церкви Савиново, где указаны размеры церкви, сравнивая данные с материалом Новикова Е.И. по галере «Тверь», можно утверждать, что церковь не могла уместиться на галере «Тверь», хотя чудотворная икона, вполне могла быть из походной церкви Екатерины.

Среди сегодняшних старожителей Ново-Савиновского района сохранилась еще одна легенда о «приплывшей» церкви. Якобы по утру приплыла Церковь на дошнике (плоскодонная лодка) и прибилась к берегу. Для Савиновцев «Приплывшая» – великое знамение. Подтянули ее к берегу, да и открыли, а там чудодейственная икона Божьей Матери «Живоносный источник».

Время жизни Вениамина совпало с событиями Пугачевского восстания, что в свою очередь связано с историей Савиново.

10 и 11 июля 1774 года войско Пугачева, насчитывавшее около 25 тысяч человек при 12-ти орудиях, подошло к Казани с северо – восточной стороны и расположилось лагерем на левом берегу Казанки в 7-ми верстах от города между деревнями Троицкая Нокса и Царицыно. Ставка самого Пугачева находилась недалеко от Казанки, около тогдашней Троицкой мельницы. По воспоминаниям старожителей Савиново удалось узнать, что водяная мельница, остатки которой не сохранились до наших дней, бревна и столбы в воде, была на две деревни: село Троицкое и село Савиново. Мы предполагаем, что эта остатки именно той мельницы, рядом с которой располагалась ставка Емельяна Пугачева.

По предложению Екатерины II навстречу восставшим было отправлено более десятка мусульманских священнослужителей для агитации против Пугачева. Все они были убиты. По высочайшему указанию Екатерины II Казанский архиепископ Вениамин составил наставление пастве и разослал всем священникам для чтения народу для отклонения народа от самозванца.

Так как Пугачев выдавал себя за Императора Петра III, от имени Преосвященного Вениамина рассылались послания, написанные архимандритом Платоном Любарским, в которых пояснялось, что очевидцем кончины Императора Петра III являлся митрополит Вениамин. Во время смерти Петра III Вениамин был архиепископом Петербургским, и 7 июля 1762 года в Александро-Невской Лавре отпевал Императора.

«Народ, пригнанный в лагерь Пугачева, поставлен был на карачки перед пушками, бабы и дети подняли вой. Им объявили прощение государево. Все кричали: «Ура!» И кинулись к его ставке. Вениамин успел уехать в крепость из архиерейского дома». Если люди «кинулись» к ставке Пугачева, то это совсем рядом с Савиново (Троицкая-Нокса с Савиново через узкую Казанку), а архиерейская усадьба Вениамина располагалась именно в Савиново, значит можно предположить, что Вениамин успел уехать в Казанский Кремль из Савиново.

Преосвященный Вениамин во все время приступа находился в крепости в Кафедральном Благовещенском Соборе и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. А когда пальба утихла, поднял святые кресты, иконы и обошел внутренность Кремля крестным ходом.

Вот как описывает В.Я. Шишков в историческом повествовании эти события: «В дверь постучали. Вошел осанистый иеромонах, поклонился, сказал:

– Ваше превосходительство (Потемкин)! Владыка Вениамин отпел благодарственный молебен в соборе по случаю некоего затишения злодейского стрельбища и желал бы совершить в Кремле крестный ход с крестами и иконами, дабы укрепить дух как защитников, так и богоспасаемого народа…

– Рад слышать… Дальше-с ?

– Владыка послал меня упредить нашу милость, чтобы вы, услыша благовест и большой трезвон, испугу не предались».

Когда город охвачен был пожаром, Пугачев, желая сохранить жизнь всех пленных, приказал отвести их в безопасное место, в деревню Савиново, в 7-ми верстах от Казани. Пленные сами показывают и свидетели подтверждают о том, что местом сбора пленных была деревня Савиново.

В 1774 г. по ложному обвинению в сотрудничестве с Е.И. Пугачевым Вениамин несколько месяцев провел в тюрьме.

При следствии над казанскими участниками пугачевского бунта, беглый капрал И. Аристов показал на архиепископа в тайных сношениях с Пугачевым, и преосвященный был взят под стражу, но после строгого дознания невинность архиепископа была ясно доказана…

Освобожден он собственноручным рескриптом Екатерины II. Преосвященный 26 января 1775 года был пожалован драгоценною панагию от Императрицы и возведен в сан Митрополита.

Екатерина II прислала Вениамину белый клобук при следующем письме:

«Преосвященный митрополит, Вениамин Казанский!

По приезде моем, первом попечении было для меня рассматривать дела бездельника Аристова; и узнала я к крайнему удовольствию моему, что невинность вашего преосвященства совершенно открылась. Покройте почтенную главу вашу сим отличным знаком чести; да будет оный для всякого всегдашним напоминанием торжествующей добродетели вашей, позабудьте прискорбие и печаль, кои вас уязвляли; припишите сие судьбе божьей, благоволившей вас прославить по несчастных и смутных обстоятельствах тамошнего края; принесите молитву Господу Богу, а я с отменным доброжелательством есмь. Екатерина».

В «Истории Пугачева» Александр Сергеевич Пушкин приводит ответ Митрополита Вениамина Императрице:

«Всемилостивейшая государыня! Милость и суд беспримерные вашего императорского величества, кои на мне соизволили удивить пред целым светом, воскресили меня от гроба, возвратили жизнь, которую я от младых ногтей посвятил на службу по бозе в непоколебимой верности вашему монаршему престолу и отечественной пользе, сколько от меня зависит, а продолжалась она пятьдесят три года; но которую клевета, наглость и злоба против совести и человечества исторгнуть покушались. Неоцененным монарших ваших щедрот залогом, который с несказанным чувствованием моего сердца сподобихся прияти на главу мою, покрыся, и отьяся поношение моё, поношение моё в человецех.

Что ж воздам тебе, правосуднейшая в свете монархиня, толико попечительному о спасении моем Господеви? Истощение всей дарованной мне вашим высокомонаршем великодушием жизни и возблагодарение не довлеет; разве до последнего моего издыхания вышнего молить не перестану день и нощь, да сохранит дрожайшую жизнь вашу за толь сердобольное сохранение моей до позднейших человеку возможных лет; да ниспошлёт с высоты святыя своея на венценосною главу вашу вся благословения, коим древле благословлен был Соломон. Крепкая десница Господа сил да отвращает во вся дни живота от превожделенного здравия вашего недуги, от неусыпных трудов утомление, от возрастающей и процветающей славы зависть и злобу; да будет дом, держава и престол ваш яко дние неба.

С таковым моим усердствованием и всеподданического верностию, пока дух во мне пребудет, есть вашего императорского величества всеподданейший раб и богомолец смиренный Вениамин, митрополит Казанский».

Екатерина II чувствуя вину перед Вениамином за то, что 1774году он был ложно обвинен в сотрудничестве с Пугачевым, выделила на обустройство архиерейского дома крупные суммы, проектирование ансамбля и отдельных зданий было поручено знаменитому зодчему В.В. Растрелли.

По приказу Екатерины II строительство архиерейской дачи на территории упраздненного в 1764 году Воскресенского монастыря, где Казанские архиереи жили летом, было начато в 1781 году.

Вениамин, восстановленный во всех своих правах в 1775 году, оставался митрополитом до 17 марта 1782 года (7 лет), когда был уволен, согласно прошению, на покой с пенсией 4410 рублей в Семиозерскую пустынь и там скончался в июле по одним источникам в 1783 году, по другим в 1785 году. Могилы его не сохранилось.

После 1917 года, постройки Седмиозерского мужского монастыря занимали в разные годы совхоз, вспомогательная школа-интернат, колония для преступников, затем детский санаторий. Колокольня, с которой видна была Казань, храм на монастырском ключе и другие здания почти полностью разрушены.

Сегодня Седмиозерская пустынь возрождается. Служба проходит в единственной восстановленной монахами церкви, где находится главная святыня обители – чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Послушники живут здесь, творят молитву и работают.

Беседуя с нами священник монастыря однажды сказал: «Да, прах Святейшего митрополита Вениамина в Семиозерской земле, а архив искали, не нашли, все было уничтожено, но ждем, что Вениамин даст о себе знать, укажет, где его могила и это будет скоро…»

Думаю, что Митрополиту Вениамину не безразлично было Савиново, хотя он последние дни своей земной жизни провел в Семиозерской пустыне. Вениамин – это Человек эпохи, Человек Церкви, Человек Вселенной!

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •