Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Православный собеседник / Православный собеседник № 2(5) - 2003 / Некоторые аспекты миссионерской деятельности «Братства святителя Гурия» /

Примечания

1 Русская Православная Церковь – далее по тексту – РПЦ.

2 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования. 1867-1892 гг. – Казань, 1892. – С. 5-7.

3 ПСЗ. – Собр. 2-е. – СПб., 1867. – Т. 39.

4 «Братство святителя Гурия» – далее по тексту – «Братство св. Гурия».

5 Знаменский П.В. О богослужении на инородческих языках // Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1910. – № 29-30. – Т. 1. – С. 453-454.

6 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования: 1867-1892 гг. – Казань, 1892. – С. 16; Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению Казанских инородцев с 1552 по 1867 гг. – М., 1880. – С. 261; См. также: Прощание с преосвященнейшим епископом Таврическим Гурием, бывшим викарием Казанским // Казанские губернские ведомости. – 1868. – № 2. – С. 11-12.

7 Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. – Казань, 1941. – С. 129.

8 Бобровников Н.А. Нужны ли так называемые противо-мусульманские и противоязыческие епархиальные миссионеры в губерниях Европейской России? – Казань, 1905. – С. 14.

9 См.: Werth, Paul William. Subjects for Empire: Orthodox and Imperial Governance in the Volga – Kama Region, 1825-1881: A diss… dr. of philosophy (history) in the Univ. of Michigan 1996 / Doctoral comm.: W.G. Rosenberg et al. – Ann Arbor: UMI. США. – 1996. – P. 142.

10 Устав «Братства святителя Гурия» при Казанском кафедральном соборе. 1867 г. // Известия по Казанской епархии. – Казань, 1867. – № 6. – С. 161-168.

11 Там же. – С. 161-162.

12 Машанов М.А. Ответ на доклад Чрезвычайной ревизионной комиссии. – Казань, 1905. – С. 16.

13 Там же. – С. 16. В 1907 году все миссионерские дела Казанской епархии были переданы из ведения духовной консистории Совету «Братства св. Гурия». См.: Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за 1906/07 «братский» год. – Казань, 1908. – С. 50-53.

14 Указом Св. Синода от 26 июля 1903 г. переводческая комиссия, существовавшая прежде при «Братстве св. Гурия», выделилась в самостоятельное учреждение. Но этот акт был заслушан в Совете братства лишь 27 января 1904 г. С 1904 г. переводческая комиссия официально стала подотчетной православному Миссионерскому Обществу. См.: Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за 1902/1903 г. – Казань, 1905. – С. 69.

15 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования: 1867-1892. – Казань, 1892. – Казань, 1892. – С. 205-233.

16 Захарьевский П.И. Церковные школы Казанской епархии за 25 лет их существования: 1884-1909 гг. – Казань, 1909. – С. 7.

17 Захарьевский П.И. Указ. соч. – С. 7.

18 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования: 1867-1892 гг. – Казань, 1892. – С. 225. Для сравнения, в середине XIX в. в Казанской губернии насчитывалось свыше 430 мектебов и свыше 50 медресе. См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1999. – Т. 2. – С. 418.

19 Горохов В.М. Указ. соч. – С. 129.

20 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования: 1867-1892 гг. – Казань, 1892. – С. 125.

21 В 1890-1891 гг. общее количество проданных братством книг, брошюр и листков составило 340 штук, а общее количество розданных бесплатно – 10.000 экземпляров. См.: Папков А.А. Церковные братства: Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. – СПб., 1893. – С. 86-87.

22 Брайн-Беннигсен Ф. Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. – 1994. – №1-2. – С. 111.

23 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства Святителя Гурия» за 25 лет его существования: 1867-1892 гг. – Казань, 1892. – С. 160.

24 Там же. – С. 161.

25 Общее собрание «Братства Святителя Гурия»: 21 января 1901 г. – Казань, 1901. – С. 12.

26 Там же.

27 Там же. – С. 12-13.

28 Российская Педагогическая Энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 356.

29 Имеется в виду официальная дата открытия. См.: Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства Святителя Гурия»… – Казань, 1892. – С. 92. Об этом подробнее см.: Чекменева Т.Г. Казанская инородческая учительская семинария и ее роль в просвещении нерусских народов Поволжья. – Дисс. … канд. пед. наук. – Казань, 1985. В этой работе Т.Г. Чекменева именует семинарию «инородческой», однако такое название бытовало среди современников и отчасти в исследовательской литературе до конца ХIХ в., но с начала ХХ в. оно постепенно исчезает, официальное же название учебного заведения – Казанская учительская семинария. По мнению Р.Р. Исхаковой, наименование «инородческая» искажает и сужает значение этого учебного заведения. См.: Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине ХIХ - нач. ХХ вв. – Казань, 2001. – С. 157-158. К примеру, сама Т.Г. Чекменева в своей же диссертации пишет, что из 1500 учеников 686 были русскими, то есть они составляли самую большую по численности группу учащихся. – Указ. соч. – С. 42.

30 Отчет о деятельности «Братства Св. Гурия» за VIII «братский» год. – Казань, 1875. – С. 31-37.

31 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства Святителя Гурия»... – Казань, 1892. – С. 110-111.

32 Там же. – С. 111.

33 См.: Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за XVII «братский» год. – Казань, 1875. – С. 103-105.

34 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства Святителя. Гурия»… – Казань, 1892. – С. 110.

35 См. об этом.: Отчет о деятельности «Братства Святителя. Гурия» за 1913 г. – Казань, 1914. – С. 36-37.

36 Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за 1901/02 «братский» год. – Казань, 1903. – С. 103.

37 Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за 1906/07 «братский» год. – Казань, 1908. – С. 52.

38 По сведениям главного редактора журнала «Сотрудник «Братства Свят. Гурия» архимандрита Андрея, это общество должно было действовать еще c 1905 г., но вследствие того, что священники крещено-татарских приходов «ради страха перед переписью и прочими затруднениями» отказались от этой работы, решено было отложить рассмотрение данного вопроса на неопределенное время, и лишь через четыре года «Братством св. Гурия» было принято решение о передаче этого дела Покровской просветительской общине. См. об этом: Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1910. – Т. 1. – № 5. – С. 77.

39 Багин С.А. Заметка // Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1909. – Т. 1. – № 3. – С. 46.

40 Устав «Общества христианской взаимопомощи» крещено-татарских приходов Казанской епархии // Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1910. – Т. 1. – № 5. – С. 75-77.

41 Членами-благотворителями могли стать и лица православного вероисповедания, которые своей деятельностью оказали большую помощь обществу.

42 См.: Багин С.А. Заметка // Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1909. – Т. 1. – № 3. – С. 46-47.

43 Самой большой помощью крайне нуждавшейся семье считалась в то время покупка скота – рабочей лошади или коровы.

44 Андрей, архим. О христианской взаимопомощи // Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1909. – Т. 1. – № 5. – С. 74.

45 Там же.

46 Среди русского населения трезвостью отличались раскольники (старообрядцы). Среди «инородцев» же безусловной трезвостью и строгостью жизни отличалась языческая черемисская секта «Кугу-сорта» Царевококшайского уезда Казанской губернии (букв. в переводе с черемисского языка означает «большая свеча»). Название это дано им христианами-черемисами в насмешку над сектантами, употреблявшим во время молений большие свечи. Сами сектанты называли себя «ош-мари», т.е. «белыми черемисами» – хранителями древней черемисской веры без примеси христианства. Секта распространилась главным образом из смежного Яранского уезда Вятской губернии административно высланными основателями секты. См. об этом: Отчет Казанского епархиального инородческого миссионера за 1914 год. – Казань, 1915. – С. 14.

47 Андрей, архим. Дети, торгующие водкою // Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1910. – Т. 1. – № 7. – С. 109.

48 Сотрудник «Братства свят. Гурия». – 1910. – Т. 1. – № 50. – С. 785-790.

49 Брайн-Беннигсен Ф. Указ. соч. – С. 113.

50 23 мая 1830 г. указом Св. Синода в Казанской епархии была учреждена православная миссия и на должность миссионеров были назначены архимандриты и игумены разных монастырей. По заключению И.А. Износкова, деятельность этих миссионеров ограничивалась малополезными периодическими разъездами по «инородческим» приходам Казанской губернии и одиночными увещеваниями. По этому делу еще 11 апреля 1830 г. состоялось Высочайшее определение, однако предложение о подготовке миссионеров по окончании курса в семинарии Св. Синодом не было утверждено, поэтому можно констатировать, что проект о миссии носил половинчатый характер. См.: Износков И.А. Об образовании инородцев и о миссии в Казанской епархии (исторический очерк). – М., 1909. – С. 16.

51 Износков И.А. Об образовании инородцев и о миссии в Казанской епархии (исторический очерк). – Москва, 1909. – С. 16.

52 Там же. – С. 78.

53 Первые миссионерские курсы были открыты в Казани в 1889 г. при КДА, а с 1897 г. – при Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Организованы они были по частной инициативе лиц, близко стоявших к миссионерскому делу, т.к. существовавшее при духовной академии миссионерское отделение не справлялось со своими задачами. См.: Сотрудник «Братства Свят. Гурия». – 1910. – № 45. – Т. 1. – С. 714-716.

54 НА РТ. – Ф. 4. – Оп. 1. – Д. 121645. – Л. 43.

55 Там же – Л. 43; Коблов Я.Д. О состоянии миссионерского дела в Казанской епархии за 1903 год. Отчет епархиального противомусульманского и противоязыческого миссионера. – Казань, 1904. – С. 13-14.

56 В 1914 г. епархиальным инородческим миссионером состоял окончивший курс на миссионерском отделении по татарской группе Казанской духовной академии В.Н. Эсливанов.

57 См.: Отчет Казанского епархиального инородческого миссионера за 1914 год. – Казань, 1915. – С. 32.

58 Устав «Братства св. Гурия». 1898 г. – Казань, 1898. – С. 3.

59 Кроме того, в ХIХ в. на территории Российской империи существовало множество различных гонимых христианских сект: часть беспоповских толков старообрядчества (бегуны-странники, неплательщики, нетовщина и др.); секты «духовных христиан» (христоверы-хлысты, скопцы, «Новый Израиль», молокане, духоборцы и многие другие); секты «иудействующие» (субботники, ильинцы); а также секты иностранного происхождения (адвентисты, мормоны, штундисты и др.). Сама принадлежность к ним являлась уголовным преступлением. Государственно-полицейские органы преследовали и пресекали их деятельность (особенно рьяно – в 40-50-х и в 80-90-х гг. ХIХ в.).

60 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» за 25 лет его существования: 1867-1892 гг. – Казань, 1892. – С. 194.

61 Там же. – С. 198.

62 Там же. – С. 198-205.

63 В «братском» уставе 1867 и 1898 гг. точно не указывались территориальные рамки, в пределах которых должно было осуществляться распространение изданий, предназначенных для нерусских народов.

64 Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за 1899/1900 «братский» год. – Казань, 1901. – С. 70.

65 Никольский Н.В. Переводческая комиссия в Казани и ее просветительская деятельность среди инородцев. – Казань, 1905. – С. 3.

66 Знаменский П.В. На память о Н.И. Ильминском. – Казань, 1892. – С. 254-255.

67 Багин С.А. О пропаганде ислама путем печати. – Казань, 1909. – С. 7-8. Большой интерес казанские татары проявляли и к периодическим изданиям. В том же 1909 г. в Казани существовало 7 татарских периодических изданий, из которых наиболее видными были «Юлдуз» и «Казан Мухбири», издававшиеся с 1906 г. Как правило, казанские газеты выходили от 1 до 3 раз в неделю и имели годовую подписную плату от 3 до 5 р.

68 Знаменский П.В. На память о Н.И. Ильминском. – Казань, 1892. – С. 255.

69 Цит. по кн.: Знаменский. Там же – С. 255.

70 Никольский Н.В. Указ. соч. – С. 3.

71 Машанов М.А. Обзор деятельности «Братства св. Гурия» … Указ. соч. – С. 125-126.

72 Никольский Н.В. Переводческая комиссия в Казани и ее просветительская деятельность среди инородцев. – Казань, 1905. – С. 10.

73 Отчет о деятельности «Братства св. Гурия» за 1902/03 «братский» год. – Казань, 1904. – С. 69.

74 Никольский Н.В. Указ. соч. – С. 9.

75 Чичерина С.В. Крещеные инородцы (название статьи дано по первому разделу) // А.Н. (автор сборника статей не указан). О миссионерстве. – Казань, 1910. – Ст. 8. – С. 9.

76 Там же.

77 Там же. Количественный показатель в 558 изданий за период 1891-1909 гг., по заключению самой С.В. Чичериной, неполный, так как она не располагала отчетами за три года, на которые в среднем должно было прийтись до 150 изданий.

78 См. например: Брайн-Беннигсен Ф. Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. – 1994. – 1-2. – С. 111.

79 Яковлев И.Я. С думой о народном просвещении. Из переписки. – Чебоксары, 1998. – Ч. 2. – С. 246; Его же. Моя жизнь: Воспоминания=Yakovlev I.Y. My life: Memories. – М., 1997. – С. 696.

80 Брайн-Беннигсен Ф. Миссионерская деятельность в Поволжье // Татарстан. – 1994. – № 1-2. – С. 113.

81 После смерти Н.И. Ильминского его официальным преемником стал Николай Алексеевич Бобровников. Об этом подробнее см.: Прусс Н.М. Влияние видных русских педагогов Казанского края на развитие просвещения и педагогической мысли нерусских народов (конец ХIХ – начало ХХ вв.). Дисc. … канд. пед. наук. – Казань, 1979.

82 Бобровников Н.А. Инородческое население Казанской губернии: татары, вотяки, мордва. – Казань, 1899. – С. 35.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •