Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Православный собеседник / Православный собеседник № 2(5) - 2003 / Экуменические контакты Русской Православной Церкви с англиканами на протяжении XIX и XX веков /

3. Вопрос о характере объединения: позиция православных и англикан.

3.1. Церкви в XIX веке

a) Отношение англикан к церковному единству

В 1867 году в № 6 английского журнала «Church Review» было опубликовано следующее сообщение: «Если шотландский примас, воспоминания которого о посещении им России недавно напечатаны, не обманывается, то в России, даже между высшими властями в Русской Церкви, существует спокойное, впрочем, и осторожное, но, тем не менее, решительное желание начать дружественные отношения и связи с нами. Если дело в таком положении в государственной Церкви Русской Империи, в Церкви, обладающей богатствами, твердо поставленной и независимой, то чему удивляться, если ее смиренные, загнанные сестры – церкви Малой Азии и Греции, разделяют то же христианнейшее и кафолическое чувство… Православная Церковь со своей стороны ни в прошедшем, ни в настоящем решительно не имеет никаких притязаний и побуждений стеснять права Англиканской церкви».66 Желание осуществить объединение церквей было выражено в официальном ответе Англиканской церкви на апостольское послание папы Пия IX, в котором была составлена молитва: «Да даст Всеблагий и Всемогущий Бог, Отец светов, у Негоже несть пременения или преложения… (Иак. 1: 17), чтобы мы все, исповедующие имя Христово, прогнав и рассеяв мрак заблуждения, оставив предания человеческие, отвергнув нововведения и ложные мнения, сохранили в целости и неповрежденности преданную веру свято единою, ходили по пути истины и в союзе мира!»67

Осуществляя на деле возможность объединения церквей, комитет Англиканской церкви по делу о взаимообщении с Православными Восточными Церквами, назначенный архиепископом Кентерберийским, 24 февраля 1869 года подал на рассмотрение Верхней палаты рапорт:

1) возможно ли участие клириков и мирян в таинствах Православной Церкви;

а) разрешено ли погребение англикан, из-за отсутствия капелланов, православным священникам;

б) по тем же обстоятельствам – возможно ли совершение православными таинства крещения;

в) возможно ли преподавание православными Св. Причастия;

2) Возможно ли для Англиканской церкви равным образом предоставлять свои услуги?

Рапорт Верхней палатой был единогласно принят, хотя членами палаты выдвигались различные условия его принятия.68

b) Условия церковного единства и религиозные течения в Англиканской Церкви

Русская Православная Церковь, как это замечали сами англикане, выражая сочувственное отношение к делу объединения церквей, желала установить условия этого единения. В частности, в 1888 году митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий) в своем дружественном ответном послании к архиепископу Кентерберийскому Эдуарду приветствовал участие англикан в деле объединения, но при этом интересовался: «…на каких именно условиях Вы полагаете возможным единение между вашею и нашею церквями?».69 Вопрос этот не кажется праздным, ибо делу объединения мешает ряд причин. В первую очередь – это неоднородное отношение англикан к делу объединения с православными церквами Востока. Английское церковное общество разделяется на три основных ответвления: «высокая церковь», «низкая церковь» и «широкая церковь». Клирики и миряне, в зависимости от того, к какой церкви они принадлежат, по-разному относились к характеру объединения. Представители «высокоцерковной» партии считали, что Англиканская церковь должна следовать вероучению древней церкви, которое в настоящее время почти в неповрежденном состоянии сохранилось в Католической и Православной церквах. «Низкоцерковники» считают, что в Англиканской церкви должны соблюдаться реформаторские идеи, поэтому для них наиболее авторитетны церкви протестантские. Наконец, «широкая церковь» пытается объединить две противоположные точки зрения «высокой» и «низкой» церквей. «Широкоцерковники» считают, что вероучительные разногласия не должны служить преградой для церковного единения, поэтому они проповедуют индифферентное отношение к различиям в религиозных воззрениях всего христианского мира. Разногласия и взаимное неприятие друг друга в Англиканской церкви приводили к тому, что для решения тех или иных проблем участники споров апеллировали к светскому суду. В частности, интересно для нас дело каноника церкви св. Павла в Лондоне и дело епископа Линкольнского доктора Кинга. В 1888 году каноника церкви св. Павла обвиняла партия «низкой церкви» в том, что в задней части алтаря, или за престолом, он установил изображение распятия, статуи Божией Матери и Петра и Павла. Это представителям «низкой церкви» показалось идолопоклонством, и они обратились за помощью к светскому суду, который иск «ревнителей» не оправдал.70 В другом случае «низкоцерковники» обратились с жалобой в светский суд на епископа Линкольнского Кинга, которого обвиняли в следующем: 1) зажигание свечей в храме; 2) обращение к востоку; 3) примешивание воды к вину; 4) осенение народа крестным знамением. По этому делу была учреждена специальная комиссия, и только в 1890 году было вынесено постановление: 1) смешение вина и воды признать незаконным; 2) обращение для молитвы к востоку также не законно; 3) употребление всевозможных свечей на молитве не считать каноническим преступлением; 4) осенение народа крестным знаменем есть нововведение и должно быть уничтожено.71 Совершенно иначе к делу объединения относились представители «высокой церкви». Еще в 1864 году большая группа клириков и мирян этой партии, в целях скорейшего и конкретного выявления возможностей и условий объединения с Православной Церковью, составила и отправила Русскому Святейшему Правительствующему Синоду особое послание. В нем были следующие слова: «Положим, что мы принимаем Вселенский Символ Веры согласно с определениями семи Вселенских Соборов; положим, что мы принимаем и то объяснение этого Символа, которое находится в Пространном русском катехизисе; положим, что мы отреклись от всех тех лютеранских и кальвинистских заблуждений, в которых британские церкви или подозреваются, или обвиняются восточными кафоликами, и на будущее время готовы отделиться от всех, кто не желает отречься от них. Может ли и пожелает ли тогда Российский Святейший Синод принять нас в общение с собою? Может ли и пожелает ли он принять нас в общение с собою: 1) не требуя от нас постоянного подчинения (т.е. нас самих и наших конгрегаций) российской иерархии; 2) не требуя от нас, жителей Запада, какого-либо обязательства оставить нашу страну и жить, например, где-либо на Востоке, или усвоить нам и нашим конгрегациям, находящимся в здешней земле, какое-либо местное наименование, как, например, наименование «восточных», «греческих» или «грекороссийских» христиан или христианских обществ в отличие от прочих; 3) не обязывая нас употреблять в наших общественных и частных молитвах и службах какой-либо язык, которого мы не разумеем; 4) не обязывая нас вводить в церковное счисление старый стиль; 5) позволит ли нам Святейший Синод пользоваться теми молитвами и теми формами (религиозными) богослужения на нашем отечественном языке, которыми мы и другие члены британских церквей доселе обычно пользовались…».72 Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что не только православным исследователям, но и самим англиканам трудно определить позиции, которые должна занимать Англиканская церковь в экуменических диалогах с православными церквами, те позиции, которые бы удовлетворяли всех членов церкви Англии. Все церковные партии единогласны лишь только в том, что церковь Англии представляется максимально приближенной к Древней Кафолической Церкви. Об этом епископ Джюэль говорил еще в XVI веке: «Мы приближаемся, насколько возможно, к церкви апостолов, древних кафолических епископов и отцов… Мы совершенно сходимся с их обычаями и учреждениями, не только в своем учении, но и в таинствах, и в форме наших общественных молитв».73 Это же утверждение выразил в своей речи 9 апреля 1635 года англиканский пресвитер Джозеф Мид: «Мы соблюдаем форму, обряды и дисциплину древности и стремимся, сколько возможно, в своих формах, обрядах приближаться к этому образцу».74 По утверждению Джебба, епископа Лимерикского, жившего в XVIII веке, Англиканская церковь основой для учения считает Священное Писание, но вместе с тем обращается также систематически к согласному учению Кафолической (древле-вселенской) Церкви.75 В отличие от католиков и протестантов, церковь Англии «… держится середины, чтит Писания; она уважает предания».76 «Англиканская церковь одна предохранила себя от соблазна придать большее значение либо Священному Писанию, либо Священному Преданию»;77 «…лучше, чем всякое другое исповедание, не исключая и римо–католического, Англиканская церковь усвоила точное правило христианской древности».78 Таким образом, Англиканская церковь еще до начала активных сношений с Православной Церковью по вопросам веры считала, что является хранительницей истинного кафолического учения Древней Церкви. Это определило официальную позицию англикан – диалог по вопросу сближения можно вести только при взаимных и равных уступках79. Представители «Широкой церкви» желали, чтобы в экуменических диалогах с некоторыми оговорками не ставился вопрос о вероучении церквей.

c) Условия церковного единства, изложенные православными исследователями Русской Церкви

Желание англикан придать своей церкви статус Поместной Церкви и вести переговоры об условиях церковного единства при взаимных и равных уступках, как со стороны Англиканской Церкви, так и со стороны Православной, не было поддержано в России. Епископ Дмитровский Александр (Светлаков) считал, что первое условие, по которому какая-нибудь церковь заслуживает название вселенской, кафолической, это принятие вселенского правила веры. Англиканская церковь же имеет вероучение «…с окраской противоречий, запутанности и неопределенности».80 При этом он ссылается на Пальмера,* который назвал вероучение Англиканской церкви «брожением стихий», так как оно состоит из римо-католичества, лютеранства, реформаторства – этих совершенно несовместимых начал.81 Анонимный автор статьи «По вопросу о соединении Англиканской церкви с Восточною Православною», опубликованной в журнале «Христианское Чтение» за 1866 год, не согласен с позицией «широкоцерковников», он считает, что невозможно объединение церквей только на основе так называемого нравственного союза – союза сердец, при несогласии в некоторых предметах веры.82 При решении вопроса объединения должны учитываться догматический и иерархический аспекты. Не совсем понятна для автора и точка зрения англикан, которые считают, что Церковь должна быть восстановлена не по образу какой-либо из существующих церквей, а по образу Древней Церкви. То есть, согласно точке зрения англикан, Церкви Вселенской сейчас не существует.83

Итак, при выяснении возможности объединения необходимо ясно обозначить проблемы:

1) Неоднородность отношения к характеру объединения в самой Англиканской церкви.

2) Официальное понимание англиканами своей церкви как преемницы древнего кафолического учения Древней Церкви.

3) Несогласие православных исследователей с возможным единством только как союзом нравственным, без учета догматического и иерархического аспектов.

Примечания

1 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Информационный Бюллетень. – 2000. – № 8, специальный выпуск. – С. 50.

2 Иларион (Алфеев), иеромонах. Православие и инославие // Православное богословие на рубеже столетий. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999. – С. 409-414.

3 Вопрос о соединении Церквей на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-18гг. // Православие и экуменизм: (Документы и материалы). – М: ОВЦС, 1995. – С. 65-66.

4 Окружное послание Вселенского Патриарха 1920 года // Там же. – С. 70.

5 Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию // ЖМП. – 2000. – №10. – С. 22-30.

6 Перепелкина, Л. Экуменизм – путь, ведущий к погибели. – Джорданвилл, 1992. – С. 43.

7 Федотов Г. Встреча с англиканами // Соборность. – 1998. – С. 73-75.

8 Михаил (Рамсей), архиепископ. Возможность англикано-православных связей // Соборность. – 1998. – С. 67.

9 Там же. – С. 71.

10 Федотов Г. Встреча с англиканами // Соборность. – 1998. – С. 78.

11 Лосский Н. Православный подход к англиканству // Соборность. – 1998. – С. 127-129.

12 Уайбру Х. Англикано-православный диалог: прошлое, настоящее, будущее // Соборность. – 1998. – С. 161.

13 Там же. – С.162.

14 Там же. – С. 168.

15 Колин Дейви. Англиканское и восточное христианство // Соборность. – 1998. – С. 154.

16 Там же. – С. 142.

17 Попов Е. И., протоиерей. Попытки в Англиканской Церкви к соединению с Православною в XVIII веке // Христианское Чтение. – 1865. – С. 263-265.

18 Бондарь С. Д. Американская Епископальная Церковь. – СПб., 1911. – С. 79-80

19 Бондарь С. Д. – Указ соч. – С. 81

20 Там же. – С. 83

21 Там же. – С. 68-69

22 Лапухин А. Сношение Американской Епископальной Церкви с православным востоком по вопросу объединения Церквей // Христианское Чтение. – 1882. – Ч. 2. – С. 52-53.

23 Вопрос о соединении Церквей на Поместном Соборе // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. – М. – 1999. – С. 66-67.

24 Попов Е.И., протоиерей. Попытки в англиканской Церкви к соединению с Православной в XVIII веке // Христианское Чтение. – 1865. – С. 182-187.

25 Булгаков А.И. Общее собрание англиканских епископов в 1888 году в июле месяце // ТКДА. – 1889. – №2. – С. 350.

26 Булгаков А.И. Общее собрание англиканских епископов в 1888 году в июле месяце // Указ соч. – №1. – С. 143.

27 Бондарь С.Д. Американская Епископальная Церковь. – СПб., 1911. – С. 3.

28 Там же. – С. 3-5.

29 Там же – С. 7.

30 Там же. – С. 98.

31 Там же. – С. 7-8.

32 Бондарь С.Д. XXXIX членов Англиканской Церкви // Американская Епископальная Церковь. – Указ. соч. – С. 1052.

33 Там же. – С. 1052-1053.

34 По вопросу соединения Англиканской Церкви с Восточной Православной // Христианское Чтение. – 1866. – Т 2. – С. 352.

35 Бондарь С.Д. XXXIX членов Англиканской Церкви. // Указ соч. – С. 7.

36 Там же. – С. 20.

37 Осинин И.Г. Обзор XXXIX членов Англиканского веро-исповедания // Христианское Чтение. – 1866. – Т. 1. – С. 575.

38 Джебб (епископ Лимерикский). Характер Англиканской Церкви / Пер. с франц. под ред. И. Троицкого. – СПб., 1868. – С. 22-23.

39 Осинин И.Г. Обзор XXXIX членов англиканского веро-исповедания. – С. 579.

40 Бондарь С.Д. Американская Епископальная Церковь // – С. 17.

41 Осинин И.Г. Обзор XXXIX членов англиканского веро-исповедания. – С. 583-585.

42 Ответ архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII об англиканских посвящениях // Богословский Вестник. – 1897. – Т. 2, № 7. – С. 24.

43 Бондарь С.Д. Американская Епископальная Церковь. – С. 28.

* См. Православный катехизис.

44 Ответ Архиепископов Англии на апостольское послание папы Льва XIII об англиканских посвящениях. – Указ. соч. – С. 395-396.

45 Рождественский А. Символические богослужебные книги Англиканской Церкви как выражение ее вероучения. – Киев. – 1908. – С. 461.

46 Там же. – С. 462.

47 Там же. – С. 463.

48 Там же. – С. 464.

49 Там же. – С. 465.

50 Там же. – С. 465.

51 Преображенский Н.А. К вопросу о сближении между Православным Востоком и англиканством. – Указ. соч. – С. 672.

* Об этом см подробнее у В. Михайловского «Англиканская церковь и ее отношение к Православию».

52 Булгаков А.И. Новейшие религиозные преобразования в Англии в настоящем веке. // ТКДА. – 1897. – Т. 2, № 8. – С. 548.

53 Булгаков А.И. Общее собрание англиканских епископов в 1888 году в июле месяце. – С. 348-349.

54 Там же. – С. 354.

55 Заболотский Н. Перспектива богословских собеседований между православными и англиканами на конференции 1956 года // ЖМП. – 1963. – №4. – С. 53.

56 Резюме собеседований русских православных и англиканских богословов, принятых на заседаниях от 16, 17, 19, 20, 21 и 23 июня 1956 года в Москве // ЖМП. – 1956. – № 9. – С. 34.

57 Заболотский Н. Перспектива богословских собеседований между православными и англиканами на конференции 1956 года. – С. 53-58.

58 Успенский Н. Ламбетская конференция. – ЖМП. – № 3. – С. 73-75.

59 Василий (Кривошеин), архиепископ. Межправославная комиссия по диалогу с англиканами (Белград, 1-15 сентября 1966 г.) // ЖМП. – 1967. – № 6. – С. 35.

60 Православно-англиканское собеседование в Москве 26 июля – 2 августа 1976 г. // ЖМП. – 1976. – № 11. – С. 50.

61 XI Ламбетская конференция англиканского исповедания. // ЖМП. – 1978. – № 11. – С. 55.

62 Заседание Объединенной англикано-православной комиссии по доктринальным вопросам // ЖМП. – 1984. – № 3. – С. 67.

63 Ламбетская конференция 1988 года.// ЖМП. – 1989. – № 7. – С. 56-58.

64 Собеседование по доктринальным вопросам // ЖМП. – 1990. – № 3. – С. 66.

65 Заболотский Н. Перспектива богословских собеседований между православными и англиканами на конференции 1956 года. – С. 58.

66 «Church Review» по поводу предлагаемого соединения церкви Англиканской и Православных Восточных и перевода англиканской литургии на русский язык // Христиан. Чтение. – 1867. – Т. 2. – С. 454-455.

67 Ответ Англиканской церкви на апостольское послание папы Пия IX // Христиан. Чтение. – 1869. – Т. 1. – С. 456.

68 Попов Е.И., прот. К вопросу о взаимообщении Англиканской церкви с Православными Восточными Церквами // Христиан. Чтение . – 1869. – Т. 2. – С. 513-519.

69 Ответное послание Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского и Галицкого, Эдуарду, архиепископу Кентерберийскому // ТКДА. – 1888. – № 9-10. – С. 339-340.

70 Булгаков А.И. Новейшие религиозные преобразования в Англии в настоящем веке // ТКДА. – 1897. – Т. 2. – № 8. – С. 153.

71 Там же. – С. 159-160.

72 Попов Е.И., прот. Начатки движения в Англиканской Церкви к соединению с Восточной // Прибавления к творениям святых отцов. – Ч. XXIII. – М., 1864. – С. 495-496.

73 Джебб (епископ Лимерикский). Характер Англиканской церкви/ Пер. с фр. Под ред. И. Троицкого. – СПб., 1868. – С. 52.

74 Указ. соч. – С. 54.

75 Там же. – С. 3.

76 Там же. – С. 61.

77 Там же. – С. 20.

78 Там же. – С. 21.

79 Письмо Константинопольского Патриарха к Кентерберийскому архиепископу и отзыв о нем газеты «Times»// Христиан. Чтение. – 1869. – Т. 2. – С. 1055.

80 Александр (Светлаков) епископ. Церковь Англиканская по праву ли присваивает себе название церкви кафолической?. – М., 1892. – С. 4.

* Пальмер – клирик Американской Епископальной церкви, активный участник образовавшегося в 60-х гг. XIX века известного англо-американского движения по вопросу объединения с Православным Востоком.

81 Александр (Светлаков), епископ. Церковь Англиканская по праву ли присваивает себе название церкви кафолической?. – С. 5.

82 По вопросу о соединении Англиканской церкви с Восточной Православной // Христиан. Чтение. – 1866. – Т. 2. – С. 352-354.

83 Там же. – С. 382-383.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •