Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Семинарский вестник / Семинарский вестник №3(12) 2004 /

Символы и атрибутикав древнерусской иконе

Любезнейший читатель, кто из вас не испытывал величайшего удовлетворения от приобретенных новых знаний, от раскрытия тайн бытия, кто не радовался тому, что он может понять, потому что знает. Так и икона. Чтобы понять её символизм, нужно знать его.

Сегодня мы, хотя бы вкратце, попробуем приподнять завесу над таинственными символами, кои присущи древнерусской иконе.

«Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги». Это изречение принадлежит средневековью, применительно к которому оно совершенно справедливо. Ибо в те времена даже неграмотные люди отлично разбирались в том, на какой сюжет написана икона, какие персонажи в ней главные, какие второстепенные; они понимали смысл каждого жеста, любого движения, того, что означает дерево или какая-нибудь архитектурная деталь и даже месторасположение фигур. Люди и искусство Древней Руси были современны друг другу. И человека того времени вполне устраивала принятая тогда изобразительная манера. Одна из основных особенностей художественного языка средневековья – его символичность. Это и понятно: люди хотели в простейшем жизненном явлении видеть хорошее или плохое предзнаменование, а вся вселенная, вся история человечества воспринимались ими как некие гигантские символы.

Если взять западную живопись того времени, едва ли не каждый персонаж, помимо того, что он представлял, так сказать, самого себя, выражал собой и какую-то иную сущность: когда Христа или Богоматерь, когда христианскую церковь или одно из её таинств, когда какое-то понятие или явление.

В древнерусской иконописи символизм несет в себе ещё и богословский смысл. Рассматривая икону Рождества Христова, возьмём маленький аспект: восточные мудрецы-волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу. Так вот, они олицетворяют собой ещё и три человеческих возраста – юность, зрелость и старость, почему на иконах им и придают соответствующий облик. Богословский смысл этого – в том, что и стар и млад, всё человечество должно склониться перед новым вероучением. Дары волхвов имеют тоже символический смысл, и знаковость эта основывалась на действительно бытовавших в жизни обычаях. Золото было принято дарить новорожденному царевичу. Ладан воскуряли в храмах во время богослужения. Смирной, смесью душистых масел, на Востоке умащали тела покойных перед погребением. Таким образом, волхвы принесли Младенцу-Христу «злато яко царю, ливан (ладан) яко Богу, смирну – мертвецу».

Была и своя символика размещения действующих лиц в сюжетной композиции. Так на изводе иконы Страшного суда неразумные девы евангельской притчи символизировали отверженных и помещались слева от Христа; девы мудрые – это блаженные, их мы видим справа. Своя символика и в жестах. Если кто-нибудь изображается с рукой, прижатой к щеке – это знак печали, а протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означала повиновение или покорность.

Все персонажи в древнерусской живописи, если только это не обыкновенные люди, изображаются с нимбами (лат. nimbus – облако, туча) – золотым, реже цветным сиянием вокруг головы. Нимб – символ святости или божественности. У Саваофа, Бога Отца, нимб звездчатый, у Христа – крестчатый, у Богоматери, ангелов, святых нимбы круглые. Звезда означает обоготворение, а круг – вечность, вечную жизнь. Нимб – общий признак. Но есть в иконописи и сугубо индивидуальные знаки. В иконографии евангелистов Матфей изображается с ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом, Иоанн с орлом. Без изображения евангелистов знаки все равно символизируют их самих.

Символами обозначались времена года («зодиак» - зодий). Шла ли речь о временах года, стихиях, явлениях и силах природы, географических понятиях, художники прибегали к языку символов и аллегорий. Представлена на троне дева в царском венце и мантии – это Весна. Юноша, дующий в трубу, – Ветер, отрок – пастух, а сидящий на горе – олицетворение горы Синай. Старцы, женщины, юноши, держащие узкогорлые амфоры или урны, из которых льется вода, – это водные потоки и реки.

Дуб – древо жизни.

Дом – символ домостроения, созидания.

Гора – знак духовного, нравственного восхождения. А теперь давайте вспомним творение Андрея Рублева, «Троицу», ангелов и изображение вышеперечисленных символов, на фоне которых представлен каждый из них. Вот и читаем: основа жизни любого человека – это нравственное восхождение по Закону Божьему, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Символом воскресения считается петух.

Крест – символ мученичества и возрождения.

Цветок анемона – знак скорби Девы Марии.

Рак – косность ума, нравственное ослепление.

Пеликан – чадолюбие.

Золотой венец – духовная победа.

И таких символов, которые дошли до наших дней из средневековья, очень много. Но все же рассматривать их лучше на конкретных примерах.

Символы нельзя путать с атрибутами (лат. attributum – принадлежность, существенный признак). Атрибутами в искусстве называют какие-нибудь предметы, связанные с определенным персонажем, по которым их легко отличить друг от друга.

Иисус Христос поставил апостола Петра Своим наместником на земле и вручил ему «ключи» от христианской Церкви. Поэтому его изображают с золотым ключом в руке.

Апостола Павла Церковь считала одним из столпов христианского богословия, и иконописец вкладывал в руки Апостола книгу Посланий.

Великодушных лекарей – бессребреников Козьму и Дамиана – мы узнаем по коробочкам с медикаментами.

Святители (епископы и митрополиты) держат закрытые Евангелия, пророки – свитки, мученики – кресты.

Ангелы чаще всего изображаются со странническими посохами, намекающими на их роль «посредников» между Богом и людьми. Их волнистые волосы перетянуты лентами – это «тороки», слухи, обозначающие высшее ведение, знание. Архангелы держат еще в руках и круглые «зерцала» - зеркала.

«Егда приидет повеление от Господа» - поясняли значение этих атрибутов богословы, - тогда слух вострепещет у архангела, и зрит он в зерцало, иже имать в руце, и обретает повеление ему от Господа в зерцале написано, якоже кто пишет на воде перстом… Сея ради вины имут ангелы слухи и зерцала».

Раскрывая символизм иконы, нельзя не рассказать и о цвете.

В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из цветов имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийских мастеров, русские иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Мастера Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

Итак, что же обозначают цвета?

1. Золотой (все оттенки желтого) – наличие силового поля Божественной энергии. Символ радости, блаженства, вечности.

2. Пурпурный (багрянец) – цвет Вечности, Славы Христа, цвет утра, возрождения, знак царственной Сущности Христа. Пурпур – предвестник Солнца.

3. Красный – символ тепла, любви, жизни, животворной энергии. Символ Воскресения – победы жизни над смертью. Символ Божественного огня. Вместе с тем это цвет мученичества, цвет крови Христа, символ страдания и смерти.

4. Зеленый – цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

5. Белый – символ Божественного света, цвет чистоты, святости, простоты.

6. Синий (голубой) – эти оттенки означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира.

7. Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смесь его с царским пурпуром в одежде Богоматери напоминает о человеческой природе, подвластной смерти.

8. Черный цвет – символ зла и смерти. На иконе черным обозначали пещеры – могилы и зияющую бездну ада. Также это цвет тайны, и черные одежды монахов – это символ отказа от прежних земных удовольствий и привычек, своего рода смерти при жизни.

Цвет, который никогда не использовали в иконописи, – серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.

На мой взгляд, самым интересным и ярким примером символизма в древнерусском искусстве является образ Богоматери «Неопалимая Купина».

Иконография восходит к текстам Ветхого Завета о явлении пророку Моисею горящей, но не сгорающей купины (куста) как прообраза Богородицы Приснодевы, знаменующей вместе с тем непорочное зачатие Христа от Духа Святаго; став Матерью, Богородица осталась Девою и в рождестве и после рождества. Три звезды на омофоре Богородицы указывают на это.

Богоматерь с Младенцем представлены на фоне двух перекрещивающихся ромбов, зеленого и красного, окруженных восьмилепестковой розеткой, что знаменует собой Славу Богоматери и воплощение Сына Божия из недр Пресвятой Девы. В наружном красном ромбе – четыре символа евангелистов. Во внутреннем синем или зеленом ромбе вверху изображен шестикрылый Серафим. Красный цвет символизирует огонь, объявший купину, виденную Моисеем. Зеленый цвет купины – тот, который она сохранила, будучи объята пламенем. На фоне ромбов и розетки изображение ангелов, серафимов и херувимов – исполнителей воли Богоматери и Господа, который «творит ангелами Своими, духов, служителями Своими, пылающий огонь». Ангелы на иконе имеют множество эмблем и атрибутов, в соответствии с различными видами их служения. Они олицетворяют собой премудрость, славу, воздержание, благочестие, разум, просвещение, страх Божий, милосердие, силу Божию, очищение, а также силы природы: огонь, ветер, бурю, дождь, молнию («блистание»), гром, росу, облака, радугу. В центре иконы – поясное изображение Богоматери с Христом-Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она держит «гору нерукосечную», на которой в столпе представлен Царь Славы в образе Великого архиерея, и лествицу с семью ступенями – символ видения Иакова.

В углах иконы помещены сцены видений четырех пророков о Богородице: 1) видение Моисею горящей купины, 2) видение Иессею, 3) видение Иезекиилю, 4) видение Иакову.

В русской иконописи сюжет Неопалимой Купины появляется не ранее XVI века, а впервые упоминается в описях Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря в 1605 году.

Конечно же, это – краткое объяснение символов в этой иконе. А ее богословие всеобъемлюще, т. к. соединяет в себе Ветхий и Новый Заветы, являя собой образ христианской гимнографии.

Мы надеемся, что те пояснения символов, которые мы сделали, помогут Вам прочитать эту удивительную икону по-новому, помогут и далее понимать и знать русские иконы.

Успехов Вам, ждем ваших писем.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •