Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №4(13) 2004 /

Почитание святых

Дорогой читатель! Давай побеседуем о почитании святых. Кто они?

Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, люди, очищенные от греха и преображенные. Основы святости – не только осознание своей глубокой поврежденностью и желание спасения, не только жизнь по заповедям Божьим, и стяжание Духа Святого, но вера.

В истории Христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере называть их святыми тщательно берегли память о них.

События из их жизни записывали и составляли жития (жизнеописания) – поучительные рассказы о трудах, о подвигах и чудесах. Той же цели служили и изображения на иконах. В веках сохранились предания о вечности святых.

Крестившись, Русь переняла у Византии почитание древних святых. А затем появились праведники «в земле Российстей просиявшие». В каждой местности, городе, храме были свои особо чтимые святые, которых изображали чаще других. Чаще это были житийные иконы. В центре, в среднике такой иконы помещали образ святого, а одинаковые по размеру изображения деяний святого. Это клейма (от слова «клеймо» – знак, печать).

В Христианской Руси каждый день был посвящен памяти какого-либо святого или церковному празднику.

Появились Минеи – так называемые иконы и книги, в которых образы святых и праздники были расположены по порядку следования дней и месяцев года. Книги-Минеи стали называть Четьи-Минеи, т.е. Минеи для чтения. Иконы-Минеи могли быть месячными или городовыми. Если изображали святых для всех 12 месяцев, икону называли «Минея Всех Святых».

На иконах изображают всех святых, которые канонизированы Церковью: праотцев, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессребреников, благоверных и т.д.

Давайте рассмотрим подробнее иконографию святых.

Праотцы – первые праведники в человеческой истории. Это ветхозаветные патриархи, а также праведные Иоаким и Анна – родители Богоматери, и обручник Пресвятой Богородицы – Праведный Иосиф. Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в духовном плане – они яркий пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти.

На иконах праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба, как символа святости и особого избранничества Божия; на головах – пророческие шапочки (пророк Даниил) или корона (цари Давид, Соломон), изображаются также пророки и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Одеты они в хитон и гиматии (Моисей, Илия, Осия и т.д.), в царские одежды (Давид, Соломон), милоть-накидка из овчины (Исайя).

Последний из Пророков, возвестивший: «Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), – и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, Иоанн Предтеча, иконография которого разнообразна. Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии: или икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья, за спиной – символ чистоты его бытия, как пустынножителя. на иконе святой пророк держит в руке собственную голову, что является образным выражением Божественного дара предвидения.

Иконы святых Евангелистов всегда помещают на Царских вратах или на парусах подкупольной части храма. Они изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой Евангелист Иоанн – среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные – это святые, особенно прославившиеся обращением народов в Христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Их изображения имеют ту же иконографическую символику, отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для их времени и народа. Все чаще в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста – символ крещения спасения от смерти.

Мученики – святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру.

Существуют две стороны понятия мученичества.

Во-первых – мученики свидетельствуют о явлении Бога Слова во плоти и о победе над вечной смертью.

Во-вторых – мученики, следуя за Христом, как бы повторяют его искупительную жертву.

Христос – это первообраз мученичества, засвидетельствовавший своею собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики от святого первомученика Стефана до новомучеников нашего времени продолжают апостольское служение, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руке святого и является символом апостольского благовествования и жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками самому Христу.

В иконографии мучеников активно используется красный цвет – образное выражение страдания за веру, символ крови пролитой за Христа. Исповедники – христиане, открыто исповедовавшие веру во Христа и претерпевшие за это гонения, мучения и пытки, но оставшиеся в живых. Начиная с VII в. Исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Святители – это священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют Промысел Божий о Церкви, как о Теле Христовом. К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположения новых епископов. Изображаются они, как правило, в богослужебном епископском облачении, на голове митра, саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; на плечах омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа, без него он не имеет права совершать богослужение. Обычно их изображают с книгой в левой руке, правая рука в благословляющем жесте.

Преподобные – это святые из монашествующих. Монашеская аскеза – особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига – пост и молитва. Как путь богопознания и стремления жизни в Боге. Но монашество – средство не только личного спасения. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божьими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад. И не зря на Руси живет поверье: «Пока живо монашество – Русь непобедима».

Преподобные изображаются в рост и по пояс, в монашеском облачении. Правая рука в именном благословляющем перстоположении, в левой руке может быть свиток. Характерная деталь в иконографии преподобных – четки. Они – символ монашеского молитвенного подвига. Часто преподобные изображаются на фоне той обители в которой они подвизались. Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы, как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Внешнее безумие, соединенное с даром провидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее не взирая на лица обличать грешников и призывать их ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние – вот основные черты подвига юродства, являющегося полноправным путем к святости. Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Праведные – это святые миряне, то есть люди, жившие в миру, не имевшие монашеского звания. Будучи семейными или одинокими людьми, они удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. К праведным относят отца Иоанна Кронштадского, который был представителем белого духовенства. На иконах их изображают в одеждах той эпохи, в которую они жили.

Благоверными называют святых мирян, которые имели княжеский титул или были правителями и которые, пользуясь своим положением, защищали и отстаивали православную веру, а так же своим личным примером являли образец смирения, незлобивости и кротости нрава. Их изображают в царских ризах или в воинских доспехах. У благоверных, прославившихся возведением храмов и обителей, можно видеть в руках уменьшенное подобие церкви.

Бессребреники – целители, которые целили людей во славу Божию, безвозмездно. Характерной деталью иконографии является изображение ящика с лекарственными снадобьями.

Основной богословский смысл иконографии Святых заключается в победе над грехом, а, следовательно, и над смертью, в спасении и вхождении в Царство Небесное.

Прекрасны слова святого Иоанна Дамаскина: «Святые и при жизни были наполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами и с телами их в гробницах, и с фигурами , и о святыми иконами их – не по существу, но по благодати и действию».

Юлия Владимировна Алексеева

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •