Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека /

Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Повесть о явлении чудотворной Иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, бывшем в Казани граде, составленная смиренным Ермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 (1594).

Столь предивное чудо соделалось милостивным посещением народа нашего Творцом всякого благого, Господом нашим Иисусом Христом, и Родившей Его Пресвятой и Преблагословенной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией явлением пречудной и чудотворной Иконы в преславном граде Казани, что возмогу ли, будучи недостойный и недостойные уста имея, проповедати таковое!

Но только надеясь на неизреченные щедроты Сына Божия и молитвы Родившей Его, глаголом учителя вселенной возвещу: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякого утешения, Утешающий нас от всякой скорби нашей, и Благословивший нас благословением Духовным!

Тот же беззакония ради нашего, вначале послал малый Свой праведный гнев на нас, очищая многие грехи наши; мы же немного дней поскорбев, потом же благодати ради Божией скорби свои забыли, и радости несказанной сподобились ради неизреченного человеколюбия Божия и явления иконы Божией Матери и Ее Превечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа.

Повсюду протекло, как гром во все концы Российской земли известие о милостивном к нам Божием посещении явлением иконы Богородицы и о неизреченных чудесах, которых неоскудно сподобляются с верою приходящие к Ней.

Я же недостойный, предпосылающий слово сие, будучи самовидцем, - как и какими чудесными благотворениями явили Бог и Богородица от земных недр чудотворный Свой Образ, замедлил то описать или от недостатка разума, или от нерадения и душегубительной ленности, или же, связанный цепями грехов моих, страха ради недостоинства моего приступать к таковые преславным делам, но только должному знать беззакония свои и просить отпущения безчисленных прегрешений моих. Хотя грехи мои как бремя тяжкое тяготят меня, влеком я желанием и понуждаем страхом, - что сотворю или скажу, запрещу ли себе из-за окаянства моего, или снова внемлю, восходящему к сердцу моему блаженству о Всепетой и Богоприятной Богородице и Приснодеве Марии.

Ты Сама содействуй мне, о, Преблагословенная Заступница усердная и Матерь Бога Вышнего, да будет воля Тобою рожденного Христа Бога нашего, чтобы мне недостойному, помрачившему ум свой, Тобою просветиться, о, Всенепорочная.

Ты за всех молишь Сына Своего Христа Бога нашего, всем, в державный Покров Твой прибегающим, творишь спасение, и мне пишущему содействуй, всегда воспоминающему и оплакивающему свое недостоинство. Но приходит мне на ум, что неправедно Божий тайны и неизреченные Его многомилостивные нам дарования в глубину забвения погружать. Мне самовидцу этих многоцелебных источников, и того что видел и слышал о предивной Твоей Иконе, о Всепетая, подай же, рассказать и описать, а всех нас заступи Госпожа Царица.

Если и недостоин, хотя бы малые среди великих, подобающие похвалы принести Тебе, но сподоби меня, о Владычице, Твои неизреченные нам благодеяния прославить, как сподобила меня, о Всеблаженная, недостойного и грешного, скверными моими руками прежде всех священников прикоснуться Пречистому Образу чудотворной Иконе Сына Твоего Христа Бога нашего.

Если кто и достоин, то я не таков, но, Владычица, по прикосновении ко Пречистому Твоему, и Превечного Твоего Младенца Спаса Христа чудотворному Образу, ныне вновь желая того, что скажу или возглашу Великоименитой и Многоименитой, пророками прореченной, Деве!

По прошествии пятнадцати лет явления чудотворной Иконы Богородицы чудесные исцеления не оскудевают, и все страсти душевные людей отгоняются. Это снова меня к торжеству призывает, к подобающей проповеди и описанию сего понуждает; да не буду осужден как скрывший талант господина своего. Привык человеческий род духовно праздновать святых память с похвалами, а Пресвятой же и Преславной Царице установил праздновать по-царски.

Пречистую Богородицу и Приснодеву Марию, сей Божественный Покров рабам Своим, мы должны намного большей любовию почитать, к Тихому сему и Доброму Пристанищу, Скорой Помощнице, Готовому и Теплому Спасению Покрову Девы притекать, и как Превысшей всякой твари, как Царице и Владычице, Царя и Владыку всех родившей, похвалу приносить.

Богородицы ради праматернее проклятие упразднилось, и Адам от вечных цепей освободился, и Бог с нами примирился; когда Бог возжелал сойти к человекам и сотворить для них путь к небесам, тогда Лествица Иакова утвердилась, и человеки со ангелами соединились. И уже Бог не борется с человеком как некогда боролся со Иаковом, но Творец Иакова на землю сошел, желая взыскать потерянную драхму и Отцу принести.

От того пророки возрадовались своему пророчеству, видя его исполнение; тогда и Давид, видев своего семени Наследника Родившегося, поя псалтирь духовную, возгласил: "Слыши Дщерь, и смотри, и приклони слух Твои”. Тогда не только пророки, но также небесная и земная тварь праздновали.

Ныне же настал новый всечестной праздник Иконы Одигитрии, Честного Образа Владычицы нашей Богородицы, Крепкой Помощницы. Да познают все, что Она проявляла ходатайство к Своему Творцу и Сыну не только будучи в мире, но непрестанно милостивно нас посещает по Преславном Своем Преставлении от земли к небесным.

Итак, завершая сие словесное начало, вступим на совершенное шествие, да начнем от сего беседу, сколько подаст Святой Дух.

Прежде похвалим ваше усердие теплое, - такое ваше к Церкви тщание и, особенно к чудотворной Иконе Богородицы веру и мольбу, как мы видим в сем, что нас радует это ваше стремление к Ней как детей к матери, как жаждущих ко источнику, как корабля ко пристанищу.

Ради грехов наших, Бог наказывая нас, и милостивно наводя на нас праведный гнев Свой, иногда голодом, иногда нашествием неприятелей, иногда мором и междоусобными бронями, иногда пожаром и прочими напастями жизни, бедами и утеснениями, наводя недуги лютые на нас, понуждает ленивых и жестоких на благое и преподобное, на спасительные пути. Так сказано Богу пророком Давидом: "Браздами и уздою челюсти их востягнеши, неприближающимся к Тебе многи раны”.

И в другом псалме говорит: "аще оставят закон Мой, и в судьбах моих не пойдут, аще оправдания Моя осквернят, и заповеди Моя не сохранят, посещу жезлом беззакония их, и ранами нерадивых. Милость же Мою не раззорю от них."

Кого же любит Бог, того и наказывает; бьет всякого сына, которого приемлет.

Если без наказания, то не сыны, а преблудные, злом водимые люди; не можем шествовать к добродетели, мало печемся о нашем спасении. Попущает Владыка наш Господь нам напасти и беды, скорби и недуги лютые, чтобы к Нему обращались, и о нашем спасении пеклись, - это нам делается праведным судом Божиим.

Было же так. В год 7087 (1579) при Державе благочестивого и христолюбивого благоверного Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси Самодержца, и при его благородных царевичах князе Иване Ивановиче и князе Феодоре Ивановиче, ныне же Божиею благодатию - Государь Царь и Самодержец всея Руси, и при Архиепископе Казанском Иеремии месяца Июня в 23 день в память святой мученицы Агрипины был пожар в новопросвещенном граде Казани по прошествии двадцати шести лет от завоевания города.

Загорелось в полдень около церкви Святителя Николая, называемого "Тульский", во дворе одного царского воина Даниила Онучина; и остались лишь небольшая часть посада, половина града близ соборной церкви и двор Архиепископа. Большая часть посада и все торги, обитель Боголепного Христова Преображения и двор Великого Князя, увы, - все огонь всеядец пожрал и попалил, и небытию предал. Люди же христолюбивые, верою не отпавшие, но познавшие свои согрешения к покаянию обратились и начали созидать церкви Божий и свои дома.

И Божиею милостью место иноязычное и новопросвещенное просвещалось святыми церквями и Божествеными учениями.

Язычников же неверных во граде много было, и вер много было - и стало им в пересуды и посмеяние истинная правоогавная вера; источника же целебного во граде не было тогда. Л иноязычные, неверием одержимые, в сердцах своих уничижали нас, не ведая Божией милости и силы. Видели окаянные Божие милосердие к нам, наказание это как милость, но не ведали сего. Он ведь как Отец чадолюбивый, милуя нас, наказует за наши согрешения, очищая грехи наши.

Человеколюбец Бог, видя терпение людей Своих и веру их, посмеяния и поношения вокруг живущих иноверцев, не терпел поношения и хуления на святые иконы, да не говорят язычники - где есть Бог их, в Которого веруют, да заградятся уста, говорящих неправду, и да исчезнет и забудется жидовское и бусурманское свирепство и их пустословное хуление, и да искоренится злоплевельное еретическое учение, но да укрепится и просветится истинная христианская, греческого закона, православная вера правым учением Господа нашего Иисуса Христа и святых Его учеников и Апостолов, и Богоносных отец и всех святых, утвердивших православную веру Христову, и научивших веровать во Отца и Сына и Святого Духа, предстателъством и молением Заступницы нашей Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, предстоящей Сыну Своему и Богу нашему.

Ныне в это последнее время, по благодати Божией, нам показано праведное и всесветлое солнце и, как Едем затворенный отверзся, явил Господь от земли пресветлую Икону Своим человеколюбным смотрением, источник неизчерпаемый, - в земле сокрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы и Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, - честной Ее Образ Одигитрии и Свой человеколюбный Образ. Откуда же праведный гнев Свой испустил, оттуда же, близ того места, на расстоянии броска камня показал светящий благодатью луч и источник исцелении.

Явила себя Богородичная Икона таковым образом. Не показала Владычица Образа Своего ни святителю града, ни начальнику властей, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу. Но открыла Свое сокровище, чудный Свой Образ источник неисчерпаемый, приходящем с верою, - десятилетней девице, именем Матрона, дочери одного человека из простецов, служившего на войне стрельцом.

Явилась чудная и пресветлая Икона Богородичная этой девице после пожара в том же году и месяце.

Начав являться той девице, пресветлая Икона Божией Матери, велела ей пойти во град и поведать о Иконе Богородицы, которую видела, Архиепископу и воеводам, чтобы они придя, извлекли бы Образ Пречистой Богородицы от земных недр, в указаном ей месте, где потом и было обретено это честное сокровище дорогого бисера - чудная Икона Богородичная.

Девица была юной и не понимала повеления, боялась поведать о нем; а мать, выслушав дочь свою, ее словам не придала никакого значения. После этого неоднократно являлась Матроне в видении пресветлая и чудотворная Икона, повелевая ей без сомнения поведать об этих видениях. Девица не один раз, но многожды говорила матери своей о явлении чудной той Божественной Иконы. Однажды случилось девице той спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы пресветлые лучи сожгут ее. И был устрашающий голос от Образа, сказавший девице: "Если не поведаешь о словах Моих, и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей". Девица от страшного такого видения сильно ужаснулась, омертвела и лежала так немало времени. Но вот возопила она громким голосом к матери своей, чтобы шла та и поведала Архиепископу и правителям града о чудной и пресветлой Иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, передав ей все слова, слышанные ею от пресветлой Иконы, а также указала место явления Иконы. Мать девицы быстро пошла во град к воеводам, и поставила перед ними свою дочь, повелев ей самой рассказать обо всем с нею случившемся. Девица поведала им слова, которые слышала от пречудной и великолепной Иконы, и указала место явления. Они же одержимые неверием сказанному девицей об Иконе, не придали тому никакого значения. Мать же ее прослезилась, и взяв дочь, отправилась к Архиепископу. Те же слова передала девица Архиепископу и указала место, чтобы он повелел обрести святую Икону. Но и Архиепископ не внял ее словам, отослав ее ни с чем. Их приход был в седьмой час дня, обрели же чудный и пресветлый Образ Богородицы в том же году после пожара в час двенадцатый после пожара восьмого июля в день памяти святого великомученика Прокопия.

Это было так.

Вернулась та жена к дому своему и стала рассказывать всем людям о чудной Иконе, которую видела дочь ее. Народ удивлялся этой вести, но расходился, не придавая значения их словам. Жена взяла лопату, и придя к указанному месту, стала долго копать, не находя искомого. Стали и другие люди копать, и уже вскопали все то место, и ничего не нашли.

Девица Матрона начала копать на месте где была печь, также и другие с нею, и выкопав немногим более двух локтей, О чудо, явилась чудотворная Икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Одигитрии вместе с Превечным Младенцем Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом.

На той чудной Иконе был рукав однорядки вишневого сукна, самый же чудотворный Образ чудно сиял светлостью как будто был написан новыми красками. Земная грязь не коснулась чудного Образа, это мы сами видели. Девица взяла пречистый Образ со страхом, трепетом и радостью, и поставила его на том же месте.

Бывшие здесь люди возопили, неумолкающе проповедая о явлении этой Божественной Иконы. Вскоре собралось здесь бесчисленное множество благочестивого народа, со слезами вопившего: "Владычица, спаси нас". Послали весть Архиепископу и к начальствующим во граде, что обрели Богородичный святой Образ. Архиепископ повелел звонить в колокола и пошел крестным ходом со всем освященным собором с воеводами и множеством народа на то место, где обрели чудную Икону Пречистой. Увидев Образ Пречистой как новый пречудно светящийся дар, сильно удивился, потому что такого извода Образа нигде не видел. Недоумевая, охваченный страхом и радостью, он стал молиться с плачем, прося милости и прощения своего неверия. Также и воеводы с плачем просили милости для согрешивших неверием и нерадением к чудотворному Образу Пречистой.

Весь народ града собрался на это дивное и Божественное чудо, веселясь душею со слезами и радостью, возсылая хвалу Богу и Богородице об обретении многобогатого и бесценного сокровища. Я же, будучи недостойным, со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому Образу, взял его с деревянной подставки, подложенной на том месте, где была в земле та чудная Икона. По повелению Архиепископа народ пошел с нею и с прочими святыми Иконами и честными Крестами в ближайшую церковь Святого, Николая Тульского. И там по совершении молебного пения, Архиепископ со всем освященным собором и воеводами, со всем множеством православных мужей вместе с их женами и детьми, идущих во след святых икон, пошли во град с новоявленной чудотворной Иконой. Безчисленное множество народа теснилось на пути, напирая друг на друга, чуть ли не по головам шли они к чудотворному Образу, стремясь прикоснуться его. Я по повелению Архиепископа, ради такого множества народа медленно шел с чудотворной Иконой, и теснящийся народ не мог отклонить меня ни направо, ни налево, потому что нес я пречудный и чудотворный Образ Носящего всю тварь и Его Богоматери; в тот час Икона Пречистой Богородицы чудо показала.

Чудо первое

Просивший милостыню человек, по имени Иосиф, был слепым в течение трех лет, как сам поведал. Владычица же сподобила его прозреть. По наущению врага, ненавидящего спасение человеков, сей проситель милостыни забыл воздать молитву и поблагодарить Богатого Врача, подавшего исцеление, - Пречистую Богородицу. И вместо того он снова устремился на прошение серебра, к тому, что привык делать.

 И так, отпав верою и отяготясь леностью, не до конца получил прозрение, но стал видеть только немного перед собою.

Народ, видевший чудо, обрел еще большую веру ко Образу Пречистой и внес Его в Соборную Церковь Честного и Славного Благовещения Пресвятой Богородицы, и здесь Владычица новое чудо показала.

Чудо второе

Человека, именем Никиту, не видевшего ни малейшего света, Богородица сподобила прозреть. Он же припал к чудотворному Образу теплою верою и получил здравие, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу. Отслужив молебен, со страхом и трепетом, и многою радостью отошел он в дом свой.

На следующий день архиепископ отслужил Божественную Литургию. Весь народ, приходящий в Соборную Церковь к Чудотворному Образу, приносил дары - один золото, другой серебро или кто что может, каждый по силе своей.

Девицу Матрону с ее матерью Архиепископ, воеводы и весь народ почтили с честью. Сделав список с чудной Иконы и описав преславное явление этой чудотворной Иконы и бывшие от нее чудеса, послали в царствующий град Москву к самодержавному Царю Государю и Великому Князю Ивану Васильевичу всея Руси Самодержцу и к сыновьям его Царевичу Князю Ивану Ивановичу и Царевичу Князю Феодору Ивановичу, который стал Божиею благодатию Государем Царем и Великим Князем Самодержцем всея Руси. Увидевши христолюбивые Царь и Царевичи чудную Икону Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии по образу Одигитрии, очень удивились, потому что такого извода образа нигде не видели. Благоверный же Царь Государь и Великий Князь и его сыновья повелели поставить церковь на месте, где была обретена чудотворная Икона, устроить девический монастырь, келий поставить и ограду соорудить. Из своей царской казны они повелели дать монастырю достаточное содержание священному собору и игумений, а так же сорока сестрам годовое довольствие. Так и стало. Соорудили деревянную церковь во имя Святой Богородицы Одигитрии и ограду монастырю. Честную же эту и чудотворную Икону Пресвятой Богородицы Архиепископ и бояре со всем народом перенесли торжественно крестным ходом с молебным пением в новоустроенный монастырь. Девицу Матрону постригли в том же монастыре, с наречением во инокинях имени Мавра; спустя некоторое время постриглась и мать девицы. Затем поставили и другую церковь теплую с трапезой во имя Рождества Пречистой Богородицы. И начала являть Владычица чудеса Свои.

Чудо третье

Человек из города Свияжска был одержим лютой болезнью. Своей женой он был приведен к Пречистому и чудотворному Образу, молился с теплою верою Богородице, и не прекращал прошения своего, пока не получил здравие. И так пошел в свой дом, радуясь.

Чудо четвертое

Однажды в церковь был принесен матерью ее слепой младенец. Мать стояла пред Образом Богородицы и молилась с плачем о прозрении ребенка. Младенец же вдруг начал руками осязать лицо матери. Весь народ, молившийся пред Пречистым Образом и Архиепископ, стоявший на месте своем, смотрели на младенца и видели как он трогал руками свою мать. Архиепископ повелел принести красное яблоко и показать ребенку. Младенец начал хватать яблоко и все удостоверившись в том, что он прозрел, воздали славу Богу и Пречистой Его Матери Владычице нашей Богородице, творящей дивные чудеса.

Чудо пятое

Один боярский сын по имени Ивашка, известный по прозвищу Кузьминский, имел жену, больную ногами, не могшую двигать ими. Болезнь ее была сильной, и ничем эта жена не могла помочь себе, ей становилось все более тяжко. Попросила болящая принести ее к чудотворному Образу Пречистой Богородицы. Она, со многою верою и со слезами молившись, прося милости, по молебном пении сразу получила здравие и пошла, радуясь, в дом свой.

 Чудо шестое

В имении боярина Василия Рагозина жене одного поселянина явилась Святая Богородица и велела той идти к Ее Пречистому Образу, который находится в Казани, и поведать мужу своему, чтобы он тоже пошел молиться тому чудотворному Образу. Жена не вняла словам Богородицы, и мужу ничего не сказала. Явилась ей второй раз сама Владычица, и как будто некая божественная сила взяла руку жены и ударила ею по лицу ее, и стала рука та суха. Пришла эта женщина в город, поведала Архиепископу по порядку все случившееся с нею, и придя к чудотворному Образу, получила здравие - сразу утвердилсъ ее рука, став как и другая. Так пошла она в дом свой, радуясь.

Чудо седьмое

Во граде Казани, у одной верной и богобоязненной вдовы по имени Иулиты - просвирни посадской церкви Первоверховных апостолов Петра и Павла, был сын Исаак по прозвищу Бык, пребывавший в расслаблении два с половиной года. Болезнь его была известна вокруг живущим, - он не мог ступить ногами на пол.

Послал Исаак мать свою к чудотворному Образу Пречистой Богородицы отслужить молебен. Сам же в своем доме, лежа на одре, начал пред иконами плакать и молиться со слезами Пресвятой Богородице, чтобы ему самому увидеть чудотворный Богородичен Образ. В тот же момент почувствовал небольшое облегчение от болезни и сразу, по милости Пречистой Богородицы, встал сам на ноги и начал, немного ходить. Взяв два посоха и, опираясь на них, пошел в монастырь к чудотворному всемилостивому Образу Богородицы.

О, великие чудеса Богородицы! Мать со слеза¬ми о сыне молится, сын же неожиданно сам к матери приходит! Мать видев его, изумилась, а придя в ум свой, нечаемое как явное познав, приложила слезы к слезам, моля Богородицу о совершенном исцелении. И так окончательно получив здравие, воздав хвалу и славу Богу и Пречистой Богородице, 30 апреля отошли они в дом свой, хваляще и славяще Бога,Творящего дивные и преславные чудеса.

Чудо восьмое

Некая Елена, жена священника Григория, при¬шедшего из Полоцка и жившего в месте, прозванном село Тагашево, три года страдала болезнью глаз, так что ничего не видела. Прослышав о многих и преславных чудесах Иконы Пречистой Богородицы во граде Казани, пошла Елена в тот град к чудотворному Образу просить милости.

Еще не дойдя града Казани и семи поприщ, внезапно увидела она свет своими очами как будто никогда и не болела. Придя в монастырь к чудотворному Образу, воздала она хвалу Богу и Пречистой Богородице.

Чудо девятое

Рассказал нам инок Иосиф хранитель складов храма Пречистой. Пребывая в Троицком Казанском монастыре, разболелся он очами так, что ничего не видел, и тогда дал обет отслужить молебен Пресвятой Богородице. Когда же пришли священники с чудотворным Образом Пречистой Богородицы в воскресение для молебна в соборную церковь Ее честного и славного Благовещения то Иосиф у чудотворного Образа во время молебного пения прилежно молился, но не получив исцеления, ушел, скорбя.

Лежа на одре болезни, вошел он в легкий сон, увидел Икону Святой Богородицы, и глас ему возгласил: "Востанъ, и иди в Храм Пречистой, отслужи молебен и утри лицо свое пеленою, и так получишь исцеление". Он же быстро встал и повелел вести его в монастырь Пречистой Богородицы. Отслужив молебен, попросил окропить его святой водою, и утерся пеленою Пречистой.

В тот же момент отошла от его очей болезнь и увидел он свет, воздав славу Богу и Пречистой Богородице.

Чудо десятое

Один человек по имени Козьма Окулов в граде Лаишеве был во исступлении ума. Родственники советовали ему идти в Казанский монастырь ко Пречитой Богородице. Он придя в себя, начал молиться Пречистой Богородице о исцелении; и помощью Пресвятой сподобился видеть исполнение своего прошения. Отслужив молебен, он сразу получил совершенное исцеление и стал здоров, отправившись в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо одинадцатое

Некая. Пелагия, жена одного жителя Казани Антония, прозванного Кашевар, не видела своими очами дней сорок. Слышав о многих и преславных чудесах чудотворного Образа Пречистой Богородицы, пошла она в воскресенье в девичий монастырь Пречистой Богородицы. Имея многую веру и непогрешимую надежду, получила исцеление.

Когда пришли священники с чудотворною Иконою Богородицы от соборного молебна, жене той случилось встретить Икону Пречистой, сойдя с церковной паперти. И сразу же в тот миг прозрела она, и, пойдя в дом свой, радовалась, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо двенадцатое

Некий человек по имени Трофим Ларионов Холмогорского уезда Листраостровской волости заболел во граде Самаре, и сильно страдал лихорадкою. К тому же и на глаза его напала тяжкая болезнь. Наслышав о неизреченном милосердии Пречистой Богородицы, Которая подает нескудеваемое исцеление приходящим с верою и молящимся Ей, он начал молиться Богородице об исцелении. И вот увидел он во сне Икону Пречистой Богородицы, стоящую в изголовье его одра, и голос услышал от чудотворной Иконы, назвавший его по имени: "Иди во град Казань к Моему Образу и там исцеление получишь”. Он же востав, почувствовал в себе облегчение от лихорадки, да и глаза уже не так болели. Придя во град Казань в монастырь ко Пречистой Богородице во время святой Литургии, начал он пред Образом Пречистой неутешно плакать и с верою молиться, говоря: "Подай мне, о Владычице, то, что обещала; немалый путь совершил я, милосердия Твоего ради." И тут же исцеление получил от обеих своих болезней, - и очами прозрел, и телом здрав стал. Затем прославил Бога и Пречистую Богородицу, рассказывая всем людям о дивных и преславных чудесах от Пречистой Иконы, о Ее милосердии и о своем скором исцелении.

Чудо тринадцатое

Во граде Свияжске жил Иоанн, священник церкви святого Николая Великого Чудотворца, которая зовется Никола Жилецкий, у него была жена по имени Домна. По действу диавола некая соседка ее или по простодушию, или намеренно, напоила ее до такого состояния, что она пришла в дом свой простоволосая, нанося срам мужу своему и себе. Многие люди видя это, смеялись, а другие скорбели от такой срамоты, потому что все мы знали мужа ее как человека уважаемого, ненавидящего пьянство и отметающегося всякого злого. Самого священника не было тогда во граде, ради какой-то нужды он отлучился: Утром от сродников своих и от домашних услышал он о сотворившейся напасти с его женой. Она же впала в отчаяние и тяжко заболела со страха или со стыда, так что стала одержима злым бесом, и болезнь ее усиливалась, каджый день и ночь до десяти и больше раз случались с нею беснования, - скрежетала зубами, билась в лихорадке и изо рта ее текла пена, как и поведал нам сам Иоанн. И так было ее страданий до тридцати пяти недель. Священник же тот Иоаннн безпрестанно молил Бога и Пречистую Богородицу об исцелении своей жены, призывая в помощь и святых угодников Божиих. Не однажды и в Казань привозил жену свою к чудотворному Образу, но не получал никакой отрады. 7 февраля 1593 года он опять привез свою жену в монастырь к Пречистой Богородице, и начал со многими слезами молить Бога об ее исцелении. Спустя четыре дня, 11 февраля игуменье монастыря Марии был голос во сне, чтобы она повелела прикладывать бесноватую к чудотворному Образу в то время, когда начнет бес томить ее. Игуменья Мария вскоре так и повелела. И когда начал бес томить бесноватую, ее взяли и приложили к чудотворному Образу Пресвятой Богородицы. И сразу в тот же час освободилась она от лютого беса и стала здоровой. Воздав благодарение и непрестанную хвалу Богу и Пречистой Богородице, пошла в дом свой, славяще Бога.

Чудо четырнадцатое

В городе Казани был скорняк по имени Димитрий, а по прозвищу Тоскутей. Жена его по имени Домна тяжко заболела, у нее скорчились руки и ноги. И в болезни той она так страдала, что видящие ее не могли сдержать слез. Дочь ее, девица именем Неонила, была одержима тою же болезнью, и страдала также как и она. Обе страдалицы в болезни своей со слезами молились ко Пречистой Богородице. Это продолжалось почти месяц. Димитрий взял жену свою и отвез в монастырь, в церковь Явления честного и чудотворного Образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Жена его начала со многими слезами и плачем молиться Пречистой Богородице об исцелении, да так, что и незнающие ее зарыдали и заплакали. Димитрий отправился в дом свой, желая и дочь свою привести к чудотворному Образу, но обрел нечаянную радость. Пришел в дом свой и увидел дочь здоровой и уже не страдающей от болезни, и, благодаря Бога и Пречистую Богородицу, поспешил к жене своей рассказать об исцелении их дочери. В то время на Литургии читали Святое Евангелие, и в момент самого благовестия жена его стала здоровой, как будто и не болела. О, чудо, как в один час по действию диавола дочь и мать восприняли лютую скорбь и болезнь, так же и в один час исцеление получили от чудотворной Иконы Богородицы, Димитрий и все люди, видевшие предивное скорое исцеление Пречистой Богородицей матери и дочери, сугубое воздали Богу и Пречистой Богородице благодарение. Жену его спрашивали, как нашел на них одновременно и одинаково этот недуг. Она же поведала подробно. Бывши ей у одного соседа на обеде, после которого отправляясь домой, нашла она на пути завязанный маленький платок и подняла его. Принеся его в дом свой и развязав его нашла одну серебряную монету и два ореха. Один из орехов сама съела, другой дала дочери. С того времени и впали они в болезнь.

Чудо пятнадцатое

Некий ярославец, по имени Афанасий Ерофеев, был приведен в Соборную Церковь Благовещения Пречистой Богородицы. Немало людей силились ввести его в церковь, он бесновался, извиваясь, ни на кого не глядя и ничего не говоря. Тогда по обычаю в Соборную Церковь была принесена чудотворная Икона Богородицы. Сего Афанасия поставили пред местным Образом честного и славного Благовещения Пречистой Богородицы и пред чудотворною Ее Иконою. Он же ничего не видел и ни на что не глядел. После молебна окропили его святой водой, он как бы прозрел и начал понемногу приходить в ум, увидев же Образ Пресвятой Богородицы, воскликнул: "Пречистая!'" И когда приложили его к чудотворному Образу и к прочим святым Иконам, он начал говорить. По окончании молебена понесли чудотворную Икону в монастырь, и мы как обычно провожали Ее. Афанасию же было велено возвратиться обратно в Соборную Церковь на Божественную Литургию. И когда начали читать Святое Евангелие Афанасий совершенно исцелился по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, которые приносит Она за всех нас Сыну Своему Христу Богу нашему. Мы же спросили его о случившемся с ним, как и почему возникла его болезнь. Он поведал, что видел ночью, как пришли многие толпы бесов и стращали его мучениями, показывая ему свою лесть и обман, и как бы возносили его на высоту и опускали вниз, делая и прочее злое. Болезнь его продолжалась две недели. Милостию же Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы отошел он в дом свой здоровым, радуясь и хваля Бога и Пречистую Богородицу.

Чудо шестнадцатое

Жил со мною в келии моей инок Арсений, прозванный Высоким. Впоследствии он стал архимандритом монастыря Святого Преображения Спасова. И прилучилась ему болезнь ноги. Ту болезнь называют камчюг (ломота) или по-другому. Мы же этого не знаем, - не ведали как она называется. Болезнь же та была очень крепка, так что Арсений едва мог наступать даже здоровою ногою, и выходил из келий только по особой необходимости. В то время пришло повеление от самодержавного Царя и Великого Князя всея Руси Феодора Ивановича поставить сего Арсения архимандритом в Казанский монастырь боголепного Спасова Преображения, по просьбе иноков той обители. Но тогда невозможно было поставить его архимандритом из-за сильной болезни ног. Наступил праздник Преполовения. В этот день Святая и Апостольская Церковь имеет обычай исходить с литиею и совершать молебные пения. Я не успел еще уйти из келий в церковь, как начался крестный ход с чудотворной Иконой. Инок Арсений, глядя в окно, молился со слезами Богородице об исцелении. Внезапно он начал сильно рыдать и благодарить Бога и Пречистую Богородицу возвещая о своем исцелении. Только, - говорил он, - сказал я слово и прослезился, Богородица сразу же показала на мне Свое милосердие. И он в тот же миг смог сам пойти из келий в соборную церковь. А придя в церковь, отслужил молебен и воздал благодарение Богу и Пречистой Богородице о исцелении своем.

От образа Пречистой Богородицы подаются неисчислимые исцеления приходящим с верою. Кто может описать чудеса Богородицы? Дерзнул я описать малое от большого и много пропустил. Как земли широта и моря глубина, так и чудеса Богородицы неизчетны: некоторые же я описал, чтобы не забылись они в последние времена. Для благочестивого и самодержавного Государя и Великого Князя всея Руси Феодора Ивановича явилась чудотворная Икона Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, как всем известный целебный источник. Я слышал из его царских уст, когда говорил он мне рабу его и богомольцу, возводя меня по повелению Божию в чин митрополита: "Верою теплою и духом горя, услышали Мы о милостивом и неизреченном человеколюбии Божием и Пречистой Богородицы к нам, - как явила Богородица чудотворную и пречудную Свою Икону в нашей отчине Казани, простирая к нам милость Свою, и как подает неизреченные исцеления с верою приходящим. И хотим восполнить недостаточное." Итак, повелением Царским в 1594 году в Неделю святых Жен Mироносиц 14 апреля в день памяти иже во святых отца нашего Мартина папы Римского, заложен был предивный каменный храм Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в честь явления чудотворного Ее Образа Одигитрии. А в храме честного и славного Ее Успения был устроен придел святого благоверного Великаго Князя Александра Невского, в иночестве Алексия. Освящена та святая церковь и приделы были 1595 году 27 октября в воскресение в день памяти святого мученика Нестора. В тот же год благочестивый Царь и Государь Великий Князь Феодор Иванович всея Руси Самодержец повелел обеспечить эти церкви святыми местными иконами, и книгами, и ризами, и прочей церковной утварью, а также обложить серебром большой Деисис. Саму же ту пречудную и чудотворную Икону Пречистой Богородицы предивно украсил золотом, дорогими камнями и большим жемчугом хранитель царских сокровищ Дамиан Иванович Черемисинов. Инокинь же и стариц в монастыре шестьдесят четыре; хлеб и деньги им и прочее довольствие подаются из царской казны. Мы же, Божиею благодатию и Пречистой Богородицы, чудотворным Ее Образом хвалимся и веселимся, и воспеваем песнь победную Сотворившему дивные чудеса, в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, и Пречистой Богородице и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •