Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Издательский отдел / Православный собеседник / Православный собеседник № 1(4) - 2003 / История святого образа Казанской Божией Матери в изгнании /

МОИ ПОИСКИ

Примерно спустя год после отрицательного ответа мистера Клинтона верующим Москвы поиском святого образа волею судеб занялся и я.

В результате за годы исследований я узнал многое из сокрытой истории исчезнувшего из России Казанского образа. И, в отличие от президента США, что для меня очень лестно, точно знаю, что случилось с иконой после того, как за ней закрылись толстые бронированные стенки банковского хранилища, навсегда похоронив надежду православных Америки иметь святыню в своем храме в Сан-Франциско.

BLUE ARMY И КАЗАНСКАЯ ИКОНА

Итак, чтобы понять, куда и почему пропал святой образ, рассмотрим более подробно один из главных персонажей американской эпопеи Казанской иконы.

Мистер Джон Хеннесси.

Этот достойный человек отдался всей душой делу передачи иконы Церкви. «Он был очень увлечен этой благородной задачей, - и это было очень ценно (особенно в таком новом и «пионерском» деле в Церкви в Америке, как не только выкуп св. иконы, но и максимум миссионерства для Божьего Дела… в процессе этого выкупа)», - так о нем отзывался архиепископ Иоанн (Шаховской) (75). Ко всем своим обязанностям мистер Хеннесси относился с огромным энтузиазмом. Таким он оставался вплоть до своей скоропостижной кончины. «Сейчас произошло событие, взволновавшее всех принимающих к сердцу дело св. иконы: мистер Джон Хеннесси скоропостижно скончался... Господь да будет Милостивым Судьей ему. Он сделал, что мог, для иконы и павильона» (76), - эти слова, написанные архиепископом Иоанном Сан-Францисским, служат справедливой и искренней эпитафией этому человеку.

Не уверен, догадывался ли о чем-нибудь сан-францисский Владыка, но я, проанализировав некоторые действия Джона Хеннесси, пришел к довольно неожиданным выводам. Я уверен, что мистер Хеннесси был активным членом Синей (или Голубой) Армии (Blue Army), о чем никогда не ставил в известность архиепископа Иоанна, видимо, зная его очень сдержанное отношение к католической Церкви. Так, в своем письме к дочери великого русского писателя Льва Толстого Александре по поводу причин, вынудивших его заниматься финансовыми вопросами, связанными с выкупом святого образа, Владыка замечает: «Мне бы легче было… «умыть руки» от всего этого дела. Но тогда эта икона, в лучшем случае была бы у римо-католиков; в худшем - в курительной комнате какого-нибудь техасского миллионера» (77).

Именно это членство в Blue Army и, как результат, активная пропаганда взглядов этой общественной католической организации может полностью объяснить ряд поступков «неправославного», по его собственному определению, мистера Хеннесси, которые крайне удивляли его православных коллег и подвергались критике со стороны православных иерархов. Впрочем, об этих поступках судите сами.

При его сопровождении икона часто посещала католические и русско-католические храмы, что не приветствовали остальные участники кампании по выкупу иконы. Посещались, в том числе, и инициативные центры Blue Army, например, Назарет Хауз (Nazareth House), Сан Рафаэль (San Rafael), управляемый сестрами из Nazareth. Радуясь визиту чудотворной иконы, они говорили о себе так: «Все из нас в этом доме, как сестры, так и жители, являются активистами Синей Армии Фатимской Божией Матери (Blue Army of Our Lady of Fatima), движения, которое имеет исключительной целью содействие молитве о возвращении христианства людям СССР. Мы особенно преданы Благословенной Матери» (78). Были и совместные мероприятия между православными Америки и католиками. Например, в субботу 11 апреля 1964 г. прошла служба в католической церкви святого Вонифатия. На богослужении присутствовал и сказал речь римско-католический архиепископ Иосиф Мак Гаккен. А на следующий день, в воскресенье 12 апреля, в зале при церкви святого Вонифатия православными и римско-католическими церковными хорами были исполнены песнопения во славу Божией Матери.

Более того, после того как мне удалось обнаружить проект долгосрочной программы, разработанной Хеннесси, я получил ответ на вопрос, как давно и откуда у официального Ватикана появились сегодняшние идеи относительно Казанской иконы.

Программа Джона Хеннесси должна была не только помочь свершиться святым откровениям, которые услышали пастушки от Девы Марии в Фатиме, что является основой программы Апостолата Святой Фатимы в США (Apostolate Fatima) (79) (именно эти цели и ставила перед собой Blue Army), но и привести к примирению двух основных ветвей христианства. Но этим планам было не суждено сбыться.

Любимой цитатой этого увлеченного человека и подвижника были пророческие слова, написанные Его Преосвященством Клементом С. Энглертом (Clement C. Englert), в то время ассистентом профессора богословия в университете Фордхэм (Fordham): «Это она, Мадонна со славной византийской иконы, - Та, Кто воссоединит всех Своих детей и поведет их за руку к Своему Сыну...».

Что же собой представляет неоднократно упомянутая мной и совершенно неизвестная для большинства не-католиков организация Blue Army? В первую очередь, это чисто духовное движение. Нет ничего проще, чтобы вступить в него. Не нужно платить никаких денег, не нужно вступать ни в какие группы; вы просто даете обещание выполнять заветы Божией Матери Фатимы. Если кратко, то эти заветы таковы: чтение молитвы, ношение специальной одежды и ежедневное пожертвование «во искупление грехов мира». Это три основных элемента. Этот обет, или доктрина, с точки зрения активистов этого движения есть необходимое условие обращения России и мира во всем мире. Тех, кто принимают этот обет, называют членами Синей Армии Богородицы. Это не военная, а духовная армия. Выполнение заветов Богородицы было необходимо, с точки зрения создателей Синей Армии, прежде всего, ради изменений в России: возвращения духовности и крушения коммунизма, что сегодня, как многие считают, уже произошло. (Что касается меня, то я уверен во втором, а насчет первого я бы не стал обольщаться, мы еще в самом начале пути. Разрушать всегда проще, а строительство, тем паче духовное, - дело тяжкое и весьма протяженное во времени).

Но продолжим повествование об иконе.

С 1970 по 1993 гг. иконой владеет Blue Army, Апостолат Святой Фатимы в США, место хранения - Фатима (Португалия) (80).

В начале 1970 г. отец Карл Пацельт (Patzelt), ректор Российского Католического Центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, узнал, что икону собираются продать частным лицам, выставив на аукцион (81). По некоторым данным, новым владельцем чудотворной иконы на этот момент был уже тот самый Фрэнк Дорланд, реставратор произведений искусства, о котором я уже упоминал и которому ранее Анна Митчелл-Хеджес временно поручала заботу об иконе. Если эта информация верна, то становятся понятными слова мистера Дорланда, сказанные им доверенному лицу архиепископа Иоанна (Шаховского) о том, что он «абсолютно уверен, что контракт с ним будет ею (А. Митчелл-Хеджес) продолжен, и у него есть способы и средства удержать икону в своих руках на значительно больший срок…» (82).

Необходимо напомнить, что в сборе средств для выкупа чудотворной иконы, организованном православными Америки, принимали активное участие и отдельные католические храмы и епархии. Отец Карл Пацельт, решив не допустить «ухода» святого образа в частные руки, что привело бы в конечном итоге к потере святого образа для верующих, обратился в Апостолат Святой Фатимы в США (другое название Blue Army ) (83), штаб которого был в Вашингтоне, Нью-Джерси. С помощью Джона Хэфферта, находящегося во главе Апостолата Фатимы в США, Пацельт организовал новую, уже всемирную кампанию по сбору средств, которые в конечном счете позволили приобрести икону. Хотя цена, за которую Blue Army купила икону, до сих пор считается секретной, мне она известна точно до цента: три миллиона долларов США (84). Эту цифру нашей совместной российско-германской съемочной группе назвал в интервью, данном в 2000 г., сам Джон Хэфферт. Это интервью вошло в документальный фильм об истории Казанской иконы «Казанская Богородица и наследники Чингисхана» (телекомпания АРТЕ).

Уже в 1950 году у мистера Хэфферта была идея построить две часовни в Фатиме, одну в латинском, другую в византийском стиле. Эта идея была воплощена в жизнь. Видимо, поэтому выкупленная икона уже 21 июля 1970 г. (по юлианскому календарю) в праздник Казанской иконы Богоматери была передана в церковь Святой Фатимы (85). После молитв в часовне Богоявления в Кова де Ирия (Cova de Iria (Fatima)) икона в составе процессии при участии епископа Андрея Каткова, Апостольского Епископа русских католиков, была перенесена в Византийскую часовню Доминиона. Там архимандритом Януарием Иззо была совершена торжественная литургия с участием архиерея (pontifical) по латинскому обряду. 26 июля 1970 г. епископом Андреем Катковым было освящено специальное помещение для иконы. Епископ и митрополит Эмилианос принесли икону в предназначенное для нее место (86). Но икона еще долгое время не оставалась постоянно в часовне. В течение нескольких лет она хранилась в бронированном сейфе банка в Португалии, так как Византийская часовня не могла обеспечить защиту, необходимую святой иконе. В дни холодной войны многие члены Blue Army боялись, что коммунисты могли попробовать похитить Казанский чудотворный образ. Икона приносилась в святилище Фатимы только в дни главных праздников. Первое время в часовне не было даже священника.

Но вскоре были предприняты меры, значительно улучшившие защиту часовни. Советский офицер военно-воздушных сил Павел Близнецов, некоторое время до этого перебежавший из России в Рим, был посвящен в сан католического священника (87). Кардинал Тиссерант (Tisserant) попросил, чтобы именно Близнецов стал первым священником Византийского центра Blue Army в Фатиме. Позже у него принял дела ирландский священник византийского обряда отец протоиерей Джон (Иоанн) Моватт. С этого момента и вплоть до отъезда отца Иоанна обратно в США, икона находилась в его надежных руках. Протоиерей Иоанн не только организовал постоянный прием множества паломников, в том числе и русских, но и построил специальную часовню во имя иконы Казанской Божией Матери (88). Джон Моватт, или отец Иоанн (он любил, когда его так называли), первый раз столкнулся со святым образом в декабре 1963 года, когда он, будучи священником католической церкви русского византийского обряда, принимал в своей церкви в Бостоне чудотворную икону с целью помочь собрать деньги православным Америки, чтобы выкупить святыню (89). Именно при нем, уже в Фатиме, иконе было подарено множество новых драгоценностей, «несколько сотен драгоценных камней и более тысячи жемчужин» за помощь и заступничество, которые верующие получили через икону от Девы Марии по своим молитвам (90). Спустя много лет отец Иоанн был вынужден вернуться домой, и заботу о святом образе взял на себя мистер Антонио Перейра (Antonio J. Pereira), ставший директором Дома Мира (Domus Pacis), где находился храм, в котором и хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Чтобы проиллюстрировать все рассказанное мной, я хочу привести заочный диалог двух основных участников борьбы за святыню, в котором православные и католики по разным, хотя и противоречивым, причинам все-таки выступили вместе и фактически спасли христианскую святыню – «Our Lady of Kazan». Итак.

Из письма владыки Иоанна (Шаховского) от 2 августа 1985 года: «Оставался единственный выход, на который я и пошел: я согласился на предложение международной католической организации, «ГОЛУБОЙ АРМИИ», посвященной Фатимскому явлению, что вся Католическая Церковь, купив эту икону, оставит до срока ее у себя, поместив в храме Фатимы, ее там охраняя как святыню, - до того времени, когда явится реальная возможность передать ее Русской Церкви, которой она и принадлежит. Сейчас даже чисто физически это было бы невозможно, и это так же хорошо понимают как православные, так и многие римо-католики, братья наши во Христе.

К этой последней части моего письма я могу еще добавить, что, будучи архиепископом Сан-Францисским и Западно-Американским, я говорил по телефону с начальником организации Blue Army, имевшей желание купить Икону, Монсиньором из Нью-Джерси; и он от их имени заверил меня, что католики будут считать заграничное пребывание у них святой Иконы временным. (выделено у автора письма – Д.Х.) Она есть духовное имущество Русской Православной Церкви, страдавших за веру русских людей» (91).

Икона в Фатиме. 1980-е.

Икона в Фатиме. 1980-е.

 

Из интервью телевидению (телеканалу АРТЕ), данного в 2000 г. Джоном Хэффертом, бывшим высокопоставленным руководителем Blue Army: «Русская Православная Церковь пыталась выкупить икону. Они собирали деньги в Америке …они развернули кампанию по всей Америке, чтобы собрать деньги, они собирались построить прекрасную церковь в Сан-Франциско, чтобы поместить икону в раку. Они собирались хранить ее в Америке. Русский священник, которого я знал в Сан-Франциско, знал обо всём этом, он связался со мной и сказал: «Я уверен, что …Божия Матерь хочет вернуться в Россию. А теперь, - сказал он, - они хотят продать икону потому, что было так много расходов из-за иконы, перевозок ее по всей Америке по разным церквам, они все в долгах, и, возможно, она попадёт в музей или ее купят коммунисты. Не смогли бы вы что-нибудь сделать?». Я пошел к священнику в Фатиме и спросил: «Что вы об этом думаете?». Он сказал: «Было бы величайшим делом в мире, если бы икону привезли в Фатиму и она ждала бы здесь возвращения в Россию».

Итак, мы начали компанию в Америке, собрали деньги и смогли приобрести икону и вернуть ее… Это даже не вопрос денег, она выше всех денег. Мы сказали: « Это воля Господа, и мы хотим сделать это для России, мы знаем, что Казанская Божия Матерь должна возвратить Россию на путь истинный, принести в Россию свободу вероисповедания, и Россия захочет вернуть свою покровительницу, свою икону». Я считаю, что нам очень повезло, что мы смогли это сделать. Итак, мы привезли икону в Фатиму, но мы не знали, как и когда она вернется в Россию. Мы знали только, что это произойдет, потому что она была выкуплена именно для этого. Мы не являемся собственниками этой иконы, мы были орудиями в руках Господа, выкупая эту икону для того, чтобы вернуть её русскому народу. Она находилась в той (о которой уже упоминалось ранее) византийской часовне в Фатиме. Она была украшением этой прекрасной часовни».

Основной мыслью и мотивом продажи иконы (причем необходимо помнить, что продавался всегда только оклад) была грядущая передача иконы освободившейся от коммунизма России, во что все участники спасения иконы свято верили. Вот что, например, писал Джон Моватт: «Хэфферт изложил свое мнение, что икона должна быть когда-то возвращена в Казань. И я считал, что и сама Богоматерь была бы за то, чтобы это время пришло скорее» (92).

ТРАНЗИТ: ФАТИМА ВАТИКАН

26 февраля 1993 года Его Высокопреосвященство архиепископ Ньюарка (Newark) Теодор МакКэррик (Theodore E. McCarrick) в письме в Ватикан к кардиналу Эдварду Кассиди с восторгом докладывал, что трудная миссия, возложенная на него, полностью выполнена, и он срочно высылает документацию о передаче Святому Престолу прав собственности на чудотворную Казанскую икону. В подтверждение этого он выслал в качестве приложения несколько документов: дарственную на Казанскую икону Всемирного Апостолата Фатимы (Blue Army США) Святому Престолу; общее решение (Corporate Resolution) Исполнительного Комитета Всемирного Апостолата Фатимы (the Board of The World Apostolate Of Fatima (The Blue Army Of Our Lady Of Fatima, U.S.A., Inc.) о передаче прав собственности на икону Ватикану для использования чудотворного образа по усмотрению папы римского; письмо от архиепископа Ньюарка Его Высокопреосвященства Теодора МакКэррика, папского инспектора, подтверждающее право собственности Святого Престола на Казанскую икону и официально уведомляющее о возможности перемещения иконы из Domus Pacis в Фатиме (Португалия) в Ватикан, и документ, подтверждающий его полномочия (93).

Документы датированы 26 февраля 1993 года и были строго секретны. Архиепископ МакКэррик в своем письме к кардиналу Кассиди писал: «Они (руководство Blue Army - Д.Х.) были строго предупреждены о необходимости абсолютной конфиденциальности». В этом же письме он настоятельно рекомендовал: «В свете того, что это дело такой большой важности, я осмеливаюсь вам порекомендовать, чтобы физическая передача иконы произошла почти немедленно». Все документы уже 28 февраля были в Ватикане.

Изучив эти важные документы, я не только получил доказательства передачи иконы Святому Престолу. Оправдались и мои предположения об инициаторах перемещения иконы в Ватикан. Об этом ясно говорит предложение из то же письма архиепископа Ньюарка: «Управляющий орган Апостолата Фатимы единодушно согласился (выделено мной - Д.Х.) сделать этот подарок».

Это единодушное согласие подготавливалось, как мы видели, достаточно давно.

1 марта 1993 года мистер Антонио Перейра, директор Domus Pacis, где хранилась икона, по просьбе местного епископа поехал в Сентуарию. Епископ показал ему факс, который касался передачи иконы. В этот же день икона была передана мистером Антонио Перейра папскому нунцию (послу) в Португалии в присутствии некоторых религиозных официальных лиц. Долгожданное для Святого Престола событие, терпеливо готовившееся долгие годы, свершилось! Но вот парадокс: это была блистательная победа ватиканской тайной дипломатии и одновременно - величайший ее крах. Крах, похоронивший надежды администрации Ватикана на сближение с Московской Патриархией и на скорое примирение двух Церквей-сестер на основе возвращения святой иконы в Россию.

Святой образ 1 марта 1993 года увезли из Domus Pacis в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола - в личных покоях папы Иоанна Павла II. Мне точно известно, что это не была частная инициатива кого-либо из окружения папы. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что он хотел лично отвезти ее в Россию. Это подтверждают и слова, сказанные им в 1998 году президенту Синей Армии Америки, католическому епископу из США, когда тот был с визитом в Ватикане. Папа Иоанн Павел II сказал ему: «Когда я поеду в Россию, я приглашаю вас с собой, чтобы вместе отвезти икону».

Для чего икону потребовали (мы слишком часто встречаем это слово в воспоминаниях и документах, чтобы оно использовалось случайно) в Ватикан? Я убежден, это было сделано, следуя упомянутому мной выше плану господина Хеннесси. Руководители Blue Army не смогли отказать римскому понтифику, несмотря на недовольство своих коллег из Фатимы.

ВЕРА ИЛИ ДИПЛОМАТИЯ

До того момента, пока вышеперечисленные документы не попали ко мне в руки, переговоры с чиновниками Ватикана проходили крайне тяжело.

Лишь после того, как на пресс-конференции местного епископа в Фатиме, во время визита Иоанна Павла II в 2000 году, в присутствии ведущих журналистов со всего мира я задал прямой вопрос о том, где сегодня находится святой образ, принадлежавший православным верующим и позже хранившийся в Фатиме, был впервые получен официальный и, главное, правдивый ответ. «В настоящее время Казанская икона находится в личных покоях Папы» (94). После этого Ватикан не только опубликовал эту информацию, но и принял делегацию г. Казани, кульминацией чего стала личная получасовая аудиенция мэра г. Казани К. Исхакова у папы Иоанна Павла II (95).

Желая отдать ее в дар верующим России, папа признает, что икона - духовная собственность Русской Православной Церкви. В этом смысле икона всегда принадлежала России. Сегодня ускорить этот процесс может только одно - добрая воля обеих сторон и… переговоры.

Если все останется как есть, то на возвращении иконы в Россию можно поставить крест, который крепко держат в своих руках и принципиальный понтифик, и непреклонный Патриарх.

Богородица, разумеется, сама распорядится судьбой своего чудотворного образа. После революции, когда собор на Красной площади был разрушен и наши деды отвернулись от Бога, святая икона сама покинула Россию нам всем в наказание. Только Богородица точно знает пути, которые уготованы Ее чудотворному образу, и только Она ведает, когда попадет икона в руки к тем людям, которые вернут ее верующим России.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Наука сегодня очень просто отличит явленную икону от списков с нее! Для этого необходимо провести научную комплексную экспертизу и определить возраст иконы. И если время ее написания - ранее 1579 года (времени находки иконы в Казани), тогда это - образ, явленный в Казани, тогда как остальные иконы, в том числе и чудотворные, были лишь поздними списками с нее.

С другой стороны, несомненно, что описанный нами образ Казанской Божией Матери является чудотворной иконой. Это связано не только с многочисленными случаями исцеления и беспрецедентным почитанием этого святого образа во время его пребывания за пределами России как православными, так и католиками, но и, по крайней мере, с особым почитанием этой иконы православными в дореволюционной России. Об этом свидетельствует великолепный, драгоценный оклад иконы.

Мне глубоко запали в душу слова протоиерея Иоанна Чепелева, которые любил цитировать и архиепископ Сан-Францисский Иоанн: «… Святые чудотворные иконы потому должны быть ценны для русского народа, что они намолены русским народом, что на них застыли слезы, что на них горе, страдания человеческие невидимо присутствуют, потому что веками на этих иконах русский народ на вечные времена оставил как бы в завет нам, его потомкам, ничем не смываемые духовные красоты, бесценные красоты веры, веры в Господа Бога… Поэтому, Бога ради, прекратите умничать там, где надо в смирении преклонить колена перед Господом… Не «омирщайте» святыни Божии прикосновением к ней мудрования человеческого. Помните завет ветхозаветный, ланный пророку: «Иззуй прежде обувь твою и только тогда приблизься к купине несгораемой…» Не считайте сколько камушков на иконе, а считайте, сколько на ней слез, излитых в неизбывном людском горе…».

Оставим споры о том, явленный ли это образ или более поздняя копия, оставим его для специалистов по церковной живописи. А нам бы хотелось поздравить всех православных с вновь обретенной чудотворной святой Казанской иконой. И будем с нетерпением ждать Ее скорейшего возвращения на Родину.

Примечания

1. EVENING TELEGRAM, HERKIMER. Понедельник, 9 сентября 1963: «Посмотреть знаменитую икону в церкви Herkimer»; SALEM EVENING NEWS, SALEM, MASS. Среда, 16 октября 1963: «Святая икона в Salem в пятницу в русской православной церкви».

2. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. С. 266; Dmitri Khafizov. On the Trail of the Icon of Our Lady of Kazan // Inside the Vatican. December 2001

3. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. С. 267.

4. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. С. 267.

5. Письмо Джона Хеннесси Его Преподобию Элиасу Кариму (Elias Karim) от 17 марта 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America; SCHENECTADY UNION-STAR Schenectady, N. Y. Четверг, 12 сентября 1963: «Ее драгоценные камни оценены в $ 500,000. Сотни видят Казанскую Мадонну» (автор Helen G. Barber); THE EVENING SENTINEL, ANSONIA CONN. Среда, вечер. 18 сентября 1963: «Икона должна быть принесена в русскую церковь»; SALEM EVENING NEWS, SALEM, MASS. Среда, 16 октября 1963: «Святая икона в Salem в пятницу в русской православной церкви».

6. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.10.

7. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.11.

8. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.17.

9. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.10.

10. SCHENECTADY UNION-STAR. Вторник, 10 сентября 1963: «Известная икона Богородицы из Казани будет показана в Греческой церкви» (автор Helen G. Barber).

11. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 267.

12. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ // Новое Русское Слово. 31 мая 1963 г.

13. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 267.

14. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 274.

15. Cyril G.E. Bunt. Russian Art from Scyths to Soviets. London & New York. 1949; Cyril G.E. Bunt. Russian Art from Scyths to Soviets. London. 1956.

16. OAKLAND TRIBUNE. Понедельник, 23 апреля 1962: «Русская чудотворная икона на Garden Show»; La Sacra Icona della Madre di Dio di Kazan. Fatima. 1982. с. 3; OAKLAND TRIBUNE. Суббота, 3 августа 1963: «Драгоценная почитаемая икона будет показана в туре»; S.F. EXAMINER. Четверг, 1 ноября 1962: «A “Miracle Ikon”»; NEW YORK JOURNAL - AMERICAN

Четверг, 9 января 1964: «На выставку прибывает русская икона стоимостью 500000 долларов США» (автор James L. Kilgallen).

17. Cyril G.E. Bunt. Russian Art from Scyths to Soviets. London & New York. 1949. С. 146.

18. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.10.

19. Цит. по: Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 12.

20. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.11.

21. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.17.

22. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 267.

23. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998, с.10.

24. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 9.

25. Там же.

26. Там же.

27. Transactions of the association of Russian-American scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 261.

28. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 267.

29. Там же.

30. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 271-274.

31. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 276.

32. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 268.

33. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 274-275.

34. The Antique Dealer and Collector’s Guide. II. № 12 (New Series. July 1957) См. фотографию на обложке журнала. См. также Cyril G.E. Bunt. Russian Art from Scyths to Soviets. London & New York. 1949.

35. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. Николай Андреев. К вопросу о судьбе иконы Казанской Богоматери. New York. 1984. C. 274.

36. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 9.

37. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 10.

38. НОВАЯ ЗАРЯ. Среда, 11 декабря 1963: «Сан-Франциско, Калифорния: В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАКОМ».

39. OAKLAND TRIBUNE. Понедельник, 23 апреля 1962: «Русская чудотворная икона на Garden Show»; S.F. EXAMINER. Воскресенье, 22 апреля 1962: «Русская “Чудотворная икона” на Оклендском домашнем шоу».

40. PICK AND SHOVEL STAFF MAGAZINE of THE BANK OF CALIFORNIA. Август, 1962: «Произведение искусства в хранилище».

41. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 10.

42. Там же.

43. И. Об-ич. Чудо явления Казанской иконы Божией Матери // Русская жизнь. № 5348. Сан-Франциско, Калифорния.

44. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 10.

45. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского А.Л. Толстой, дочери Л.Н. Толстого, от 24 июня 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

46. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 10.

47. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.140.

48. Письмо Джона И. Хеннесси мистеру Уильяму Рэндолфу Хёрсту (William Randolph Hearst, Jr.), главному редактору “Hearst Publications” от 25 июня 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

49. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.140.

50. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963, с. 11.

51. И. Об-ич. Чудо явления Казанской иконы Божией Матери // Русская жизнь. № 5348. Сан-Франциско, Калифорния.

52. Письмо Джона И. Хеннесси Джорджу Кристоферу, мэру Сан-Франциско (Honorable George Christopher Mayor of San Francisco) от 24 июня 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

53. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.140.

54. Письмо Джона И. Хеннесси Архиепископу Иоанну Шаховскому и Архиепископу Иринею от 16 июля 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

55. Письмо Джона И. Хеннесси мистеру Уильяму Рэндолфу Хёрсту (William Randolph Hearst, Jr.), главному редактору “Hearst Publications” от 25 июня 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

56. OAKLAND TRIBUNE. Суббота, 3 августа 1963: «Украшенную драгоценностями Святую Икону покажут в туре».

57. OBSERVER-DISPATCH, UTICA. Вторник, 10 сентября 1963: «Драгоценная икона, охраняемая родственником Виатта Эрпа (Wyatt Earp)».

58. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.140.

59. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.141.

60. Письмо Джона И. Хеннесси мистеру Уильяму Рэндолфу Хёрсту (William Randolph Hearst, Jr.), главному редактору “Hearst Publications” от 25 июня 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

61. TERRA LINDA-MARINWOOD NEWS. 5 декабря 1963: «В субботу здесь покажут Русскую икону».

62. Письмо Джона Хеннесси Его Преподобию Элиасу Кариму (Elias Karim) от 17 марта 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

63. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.140.

64. Письмо Митрополита Леонтия Архиепископу Иоанну Шаховскому от 24 июля 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

65. S.F. EXAMINER. Воскресенье, 22 апреля 1962: «Русская “Чудотворная икона” на Оклендском домашнем шоу».

66. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского митрофорному протоиерею о. Иосифу Пиштею, Правителю дел канцелярии Управления Русской Православной Церкви в Америке, от 24 июля 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

67. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского Д.Г. Андреевой, вдове Н.Е. Андреева, от 2 августа 1985 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

68. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.141.

69. Архиепископ Иоанн Шаховской. Осведомление о Св. Образе Казанском Божией Матери и о построении храма в Сан-Франциско // Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966, с.142.

70. Письмо Бэзила Гэмбела (Basil Gambal) Архиепископу Бостонскому Иринею от 5 сентября 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

71. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского А.Л. Толстой, дочери Л.Н. Толстого, от 24 июня 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

72. Митрополит Никодим - в миру Борис Григорьевич Ротов (1929-1978), видный деятель Русской Православной Церкви, митрополит Ленинградский и Новгородский. С 1960 по 1972 г. -епископ и председатель Отдела внешних церковных сношений. С 1975 г. - один из президентов Всемирного Совета Церквей.

73. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского Д.Г. Андреевой, вдове Н.Е. Андреева, от 2 августа 1985 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

74. MOOSE JAW TIMES-HERALD. Понедельник, 19 августа 1963: «Бесценная икона на осмотре»; SCHENECTADY UNION-STAR. Вторник, 10 сентября 1963: «Известная икона Казанской Божьей матери должна быть показана в Греческой церкви» (автор Helen G. Barber); SCHENECTADY UNION-STAR. Вторник, 10 сентября 1963: «Известная икона Богородицы из Казани будет показана в Греческой церкви (автор Helen G. Barber).

75. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского митрофорному протоиерею о. Иосифу Пиштею от 8 августа 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

76. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского митрофорному протоиерею о. Иосифу Пиштею от 10 апреля 1965 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

77. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского А.Л. Толстой, дочери Л.Н. Толстого, от 24 июня 1964 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

78. TERRA LINDA-MARINWOOD NEWS. 5 декабря 1963: «В субботу здесь покажут русскую икону».

79. A Mensagem de Fatima. Madrid 1999; Матушка Лючия рассказывает о Фатиме. Фатима – Португалия. 1991 г.

80. Historia do Icone Santo e Miraculoso de Nossa Senhora de Kazan. Fatima. 1998, с.3.

81. Archpriest John J. Mowatt. The Holy and Miraculous Icon of Our Lady of Kazan. Fatima, Portugal. 1974, с.1.

82. Письмо от неустановленного лица Архиепископу Иоанну Шаховскому от 8 октября 1963 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

83. Erzpriester Johannes Josef Mowatt. Die Heilige und Wunderbare Ikone Unserer Lieben Frau von Kazan. Fatima. Б. г., S. 7.

84. Dmitri Khafizov. The Modern History of the Sacred Image of Our Lady of Kazan // Inside the Vatican. February 2002.

85. Archpriest John J. Mowatt. The Holy and Miraculous Icon of Our Lady of Kazan. Fatima, Portugal. 1974, с.2; Unter deinem Schutz und Schirm. Kirche in Not / Ostpriesterhilfe. Belgium. 1992, S.3.

86. Archpriest John J. Mowatt. The Holy and Miraculous Icon of Our Lady of Kazan. Fatima, Portugal. 1974, с.3.

87. Marguerite Peeters. The Icon of Our Lady of Kazan // Inside the Vatican. December 2000.

88. Welcome to the Byzantine-Russian Catholic Chapel in Fatima. Fatima, Portugal. 1988, с.22.

89. THE BOSTON GLOBE/ Вторник, 3 декабря 1963: «Русская икона будет показана в воскресенье в South Boston».

90. Archpriest John J. Mowatt. The Holy and Miraculous Icon of Our Lady of Kazan. Fatima, Portugal. 1974, с.16.

91. Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского Д.Г. Андреевой, вдове Н.Е. Андреева, от 2 августа 1985 г. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America.

92. Erzpriester Johannes Josef Mowatt. Die Heilige und Wunderbare Ikone Unserer Lieben Frau von Kazan. Fatima. Б. г., S. 7.

93. Dmitri Khafizov. The Modern History of the Holy Icon of Our Lady of Kazan // Inside the Vatican. January 2002.

94. «Оригинал одной из самых почитаемых в России иконы Казанской Божьей Матери хранится в кабинете Папы Римского Иоанна Павла II». Радиоцерковь. 8.03.2000.

95. Питер Андерсон. Россия, Польша и Ченстоховская икона Богородицы. Москва. 2002. С. 145 -146.

Список литературы

1. A Mensagem de Fatima. Madrid 1999.

2. Archpriest John J. Mowatt. The Holy and Miraculous Icon of Our Lady of Kazan. Fatima, Portugal. 1974.

3. Cyril G.E. Bunt. Russian Art from Scyths to Soviets. London & New York. 1949.

4. Cyril G.E. Bunt. Russian Art from Scyths to Soviets. London & New York. 1956.

5. David and Tamara Talbot. Rice Icons and Their Dating. London 1974. C. 95.

6. Erzpriester Johannes Josef Mowatt. Die Heilige und Wunderbare Ikone Unserer Lieben Frau von Kazan. Fatima. б. г.

7. EVENING TELEGRAM. Herkimer. Понедельник, 9 сентября 1963.

8. Farley Castle Hotel and Riding Club LTD. Reading. 1998.

9. Historia do Icone Santo e Miraculoso de Nossa Senhora de Kazan. Fatima. 1998.

10. Inside the Vatican. December 2000.

11. Inside the Vatican. December 2001.

12. Inside the Vatican. January 2002.

13. Inside the Vatican. February 2002.

14. La Sacra Icona della Madre di Dio di Kazan. Fatima. 1982.

15. MOOSE JAW TIMES-HERALD. Понедельник, 19 августа 1963.

16. OAKLAND TRIBUNE. Понедельник, 23 апреля 1962.

17. OAKLAND TRIBUNE. Суббота, 3 августа 1963.

18. OBSERVER-DISPATCH. Utica Observer-Dispatch. Вторник, 10 сентября 1963.

19. SALEM EVENING NEWS SALEM, MASS. Среда, 16 октября 1963.

20. SCHENECTADY UNION-STAR. Schenectady, N. Y. Вторник, 10 сентября 1963.

21. SCHENECTADY UNION-STAR. Schenectady, N. Y. Четверг, 12 сентября 1963.

22. S.F. EXAMINER. Воскресенье, 22 апреля 1962.

23. TERRA LINDA-MARINWOOD NEWS. 5 декабря 1963.

24. The Antique Dealer and Collector’s Guide. II. № 12 (New Series. July 1957) См. фотографию на обложке журнала.

25. THE BOSTON GLOBE. Вторник, 3 декабря 1963.

26. THE EVENING SENTINEL, ANSONIA CONN. Среда, 18 сентября 1963.

27. Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the U.S.A. New York. 1984.

28. Unter deinem Schutz und Schirm. Kirche in Not / Ostpriesterhilfe. Belgium. 1992.

29. Welcome to the Byzantine-Russian Catholic Chapel in Fatima. Fatima, Portugal. 1988.

30. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский и Западно-Американский. О Святом Казанском Образе Божией Матери. Нью-Йорк – Сан-Франциско. 1963.

31. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского А.Л. Толстой, дочери Л.Н. Толстого, от 24 июня 1964 г.

32. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского Д.Г. Андреевой, вдове Н.Е. Андреева, от 2 августа 1985 г.

33. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского митрофорному протоиерею о. Иосифу Пиштею, правителю дел канцелярии Управления Русской Православной Церкви в Америке от 24 июля 1964 г.

34. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского митрофорному протоиерею о. Иосифу Пиштею от 8 августа 1964 г.

35. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Архиепископа Иоанна Шаховского митрофорному протоиерею о. Иосифу Пиштею от 10 апреля 1965 г.

36. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Джона И. Хеннесси Архиепископу Иоанну Шаховскому и Архиепископу Иринею от 16 июля 1963 г.

37. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Джона И. Хеннесси мэру Сан-Франциско Джорджу Кристоферу (Honorable George Christopher Mayor of San Francisco) от 24 июня 1963 г.

38. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Джона И. Хеннесси мистеру Уильяму Рэндольфу Хёрсту, главному редактору (William Randolph Hearst, Jr. Editor-in Chief) Hearst Publications от 25 июня 1963 г.

39. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Джона И. Хеннесси к Его Преподобию Элиасу Кариму (Elias Karim) от 17 марта 1964 г.

40. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо Митрополита Леонтия Архиепископу Иоанну Шаховскому от 24 июля 1963 г.

41. Из фондов Archives of the Orthodox Church in America: Письмо от неустановленного лица Архиепископу Иоанну Шаховскому от 8 октября 1963 г.

42. НОВАЯ ЗАРЯ. Среда, 11 декабря 1963. Сан-Франциско, Калифорния.

43. НОВОЕ РУССКОЕ СЛОВО. 31 мая 1963 г.

44. Питер Андерсон. Россия, Польша и Ченстоховская икона Богородицы. Москва. 2002.

45. Радиоцерковь. 8.03.2000.

46. РУССКАЯ ЖИЗНЬ. № 5348. Сан-Франциско, Калифорния. 1962 (?).

47. Русско-Американский Православный вестник. Сентябрь 1966.

Автор выражает благодарность архиву «Archives of the Orthodox Church in America» за предоставленные материалы.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •