Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Православный собеседник / Православный собеседник № 1(6) - 2004 / Экуменические контакты Русской Православной Церкви с англиканами на протяжении XIX и XX веков (продолжение (нач. в № 2(5)-2003 г.) /

5. Кризис экуменического движения

Итак, межцерковные отношения между православными и англиканами, начавшиеся с большим воодушевлением в XIX веке, в настоящее время переживают некоторый кризис. Во всяком случае, стороны практически не ведут богословские диалоги. Каковы причины настоящего положения дел? Можно назвать целый ряд их, но главной причиной является непонимание, которое разделяет восточного и западного человека. Как это видно в настоящем исследовании, православные участники богословских переговоров неустанно напоминали англиканам, что проблема церковного единства напрямую зависит от разрешения вероучительных разногласий, в противном случае Православная Церковь никогда не пойдет на соединение с Англиканской Церковью. Исследование эволюции экуменических православно-англиканских диалогов показало, что на условия единства с православными могла согласиться только часть англиканской паствы. В конце концов, Церкви пришли к неразрешимости проблемы. Англиканская Церковь в настоящее время отвечает запросам современного западного общества и все больше и больше уклоняется от первоначального пути, пути единства с православными.

На данный момент Православной Церкви трудно обсуждать проблему церковного единства с представителями западных конфессий, ибо принципы, которым она остается верна, не соответствуют «духу времени». Даже Католическая Церковь, которая всегда была хранительницей Священного Предания, ныне достаточно сильно подвержена влиянию церковного модернизма. Иоанн Павел II в своем окружном послании ко всем чадам Католической Церкви обращается с призывом к экуменической активности, причем церковное вероучение не должно полагаться в основу при проведении экуменических диалогов: «Кроме догматических расхождений, ждущих своего разрешения, христиане, однако же, не могут недооценивать тяжести атавистического непонимания, унаследованного от минувших времен; тяжести недоразумений и предрассудков одних по отношению к другим. Нередко эту ситуацию отягчает инертность, равнодушие и недостаток взаимного знакомства. По этой причине, экуменический долг должен основываться на обращении сердец и на молитве, которые побудят нас также к необходимому очищению исторической памяти. Благодатью Духа Святого ученики Господа, воодушевленные любовью и искренней волей к взаимному прощению и примирению, призваны вместе пересмотреть их скорбное прошлое и те раны, которые оно, к сожалению, и сегодня продолжает наносить. Все молодящая сила Евангелия зовет их к взаимному признанию содеянных ошибок и случайных причин, воздействовавших на истоки их преодолимой разобщенности. Нужен ясный и спокойный взгляд истины, оживленный милосердием Божиим, способный освободить души и вдохнуть в каждого обновленную готовность в виду Евангельского благовестия, направленного к людям всех народов и наций».72

Тотальная секуляризация западного общества, в том числе и западного христианства, привела к идее скорейшего решения проблемы церковных разделений. Проблема эта сама по себе достаточно злободневная, и Православная Восточная Церковь и в настоящее время выступает за разрешение ее, однако тот путь, который избрали англикане и другие западные христианские конфессии, оказывается для православных неприемлемым, главным образом потому, что христиане Запада, в борьбе за права человека стали рассматривать церковные правила, определяющие жизнедеятельность члена Церкви, как унизительный пережиток средневековья. Этот пережиток унижает человеческую личность, поэтому Церковь не имеет права в чем-либо стеснять верующего. Борьба за права человека возбудила борьбу женщин за равноправие с мужчинами пред Престолом Всевышнего, следствием чего явилось возникновение женского священства в англиканстве. На сегодняшний день в Церкви Англии насчитывается уже более 1,5 тысяч женщин-священников, более 1 тысячи диаконисс и 2 епископини. Возникновение женского священства в англиканской Церкви послужило заразительным примером и для других христианских конфессий, и вот уже члены Католической Церкви высказывают желание пойти по пути Англиканской Церкви. Так, летом 2000 года состоялся конгресс организации христианских феминисток «Рукоположение женщин во всем мире» в Дублине, на конгрессе обсуждался вопрос женского священства в Католической Церкви. Ведущим докладчиком на конгрессе была уроженка Индии Аруна Гнанадасон, координирующая программу «Женщины» Всемирного Совета Церквей. Задача этой экуменической программы способствовать участию женщин во всех областях церковной жизни. Христианские феминистки, выбравшие своим лозунгом слова «Женщины созрели», намерены были собрать в Дублине своих единомышленниц, чтобы продемонстрировать, что «призвание женщин к священству обновляется внутри Католической Церкви». Организаторы заявляют, что они полны решимости продолжить борьбу за окончательное признание их достоинства как личностей и как христианок внутри Католической Церкви.73

Вообще, все острее становится проблема отношения руководства христианских Церквей к женщинам и к женскому священству в частности. Так, верующие феминистки в последние два-три десятилетия стали активно нападать на руководителей своих Церквей, требуя полного уравнивания своих прав с мужчинами. Теперь они не только требуют допускать их к священному сану, но и настаивают на пересмотре основных, незыблемых положений христианской религии. Английские феминистки из методистской Церкви заявляют, что, создавая наш мир, Бог вынашивал его, что было подобно рождению и вскармливанию младенца. То есть Бог делал то, что традиционно отождествляется с женским началом. Поэтому, заявляют они, нет никаких оснований полагать, что Бог – существо мужского пола и обращаться к нему надо со словами «Отче наш». В молитвах, утверждают они, Его (Ее?) можно называть «матерью» и «сестрой». В настоящее время в Англии уже созданы новые молитвенники, в которых Бог называется «наш отец и мать». Обеспокоенное влиянием женщин в методизме (одном из направлений протестантизма), его руководство заменило название гимна «Бог наших отцов» на «Бога всех веков». Несколько лет назад представительница другой протестантской Церкви – немецкой евангелическо-лютеранской – стала первой в мире женщиной, получившей сан епископа. Другие же Церкви, например, католическая, готовы пойти лишь на частичные уступки, хотя II Ватиканский собор и высказался за то, чтобы женщинам разрешили принимать по крайней мере низший духовный сан диаконисс. Однако пойти на уступки готовы не все представители католической Церкви. Как сообщила бельгийская «Суар», католический священник Эндрю Рикис-Уильям заявил, что, давая женщинам священнический сан, с тем же успехом можно рукополагать и обезьян.74

Сам факт возникновения женского священства положил конец богословским дискуссиям. Вот как об этом пишет митрополит Кирилл (Гундяев): «Современный протестантизм, отвергая Предание как норму жизни, одновременно придает огромное значение либеральной идее, заимствуемой из светской системы ценностей. Как поступают протестантские богословы, когда в их сознании вступают в противоречие основополагающая для христианской веры норма Предания и современный либеральный стандарт? Они отдают предпочтение последнему. Вот генезис истории о женском священстве в самом кратком историко-культурологическом изложении. Когда православных спрашивают, почему они не рукополагают женщин, те отвечают, что подобное выходит за рамки Предания и апостольской веры. Протестанты возражают, ссылаясь на то, что всякая традиция обусловлена конкретными культурно-историческими условиями, а в наши дни отказ от рукоположения женщин якобы принимает форму их дискриминации. Ведь, как и всякий человек, женщина равна в правах с другими людьми, свободна по определению и, следовательно, должна в полной мере обладать способностью пользоваться плодами этой свободы. Первоначально мы пытались вести полемику с протестантами на уровне и в формах богословского дискурса, однако скоро убедились в том, что получается диалог глухого с немым. Не далее как в прошлом году во время одного из диалогов я позволил себе осведомиться у протестантских собеседников, чем они руководствуются, превознося секулярную идею либерального стандарта над законом и нормой христианского Предания. Ибо рукоположение женщин есть не что иное, как практическое осуществление принципа прав человека в области иерархического устройства христианской общины. Один очень симпатичный и прекрасно относящийся к России немецкий пастор, смутившись, сказал: «Владыка, неужели вы всерьез думаете, что мы рукополагаем женщин, руководствуясь идеей прав человека, а не следуя Священному Писанию?». Я ответил: «А где же в Священном Писании возможно отыскать санкцию на подобное деяние? Зато оно всецело отвечает букве и духу либерального западного стандарта прав и свобод человека».75

Между тем Русская Православная Церковь продолжает призывать инославные конфессии к конструктивному диалогу, в основу которого бы полагалось учение Церкви. Во имя этой цели Московский Патриархат еще продолжает формально участвовать в экуменическом движении.

Заключение

Подводя итоги, нужно отметить следующее. В нашей работе был проведен анализ взаимоотношений двух Церквей, которые в христианском мире занимают авторитетное положение.

В данной работе прежде всего уделялось внимание предыстории и историческому развитию отношений между англиканской и Русской Православной Церковью. Произведено это было для того, чтобы, во-первых, раскрыть мотивы, побудившие Церкви пойти на сближение, во-вторых – иметь представление о развитии церковных отношений, в-третьих – представить важность участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении.

Далее в работе большой раздел посвящен вероучительным определениям Англиканской Церкви и соотношению этих определений с вероучением Православной Церкви. Нами брались во внимание Символические книги англикан, которые являются авторитетными источниками англиканского вероисповедания, в работе были исследованы межцерковные соглашения, открывшиеся в 50-х и продолжавшиеся до начала 90-х гг.

Следующий раздел нашей работы был посвящен освещению позиций, которые занимали Церкви при проведении экуменических переговоров, отношению Церквей к вероучению как непререкаемому источнику, на который следует опираться при обсуждении проблемы церковного единства. При этом учитывалось мнение англикан и мнение православной общественности.

В работе поднимается проблема, связанная с вопросом о действительности англиканской иерархии, описываются решительные действия Католической Церкви и осторожное отношение к этой проблеме православных.

В заключительной главе отмечается упадок экуменического движения по причине отступления западных христианских Церквей от церковного Предания.

При решении поставленных задач были сделаны следующие выводы.

Анализ англиканского вероучения показал, что Символические книги англикан несут в себе следы католического и протестантского влияния, в результате чего многие главы этих книг двусмысленны и не имеют точного определения. Англиканские символические книги во многом противоречат православному вероучению и не могут быть признаны Православной Церковью. Русская Православная Церковь в ходе богословских переговоров заявляла англиканской стороне, что межцерковный диалог может вестись только при учете вероучительных определений. Англикане не всегда и не все соглашались с этим принципом. В англиканской среде сказывался консерватизм и церковная разобщенность («высокая» церковь, «низкая» церковь и «широкая» церковь) – это служило тормозом развития экуменических соглашений, а впоследствии вовсе отвело англикан от пути сближения с Православной Церковью. Русская Православная церковь занимала твердую позицию, от которой никогда не отклонялась.

В ходе нашего исследования было выявлено, что экуменические переговоры православных и англикан переживали определенную эволюцию. Если в XIX веке церкви мало знали друг о друге, то в середине XX, когда между Церквами проводились конструктивные диалоги, и православные, и англикане знали несравненно больше. Вторую половину XIX века можно назвать временем подготовки Церквей к экуменическому диалогу, во второй половине XX века церкви вели довольно активные переговоры на богословском уровне.

Исследование показало, что англикан не устраивали противоречивые и неопределенные пункты их вероучения. Для проведения реформ на Общем собрании англиканских епископов был учрежден «Маленький комитет», который должен был заняться правкой вероучения. Как показала дальнейшая история, этот комитет со своей задачей не справился. Англикане так и не смогли произвести реформу своего вероучения. В то же время англикане не выдавали свои символические книги за непререкаемые вероучительные источники. В результате богословских переговоров, начавшихся в 50-х годах, англикане были готовы поставить под вопрос значимость своих Символических книг и внести правку по следующим пунктам:

1) Признание учения о «Филиокве» неосновательным нововведением, которое должно быть удалено из Символа веры.

2) Признание учения о таинстве Евхаристии, как Жертве, принесенной однажды, но являющейся всегда в претворении хлеба и вина в Тело и Кровь Господню действием благодати Святого Духа.

3) Признание почитания святых действительным и оправданным фактом.

4) Утверждение о должном и приличном совершении молитвы за умерших.

5) Признание спасительности семи таинств Церкви.

6) Признание вероучительными источниками Церкви Священного Писания и священного Предания.

7) Наличие действительной и законной священной иерархии.

Однако эти вероучительные соглашения Англиканской Церковью были приняты с рядом условий и не получили должного распространения и признания всеми членами Англиканской Церкви. Кроме того, в ходе богословских диалогов англикан с православными не удалось достичь согласия по некоторым вопросам. Все это выразилось в следующем.

1) Неопределенное отношение англикан к Священному Преданию. Зачастую в сознании англикан Священное Предание несет характер подчиненности Священному Писанию.

2) Отрицание англиканами значения добрых дел.

3) Учение о предопределении, выраженное в 17 члене XXXIX глав.

4) Неопределенный статус семи таинств в Англиканской Церкви.

5) Не определенность критериев святости, которые должны учитываться при канонизации того или иного подвижника.

6) Ввиду того, что церковное управление Англиканской Церкви принадлежит светской власти, которая, в свою очередь, в богословских собеседованиях участия не принимала, для православных участников этих встреч оставался не ясным вопрос значимости принятых Англиканской Церковью соглашений. Этот вопрос так и не был разрешен.

7) Непонятное отношение англикан ко Вселенским Соборам, так как англикане готовы подписываться под решениями только Первого Вселенского Собора, в то время как остальные шесть могут быть приняты англиканами с рядом оговорок.

Решения, принятые на межцерковных совещаниях, игнорировались многими представителями Англиканской Церкви. Вообще для православных исследователей осталась непонятной управленческая структура Англиканской Церкви. Официальной главой Церкви Англии является светское правительство, однако церковные реформы зачастую осуществляются епископами действующих диоцезов на Ламбетских конференцях. Представители светской власти обычно не принимают участия в решении того или иного вопроса, в результате чего становится неопределенным статус церковных постановлений, которые, как правило, исполняются лишь частью пестрого англиканского церковного общества.

Следует также отметить, что православные участники экуменических встреч не раз заявляли англиканам, что Православная Церковь обеспокоена отступлением Церкви Англии от вероучительных принципов при заключении различного вида интеркоммунионов и межцерковных соглашений.

Обширная глава нашей работы посвящена проблеме признания англиканской иерархии. Она дает нам представление о мире Католической Церкви и мире Русской Православной Церкви. Если папа Лев XIII без колебаний официально объявил англиканскую иерархию недействительной, то митрополит Московский Филарет (Дроздов) высказывался предельно осторожно. Это дало возможность русской православной общественности принять свободное и живое участие в решении вопроса. Наше исследование приводит целый ряд таких заметок.

Таким образом, на основе проведенной нами работы следует заключить, что официальная позиция Московского Патриархата, выраженная на архиерейском Соборе 2000 года, исходит из тех же принципов, на которые опиралась Русская Православная Церковь на протяжении всего времени участия в экуменических переговорах с Англиканской Церковью. Русская Православная Церковь заявляла, что только богословские совещания по доктринальным вопросам могут служить залогом церковного единства. Московский Патриархат не раз служил «рукой удерживающего» в противовес сепаратным стремлениям некоторых Поместных Церквей при обсуждении вопроса церковного единства с англиканами. Англикане не привели свое вероучение в точное соответствие с православным вероучением, более того, в Символических книгах англикан не было произведено правки, ввиду чего многие главы сохранили противоречивость и неопределенность. Достигнутые соглашения с православными в вероучительных определениях не получили должного распространения среди общин Англиканской Церкви, что ставило под сомнение действительность достигнутых соглашений. Отступление Англиканской Церкви от вероучительных определений при заключении интеркоммунионов и учреждение женского священства служили серьезными помехами экуменическим соглашениям, а впоследствии привели к его кризису.

Русская Православная Церковь вела конструктивный диалог, четко обозначив принципы, которые должны учитываться при проведении экуменического диалога, в то время как позиция англикан была нечетко выраженной, а чаще – противоречивой. Таким образом, обвинение Людмилы Перепелкиной в излишней экуменической активности Московского Патриархата и недоумения авторов статей сборника «Соборность» представляются необоснованными.

Современный кризис духовности на Западе связан с отступлением Церквей от догматических принципов. Пример взаимоотношений Англиканской Церкви с Русской Православной Церковью свидетельствует, что только соблюдение вероучительных принципов может служить залогом церковного единства, кроме того, учение Церкви оберегает общество верующих от сепаратных поползновений (заключение интеркоммунионов без учета вероучительных особенностей) при проведении экуменических диалогов с инославными. В настоящее время западное христианство не готово к конструктивным переговорам с Православной Церковью, следствием чего явился спад экуменической активности Московской Патриархии. Но, дабы свидетельствовать инославному миру о себе, Православная Церковь Московского Патриархата продолжает принимать номинальное участие в экуменическом движении.

Список литературы

1. Александр (Светлаков), епископ. Церковь Англиканская по праву ли присваивает себе название церкви кафолической? - М., 1892 .- 31 с.

2. Артур К. (Хидлэм), епископ. Церковь в Англии. - Лондон. - 1921. - 70 с.

3. Бердяев, Николай. Вселенскость и конфессионализм // Христианское воссоединение. Париж. YMCA-Press. - 1933. - С 63-81.

4. Богословский М.М. Неразрешенные проблемы христианства // h ttp://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000008

5. Бондарь С.Д. Англиканская Епископальная церковь. - СПб., 1911. - 100 с.

6. Бондарь С.Д. XXXIX членов Англиканской церкви // Англиканская Епископальная Церковь. - СПб., 1911. - С. 91-100.

7. Булгаков А.И. К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. - 1898. - Т.2. - № 8. - С. 534-574.

8. Булгаков А.И. Новейшие религиозные преобразования в Англии в настоящем веке // ТКДА. - 1897. - Т.2. - № 8. - С. 564-599.

9. Булгаков А.И. Общее собрание англиканских епископов в 1888 году в июле месяце // ТКДА. - 1889. - № 1. - С.132-145; № 2. - С. 333-357.

10. Булла папы Льва XIII об англиканских рукоположениях (Apostolicae Curae) / Пер. П.М. Светникова // Богословский Вестник. - 1896. - Т. IV. - №11. - С. 312-326.

11. Василий (Кривошеин), архиепископ. Межправославная комиссия по диалогу с англиканами (Белград, 1-15 сентября 1966 г.) // ЖМП. - 1967. - №6. - С. 33-36.

12. Василий (Кривошеин), архиепископ. Сессия межправославной комиссии по диалогу с англиканами // ЖМП. - 1972. - №4. - С. 55-58.

13. Вопрос о соединении Церквей на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-18гг. // Православие и экуменизм: (Документы и материалы). - М: ОВЦС, 1995. - С. 65-67.

14. Воронов Л., протоиерей. Заседание Смешанной Англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам // ЖМП. - 1981. - №11. - С. 61-62.

15. Ведерников А. Соблазны экуменизма // ЖМП. - 1954. - №4. - С 69.

16. Вторая встреча комиссии по сотрудничеству между церковью Англии и РПЦ // ЖМП. - 1991. - №6. - С. 63-66.

17. Глубоковский Н. О христианском единении // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - М: ОВЦС, 1995. - С. 72-75.

18. Дейви Колин. Англиканское и восточное христианство // Соборность. - 1998. - С.142-154.

19. Джебб, епископ Лимерикский. Характер Англиканской церкви / Пер. с фр. Под ред. И. Троицкого. - СПб., 1868. - 63 с.

20. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Информационный Бюллетень. - 2000 г. - № 8, специальный выпуск. - С. 2-60.

21. Заболотский Н. Перспектива богословских собеседований между православными и англиканами на конференции 1956 года // ЖМП. - 1963. - №4. - С. 52-57.

22. Заседание Объединенной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам // ЖМП. - 1984. - № 3. - С. 66-69.

23. Заявление православных участников на первой всемирной конференции «Вера и церковное устройство». Лозанна, август, 1927 год. // Православие и экуменизм (Документы и материалы). М.: ОВЦС, 1985.- С. 76-79.

24. Иванов А. Из истории взаимоотношений англиканской и православной церквей // ЖМП. - 1954. - №11. - С. 47-58.

25. Иларион (Алфеев), иеромонах. Православие и инославие // Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. - С. 409-414.

26. Иоанн, епископ. Открытое письмо по поводу об англиканской иерархии // 1897. - Т. 1. - №3. - С. 543-548; Т. 3. - №7. - С. 68-75.

27. Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, святых Вселенских Соборов. - СПб.: Правило веры, 2000. - 428 с.

28. Керенский В.А. К вопросу о действительности англиканских посвящений: (По поводу буллы Apostolicae Curae и Ответа на нее англиканских иерархов). - Казань: Унив. Тип., 1897. - 22 с.

29. Кирилл (Гундяев), митрополит. Через религиозное образование к православному образу жизни // ЖМП. - 1999. - №10 // http:// www.jmp.ru/JMP/99/10-99/16.htm.

30. Ламбетская конференция // ЖМП, 1989. - №7. - С. 56-58.

31. Лопухин А. Сношения Американской Епископальной церкви с Православным Востоком по вопросу о соединении церквей // Христианское Чтение. - 1882. - Ч.2. - С. 56-115.

32. Лосский Н. Православный подход к англиканству // Соборность. - 1998. - С. 125-137.

33. Михаил (Рамсей), архиепископ. Важность англикано-православных связей // Соборность. - 1998. - С. 67-72.

34. Михайловский Василий, прот. Англиканская церковь и ее отношение к православию. - СПб., 1864. - 283 с.

35. Новости Православия. http://www.pravoslavie.ru/news/010312/12.htm.

36. Окружное послание Вселенского Патриарха 1920 года // Там же. - С. 68-71.

37. Осинин И.Г. Новое заявление в пользу сближения Англиканской церкви с Православной // Христианское Чтение. - 1867. - Т.1. - С. 673.

38. Осинин И.Г. Об англиканском священстве: (По поводу обнаруживающихся в англо-американской церкви стремлений к сближению с Православно-Восточной Церковью) // Христианское Чтение. - 1869. - Т.2. - С. 702-762.

39. Осинин И.Г. Обзор XXXIX членов англиканского вероисповедания // Христианское Чтение. - 1866. - Т.1. - С. 571 - 601.

40. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // ЖМП. - 2000. - №10. - С. 22-30.

41. Ответ Англиканской церкви на апостольское послание папы Пия IX // Христианское Чтение. - 1869. - Т.1. - С. 437.

42. Ответ архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII об англиканских посвящениях // Богословский Вестник. - 1897. - Т.2. - №6. - С. 384-402; Т.3. - №7. - С. 44-67.

43. Ответное послание Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского и Галицкого Эдуарду, архиепископу Кентерберийскому // ТКДА. - 1888. - №9 - 10. - С. 339 - 340.

44. Папа Иоанн Павел II. Да будет все едино. Окружное послание об экуменическом долг // http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/catholic/utunum.htm.

45. Перепелкина Л. Экуменизм – путь, ведущий к погибели. - Джорданвилл, 1992. - С.43.

46. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Православный взгляд на современный экуменизм // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - М: ОВЦС, 1995. - С. 317-318.

47. Письмо Константинопольского Патриарха к Кентерберийскому архиепископу и отзыв о нем газеты «Times» // Христианское Чтение. - 1869. - Т.2. - С. 10-49.

48. По вопросу о соединении Англиканской церкви с Восточной Православной // Христианское Чтение. - 1866. - Т.2. - 351 с.

49. Попов Е.И., прот. К вопросу о взаимообщении Англиканской церкви с Православными Восточными Церквами // Христианское Чтение. - 1869. - Т.2. - С. 513-673.

50. Попов Е.И., прот. Начатки движения в Англиканской Церкви к соединению с Восточной // Прибавления к творениям святых отцов. - Ч.XXIII. - М., 1864. - С.495-496.

51. Попов Е.И., прот. Нечто о преемстве апостольского рукоположения в Англиканской церкви // Христианское Чтение. - 1870. - Т.1. - С. 188-205

52. Попов Е.И., прот. Попытки в Англиканской церкви к соединению с Православною в XVIII в. // Христианское Чтение. - 1865. - № 1. - С. 263-265; № 2 - С. 182-187.

53. Православно-англиканское собеседование в Москве 26 июля – 2 августа 1976 г. // ЖМП. - 1976. - № 11. - С. 50.

54. Преображенский Н.А. К вопросу о сближения между Православным Востоком и англиканством // Богословский Вестник. - 1900. - Т.3. - № 12. - С. 662-672.

55. Резолюция московского совещания 1948 г. по вопросу «Об англиканской иерархии» // ЖМП. - 1948. - Спец.№. - С. 28-29.

56. Резюме собеседований русских православных и англиканских богословов, принятое на заседаниях от 16, 17, 19, 20, 21 и 23 июня 1956 года в Москве // ЖМП. - 1956. - №9. - С. 32-35.

57. Рожденственский А. Символические и богослужебные книги Англиканской церкви как выражение ее вероучения. - Киев. - 1908. - 466 с.

58. Сергий Булгаков, протоиерей. У кладезя Иаковля (О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и таинствах) // Православие и экуменизм (Документы и материалы 1902-1998). - М., 1999. - С. 116-133.

59. Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси. Значение апостольского приемства в инославии // Библиотека форума «Православная беседа»: http://beseda.mscom.ru/library.

60. Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от Нее обществам // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - М: ОВЦС, 1995. - С. 85-107.

61. Собеседование по доктринальным вопросам // ЖМП. - 1990. - №3. - С 65 - 67.

62. Соколов В.А. Заметки Преосвященного Иоанна, епископа Аксайского, по поводу статьи об англиканской иерархии // Богословский Вестник. - 1896. - Т.3. - №9. - С. 402-406.

63. Соколов В.А. Иерархия Англиканской Епископальной церкви // Богословский Вестник. - 1896. - Т.1. - №1. - С. 1-24; №2. - С. 189-214; Т.2. - №5. - С.197-237; Т.3. - №9. - С 287-333; 1897. - Т.1. - №3. - С.436 - 484; Т.2. - №6. - С. 327-383; Т.3. - №8. - С. 137-157; Т.4. - №10. - С.10-43; №12. - С. 335-374.

64. Соколов В.А. К вопросу об англиканской иерархии: (По поводу библиографической заметки И.Соколова в ноябрьской книжке журнала «Странник» за 1898 г.) // Богословский Вестник. -1899. - Т.1. - №1. - С. 115-133.

65. Соколов В.А. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна: (Ответ «Русскому Вестнику», Московскому Обществу любителей духовного просвещения и «Душеполезному Чтению» по поводу статей об Англиканской иерархии) // Богословский Вестник. - 1898. - Т.3. - №9. - С. 372-396.

66. Соколов В.А. О соединении церквей // Богословский Вестник. - 1898. - Т.1. - № 1. - С.53-74.

67. Соколов В.А. По поводу буллы Льва XIII об англиканских рукоположениях // Богословский Вестник. - 1897. - Т.1. - №1. - С.81-108.

68. Соколов В.А. «Русский Вестник» по вопросу об англиканской иерархии: (Ответ на критическую заметку в январской книжке) // Богословский Вестник. - 1898. - Т.1. - №1. - С. 144-154.

69. Соколов В.А. Русскому Вестнику (Ответ на критическую заметку в июньской книжке «Русского Вестника» по поводу статьи об иерархии Англиканской церкви) // Богословский Вестник. - 1897. - Т.2. - №6. - С. 441-446.

70. Соколов В.А. Satis superque (Душеполезному чтению): По поводу статей об англиканской иерархии // Богословский Вестник. - 1898. - Т.IV. - №11. - С. 286-290.

71. Соколов И.Н. «Иерархия Англиканской Епископальной церкви» проф. В.А. Соколова. Сергиев Посад. 1897 г. // Странник. - 1898. - Т.3. - № 11. - С.569-588.

72. Уайбру Х. Англикано-православный диалог: прошлое, настоящее и будущее // Соборность. -1998. - С. 155-169.

73. Успенский Н. Ламбетская конференция // ЖМП. 1959. - № 3. - С. 73-80.

74. Федотов Г. Встреча с англиканами // Соборность. - 1998. - С. 73-78.

75. Филарет (Дроздов), свт. О непрерывности епископского рукоположения в Англиканской церкви // Православ. Обозрение. - 1866. - Т.XIX. - С. 85-94.

76. Филарет (Дроздов), свт. Пространный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 102с.

77. «Church Review» по поводу предлагаемого соединения церкви Англиканской и Православных Восточных и перевода англиканской литургии на русский язык // Христианское Чтение . - 1867. - Т.2. - С. 453.

78. XI Ламбетская конференция англиканского исповедания // ЖМП. - 1978. - № 11. - С. 55.

Примечания

1 Ведерников А. Соблазны экуменизма // ЖМП. - 1954. - № 4. - С. 69.

* Церковное общение в молитве и таинствах с инославными при индифферентном отношении к их вероучительным основам.

** Соколов В.А. Заметки Преосвященного Иоанна, епископа Аксайского по поводу статьи об англиканской иерархии // Богословский Вестник. - 1896. - Т.3. - №9. - С. 402-406.

2 Сергий Булгаков, протоиерей. У кладезя Иаковля (О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и таинствах) // Православие и экуменизм (Документы и материалы 1902-1998). - М. - 1999. - С. 73-74.

3 Там же. - С. 121-122.

4 Там же. - С. 132-133.

5 Там же. - С 132-133.

6 Бердяев Николай. Вселенскость и конфессионализм // Христианское воссоединение.

YMCA-Press. Париж. - 1933. - С 63-81.

7 Заявление православных участников на первой всемирной конференции «Вера и церковное устройство». Лозанна, август, 1927 год // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - С. 76-78.

8 Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от Нее обществам // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - С. 87.

9 Сергий (Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси. Значение апостольского преемства в инославии // ЖМП. - 1935. - № 23-24. - С. 10.

10 Глубоковский Н. О христианском единении // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - С. 73-74.

11 Там же. - С. 74.

12 Там же. - С. 74-75.

13 Там же. - С. 75.

14 Артур К. Хидлем, епископ. Церковь в Англии. - Лондон. - 1921. - С. 25.

15 Успенский Н. Ламбетская конференция // ЖМП. - 1959. - № 3. - С. 75.

* К примеру, это фиксирует архиепископ Василий (Кривошеин). См. его «Сессия межправославной комиссии по диалогу с англиканами» // ЖМП.- 1972. -№ 4. - С. 55.

16 Воронов Л. протоиерей. Заседание Смешанной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам // ЖМП. - 1981. - № 11. - С. 61.

17 Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Православный взгляд на современный экуменизм // Православие и экуменизм (Документы и материалы). - Указ. соч. - С. 317-318.

18 Ответ Англиканской церкви на апостольское послание папы Пия IX // Христианское Чтение. - 1869. -Т.1. - С. 440.

19 Там же. - С. 441.

20 Там же. - С. 455-456.

21Булла папы Льва XIII об англиканских рукоположениях (Apostolicae Curae) / Пер. П.М. Светникова // Богословский. вестник . - 1896 . - Т. IV. - № 11. - С. 312-313.

22 Там же. - С. 313.

23 Там же. - С .316.

24 Там же. - С. 316.

25 Там же. - С . 316-317.

26Булла папы Льва XIII об англиканских рукоположениях (Apostolicae Curae) / Пер. П.М. Светникова // Богословский Вестник . - 1896 . - Т. IV. - № 11. - С. 312-313. - С. 317-318.

27 Там же. - С. 318-319.

28 Там же. - С. 320.

29 Там же. - С. 321.

30 Там же. - С. 322.

31 Там же. - С. 324.

* См. В.А. Соколов. По поводу буллы Льва XIII об англиканском рукоположении // Богословский Вестник . - 1897. - Т.1. - С. 93-108.

32 Ответ архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII об англиканских посвящениях // Богословский Вестник . - 1897. - Т. 2. - № 6. - С. 387.

33 Ответ архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII об англиканских посвящениях // Богословский Вестник . - Указ. соч. - С. 388-389.

34 Там же. - С. 393.

35 Там же. - Т.3. - №7. - С. 55.

36 Там же. - С. 55.

37 Там же. - С. 56.

38 Ответ архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII об англиканских посвящениях // Богословский Вестник . - 1897. - Т.3. - №7. - С.58.

39 Филарет (Дроздов), свт. О непрерывности епископского рукоположения в Англиканской церкви // Православное Обозрение . - 1866. - Т. XIX. - С.87.

40 Там же. - С. 88.

41 Там же. - С. 91-94

42 Там же. - С. 94.

43 Попов Е.И., прот. Нечто о преемстве апостольского рукоположения в Англиканской церкви // Христианское Чтение . - 1870. - Т.1. - С. 191-193.

44 Там же. - С .193.

45 Там же. - С. 194.

46 Там же. - С. 196.

47 Там же. - С.198.

48 Керенский В.А. К вопросу о действительности англиканских посвящений: По поводу буллы Apostolicae Curae и Ответа на нее англиканских иерархов.- Казань: Унив. Тип., 1897.- С. 8-9.

49 Там же. - С. 10.

50 Там же. - С. 20.

51 Осинин И.Г. Об англиканском священстве: (По поводу обнаруживающихся в англо-американской церкви стремлений к сближению с Православно-Восточной Церковью) // Христиан. Чтение. - 1869. - Т.2. - С.706.

52 Там же. - С. 713-715.

53 Там же. - С. 716.

54 Там же. - С. 716-717.

55 Там же. - С. 719.

56 Соколов В.А. По поводу буллы Льва XIII об англиканских рукоположениях // Богословский Вестник . - 1897. - Т.1. - 1.- С.81-108.

57 Соколов В.А. Иерархия Англиканской Епископальной церкви // Богословский Вестник .- 1897.-Т.4. - №12.-С.335-374.

58 Соколов В.А. К вопросу об англиканской иерархии: (По поводу библиографической заметки И. Соколова в ноябрьской книжке журнала «Странник» за 1898 г.) // Богословский Вестник. - 1899. - Т.1. - №1. - С. 131.

59 Соколов В.А. «Русский Вестник» по вопросу об англиканской иерархии: (Ответ на критическую заметку в январской книжке) // Богословский Вестник. - 1898. - Т.1. - №1. - С. 152-153.

60 Соколов В.А. Русскому Вестнику (Ответ на критическую заметку в июньской книжке «Русского Вестника» по поводу статьи об иерархии Англиканской церкви). // Богословский Вестник . - 1897. - Т.2. - №6. - С. 445.

61 Соколов И.Н. «Иерархия Англиканской Епископальной церкви» проф. В.А. Соколова. Сергиев Посад. 1897 г. // Странник. - 1898. - Т.3. - № 11. - С. 576.

62 Соколов В.А. К вопросу об англиканской иерархии: (По поводу библиографической заметки И. Соколова в ноябрьской книжке журнала «Странник» за 1898 г.) // Богословский Вестник. - 1899. - Т.1. - №1. - С. 127.

63 Каноны, или Книга Правил Святых Апостол святых Вселенских Соборов. - СПб.: Правило веры, 2000. - С. 258.

64 Булгаков А.И. К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА .- 1898 .- Т.2 .- № 8 .- С. 573.

65 Сергий (Страгородский) Значение апостольского преемства в инославии. Библиотека форума «Православная беседа».

66 Там же.

67 Там же.

68 Там же.

69 Там же.

70 Резолюция московского совещания 1948 г. по вопросу «Об англиканской иерархии» // Журн. Моск. Патриархии . - 1948 . - Спец. №. - С.28-29.

71 Ламбетская конференция // ЖМП.- 1989. - №7. - С 58.

72 Папа Иоанн Павел II. Да будет все едино. Окружное послание об экуменическом долге // http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/catholic/utunum.htm

73 Новости Православия ru. http://www.pravoslavie.ru/news/010312/12.htm.

74 Богословский М.М. Неразрешенные проблемы христианства // http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000008.

75 Кирилл (Гундяев), митрополит. Через религиозное образование к православному образу жизни // ЖМП. - 1999. - №10. // http://www.jmp.ru/JMP/99/10-99/16.htm.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •