Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Преподавательская корпорация /

Сальникова Алла Аркадьевна

Сальникова Алла Аркадьевна

Должность: профессор

Ученая степень: доктор исторических наук

Специализируется в области источниковедения, историографии и культурной истории России ХХ века, истории детства, истории повседневности, истории университетской культуры.

Автор более 140 научных работ, в том числе 11 монографий (3 авторских, 7 написаны в соавторстве, одна – коллективная), ряда учебных пособий и статей в отечественных и зарубежных изданиях.

Некоторые публикации
МОНОГРАФИИ

  • Исторический источник в американской советологии. Казань: КМО, 1997.
  • Изучение и преподавание отечественной истории в Казанском университете. Казань: Изд-во Казанского университета, 2003 (в соавторстве).
  • История Казанского университета / Под ред. М.Х.Салахова и И.П.Ермолаева  Казань: Изд-во Казанского университета,  2004 (коллективная).
  • Казанское житье (XIX-XX века). Казань:”DOMO” Глобус, 2005 (в соавторстве).
  • Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005 (в соавторстве).
  • Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007.
  • Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX-XX вв. Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2008 (в соавторстве) – в печати.
  • Жизнь и судьба «красного» профессора: Михаил Ксаверьевич Корбут (1899-1937). Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2009 (в соавторстве) – в печати.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  • Современное зарубежное источниковедение: Теория и метод. Казань: УНИПРЕСС, 1999.
  • Вспомогательные исторические дисциплины: Историческая география и картография, сфрагистика, геральдика, генеалогия / Под ред А.Л.Литвина. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008 (в соавторстве)

СТАТЬИ (с 2001 г.)
История детства

  • Внуки советской империи: детские сочинения на тему «Я. моя семья, моя страна в 1990-е годы» // Ab Imperio: Studies of New Imperial History and Nationalism in the Post-Soviet Space / Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве.  2001. №1-2. С.415-437.                                                                         
  • Постсоветская Россия глазами детей // Россия и современный мир. 2002. №1 (34). С.115-133.        
  • Детство как миф: некоторые аспекты изучения российско-советского детства в зарубежной историографии // Clio Moderna. Альманах зарубежной истории и историографии. Вып.3. Казань, 2002. С.107-119.                                                                                  
  • Немного о «красном революционном козле», или девочки-современницы о символах и образах революции 1917 года // Адам & Ева. Альманах гендерной истории. №3. М., 2002. С.91-112.                                                                
  • «Геенна огненная»: детское восприятие раннего советского периода // Ab Imperio: : Studies of New Imperial History and Nationalism in the Post-Soviet Space.  2002. №3. С.322-352.                                                                                                                                                                   
  • Транcформация идеалов и жизненных ценностей русской девочки/девушки в первое послеоктябрьское десятилетие // Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история. М., 2003. С.411-435.                                                
  • Школьные сочинения детей русской эмиграции как источник по социальной истории России, 1917-1920 гг. // Социальная история. Ежегодник, 2001/2002. М., 2004. С.324-352.                       
  • Язык революции 1917 года в «детских» текстах // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 12. М., 2004. С.117-135.          
  • «Детский» текст и детская память в «эпоху катастроф» // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Челябинск, 2004. С.413-430.       
  • И они хотели воевать: русские девочки и первая мировая война 1914-1918 гг. // Адам & Ева. Альманах гендерной истории. №9. М., 2005. С.191-213.                      
  • «Детский» текст, его специфика и значение для реконструкции детского восприятия и детской памяти «эпохи российских катастроф» // Харкiвський iсторiографiчний збiрник. Вып.8. Харкiв, 2006. С.132-140.                                                       
  • «А где же дети?»: Российский «детский мир» как предмет исторического исследования // Материнство и детство в России XVIII-XXI вв.: В 2-х ч. - Ч.II. М., 2006. С.127-148. 
  • Источники по истории российского/советского детства и их специфика // Единство гуманитарного знания: новый синтез. Доклад на XIX Международной научной конференции. Москва, 25-27 января 2007. М., 2007. С.307-309.
  • Немного о «красном революционном козле», или Девочки-современницы о символах и образах революции 1917 года // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 19. Специальный выпуск: Индивид, общество, власть в контексте гендерной истории. – М., 2007. - С.212-233.
  • Конец сказки: Первая мировая и Гражданская войны в восприятии детей-современников // Опыт мировых войн в истории России. Сборник научных статей. - Челябинск, 2007. - С.418-437.       
  • Воспоминания детей о революции и гражданской войне в России: «Расколотая память» // Леонид Михайлович Спирин: Памяти историка, друга, коллеги. Сборник научных статей. - Казань, 2007. - С.124-135.
  • «Германцы и русские воевали на полянке»: Образ Первой мировой войны в сознании детей-современников // Хронотоп войны: Пространство и время в культурных репрезентациях социального конфликта. Доклад на Третьих международных научных чтениях «Мир и война: культурные контексты социальной агрессии» (СПб. – Кронштадт, 21-24 октября 2007). – М., СПб., 2007. - С.206-208.
  • Безглазая кукла и папин револьвер: Ребенок в вещно-предметном мире раннесоветской эпохи // Теория моды: Одежда. Тело. Культура / Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture. – М., СПб., N.Y. - Лето (№8) 2008. - С.119-139.
  • Детство и гендер – две вещи несовместные?: К вопросу о соотношении некоторых категорий исторического анализа // Харькiвский  iсториографiчний збiрник. - Вип. 9.  - Харькiв, 2008. - С.95-105.
  • «Остров достоверности»: Детский текст и его специфика // Ейдос: Альманах теорii та iсторii iсторичноi науки. - Кiев, 2008. - С.342-377.
  • .«Детское письмо» как опыт, как факт и как знание// Адам & Ева: Альманах гендерной истории. №15. М., 2008. - С.266-290.
  • Еще раз о правах мальчиков и девочек: К вопросу об особенностях русского «детского» письма 20 в. (гендерный аспект) // Правовое положение женщины: Вчера, сегодня, завтра. Доклад на международной научной конференции к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда.  СПб., 2008. С.249-252.
  • «Другое письмо»: русские детские письменные практики и их специфика // Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век. Доклад на международной научной конференции. – М., 2008.  – С.46-48.

История повседневности

  • От казанских слобод к Казани социалистической: смена семантико-семиотического кода // Повседневность российской провинции: история, язык и пространство: Материалы 3-й Всероссийской летней школы «Провинциальная культура России: подходы и методы изучения истории повседневности. Казань, июнь-июль 2002 г. Казань, 2002. С.111-118.                             
  • Советская власть и изменение облика жилищного пространства Казани в 1920-е годы // Социальная структура и социальные отношения в Республике Татарстан в первой половине ХХ века. Казань, 2003.С.236-245.
  •    Источники по истории советской повседневности: основные разновидности и особенности анализа // Перекресток культур: междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук. М., 2004. С.264-287.                                     
  • Советская власть и культурный ландшафт провинциального города (Казань, 1920-1930е годы) // Россия и современный мир. 2004. №1 (42). С.160-180.
  •    Источники по истории советской повседневности и проблемы их источниковедческой критики // Эпоха. Культуры. Люди. (История повседневности и культурная история Германии и Советского Союза. 1920-1950-е годы. Сборник докладов на международной научной конференции. Харьков, сентябрь 2003. Харьков, 2004. С.286-297.                                                                                 
  • Советская Казань: Время становления (1920-1930-е гг.) //Гасырлар авазы / Эхо веков. Казань, 2005. №2 (41) (в соавторстве).

История университетского образования и университетской культуры в России

  • Революционные потрясения: 1917-1922 гг. // Очерки истории Казанского университета. (Ученые записки Казанского государственного университета. Т.144). Казань, 2002. С.149-165.
  •    Конфликт университетских культур в 1917-1920-е гг. // Историки в поиске новых смыслов. Сборник научных статей и сообщений участников Всероссийской научной конференции. Казань, 7-9 октября 2003 г. Казань, 2003. С.377-384. (в соавторстве).
  • Юбилейные истории Казанского университета // Отечественная история. 2004. №5. С.133-141. (в соавторстве).
  • Частная жизнь университетского человека в Казани, 1920-1990-е гг. // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. №8. М., 2004. С.38-54.                          
  •    История университета как история памяти корпорации?// Ab Imperio: Studies of New Imperial History and Nationalism in the Post-Soviet Space / Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве.  2004. №3. С.271-310. (в соавторстве).
  •  Университет: место памяти? Анкеты бывших студентов и преподавателей Казанского университета // Ab Imperio: Studies of New Imperial History and Nationalism in the Post-Soviet Space / Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2004. №3. С.311-382 . (в соавторстве).
  •    Юбилей Казанского университета. Гасырлар авазы / Эхо веков. Казань, 2004. №2 (37). С.3-8 (в соавторстве).
  • «Яйца Рузвельта»: Повседневная жизнь университетского человека в годы Великой Отечественной войны // Родина. 2005. №8. С.136-140 (в соавторстве).
  •  Университет в социокультурном ландшафте советского города: Казань, 1920-1930-е годы // История и историки в Казанском университете: к 125-летию Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 2005. С.293-299.              
  •  Вновь о любви «без черемухи», или женщина в университете в 1920-е годы // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство. Казань, 2005. С.57-62 (в соавторстве).
  • Казанский университет в годы Великой Отечественной войны: повседневные практики выживания // Проблемы новейшей истории России. СПб., 2005. С.378-392 (в соавторстве).
  • От «Guadeamus»а к «Интернационалу»: символы советского университетского пространства // Историческое знание: теоретические основания и коммуникативные практики. Материалы научной конференции 5-7 октября 2006 г.  М., 2006. С.320-323.       
  • Университетская культура в ритуалах, символах и мифах (на материалах Казанского университета) // Проблемы российской истории. Вып.6. М.; Магнитогорск, 2006. С.378-410 (в соавторстве).
  • Университетская культура в ритуалах, символах и мифах (на материалах Казанского университета) // Проблемы российской истории. Вып.7. М.; Магнитогорск, 2006. С.386-417 (в соавторстве).
  • Судьба «красного» профессора: М.К.Корбут // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность. Материалы международной научной конференции 23-25 мая 2006 г. Казань, 2007. С.101-106 (в соавторстве).
  • Университет как память и как знание // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 18. – М., 2007. - С.35-67 (в соавторстве).
  •    Символы и образы советского университетского  пространства и их специфика // Линия судьбы: Сборник статей, очерков, эссе.- М., 2007. - С.349-358.        
  • Die russische akademische  Kultur im 20. Jahrhundert: Kontinuitaten und Bruche am Beispiel der Universitat Kazan' // Geists- und sozialwissenschftliche Hochschullehre inOsteuropa III. Ed. M.Burgel und A.Umland // Frankfurt am Main, Berlin, Bern: Peter Lang, 2007 - S.41-68  (в соавторстве).
  • Создание электронной коллекции личных дел студентов Казанского университета (1917 – 1925 гг.) / / Construction of the Digital Person Files Collection of the Students of Kazan University (1917-1925) // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции. Доклад на Всероссийской научной конференции (Дубна, 7-11 октября 2008 г.) (в соавторстве). – Дубна, 2008. –С.370-374.

Проблемы историографии и источниковедения

  •   «Перед зеркалом»: автобиография, ее специфика и особенности применения современными зарубежными историками // Clio Moderna. Альманах зарубежной истории и историографии. Т.2. Казань, 2001. С.88-105.
  •   Историк и автобиография // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 8. Специальный выпуск: Персональная история и интеллектуальная биография. М., 2002. С.113-129.
  •    Кто и как будет изучать российскую историю в США в XXI веке: о формировании образа историка-россиеведа в американской историографии // Россия и современный мир. 2003. №1 (38). С.157-170.                                                       
  • «Нетрадиционный» исторический источник: феномен культуры и объект интерпретации // Уроки Вульфсона. Казань, 2003. С.288-297.
  • Письма участников Великой Отечественной войны как исторический источник (по материалам НА РТ и ЦГА ИПД РТ) // Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память: Сб. ст. и материалов научной конференции. Казань, 12-14 мая 2005 г. Казань, 2006. С.100-110 (в соавторстве).
 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •