Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / История Русской Церкви /

Патриаршие грамоты 1370 г. к смоленскому и другим русским князьям

 

1. Письмо патриарха (индикт. 8. июня 1370 г.) смоленскому князю

«Благороднейший великий князь смоленский кир Святослав! Мерность наша узнала, что ты с великим князем русским кир Димитрием согласился и сделал уговор, под страшною клятвою и поцеловавши честный и животворящий крест, вместе с ним вооружиться против врагов нашей веры, врагов Креста, верующих и поклоняющихся огню. И он, как вы положили и согласились, был готов и ожидал тебя, а ты не только не исполнил того, что обещал под клятвою, но, забыв клятвы, уговор, обет и целование креста, даже вооружился сам с Ольгердом на христиан, из которых многие убиты и погибли. За что святейший митрополит Киевский и всея Руси, возлюбленный о Святом Духе брат нашей мерности и сослужитель отлучил тебя, поступив честно и справедливо. Ибо таких людей, нарушающих клятвы свои, и обеты, и целование креста, как будто бы не было Бога, Судии и Отмстителя, нарушающих правду, надлежит подвергать наказанию и отлучению. Посему святейший митрополит хорошо сделал, что отлучил тебя, так как ты совершил слишком важное преступление против веры твоей и против твоего христианства. И наша мерность считает тебя за это отлученным, как поступившего дурно; и ты имеешь получить от нас прощение тогда только, когда сознаешь, какое зло ты сделал, и обратишься, и искренно и чистосердечно раскаешься, со слезами придешь к митрополиту своему и попросишь у него прощения и о том, чтобы он написал о твоем раскаянии к нашей мерности. Итак, знай, что отлучение отсекает человека от святой Церкви Божией и совершенно отчуждает, а тело отлученного человека по смерти остается неотпетым для изобличения злых дел его. Постарайся позаботиться и искренно покаяться, обдумав положение свое, и когда напишешь оттуда ты сам вместе с митрополитом и попросишь прощения, то получишь от нашей мерности прощение и разрешение от отлучения, удостоишься наших молитв и хвалы, а от Бога обретешь помилование, в чем согрешил пред Ним, и помощь по управлению твоему и в твоей жизни» (Acta Patriarch. Constant. 1. 524 [425]).

 

2. Письмо патриарха к русским князьям

«Так как благороднейшие князья русские все согласились и положили, давши страшные клятвы и целовавши честной и животворящий крест, с благороднейшим великим князем всей Руси кир Димитрием вооружиться всем вместе на чуждых нашей вере, врагов Креста, не верующих в Господа нашего Иисуса Христа, нечестивых и безбожных огнепоклонников, то великий князь, в силу клятв и данного им согласия, не дорожа жизнию своею, а более всего имея в виду пречестнейшую любовь к Богу и то, чтобы сразиться за Него и победить врагов Божиих, приготовился к брани и ожидал только других. Но сии, не страшась Бога, не уважая клятв и забыв даже крест, который целовали, не исполнили того, что обещали: составив другого рода союзы и соглашения, они перешли на сторону нечестивого Ольгерда, который, приготовив войско против великого князя, увлек и совратил многих христиан. Почему святейший митрополит Киевский и всея Руси, возлюбленный о Святом Духе брат нашей мерности и сослужитель, отлучил этих князей, как презрителей и нарушителей заповедей Божиих, клятв и обетов своих. И наша мерность, узнав о сем и принимая во внимание, что это слишком тяжкий грех для христиан, признала тех князей, как виновных против благочестия христианского, также отлученными. Они тогда только могут получить прощение от нашей мерности, когда исполнят свои обеты и клятвы сразиться вместе с великим князем против врагов Креста, а потом пойдут и падут к стопам митрополита своего и заслужат, чтобы он написал о сем к нашей мерности. И, как скоро митрополит напишет оттуда, что они обратились искренно и чистосердечно раскаялись, тотчас будут прощены и нашею мерностию. Итак, они должны знать, что отлучение есть отсечение от святой Церкви Божией и совершенное отчуждение, и, если желают получить разрешение от нашей мерности, им необходимо искреннее и чистосердечное раскаяние» (ibid. 1. 523 [425]).

 

3. Увещательная грамота патриарха к русским князьям

«Благороднейшие князья всей России, возлюбленные сыны нашей мерности! Всем вам наша мерность просит от Бога всемогущего здравия и благоденствия душевного, бодрости и силы телесной, счастливого и скорого успеха во всех делах, умножения власти и преуспеяния чести и всего доброго, а вместе и спасения. Мерность наша, тщательно пекущаяся о чистоте веры, которую вы приняли свыше изначала при посредстве нашем от святейшей, кафолической и апостольской Церкви и сохраняете, как и приняли, непорочною, чистою и неповрежденною как настоящие православные христиане, не оставляет сего, поистине лучшего, из всех благ, но молится, дабы вы сохранили в себе сие благо неизменным и больше преуспевали в вере к Богу и благочестии. Этого вы достигнете, если будете воздавать святейшему митрополиту Киевскому и всей Руси, высокопочтенному и возлюбленному о Святом Духе брату нашей мерности и сослужителю, которого Бог даровал вам чрез наше рукоположение, подобающую честь, уважение и благопокорность, и возлюбите его и его слово как истинные сыны Церкви, как обязаны любить и самого Бога. Бог поставил нашу мерность во отца по всей вселенной обретающимся христианам, попечителя и блюстителя душ их; посему все они поручены мне как отцу и наставнику. И, если бы возможно было мне самому проходить города и веси всей земли и учить в них слову Божию, я бы охотно исполнил это как долг мой. Но как одному слабому и бессильному человеку нет возможности обойти всю вселенную, то мерность наша избирает лучших и известных доброю жизнию людей, поставляет и рукополагает их пастырями, учителями и архиереями и посылает по разным странам вселенной, одного — туда к вам, в обширную страну и к многочисленному народу, другого — в другую страну, а третьего — еще в иную; каждый, однако ж, из них, в какую бы страну и место ни был послан, уже занимает место и кафедру и имеет все права нашей мерности. А посему так как и вы имеете там вместо меня святейшего митрополита Киевского и всея Руси, мужа честного, благочестивого, добродетельного и украшенного всеми добрыми качествами, способного по благодати Христовой пасти народ и руководить его к приобретению спасения, утешать скорбные души и утверждать колеблющиеся сердца, как вы и сами знаете, изведав его достоинства и святость, то вы обязаны оказывать к нему великую честь и благопокорность, какую бы мне самому должны были воздавать, если бы я был у вас. Он, нося наши права, находится у вас вместо меня, и оказываемые ему честь, уважение и благопокорность переносятся к нашей мерности, от которой непосредственно восходят к самому Богу. Итак, вы как истинные сыны Церкви Христовой, питающие от души к Богу истинную веру и благочестие, обязаны слушать вашего отца, пастыря и наставника, дарованного вам чрез нас Богом, и любить его, как меня, а слова его принимать как слова Божий. Если станете так поступать и будете усердны к Церкви Божией и к святейшему митрополиту вашему, то получите сперва воздаяние в сей жизни и сам Бог соделается споспешником и помощником в нуждах ваших, дарует вам умножение власти, долгоденствие, счастливый успех в делах, жизнь беспечальную и безбедную и здоровье телесное, а в будущем — Царство Небесное, наследие вечных благ и блаженство. От нашей же мерности будете иметь многие и великие похвалы, благодарения и молитвы к Богу, благодать и милость Которого да сохранит вас, мужественно подвизающихся в правой и чистой вере и пребывающих в послушании отцу и наставнику душ ваших, и да соблюдет безболезненными, благодушными и свободными от всякой печали» (ibid. 1. 520 [425]).

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •