Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Православный собеседник / Православный собеседник № 2(3) - 2002 /

Профессор Илья Степанович Бердников – основатель Казанской Духовной школы церковного права

Андрей Юрьевич МИХАЙЛОВ

Период 70-90х годов прошлого столетия можно назвать «золотым веком» Казанской Духовной Академии (КазДА). Это время характеризуется расцветом научной деятельности и становления основных научных школ. В 60-80-е гг. XIX в. оформляется церковно-историческая школа (П.В. Знаменский, И.М. Покровский ). Чуть позже в 70-90-е гг. XIX сформировалась казанская школа патрологии (Д.В. Гусев, Л. И. Писарев ) и догматики (Е.А. Будрин ) и др.

Гораздо большую известность и авторитет приобретает казанская школа церковного права. Время ее зарождения относят к 70-м годам XIX в. Ее предтечей явился талантливый канонист А.С. Павлов, выпускник КазДА 1858 г. В 1859 - 1864 гг. он преподавал церковное право и литургику. По свидетельству современников он сделал многое для пробуждения у студентов интереса к этим наукам1 , разработав интересный и доступный студентам курс каноники2 . Но, не успев создать собственной научной школы, в 1864 г. он переходит в Казанский Императорский Университет3 .

Непосредственным основателем казанской школы церковного права был его ученик и преемник по кафедре профессор И.С. Бердников, блестяще окончивший академию в 1864 г. (первым магистром). В 1881 году он был удостоен степени доктора богословия и возведен в звание ординарного профессора за сочинение «Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т. I (до Константина Великого)»4 . Помимо преподавания в Казанской Духовной Академии, Бердников также работал в Казанском Императорском Университете (с 1885 по 1895 гг.), участвовал в выработке новых академических Уставов, в работе Предсоборного Присутствия (1906г.) и др. Профессорская деятельность Бердникова была очень плодотворной. Современники отмечали, что именно он дал прочную постановку академическому курсу церковного права и помогал другим в преподавании этой науки5 . «Краткий курс церковного права», впервые вышедший в 1888 г6 . принес ему общероссийскую известность. Профессор активно сотрудничал с журналами «Православный собеседник», «Православное обозрение», а также с «Православной Богословской Энциклопедией» (под ред. Н.Н. Глубоковского ), для которой написал несколько десятков статей7 . Своим научным, творческим наследием, состоящим более чем из 65 работ, Бердников внес весомый вклад в развитие отечественной науки церковного права. О признании его заслуг свидетельствует присуждение ему Макарьевской премии (1889г.) и почетное членство во всех духовных академиях.

Илья Степанович Бердников, заслуженный профессор Казанской Духовной Академии (1864 - 1914)
Илья Степанович Бердников,
заслуженный профессор Казанской Духовной Академии
(1864 - 1914)
 

Под влиянием профессора И.С. Бердникова в 70-80-е гг. XIX в. шел процесс становления и оформления в своих традициях казанской школы церковного права. Учениками Бердникова была целая плеяда талантливейших ученых. Под его руководительством было защищено более 15 магистерских диссертаций. О значимости в тот период исследований в области церковного права свидетельствует такой факт, что по академическому уставу 1884 г. степень доктора церковного права стала присуждаться отдельно от степени доктора богословия8 . Школа Бердникова была велика: К 1917 году мы видим, что в трех университетах ( Казанском - проф. В.К. Соколов, Томском - проф. П.А. Прокошев , Харьковском - проф. Е.Н. Темниковский ) и двух духовных академиях (Московской - проф. А.И. Алмазов, Казанской - проф. П.Д. Лапин, проф. Курганов) преподавали его ученики. Как отмечал современник, «ученики Ильи Степановича всегда и везде считались желательными кандидатами для замещения профессорских кафедр церковного права»9 .

Отличительной чертой казанской школы церковного права была ее сконцентрированность на проблемах так называемого «внешнего церковного права».10 Главным предметом изучения для казанских канонистов был вопрос о взаимоотношении церкви и государства как в истории, так и по действующему праву. Ряд работ самого И.С. Бердникова («Церковные братства ввиду современных потребностей православной церкви и общества»; «Краткий курс церковного права» ) и его учеников - П.Д. Лапина («Собор как высший орган церковной власти») носят общетеоретический характер. Докторская диссертация Бердникова («Государственное положение религии в римско-византийской империи») и большинство работ его учеников посвящены конкретным проблемам положения христианской церкви и вообще религии в том или ином государстве, социокультурной среде, в истории и современном мире ( архиеп. Владимир – «Государственное положение церкви и религии в Италии»; проф. В.К. Соколов – «Государственное положение религии в Германии по действующему праву»; проф. Е.Н. Темниковский – «Государственное положение религии во Франции»...). Есть работы учеников Бердникова, посвященные устройству и структуре отдельных поместных церквей, (В.В. Колокольцев – «Устройство и управление румынской церковью»; М.П.Чельцов – «Церковь королевства Сербского»; Ф.А. Курганова – «Устройство и управление в церкви королевства греческого»), религиозному суду (А. В. Попов – «Суд и наказание за преступление против веры»...), положению духовенства (Н.П. Руновский - «Церковно-гражданския законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II»). Часть работ имеет историческую (например - византиноведческую) направленность (Ф.А.Курганов. «Отношения между гражданскими и церковными властями в византийской империи»; иером. Михаила. «Законодательство римско-византийских императоров»), патрологическую ( Н.П. Родников – «Учение Августина Блаженного об отношении между церковью и государством»).Существовали работы источниковедческого (В.А.Нарбеков «Толкование Вальсомона на номаканон Фотия» ) и историографического характера («П.А. Прокошев. Канонические труды Иоанна , еп. Смоленского» ).

Работы представителей «школы Бердникова» выдержаны в строго ортодоксальном духе. Они написаны на основе широкой источниковой базы, с применением канонических текстов на древних языках. Критический подход в разборе источников и следование в русле последних достижений и открытий (в т.ч. католических и протестантских) были достоинством учеников Бердникова. В качестве основного метода в своих исследованиях они использовали так называемый «историко-догматический» метод (А.С. Павлов)11 т.е. изучали государственно-церковные отношения через призму соотнесения конкретных исторических реалий (национальных систем церковного права ) с догматами Вселенской церкви (канонами). Неслучайно, что имя Бердникова и его учеников всегда ассоциировалось с ортодоксальной позицией в решении тех или иных вопросов.

Итак, по всем методологическим признакам научного сообщества: наличие общего центра (учителя), разветвленного круга учеников, сохранение преемственности, традиции в осмыслении основных положений предмета, существование характерных особенностей (направленность в изучении чего-либо), присущих лишь данному научному сообществу можно констатировать, что в КазДА действительно существовала собственная школа церковного права, оформившаяся в 80-90-е гг. XIX в. Основателем ее явился профессор И.С. Бердников - фигура знаковая, которая на рубеже XIX - XX вв. во многом определяла курс развития богословской и канонической наук. Его личность доминировала, как бы самодовлела над наукой церковного права, в котором первенствующее положение занимала, школа основанная им самим же – «школа Бердникова». Можно говорить, что роль профессора Бердникова и его школы в становлении российской каноники исключительная.

Примечания

1 Знаменский П.В. История КазДА (дореформенный) период ее существования ( 1842-1870). Вып. 2.- Казань, 1892.- с. 319.

2 КазДА// Правосл. Богосл. Энциклопедия.- Т.VIII. - Спб., 1907.- столб. 729.

3 НАРТ, ф.Ю, оп.1, д. 2367, л.З.

4 См: Бердников И.С. Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т. I ( до Константина Великого).- Казань , 1881. - 566 с.

5 Лапин П.Д, Проф. И.С. Бердников// Православный собеседник. - 1914. - нояб. -с.571.

6 См: Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной церкви.- Казань, 1888.-322 с.

7 См: Православная Богословская Энциклопедия. - Т.VIII. Спб., 1907.

8 Бердников И.С. Краткий очерк учебной и ученой деятельности КазДА за 50 лет ее существования 1842-1892.-с. 80,

9 Лапин П.Д. Указ. соч. с. 572.

10 Бердников И.С. Каноника // Правосл. Богосл. Энциклопедия.- Т. VIII. - Спб.,1907. столб. 422.

11 Павлов А.С. Курс церковного права. - Сергиев-Посад , 1902. С.8.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •