Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4(13) 2004 /

Пастырь добрый

Светлой памяти архиепископа Иова (Кресовича).

Историческая судьба России в ХХстолетии неслыханно тяжела.Это видят и понимают все.Но вполне ли мы видим и сознаем иное – каких могучих,поистине несокрушимых богатырей духа выковала эта судьба?Речь пойдет об одном из них…

Два с половиной десятилетия назад,в тяжелые для Русской Церкви годы,православные жители города Львова тихо провожали в последний путь старейшего иерарха Русской Православной Церкви – Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иова.Семь лет,с января 1953 по март 1960г.он нес нелегкий крест Святительского служения на Казанской кафедре,нес,невзирая ни на какие трудности,нес,ибо памятовал о долге епископа быть верным Христу даже до смерти (Откр.2,10).Он напрягал все силы души,чтобы оставаться кротким и миролюбивым перед искаженным злобой лицом безбожной власти,но вместе с тем никогда не шел на компромиссы и уступки,которые могли бы угрожать благу Церкви и православного народа.И потому верующий народ сердцем отозвался на его жертву и всегда искренне любил и почитал своего пастыря и молитвенника.

Архиепископ Иов (в миру Владимир Адрианович Кресович) родился на Волыни 15 сентября 1898г. в семье священника.Все предки архипастыря были священнослужителями.Это обстоятельство,несомненно,во многом определило выбор жизненного пути.Образование будущий архиерей получил в Духовном училище,а затем –в духовной семинарии в Житомире и Кременце,полный курс которой он успешно завершил в 1922г.

Тогда же начинается его служение Церкви в священном сане: в 1921г.,после вступления в брак,Владимир Кресович был рукоположен во диакона епископом Кременецким Дионисием (Валединским).В 1923г. тем же архиереем рукоположен во пресвитера и проходил служение на приходах Волынской епархии. В 1942г. Господь послал протоиерею Владимиру Кресовичу испытание: в мир иной отошла его супруга Василиса.На его плечи легло воспитание детей-подростков.В том же году в Почаевской Лавре,под покровом Божией Матери,отец Владимир принял монашеские обеты с именем Иов – в честь преподобного игумена и чудотворца Почаевского.

Вскоре состоялась хиротония архимандрита Иова во епископа Ковельского.Хиротонию возглавил предстоятель Автономной Церкви- митрополит Волынский Алексий (Громадский).(Автономная Церковь была создана на Архиерейском Соборе в Почаеве в августе 1941г. во исполнение решений Московского Поместного Собора 1917-18гг.,даровавшего Православной Церкви Украины права широкой автономии.Признавала верховный авторитет митрополита Московского Сергия(Страгородского).

Архиерейская хиротония владыки Иова состоялась в тяжкие годы.На оккупированной Украине,где среди многих архиереев наблюдалась тенденция отделиться от Московской Патриархии,владыка Иов был одним из епископов,сохранивших верность Матери-Церкви.

7 мая 1943г. митрополит Алексий,отвергший предложение украинских раскольников-автокефалистов об объединении,был убит бандеровцами.Избрание преемника убиенному митрополиту состоялось на Архиерейском соборе в Ковеле 6 июня 1943г. «Старшим епископом»(титул предложен епископом Иовом) был избран епископ Дамаскин (Малюта),а на вдовствующую Кременецкую кафедру Ковельский собор переместил епископа Иова.

При бегстве немцев с Украины большинство епископов и почти все духовенство Автономной Церкви остались на Родине.Многие из священнослужителей были арестованы НКВД по подозрению в сотрудничестве с оккупантами,которое,как правило,выражалось только в том,что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей.Епископ Иов поселился вПочаевской Лавре вместе с находившимися там на покое епископом Никодимом (Гонтаренко) и епископом Вениамином (Новицким).

В июне 1945г указом Верховного Совета СССР Преосвященный Иов был награжден медалью «За самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.»

В том же году Владыка получил назначение на Измаильскую кафедру.

После этого он последовательно занимал кафедры епископа Лысковского,викария Горьковской епархии (1946-50гг.);епископа Великолукского и Торопецкого (1950-51гг.);епископа Чебоксарского и Чувашского (1951-53гг.).

Постановлением Святейшего патриарха Алексия 1 и Священного Синода от 28 января 1953г.епископу Иову определено быть Казанским и Чистопольским ( кафедра вдовствовала после кончины архиепископа Сергия (Королева,+18.12.1952г.).

25 февраля 1954 г. владыка Иов был возведен в сан Архиепископа.

В Казани ждали владыку и новые испытания…

Казанский период служения архиепископа Иова совпал с периодом возобновления гонений на Русскую Православную Церковь,вошедших в историю как «хрущевские гонения».Первые грозные предвестники новых бед Церкви появились в начале 1960г.

Постановлением Совета министров СССР от 21 февраля 1960г.с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви был уволен Г.Г.Карпов.Его преемнику В.А.Куроедову предстояло стать исполнителем новых административных и карательных мер против Церкви,призванных не только подорвать ее влияние в обществе,но и подавить попытки сопротивления среди священноначалия и духовенства.Главным объектом для травли был выбран самый энергичный из постоянных членов Священного Синода – митрополит Крутицкий и Коломенский Николай.Куроедов настаивал на удалении митрополита Николая из Москвы.Святейший патриарх предлагал митрополиту Николаю перевод на Ленинградскую или Новосибирскую кафедры,он,однако,не согласился.Тогда Совет потребовал увольнения несговорчивого архипастыря на покой.Спустя год,13 декабря 1961г. митрополит Николай скончался.Обстоятельства его смерти до конца не выяснены и поныне.

Таким образом,оба создателя послевоенной системы государственно-церковных взаимоотношений – митрополит Николай и Карпов были в 1960г. уволены.

Устранением митрополита Николая чистка епископата не ограничилась.15 сентября 1960г. от управления Ташкентской и Среднеазиатской епархией был устранен архиепископ Ермоген (Голубев),который мужественно защищал Церковь,препятствуя закрытию приходов в своей епархии.

За один год,с 1 января 1960 по 1 января 1961г. общее количество православных храмов в стране сократилось на 1392,с 12 963 до 11 571.

С целью запугать архиеерев,которые боролись с наступлением на церковь,в 1960г.был арестован и осужден на три года архиепископ Казанский Иов.Он ездил по городам и селам и призывал паству твердо стоять за храмы Божии и не допускать упразднения приходских общин.Архиепископу Иову было предъявлено обвинение в сокрытии доходов и неуплате налогов.

Вспоминает настоятель Никольского кафедрального собора протоиерей Николай Ушаков: «…в 1960г.,при Хрущеве начались притеснения,закрывались храмы (собор,слава Богу,не тронули).Духовенство душили налогами.И секретарь епархиального управления о.Николай Евтропов с разрешения Владыки стал оказывать батюшкам материальную помощь – на уплату налогов.Это «просочилось» в компетентные органы и архиерей был обвинен в финансовых махинациях.Был суд.Владыка получил три года.У входа в здание суда толпились прихожане.Их разгоняла милиция.Многие обвиняли в доносе на архиерея о.Евтропова,а также настоятеля кладбищенской церкви – о.Иоанна Тагашевского .В первые дни после отъезда Владыки верующие не давали им спокойно служить,выкрикивая что-то вроде: «Иуды!Предатели!»Были порочащие архиепископа статьи в газетах,выпущена брошюра под названием «Казанские отцы духовные и их дела греховные».Там была страшная клевета!..»

Ситуацию вокруг ареста и суда над Преосвященным Иовом прокомментировал в частной беседе с архиепископом Василием (Кривошеиным) опальный митрополит Николай (Ярушевич): «Поверьте мне,Все эти финансовые обвинения неверны или ,во всяком случае,неверны на восемьдесят процентов.Истинная подоплека дела с архиепископом Иовом не в этом.Он был деятельным архиереем,проповедовал,ездил по приходам,боролся с безбожием,противился закрытию приходов.Это,конечно,не понравилось гражданским влстям,его решили убрать,но так как прямо обвинить его,за его церковную работу было неудобно,то против него выдвинули обвинение в неуплате налогов.Дело в том,что у нас архиереи получают определенное содержание (скажем,5000 рублей в месяц),и,кроме того,на расходы по предствительству (примерно 10 000 рублей).Это расходы на передвижение,оплата секретаря,машины и т.д.Повсеместно принято,что в финансовую инспекцию делается заявление только о содержании (жаловании),и по нему уплачивается налог,а о суммах на представительство ничего не заявляется,и налогом они не облагаются.Это повсюду принято,уже давно существует,и об этом прекрасно известно правительству.Никогда с их стороны не было никаких возражений.Так поступал и архиепископ Иов.И вот однажды,совершенно неожиданно,он был арестован и предан суду за злостное сокрытие от финансовой инспекции своих «получений на представительство».но ведь в этом можно обвинить всех архиереев,в том числе и меня.Более того,когда против кого-нибудь имеется обвинение,что он скрывает свои доходы,его никогда сразу не предают суду,но вызывают сначала к фининспектору на объяснение,и если обвинение оказывается правильным,дают возможность в известный срок уплатить требуемую сумму и только вслучае отказа привлекают к суду.А в данном случае архиепископ Иов был сразу предан суду,и хотя его сыновья-инженеры внесли за него требуемый налог,он был осужден на три года.Это неслыханная мера накзания в налоговых делах.Обвиняли его также в неправильной отчетности,но самое большее,что можно сказать,- что отчетность велась небрежно,но злоупотреблений,конечно,не было.Вообще,весь суд велся в безобразной и дикой обстановке.В газетах началась травля,с полным искажением того,что происходило на процессе.Все это дело было затеяно с явной целью запугать других архиереев,чтобы они сидели смирно и не боролись с безбожием.И кстати,против каждого из нас может быть возбуждено подобное дело…»

И Священноначалие,и простые верующие были уверены в невиновности и честности Владыки Иова.Тем не менее,приговор был приведен в исполнение и архиепископ отбыл три года в заключении.

Вспоминает монахиня Михаила (Таврис): «…в 1960г. Владыку арестовали и судили.Он получил три года за финансовые махинации,в которых виновен не был.Был момент,когда его даже хотели отпустить,а о. Евтропова привлечь к ответственности.После суда Евтропова парализовало и он до конца дней не мог служить.Верующие расценили это как Божие наказание за клевету на святителя.Кроме того,Евтропов перед судом просил всех священников дать показания против архиерея.Митофорный протоиерей о.Анатолий Романовский согласился выступить.И вот,в суде произошло следующее – Владыка попросил слова и,обращаясь к о. Анатолию,сказал : «Отец Анатолий!Посмотри мне в глаза.Сейчас ты стоишь перед земным судьей,а скоро предстанешь перед Судьей Небесным!» Все поняли,что имел в виду архиерей,так как о.Анатолий был к тому времени тяжело болен (у него был рак).Старый священник раскаялся и даже судья пристыдил его.Из всех священников верным Владыке оставался только о.Василий Яхонтов.Когда его вызвали давать показания,он прямо заявил : «Я уже старый человек и мне нечего бояться.А Владыка Иов – честный и добрый пастырь,настоящий христианин!»

Во время суда и после него Владыка некоторое время находился в казанской тюрьме (на улице Красина,рядом с бывшим монастырем).Мы посещали его там.Он благословлял нас в окошечко.Говорят,что тюремное начальство сразу отнеслось к нему с уважением.Сначала его поставили чистить картошку,но потом,видя,что он грамотный человек,перевели на письменную работу.Позволяли гулять больше,чем остальным заключенным.

Во время одного из допросов Владыка спросил ,за что его хотят судить и ему ответили : «За проповеди!»(а архиепископ Иов был замечательным проповедником,настоящим Златоустом,говорил всегда со слезами,трогательно).Архиерей ответил : «Ну,если за проповеди,тогда я готов отсидеть сколько положено!»

В тюрьме Владыка,конечно,сильно подорвал свое здоровье.

Спустя десять лет после суда сам Владыка Иов рассказывал все тому же архиепископу Василию : «…знаете,когда я попал в тюрьму,все меня бросили,все отреклись от меня…Испугались.Один митрополит Николай (Ярушевич) не испугался.И до суда,и после суда и осуждения поддерживал меня,чем мог,писал мне.Он один! После трех лет лагеря я три года не был у дел.»

В те сложные годы вся деятельность Священного Синода подвергалась неусыпному контролю со стороны Совета по делам религий и стоявших за ним государственных учреждений.Но зависимость,все-таки,не была безграничной.Во всех случаях,когда это было возможно,Церковь в лице священноначалия подчеркнуто отмежевывалась от карательных акций советского режима против епископата и духовенства и действовала иногда вразрез с тем,что от нее могли ожидать контролирующие инстанции.Что касается дел двух архиепископов,отправленных при Хрущеве в лагеря по ложным обвинениям – Андрея (Сухенко) Черниговского и Иова (Кресовича) Казанского,- размеджевание с официальной властью было совершенно определенным.Вскоре после освобождения оба архиепископа были поставлены во главе крупных епархий.

Архиепископ Иов оставался правящим архиереем практически до самой кончины.

Через три года после освобождения ,в 1967г.,он был назначен архиепископом Уфимским и Стерлитамакским.Вспоминает монахиня Михаила : «…после выхода из тюрьмы владыка в скором времени был назначен в Уфу.Мы втроем (регент Антонина,ныне монахиня Анна,псаломщица Людмила из Никольского собора и я) навестили его там.Увидев нас,он заплакал,правда,старался не показать виду.Мы просили его сказать нам проповедь.Владыка подписал нам свою фотографию.

В Уфе Владыка Иов прослужил шесть лет и 16 октября 1973года получил свое последнее назначение – на Ивановскую кафедру.

В Иваново он приехал больным стариком – испытания последних лет подорвали здоровье и унесли силы.А в Ивановской епархии ему осталось от предшественников непростое «наследство» : буквально война с церковным советом Ивановского кафедрального собора,сложные отношения с церковными советами многих приходов.

Чероез несколько месяцев после своего вступления на Ивановскую кафедру архиепископ Иов пишет патриарху: «Изучая состояние Ивановской епархии по отчетным материалам за прошлые годы,я не склонен видеть это состояние в столь мрачных красках.Хочется думать,что и здесь к разрешению подобного рода конфликтных вопросов необходимо подходить более реально:не с позиции предвзятости,а с точки зрения объективного реализма,памятуя,что основной движущей силой такого рода конфликтов является только денежная заинтересованность претендующих лиц на «новый порядок» в приходе. …благодарение Богу,к концу отчетного 1973года страсти людские значительно улеглись.Как в кафедральном соборе г.Иванова,так и в других церковных общинах епархии приходская жизнь постепенно умиротворяется.Изучаются возможности к дальнейшему планомерному восстановлению временно утраченного мира в жизни епархии…»

Архиерейское служение Владыки Иова в Ивановской епархии не было отмечено какими-то особо значимыми событиями.Это был уже старый,измученный житейскими невзгодами святитель,не имеющий сил развернуть бурную деятельность.

28 сентября 1977г. архиепископ Иов обратился к патриарху Пимену с прошением освободить его от ставшего непосильным архиерейского служения и отправить на покой.В нем он писал : «15 сентября 1977 года исполнилось мне 79 лет моей жизни,56 лет коей я посвятил служению Церкви в духовном звании,причем 35 лет из них в архиерейском сане.И,если во все эти минувшие годы моего служения я чувствовал себя в силе,то,начиная с июня месяца текущего года меня сали одолевать присущие такому возрасту немощи: участились головокружения,усилилась сердечно-сосудистая недостаточность,последовала частичная утрата памяти,беспомощность в ногах,а в последние дни- ограниченность в движении кистью и пальцами левой руки.Все это по общему заключению лечащих меня врачей- результат возрастного склероза.Вполне естественно,что при таком состоянии здоровья служить мне дальше в храме не представляется возможным,равно как и в делах самостоятельного управления епархией я чувствую себя неполноценным.вот почему я и обращаюсь к вашему Святейшеству с просьбой почислить меня на покой и предоставить мне,если это окажется возможным,несколько повышенную пенсию,так как,как то известно и вашему Святейшеству,обстоятельства недавних лет не дали мне возможности сохранить мои скромные сбережения на предстоящую многотрудную пенсионную пору.»

Святейший патриарх Пимен,приняв во внимание большие заслуги архиепископа Иова перед Церковью и в связи с 35-летием его служения в архиерейском сане,решил пока только наградить старейшего по хиротонии архиерея орденом Св.Владимира второй степени с пожеланием ему скорейшего выздоровления и продолжения служения на Ивановской кафедре.

Пересланная Его Святейшеством награда была вручена немощствующему владыке Иову 2 октября в его архиерейских покоях.Обливаясь слезами радости и благодарения,что он не забыт в дни посетившей его скорби,что на склоне лет своего служения Церкви Христовой он удостоен столь высокой награды от всегда милостивого к нему Святейшего патриарха,Владыка Иов тут же поручил направить Его Святейшеству благодарность от своего имени.Вместе с тем,будучи всегда строгим к своему архипастырскому долгу и сознавая,что он уже не в состоянии дальше по-настоящему окормлять свою паству,болящий архиепископ Иов просил присутствующих подтвердить его ходатайство о почислении на покой.В результате такого бесповоротного решения больного старца просьба его была удовлетворена.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 6 октября 1977г. было определено: «Преосвященного архиепископа Ивановского Кинешемского Иова,согласно прошению,уволить на покой с назначением пенсии».

Истово осеняя себя крестным знамением и непрестанно повторяя слова святителя Иоанна Златоуста : «Слава Богу за все!»,владыка Иов стал готовиться к выезду к своим родственникам в г.Львов.Ранним утром 12 октября после краткого напутственного молебна в архиерейских покоях ближайшее окружение владыки проводило его на легковых машинах до границы Ивановской области и там,простившись со своим архипастырем,провожавшие одинокими вернулись домой.

Пребывание Владыки на покое было недолгим.4 декабря 1977года,в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,совпавший с воскресным днем,старейший по возрасту и по хиротонии иерарх Русской Православной Церкви тихо отошел в Вечность.

Торжественное погребение архиепископа Иова было совершено в Свято-Георгиевском храме во Львове.

В воскресенье вечером клирики храма на квартире помазали тело архиепископа елеем и облачили в архиерейское облачение.В понедельник к телу почившего прибыл митрополит Львовский и Тернопольский Николай.Он совершил панихиду и выразил глубокое сочувствие близким почившего.

В среду 7 декабря митрополит Николай в сослужении многочисленного духовенства совершил заупокойную Божественную Литургию.Настоятель храма протоиерей Владимир Имшенник произнес слово памяти почившего.

Телеграммы соболезнования был получены от Святейшего Патриарха Пимена,от Экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Филарета,от управляющего делами Московской Патриархии митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия и от целого ряда архипастырей,клириков и мирян,знавших архиепископа Иова.

После чтения разрешительной молитвы,духовенство,подняв гроб,при пении «Помощник и Покровитель…»,обнесло его вокруг храма.Затем процессия направилась на Яновское городское кладбище.Митрополит Николай сопровождал гроб до могилы.После заупокойной литии,гроб с прахом архиепископа Иова был предан земле.

В журнале Московской Патриархии был опубликован некролог,содержавший в себе фактическое отрицание всех государственных обвинений против покойного владыки Иова – в корыстолюбивом мздоимстве и неуплате налогов.архиепископ Иов назван «человеком,глубоко преданным церкви,скромным,мирным…,которого повсюду,где он побывал запомнили как доброго и щедрого пастыря,горячо преданного Богу и милостивого к людям».

Пройдя свой тернистый жизненный путь и находясь у посдледней его черты,приснопамятный Архиепископ Иов вполне мог сказать вместе с Апостолом : «Подвигом добрым подвизахся,течение соверших,веру соблюдох…»

Господь да упокоит душу верного своего раба в селениях прведных,о чем наши совместные молитвы!..

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •