Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Православный собеседник / Православный собеседник № 1(6) - 2004 /

Матрона – боговидица из Казани

Вспоминаемые нами события явления Божией Матери и первообраза (1) Казанской иконы, происходившие в Казани, совершились по предстательству Матери Божией. Они наглядно удостоверяют нас в том, что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в судьбе нашего города, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам Свое благословение и помощь. Покров Богородицы над Россией не случаен, не по праву рождения, а по многим страданиям и испытаниям, из которых Русь выходила с Божьей помощью с победой. Этих страданий хватит не на один мир.

«Было же так. В год … 1579 при державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче … и при Архиепископе Казанском Иеремии месяца Июня в 23 день в память святой мученицы Агрипины был пожар в новопросвещенном граде Казани по прошествию двадцати шести лет от завоевания города». Так начинается описание чуда в Казани в раннем варианте рукописи знаменитого «Сказания о явлении Казанской иконы Божией Матери» священномученика Гермогена (Ермогена), патриарха Московского и всея Руси (рис. 1), первого источника об обретении знаменитой чудотворной иконы в Казани (2). Будущий патриарх был очевидцем и непосредственным участником описываемых им событий: «Я же недостойный, предпосылающий слово сие, будучи самовидцем, как и какими чудесными благотворениями явили Бог и Богородица от земных недр чудотворный Свой Образ…» (3) Это многократно увеличивает ценность его «Сказания…». В тот пожар Казань почти полностью сгорела. По непонятным причинам явление в Казани Божией Матери и обретение чудотворной иконы, описанное очень подробно непосредственным участникомсобытий патриархом Гермогеном, обросло огромным количеством ошибок, несуразностей и просто фальсификаций. К глубокому сожалению, в религиозной литературе, да и в некоторых энциклопедиях из издания в издание кочуют грубые ошибки, относящиеся к истории святого явления. В какой-то мере причиной этому послужило большое число так называемых «сказаний» об иконе Божией Матери, именуемой «Казанская», которые представляют собой весьма вольные переложения текста, составленного святителем Гермогеном. Поэтому, я думаю, что будет весьма полезно прочитать слова самого Гермогена.

Все мои исследования явления Казанской иконы Божией Матери базируются не на позднейших пересказах, а на самой рукописи святителя, опубликованной в книге П.П. Постникова «Лицевое сказание о явлении Казанской Иконы Божией Матери, (СПб., 1912) (4).

Эта катастрофа послужила испытанием для православных жителей города, т.к. «язычников же неверных во граде много было, и вер много было; источника же целебного во граде не было тогда. А иноязычные, неверием одержимые, в сердцах своих уничижали нас, не ведая Божией милости и силы»(5), – писал в своем «Сказании» Гермоген. «И стала им в пересуды и посмеяние истинная православная вера…» (6). В эту пору для укрепления православия Богоматери и угодно было прославить Свою икону (7). Святой образ, явленный в Казани в эти тяжелые годы, для православных стал «источником целебным».

В июне 1579 года, «…после пожара в том же году и месяце» (8), явилась Божия Матерь и показала свой образ в виде своей иконы казанской девочке Матроне.

«Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен отходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению», – говорит святая Церковь.

Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники удостаивались видимых посещений и явлений Божией Матери. Страницы церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия – наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Для миллионов людей Она – Царица Неба и земли. Ее многочисленные явления по всему миру преследуют одну цель: передать нам изумительные послания Бога, предназначенные наставить нас на путь вечного счастья и мира. Счастливы те, кого Матерь Божия избрала посредниками передачи миру божественных посланий.

Богородица не показала «Свое сокровище», «чудный Свой образ» «ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу» (9). Напротив, в июне 1579 года, «…после пожара в том же году и месяце» (10), явилась Божия Матерь в виде Своей светлой иконы казанской девочке Матроне (рис. 2). В разных источниках возраст Матроны указан по-разному, где 8 лет (11), где 9 (12).

Однако в тексте патриарха Гермогена читаем: «Но открыла… Свой образ источник неисчерпаемый приходящим с верою десятилетней девице, именем Матрона» (13). В некоторых публикациях ее имя пишут искаженно – «Матрена» (14).

Удивительно, но абсолютно во всех справочных, церковных и научных изданиях, а также в энциклопедиях, в том числе специализированных, Матрону с завидным упорством называют Онучиной, считая ее дочерью некоего Даниила Онучина (?!) (15) (в некоторых источниках его, опять же ошибочно, называют то стрельцом, а то и купцом).

Обратимся вновь к первоисточнику. Сразу скажу – ни разу в тексте атриарх Гермоген не называет Матрону «Онучиной». Откуда же взялась эта легенда? Предлагаю разобраться вместе. В начале своего «Сказания» Гермоген пишет, как начался пожар: «Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого «Тульский», во дворе одного царского воина Даниила Онучина» (16). То есть он был царский воин (а не стрелец и, тем более, не купец). В «Сказании…» Онучин упомянут только как виновник пожара. Уже в другом разделе «Сказания» во время описания Гермогеном боговидицы Матроны читаем: «…дочери некоего мужа из простых имуща мудрость на войне стрелебную» (17). Таким образом, мы видим, что отец Матроны был из «простецов» и не имел никакогоотношения к царскому воину Даниилу Онучину.

Да и проживала семья Матроны, хотя и недалеко от Даниила Онучина, но все-таки в другом доме. Отец Матроны, судя по всему, умер (18). Матроне видения Богородицы являлись в том дворе, где она жила: «..внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила…(курсив мой – Д.Х.) и тотчас явилась ей… икона Богородицы» (19). Здесь же было и место, указанное Божией Матерью, откуда из земли она достала икону: «… на месте, где была печь…» (20) Так вот, двор их, судя по тексту «Сказания…», был, хоть на небольшом, но на определенном расстоянии от двора «царского воина»: «…явил Господь от земли пресветлую икону… Откуда же праведный гнев (пожар – Д.Х.) Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня (курсив мой – Д.Х.) показал светящий благодатью луч…» (21)

Необходимо осознавать важность этой, казалось бы, второстепенной детали великого чуда в Казани. Вышеуказанная неверная точка зрения позволяла скептически настроенным исследователям говорить о том, что, опасаясь ответственности за страшный пожар, уничтоживший значительную часть города, Матрона и ее мать придумали историю с иконой, чтобы избежать наказания (виновных в пожаре с человеческими жертвами зачастую сжигали живьем). Этим ставилось под сомнение не только чудо обретения святой иконы, но и великое чудо явления Божией Матери в Казани.

Пресветлая икона Божией Матери велела девочке пойти в град (так назывался Казанский Кремль – крепость в центре города) и поведать о том, что она видела и где находится скрытый в земле образ и указала ей это место (22).

Пресвятая Богородица неоднократно являлась Матроне, повелевая ей забыть сомнения и рассказать об этих видениях архиепископу и воеводам, «чтобы они, придя, извлекли бы образ Пречистой Богородицы от земных недр» (23). Но девочка «была юной и не понимала повеления» (24) и говорила об этом лишь своей матери.

И вот настал день 8 июля (по старому стилю) 1579 г. Гермоген так описывает события, случившиеся в это время. «Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так что ей казалось, будто эти сияющие от иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа, сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой образ… ты… будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей» (25). Девочка от такого страшного видения пришла в ужас, омертвела и лежала так немало времени.

В слезах Матрона рассказала матери о случившимся и стала требовать, чтобы мать пошла и рассказала архиепископу и правителям города о видениях и сокрытой иконе, передав ей все слова, слышанные от Девы Марии, а также показала ей место, где ей было явление. Несмотря на ранний час, мать ее быстро пошла в крепость и поставила перед воеводами свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем случившимся (рис. 3). Воеводы, «одержимые неверием сказанному девицей о иконе, не придали тому никакого значения» (26). Женщина, вся в слезах, вместе с дочерью отправилась к архиепископу (рис. 4), но и архиепископ не внял ее словам и отослал ее ни с чем.

Возвратившись до­мой, Матрона и ее мать не отчаялись, а стали рассказывать соседям и всем людям о чудесном явлении Божией Матери, и о чудной иконе. Народ удивлялся их речам, но расходился, не придавая значения этим словам. Тогда женщина взяла заступ и начала рыть землю на ука­занном дочерью месте. Она долго копала, не находя искомого и вскоре к ней присоедини­лись и другие, изрыли все указанное место, но ничего не нашли. Тогда Матрона «…сама начала копать на месте, где была печь, также и другие с нею, и, выкопав немногим более двух локтей, о чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Превечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом» (27). Икона была найдена именно на том месте, куда указывала Матроне Богородица.

В то время на Руси еще был в полной силе допетровский церковно-общественный склад жизни. Тогда были в великом почтении все вещественные святыни христианства (28). И нигде больше, как именно на русской земле, не было столько чудесных явлений икон Божией Матери, и каждое чудесное явление встречалось верующим православным сознанием с трепетом и благоговением, а главное, с незыбле­мой верой. Православныелюди умом и сердцем воспринимали каждую икону Бо­жией Матери как дар милости Божией, и благодаря этой вере иконы изливали на верующих Божественную благодать.

Икона была завернута в ветхий «рукав однорядки вишневого сукна» (29), а сам образ был прекрасной сохранности и «чудно сиял светлостью, как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного образа…» (30). Немедленно устремилось бесчисленное множество на­рода к обретенной иконе, все молились и спешили приложиться к ней (рис. 5).

Так получилось, что нес святой образ будущий патриарх Гермоген, который в это время был священником при церкви Николы Гостинского, а не Николая Тульского, о чем ошибочно информируют читателей многие исследователи. Исправление, сделанное рукой самого патриарха и сохранившееся в одной из рукописей «Сказания…» (31), ставит все на свои места, – Гермоген сам уточняет «Мне же тогда в чину поповстве святого Николы иже зовется Гостин, каменносердечен же сый, но обаче прослезихся и припадох к Богородицыну образу и к чудотворной иконе и предвечному Младенцу Христу…» (32), «…взял его с древца, воткнутого на том месте, где была в земле та чудная икона» (33). Икона по повелению архиепископа была народом перенесена в ближайшую церковь Николая Тульского. Здесь совершили перед иконой молебствие (34). Вся дальнейшая судьба святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и даже его мученическая гибель будут связаны с этой чудотворной иконой (рис. 6).

Именно по дороге в град (Казанский Кремль) икона явила первое чудо. Некий человек по имени Иосиф был слепым в течение трех лет. «Владычица же сподобила его прозреть (рис. 7). По наущению врага, ненавидящего спасение человеков, сей проситель милостыни забыл воздать молитву и поблагодарить Богатого Врача, подавшего исцеление, – Пречистую Богородицу. И вместо того он устремился на прошение серебра, к тому, что привык делать. И так отпав верою и отяготясь леностью, не до конца получил прозрение, но стал видеть только немного перед собою» (35).

Народ, увидевший чудо, обрел еще большую веру в чудотворность Казанской иконы и внес ее в «Соборную Церковь Честного и Славного Благовещения Пресвятой Богородицы» (36).

Множество других чудес, связанных с явленной Казанской, случилось в дальнейшем. В своей рукописи, составленной около 1594 года, Гермоген выборочно описывает шестнадцать чудес.

Найденная икона представляла собой поясное изображение Богоматери с Богомладенцем (на левой руке), представленным в фас, простирающим правую руку для благословения. Голова Богоматери склонена к Младенцу Христу (рис. 8). По всей видимости, это был список с древней Влахернской иконы, по преданию, написанной евангелистом Лукой, и относился к типу Одигитрия (Путеводительница). Казанская икона — как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной» (37). Влахернская икона Богородицы названа Одигитриею, потому что Божия Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрение пред Ее святой иконой. Замечательно, что и Казанская икона часто являла свою чудотворную силу, исцеляя именно слепцов.

Уже на следующий день в Благовещенский собор к чудотворному образу Божией Матери потянулся народ. Люди приносили дары, «каждый по силе своей» – кто золото, кто серебро, а кто и что иное (38). Боговидицу Матрону и ее мать архиепископ, воеводы и весь народ «почтили с честью» (39).

В Москву царю Ивану Васильевичу (Грозному) послали сообщение о новоявленной иконе, в котором описали явление святого образа и чудеса, бывшие от него. Царь Иван Грозный повелел поставить церковь на месте, где была обретена чудотворная Икона, «устроить девический монастырь, келии поставить и ограду соорудить» (40). Из царской казны было велено дать монастырю «достаточное содержание священному собору и игуменье, а также сестрам годовое довольствие» (41). Указ царя выполнили. Построили деревянную церковь во имя святой Богородицы Одигитрии и монастырскую ограду. Чудотворную икону из Благовещенского собора перенесли «торжественным крестным ходом с молебным пением в новоустроенный монастырь» (42) (рис. 9).

Матрона, обретшая святыню, приняла монашеское пострижение, была первою инокинею (43), а потом и настоятельницею сего монастыря. Последнее утверждение, впрочем, пока не имеет веских доказательств и мы сегодня можем пока говорить лишь о благочестивом предании.

В некоторых публикациях утверждается, что Матрона в иночестве стала «игуменьею Марфой» (44). Это не соответствует действительности, являясь позже внесенным искажением. В своем «Сказании..» св. Гермоген так описывает дальнейшую судьбу девочки, удостоившейся святого видения и обретшей чудотворную икону: «Девицу Матрону постригли в том же монастыре, с наречением во инокинях имени Мавра» (45).

В апреле 1632 года в Москве отмечено присутствие старицы Мавры из Казани – той самой девочки Матроны из далекого 1579 года (46).

«29 апреля 1632 г., по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси именному указу, в Казань к Пречистой Богородицы Казанской послано с старицею Маврою, которой явилась Пречистая Богородица Казанская, три фунта ладана браного, цена по тринадцати алтын две деньги фунт. Взял царицын крестовой дьяк Иван Семенов, а прислал государевым словом стольник Василий Иванович Стрешнев» (47).

(48) Как мы видим, Матроне не только неоднократно являлась Пресвятая Богородица и была явлена самая чудотворная икона Русской Православной Церкви, но она также праведно прожила свою дальнейшую жизнь, заботясь о святом месте явления Божией Матери и о монастыре, созданном здесь.

Это чудесное событие прославило Россию. И сегодня христиане всего мира чествуют Казань как место чудесного явления Девы Марии. До октябрьского большевистского переворота Казань являлась местом массового религиозного паломничества. Это святое место было признано и посещаемо всеми христианами: и православными, и старообрядцами, и даже католиками.

Еще на заре христианства стали появляться сообщения о явлениях Девы Марии, матери Иисуса Христа. За первые 1700 лет после Рождества Христова было отмечено 300 таких явлений, а с середины XIX в. число их стало резко возрастать. Только в ХХ столетии зафиксировано 445 случаев. Ученые объясняют этот феномен тем, что именно в XIX столетии началось систематическое изучение явлений Богоматери.

Русские люди хорошо знают, что Пресвятая Богородица довольно часто являлась православным святым и простым верующим. Об этом имеется целый ряд достоверных сообщений. Однако явление в Казани имело особый смысл. Во-первых, важным отличием этого явления было то, что Божия Матерь хотела, чтобы об этом факте узнали все, и она настойчиво требовала этого от Матроны: «…повелевая ей без сомнения поведать об этих видениях» (49). Кроме того, для нас крайне важно, что Богородица особенно выделила именно Казань, как место своего явления православным. Гневаясь на Матрону за непослушание Ее словам, она, как меру наказания, сообщает Матроне: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой образ, я на другой улице явлюсь или в другом граде…» (50).

При всем разнообразии все случаи явления Девы Марии чаще всего имеют несколько общих признаков.

Хотя в первые столетия существования христианства свидетелями явлений Божией Матери в основном становились мужчины, начиная с XVIII в. ситуация кардинально изменилась. Видения все чаще стали являться женщинам, а в последние 120 лет – детям. Одной из первых уже в конце 16 века, этого благословенного чуда удостоилась маленькая девочка из Казани.

Обычно все эти дети отличались глубокой набожностью и были выходцами из простых крестьянских семей, которые не сумели заставить окружающих поверить в истинность своих рассказов. Вспомним текст «Сказания...»: «дочери некоего мужа из простых...» (51).

Такие явления чаще всего бывают не единичные, а повторяются несколько раз. Это справедливо и для явления Божией Матери в Казани: «После этого неоднократно являлась Матроне в видении пресветлая и чудотворная икона...» (52).

Известно, что чаще всего Богоматерь появляется на открытом воздухе. Читаем у Гермогена: «Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая икона Богородицы...» (53).

Свидетели явлений говорят, что им предшествуют определенные природные феномены – внезапный легкий ветерок или штормовой ветер, вспышка молнии или мягкоесвечение. Неудивительно, что этот общий признак присутствовал и в Казани: «...явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы страшным, огненным образом, испуская поразительные и огненные пресветлые лучи...» (54).

Во время явления людям Пресвятая Дева разговаривает с окружающими, часто повелевает им что-либо. Это же мы видим и в случае с Матроной: «… икона Божией Матери велела ей пойти во град и поведать о иконе Богородицы, которую видела, архиепископу и воеводам...» (55).

Свидетели явления Божией Матери понимали, что перед ними не историческая личность из плоти и крови, а, скорее, некая сверхъестественная сущность: «Девица от страшного такого видения сильно ужаснулась, омертвела и лежала так немало времени» (56).

Поэтому образ Девы Марии в видениях часто напоминает традиционные изображения, принятые в религиозной живописи. Именно это мы и видим во время явления Божией Матери в Казани, где она являлась в виде Богородичной иконы. Богородица явилась перед девочкой из Казани в образе, наиболее доступном для ее восприятия: «…неоднократно являлась Матроне в видении пресветлая и чудотворная икона…». (57) Скептики находят этому следующие объяснение. Видения – образы, спроецированные подсознанием. Человек облекает в конкретную форму сильную внутреннюю страсть, обусловленную религиозными переживаниями. Но это, разумеется, ни в коем случае не может ставить под сомнение сам факт явления Божией Матери, которая могла явиться и является в любом облике.

В связи с этим хотелось бы отметить, что явление Божией Матери и обретение образа Казанской иконы неразрывно связаны между собой. Обретение святого образа лично Матроной было своего рода «доказательством» для остальных верующих факта явления Богородицы. «Стали и другие люди копать… и ничего не нашли. Девица Матрона начала копать… О чудо, явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы…» (58)

Почитание Девы Марии, безусловно, имеет особое значение для верующих. Места явлений Божией Матери всегда становятся местами массового паломничества. Не сомневаюсь, что скоро Казань по праву станет важным и популярным для паломников местом, чему есть все основания. Ситуация для Казани уникальна не только тем, что она является одним из первых признанных всем миром мест явлений Божией Матери, уникальность этого места и в том, что оно признано буквально всеми христианскими Церквами и даже отдельными представителями нехристианских конфессий.

К огромному сожалению, сегодня Матрону фактически забыли и о ней практически не сохранилось никаких известий. Это несправедливо и незаслуженно. Сегодня пришло время, когда это можно и нужно исправить. До сего дня ее изображения есть в церквях в каждом городе России: как на иконах Казанской Божией Матери «с деяниями», так и в храмовых росписях. Так, сюжет явления Божией Матери Матроне (рис. 2) есть и в Благовещенском соборе г. Казани, и в алтарной настенной росписи Московского Казанского собора.

Сегодня на святом месте стоит табачная фабрика, чудом сохранившиеся здания Богородицкого монастыря стремительно ветшают, все приходит в упадок. Самое плохое в том, что это запустение и равнодушие – всего лишь отражение того, что сегодня творится в наших душах.

Но мы не хотим признавать, что многие несчастья, многие испытания, многие душевные смуты постигают нас из-за отсутствия искренней веры, из-за нашей духовной слепоты, из-за нашей неспособности слышать Божественный голос. Как отказывались слышать его из уст своей дочери мать Матроны, как отказывались слышать власти города и даже его духовные лица, которым рассказывал о своем чудесном видении ребенок.

Примечания:

1. Понимая, что Первообраз всех богородичных икон есть Божия Матерь, автор считает корректным применять словосочетание «первообраз (с прописной буквы) Казанской иконы» к иконе, явленной в Казани в 1579 г. Это связано с тем, что название «явленная», используемое для этого чудотворного образа в литературе, не выделяет эту икону в ряду многих других Казанских, которые были также «явлены», но позже. Мало того, выражение «явлена в Казани» относится как минимум еще к одной Казанской иконе – Ярославской. Эта особо чтимая икона исцеляла болезни и останавливала эпидемию холеры (Орлов Д. Святые иконы России. - СПб., 2002. - С. 38), была также явлена в Казани («в торговых рядах»). Возможно, впрочем, использование для таких икон названия «первоявленная».

2. Евген. Словар. историч. - СПб., 1827. - Т. 1. - С. 186. 3. Честь и слава Богоматери. - М., 1994. - Вып. 4: Казанская икона (воспроизведение раннего варианта рукописи священномученика Ермогена, патриарха Московского всея России). - С. 6.

4. Цитируется по книге: Честь и слава Богоматери…

5. Честь и слава Богоматери… - С. 13

6. Там же.

7. Об-ич И. Чудо явления Казанской иконы Божией Матери // Русская Жизнь. - Сан-Франциско. - № 5348.

8. Казанская чудотворная икона Божией Матери // Православный Собеседник. - Казань. - 1858. - Ч. 3.

9. Честь и слава Богоматери… - С.15.

10. Там же.

11. Орлов Д. Святые иконы России. - СПб., 2002. - С. 34 и др.

12. Об-ич И. Чудо явления Казанской иконы Божией Матери…; Языкова Ирина. Взгляд эксперта // Новая газета. - 2000. - 27 апреля; Никанор (Каменский), архим. Святыни Казани. Казанская икона Божьей Матери. - Казань, 1890. - С. 5; Киселев Александр, протопресвитер. Чудотворные иконы Божией Матери в истории России. - Сретенский монастырь. - 2000. - С. 47 и др.

13. Честь и слава Богоматери… - С. 15.

14. Указатель города Казани или памятная книжка для жителей Казанской губернии на 1841 год. - Казань, 1840; Языкова Ирина. Взгляд эксперта...

15. Указатель города Казани…; Орлов Д. Святые иконы России… - С. 34.

16. Честь и слава Богоматери… - С. 12.

17. Честь и слава Богоматери… - С. 15.

18. Об этом говорит тот факт, что почти сразу после явления вслед за Матроной ее мать также ушла в монастырь. «…Спустя некоторое время постриглась и мать девицы» (Честь и слава Богоматери… - С. 24).

19 Честь и слава Богоматери… - С. 16.

20 Честь и слава Богоматери… - С. 19.

21 Честь и слава Богоматери… - С. 14.

22. Честь и слава Богоматери… - С. 15.

23. Там же.

24. Там же.

25. Честь и слава Богоматери… - С. 16-17.

26. Честь и слава Богоматери… - С. 18.

27. Честь и слава Богоматери… - С. 19.

28. Никанор (Каменский), архим. Тихвинская церковь и церкви Второго благочиния г. Казани. - Казань, 1890.

29. Честь и слава Богоматери… - С. 19.

30. Там же.

31. Черновой вариант рукописи Гермогена, датируемой 1594 г., цитируется по книге: Малов Евфимий, свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь история и современное его состояние. - Казань, 1879. - С. 207-209.

32. Малов Евфимий, свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь… - С. 208.

33. Честь и слава Богоматери… - С. 21.

34. Москвит. - 1850. - Отд. 3. - С. 8-9.

35. Честь и слава Богоматери… - С. 22.

36. Там же.

37. Киселев Александр, протопресвитер. Чудотворные иконы Божией Матери… - С. 50.

38. Честь и слава Богоматери… - С. 23.

39. Там же.

40. Честь и слава Богоматери… - С. 24.

41. Там же.

42. Там же.

43. Об-ич И. Чудо явления Казанской иконы Божией Матери…; Указатель города Казани…

44. Орлов Д. Святые иконы России… - С. 34.

45. Честь и слава Богоматери… - С. 24.

46. Павлович Г.А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв. - М., 1995. - С. 225-228.

47. Из книги расходных ладана Казенного Приказа. - Д. 410. - Л. 79-79 об.

48. Эта часть статьи основана на следующем докладе автора: Хафизов Д. Место явления Божией Матери в Казани и обретения Чудотворной иконы – паломничество и дальнейшие перспективы // Программа Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура»: Круглый стол №2: «Историко-культурное значение иконы Казанской Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря». - Казань, 2002. - С. 14.

49. Честь и слава Богоматери… - С. 16.

50. Честь и слава Богоматери… - С. 17.

51. Честь и слава Богоматери… - С. 15.

52. Честь и слава Богоматери… - С. 15-16.

53. Честь и слава Богоматери… - С. 16.

54. Там же.

55. Честь и слава Богоматери… - С. 15.

56. Честь и слава Богоматери… - С. 17.

57. Честь и слава Богоматери… - С. 15-16.

58. Честь и слава Богоматери… - С. 19.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •