Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / История Русской Церкви / Глава III. Монастыри. /

Глава III. Монастыри.

Вместе с любовию к монастырской жизни во многих избранных сильна была любовь к отшельничеству. Известнейшие из наших подвижников — святой Сергий Радонежский, Стефан Махрицкий, Кирилл Белоезерский, Дионисий Суздальский, Сергий Обнорский, Иаков Железноборский, Александр и Евфимий Куштские — прежде нежели основали собственные монастыри и сделались в них начальниками, были строгими отшельниками и трудились уединенно, кто в лесу, кто в пустыне, кто в пещере или убогой хижине, и некоторые очень долгое время. Другие, и основав свои монастыри, не оставались в них сами с братиею, а продолжали прежний отшельнический образ жизни, иногда вблизи этих монастырей, а иногда и в отдаленности, до самой своей кончины, таковы были: Авраамий Галичский, Павел Обнорский, Савва Вишерский, Дионисий Глушицкий, Макарий Унженский. Святой Иосиф Волоколамский рассказывает об одном старце Варсонофии, который после пяти лет игуменства своего в тверском Саввином монастыре, отошел в пустыню и провел там сорок лет в безмолвии, богомыслии, молитве и чтении книг. Многие отовсюду приходили к нему, иноки и миряне, одни для нравственного назидания, а другие, чтобы услышать от мудрого старца разрешение и объяснение невразумительных слов Божественного Писания. Сам митрополит Фотий иногда отправлял к нему послов с этою последнею целию [103].

Из особенных путей подвижнической жизни некоторые избирали юродство Христа ради и столпничество. Первым путем шествовали: Прокопий Устюжский († 1285), Николай Кочанов и Феодор Новгородские († 1392), Максим Московский († 1434) и Михаил Клопский († 1452). На столпе подвизался святой Савва Вишерский. Одним из особенных подвигов монашеской жизни, преимущественно для умерщвления плоти, считалось ношение вериг. И вериги некоторых высоких подвижников того времени, например Кирилла Белоезерского, Димитрия Прилуцкого, Евфимия Суздальского, Савватия Тверского и Новгородских святителей Моисея и Евфимия, сохранились доселе [104].



[1] Карамз. И. г. Р. 5; 223-224. Изд. 5 [302].

[2] П. собр. р. лет. 1. 200, 201; 2.184 [351].

[3] Ник. лет. 3. 58 [374]; Опис. Киево-Печер. лавры. 22. Изд. 2 [268]; П. собр. р. лет. 2. 220 [351].

[4] Житие св. Арсения Тверск., печатное [278]; Ник. лет. 4. 284 [374].

[5] Карамз. 5. Прим. 50 [301].

[6] Дополн. к Акт. ист. 1. С. 315 [262]; Акт. Зап. Росс. 1. С. 59 [230]; П. собр. р. лет. 3. 101; 4. 114; 8. 62 [351]. Имена некоторых других тогдашних настоятелей Киевской лавры — в Опис. ее. С. 139 [268]. В Новгороде является действующим в 1408 г. какой-то архимандрит киевский Харитон (П. собр. р. лет. 4. Ill [351]). Об основании названных нами монастырей см. в Истор. росс. иерархии [234].

[7] Фундукл. Обозр. Киева в отнош. к древн. С. 105—106 [334]. В Истории росс. иерархии [234] говорится, что возобновлены были также, после разорения от татар, монастыри Киево-Межигорский — самими иноками (2. 625 [234]), и черниговский Борисоглебский — митрополитом (3. 426 [234]). Но откуда взяты эти сведения — неизвестно.

[8] П. собр. р. лет. 2. 201, 204, 215, 221 [351]; Акт. Зап. России. 1. С. 45 и прим. с. 12 [230]; Карамз. 4. Прим. 144 [301]. Был ли Григорий основателем Полонинского монастыря или игуменом в нем, в летописи не сказано. А об основании Ратского монастыря еще к концу XIII в. заключаем из того, что св. Петр в 1301 г. встречал уже, вместе с своею братиею, митрополита Максима, обозревавшего Волынскую землю (Ник. лет. 3.103 [374]; Степ. кн. 1. 413 [308]).

[9] Зубрицк. Повеет, о Червон. Руси. В прил. под буквою Д. С. 7. Изд. М., 1845 [285]; Акт. Запад. России. 1. С. 45, 47 [230].

[10] П. собр. р. лет. 2. 201 [351]; Акт. Зап. России. 1. С. 22, 27, 41, 57 и прим. с. 7-13 [230]; Собр. Акт. Вильны, Ковно, Трок. 2. С. 146 и предисл. XIV. XXXVIII [392]; Вестник. Юго-Западн. и Запади. России. Изд. Говорск. Т. 1. Отд. 1. 122, 140. Киев, 1862 [273]. О Полоцком епископе Симеоне Новгородце — Ист. росс. иерарх. 1. 416 [234]; о полоцком князе Михаиле Андреевиче — Карамз. 5. Прим. 105 [301].

[11] П. собр. р. лет. 1.196-198, 222, 223, 225, 229 [351]; Ник. лет. 3. 73 [374].

[12] П. собр. р. лет. 1.199-200, 202, 203; 5. 6 [351]; Никон, лет. 3. 42, 59 [374]; Акт. Арх. экспед. 1. 6-7 [232]; Карамз. 4. 57, 58. Прим. 109, 110 [301].

[13] П. собр. р. лет. 1. 200 [351]; Карало. З. Прим. 364 [301]; Ист. росс. иерарх. 6. 941-942 [234].

[14] П. собр. р. лет. 1. 204, 226, 227 [351]; Ник. лет. 3. 54, 87 [374]; Толстов. Древн. свят. Ростова. 18, 67. Изд. 2 [409]. См. также прил. 17. Числ. 3 и 5. Здесь кстати заметить, как несправедлива мысль, будто «до конца XIII в. не возникло ни одного монастыря на опустошенных краях отечества» (Пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2.152. Изд. 2 [416]).

[15] Ник. лет. 3.154, 156 [374]; Ист. росс. иер. 3. 402; 4. 5 [234]. Известно, что в Богоявленском монастыре пострижен 20 лет от роду св. Алексий, митрополит Московский, родившийся к концу XIII в. След., монастырь этот, несомненно, существовал в 1-й четв. XIV в.

[16] Степ. кн. 1. 396-397 [308]; Ник. лет. 3. 107 [374]; Карамз. 4. 152 [301]; Ист. росс. иер. 6. 228, 229,402 [234]; Акт. эксп. 1. С. 16 [232].

[17] Об Отроче монастыре — Ист. росс. иер. 5. 418 [234]; Карамз. 4. 61. Прим. 118 [301]; Ник. лет. 4.15 [374]; Акт. эксп. 1. 2, 26 [232]. О Богородичном — Ник. лет. 3. 87, 127 [374]. Об Архангельском — Карамз. 4. 121 [301]. Снес.: П. собр. р. лет. 5.115 [351]; Ник. лет. 3.123 [374].

[18] Ник. лет. 3. 48 [374]; Карамз. 4. 70. Прим. 140 [301].

[19] П. собр. р. лет. 7. 202 [351]; Ник. лет. 3. 154 [374]; Степ. кн. 1. 379, 380 [308]; Карамз. 4. 148 [301]; Снегирев. Памяти, моек. древн. 122-125 [390]; Акт. ист. 1. С. 56 [228].

[20] Пользуемся Епифаниевым житием святого Сергия по списку нашей библиотеки № 42 [152]. То же житие с некоторыми сокращениями помещено и в Ник. лет.— 4. 203-239 [374]. См. еще прил. 19.

[21] См. прил. 20. Числ. 1.

[22] См. прил. 20. Числ. 2.

[23] См. прил. 20. Числ. 3.

[24] См. прил. 20. Числ. 4.

[25] См. прил. 20. Числ. 5.

[26] См. прил. 20. Числ. 6.

[27] См. прил. 20. Числ. 7.

[28] См. прил. 20. Числ. 8.

[29] См. прил. 20. Числ. 9.

[30] См. прил. 20. Числ. 10.

[31] П. собр. р. лет. 1. 232 [351]; Собр. госуд. грам. 1. С. 61 [391].

[32] См. прил. 19.

[33] Акт. эксп. 1. С. 3, 14, 16,17, 19, 28, 29 [232]; Акт., относящ. до юрид. быта древней России. 1. 90-97, 124, 129, 441, 543 [229]; Опис. Сергиев, лавры. М., 1857. С. 176-177 [248].

[34] Жит. святого Сергия по Сборн. нашей библ. № 42. Л. 189-198 [152]; Ник. лет. 4. 225 [374]; Ист. росс. иер. 4. 382 [234].

[35] Жит. св. Сергия. Л. 201-218 [152]; Степ. кн. 1. 459 [308]; Ник. лет. 4. 59-60,231, 232[374].

[36] Толстого Древн. святын. Ростова. 83—84. Изд. 2 [409]; Истор. росс. иер. 3. 424 [234]; Муравьев. Жиг. свят. Росс. Церкви. СПб., 1857. Январь. 355 [328].

[37] Истор. опис. Сергиев. лавры. 164 [248].

[38] Житие прп. Сергия. Л. 208-212 [152]; П. собр. р. лет. 8. 77-78 [351]; Ник. лет. 4. 227 [374]; Истор. опис. Симонова монастыря. М., 1843.127-129 [343].

[39] Жит. прп. Сергия. 222 об.— 224 [152]; Ник. лет. 4.139, 232 [374]; П. собр. р. лет. 6.137; 8. 21 [351].

[40] П. собр. р. лет. 8. 33-34 [351]; Ник. лет. 4. 83, 84, 235 [374]; Жит. прп. Сергия. Л. 220—224 [152]; Граф. Толстого Несколько слов об Успенск. Дубенском монастыре — в Чтен. Моск. ист. общ. 1860.1. Отд. 1. 45-50 [410].

[41] О Петровском — П. собр. р. лет. 8. 31 [351]; Ник. лет. 4. 73 [374]. О Чудовом — Ник. лет. 4. 7, 69 [374]; Полн. собр. р. лет. 8. 13 [351]; Степ. кн. 1. 461 [308]; Снегирев. Памятн. моск. древн. 131 [390].

[42] Об Алексеевском — Карамз. 5. Прим. 254 под 1393 г. [301]. О Рождественском — П. собр. р. лет. 8. 60 [351]. О Вознесенском — П. собр. р. лет. 6. 134; 8. 81 [351]; Карамз. 5. 140 [301]; Снегирев. Памятн. моск. древн. 205 [390].

[43] Ник. лет. 4. 148 [374]; П. собр. р. лет. 3. 135; 6. 128, 140; 8. 77, 78 [351]; Акт. эксп. 1. 27 [232]; Карамз. 5. 86, 87, 106, 141 [301].

[44] О Софийском — Ник. лет. 3. 210 [374]; Карамз. 4. 121. Прим. 248 [301]. О Николаевском — Ник. лет. 4. 40 и 152 [374]; Карамз. 5. Прим. 137 [301]. О Желтикове — Ник. лет. 4. 254, 312 [374]. Об Афанасиевском — Ник. лет. 4. 293 [374]; Карамз. 5.101 [301].

[45] Акт. эксп. 1. С. 2. 26 [232]. Устав Саввина монастыря, писанный в XV в. [162], доселе хранится в моек. Успенском соборе и в этом Уставе на л. 295 сделана заметка: «В л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет». След., он начался с 1397 г. (Пр. Филарет. Русск. святые. Март. 2. С. 27 [418]). Кроме того, сохранилась книга Исаака Сирина, писанная в этом монастыре в 1416 г. [119] (Опис. рукоп. Толстов. С. 323 [403]).

[46] Акт. истор. 1. С. 2, 22, 23 [228]; П. собр. р. лет. 8. 75 [351]; Карамз. 5. 103 [301]; Ист. росс. иерарх. 6.179 [234].

[47] Архим. Макария — Памяти, церковн. древностей в Нижегор. губ. 33, 45, 141, 147, 240 (в Записк. Археолог, общ. Т. 10 [317]); Степ. кн. 1. 461 [308]; Ник. лет. 4. 78,141 [374]; Карамз. 5. Прим. 4 [301]; Акт. истор. 1. 70 [228]; Акт. эксп. 1. 7,13,15, 30 [232]; Акт., относящ. до юрид. быта древн. России. 1. 442 [229] .

[48] Житие прп. Евфимия Суздал. (у Анании Феодора — О граде Суздале, напеч. во Временнике Моск. истор. общ. Кн. 22. Отд. 2. С. 25—28 [413]); Ист. росс. иер. 4. 98; 5. 583 [234]; Акт. истор. 1. 51, 57, 71 [228]; Акт., относ, до юрид. быта России. 1. 441 [229].

[49] Карамз. 5. 64 [301]; Гр. Толстого Древ. святыни Ростова. 49, 80 [409]; Опис. ростов. Спасо-Яковлев. монастыря. СПб., 1849. 3—8 [335].

[50] Диева Истор. опис. костром. Ипат. монастыря. М., 1858. 5—7 [258]; Житие прп. Авраамия Галичьск. (у Муравьев, в Жиг. св. Русск. Июль. С. 191—202 [328]).

[51] Ист. росс. иерарх. 6. 339; 4. 116 [234]; Житие прп. Пахомия Нерехтского (в Христ. чтении. 1858.1. 413-428 [277]).

[52] Ист. росс. иерарх. 4. 107; 5. 30, 39 [234]; Житие прп. Макария Унжен. (у Мурав. Там же. Июль. 248—257 [328]). Если преподобный Макарий, как говорится в этом житии, принял пострижение в нижегородском Печерском монастыре от святого Дионисия архимандрита, будучи не более 12 лет от роду; затем прожил здесь в безвестности три года, пока не был узнан своими родителями, при том же самом архимандрите, и след., имел уже по крайней мере 15 лет в 1364 г., когда святой Дионисий взят был из своей обители на Суздальскую епископию; если, с другой стороны, по показанию этого же жития, преп. Макарий скончался 95 лет, быв иноком 83 года, то кончина его последовала около 1444 г., а отнюдь не в 1504 г., как доселе принималось (Словарь свят. русск. С. 174 [270]). В некоторых списках жития преподобного Макария будто бы даже прямо сказано, что он скончался в 1444 г. 25 июля (77р. Филар. Русс. свят. Июля 25. С. 152 [418]).

[53] Ник. лет. 3. 182 [374]; Ист. росс. иер. 3. 416; 5. 198; 6. 486 [234]; Житие прп. Димитрия Прилуцк. в сборн. моей библ. № 8. Л. 2; Опис. рукоп. граф. Толстова. Отд. 1. № 262. С. 170 [130, 403]. В житии преподобного Димитрия Прилуцкого, которое писано вскоре по смерти его и как бы со слов ученика его Пахомия, именно говорится: «Самозван сый въсходит в великий .монастырь саятыя Богородица, иже на Гарнцах, тако порицаемый, не токмо власы главы своея постризает, но и вся соблазны и суеты... И абие помысли новую обитель составити в том же граде Переславле на месте, нарицаеме на болоте от озера, и церковь постави святого Николы Чудотворца, и общее житие устрой» (л. 7, 8).

[54] с П. собр. р. лет. 8.15 [351]; Ник. лет. 4.17 [374]; Карамз. 5. Прим. 137. С. 55 [301]; Ист. росс. иер. 5. 520 [234]; Калайдовича Ист. опис. монастыря св. Николая на Песноше. С. 6—9 и след. М., 1837 [296]; Смирнова Ист. опис. Савв.-Сторожев. монастыря. С. 7,10, М., 1846 [388]; Акт., относ, до юридич. быта Росс. 1. 92 [229].

[55] Житие прп. Стефана Махриц. в сборн. моей библ. № 51. Л. 191 и след. [151]; Истор. росс. иерарх. 6. 850-853 [234].

[56] Акт. эксп. 1. 29 [232]; Акт., относ, до юрид. быта России. 1. 77, 443 [229]; Ист. росс. иерар. 3. 432, 569 [234]. В Вассиановом житии прп. Пафнутия Боровского (сборн. моей библ. № 100) говорится: «Постризается в иноческий образ в обители Пречистыя Богородица честнаго Ея Покрова, Высокое нарицаемо, в скрай предреченного града Боровска рукоположением пастыря того настоятеля, Маркелла именем». И далее: «20 лет облечеся в иноческий образ и жил в монастыри... в своем пострижении 30 лет без полугоду...» и проч. См. также: П. собр. р. лет. 8. 183 [351].

[57] Полев. Истор. русск. народа. 5. 230. Прим. 232 [350]; Ник. лет. 5. 12 [374]; Акт. ист. 1. 51 [228]; Акт. эксп. 1.17 [232].

[58] П. собр. р. лет. 3. 54, 61, 73, 77, 86, 88, 93, 97, 100, 103 и др. [351].

[59] П. собр. р. лет. 3. 70 [351]; архим. Макария Археолог. опис. церк. древ. в Новгороде. М., 1860.1.145 [323].

[60] Житие св. Моисея, архиеп. Новгор. в сборн. моей библ. № 14. Л. 74, 75 [149]; П. собр. р. лет. 3. 74, 77, 85, 86, 88,133,182, 228, 235 [351]; Ник. лет. 3.162, 228 [374]; Ист. росс. иер. 3. 394; 5. 661; 6. 142, 474, 711 [234]; архим. Макар. Археол. опис. церк. древ. в Новгор. 1.122, 210, 351, 569, 615, 622, 653 [323].

[61] П. собр. р. лет. 3. 234, снес.: 103,105; 238, снес.: III; 4.109 [351]; Ник. лет. 5. 57 [374]; Ист. росс. иер. 3. 518, 536; 6. 711 [234]; Карамз. 5. Прим. 254. С. 105 [301].

[62] Ист. росс. иер. 4. 878 [234]. Снес.: П. собр. р. лет. 3. 237 [351]; Ист. росс. иер. 4. 569 [234]; П. собр. р. лет. 3. 69, 73, 130, 181 [351]. В житии святого Моисея Новгородского сказано, что он по возвращении своем из тверского Отроча монастыря в Новгород вселился здесь «во обитель Пресв. Богородицы на Коломцу, проименованную на Колмово, управляющу же тогда настоятельство обители оноя ктитору Макарию» (в сборн. моей библ. № 14. Л. 74 [149]).

[63] П. собр. р. лет. 3. 69, 108, 130, 134, 234, 235, 237; 4. 115 [351]; Ист. росс. иер. 3.543, 635; 5. 462; 6. 728[234].

[64] П. собр. р. лет. 4. 94 [351]; Ист. росс. иер. 5. 5 [234]; П. собр. р. лет. 3. 95. 232 [351]; Ник. лет. 4.194 [374]; Ист. росс. иер. 6. 712 [234]; П. собр. р. лет. 3. 97, 236, снес. 24 и 217; 237, снес. 108 [351]; Ист. росс. иер. 4. 295 [234]; Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 1.150, 226, 227, 398 [323].

[65] П. собр. р. лет. 3. 225, 86, 230; 4. 94 [351]; Ист. росс. иер. 4. 546; 5. 34; 6. 247; 5. 692 [234]; Макар. Там же. 1. 578, 653, 516 [323].

[66] П. собр. р. лет. 3. 232,134, 233, 235,105,135,106, 236,139, 237, 238; 4.120 [351]; Ист. росс. иер. 6.172; 5.16,108; 3. 617, 406, 417 [234]; Макар. Там же. 653, 654, 536, 618, 652 [323].

[67] П. собр. р. лет. 4. 94; 3.109, 237 [351]; Ник. лет. 5. 75 [374]; Ист. росс. иер. 5. 599; 4. 533; 5. 394 [234]; Макар. Там же. 474, 634 [323]; Житие пр. Михаила Клопского (в Памяти, старинной рус. лит. 4. 39 [276]).

[68] П. собр. р. лет. 3. 232; 4. 94; 5. 241; 8. 50; 3.138-139; 4.119; 8. 91 [351].

[69] П. собр. р. лет. 4.182, 207, 192, 193, 202, 194, 195, 196, 203, 212; 5.182, 18, 23, 30 [351]; м. Евгения Истор. княж. Псковского 3. 117-120 [267]; Карамз. З. 159. Прим. 341; 5. Прим. 254, с. 101 [301]; Ист. росс. иерарх. 5. 69; 4. 311; 6.167; 4.123, 805; 6. 328; 5.191 [234]; Акт. ист. 1. 7, 50, 52 [228].

[70] П. собр. р. лет. 3. 85,114; 4.123 [351]; Карамз. 4. Прим. 328, 358 [301]; Ист. росс. иер. 6. 301, 302; 4. 786, 136 [234]; Словар. свят. Росс. Церкви. 158.

[71] Ист. росс. иер. 3. 480; 4. 616 [234]; П. собр. р. лет. 3. 233 [351]; Житие прп. Арсения Коневск., напеч. при его службе. СПб., 1820 [274]. Здесь говорится, что прп. Арсений, возвратившись в 1393 г. с Афона в Новгород, «в Валаамской обители некое время пребысть, но видя в той многолюдное братство, отьиде» на Коневский остров, где основал свою общежительную обитель и скончался в 1444 г. (л. 22 об. и 29 [274]), по Истории же иерархии — в 1447 г. июня 12 (4. 616 [234]). А если верить летописцу Устьшехонского монастыря, приводимому в Истории росс. иерархии (6. 584—587 [234]), то Валаамский монастырь существовал и в 1251 г., потому что тогда белозерский князь Глеб Василькович посылал к валаамскому игумену и братин просить настоятеля для новоустроенной им Устьшехонской обители и испросил старца Геннадия. Нельзя, однако ж, оставить без внимания, что в означенном летописце представляется действующим при этом епископ Ростовский Лука, укрывавшийся будто бы от каких-то наветов на Белеозере, а такого епископа Ростовского в то время мы не знаем.

[72] Ист. росс. иер. 4. 344, 354, 629; 5. 114; 3. 299; 2. 381 [234]; Акт., относ. до юрид. быта России. 1. 440 [229]; Карамз. 4. 122 [301]; архим. Досифея Опис. Соловецк. монастыря. 1. 42—45 [263].

[73] Ист. росс. иерарх. 6. 584-587. Снес. прим. 277 [234].

[74] Житие прп. Кирилла Белоезер. в сборн. моей библ. № 2. Л. 101—143 [148]; Акт. эксп. 1. 23, 24 [232]; Акт., относ, до юридич. быта Росс. 1. 96 [229]; Дополн. к Акт. ист. 1. 346 [262]. См. еще прил. 21.

[75] Ист. росс. иерарх. 6. 849 [234]; Акт. эксп. 1. 24, 28, 31 [232]. См. еще прил. 21. Числ. 8.

[76] Житие прп. Мартиниана (у Муравьев, за янв. 190 [328]); Ист. росс. иер. 3. 572. Снес.: 6. 851, 852; 6. 656-659, 671 [234].

[77] Паисия Ярослав. Сказан, о Спасо-Камен. монастыре (в Правосл. собеседн. 1861.1.199-202 [338]); Ист. росс. иер. 4. 325, 336 [234].

[78] Истор. росс. иерарх. 3. 59 [234]; Житие прп. Димитрия Прилуцк. в сборн. моей библ. № 8. Л. 19—21 . Здесь сказано: «Такоже ни общаго жития иноком не бысть в земли той от Волги реки великия даиже до последних моря... Се перьвая на Вологде общая обитель бяше великая прп. Димитрия, и яко ту нача неотступно снятый жиги с братиею вкупе и мнози иноцы приидоша к нему». Снес.: Ист. росс. иер. 4. 215 [234].

[79] Смирнов. О прп. Сильвестре Обнор. (в Душеполезн. чтении. 1861 г. Ноябр. 229-269 [389]); Паисия Яросл. Сказание (в Правосл. собесед. 1861. 1. 203 [338]). Снес.: Ист. росс. иерарх. 6. 69 [234] и Пролог. Июня 1-го [365].

[80] Ист. росс. иер. 6. 328, 467, 566 [234].

[81] Житие прп. Дионисия Глушицк. в сборн. моей библ. № 50. Л. 35—40 [150]; Жит. прп. Павла Обнор. в сборн. моей библ. № 64. Л. 39—41 [157]; Жит. прп. Григория Пелшемск. в сборн. моей библ. № 50. Л. 9 и след. [150]; Паисия Ярослав. Сказан, (в Прав. собеседн. 1861. 1. 206 [338]); Ист. росс. иер. 3. 88, 698; 4. 96; 5. 21, 355,428 [234]; Акт. ист. 1. 485 [228].

[82] О двух первых см. в житиях прп. Евфимия Сузд. и прп. Авраамия Чухлом. А о двух последних — Карамз. 5. Прим. 254 под 1393 г. [301]; Ник. лет. 4. 78 [374].

[83] См. прил. 22.

[84] Акт. истор. 1. 2 [228]; Акт. Запад. России 1. 27-28. 57 [230]. Князья говорили: «А в наш монастырь... не вступатися никому. А владыце с игумена и с нашего монастыря куницы не брати, а никаких пошлин. А от кого будет какая обида нашему монастырю, ино досмотрять и боронить нам самим... А старцы и люди судити и рядити игумену самому з братиею». Или: «А коли митрополит поедет мимо монастыря св. Онофрея; ино митрополиту того архимандрита не судить и не рядить... Ино и владыце (местному) того архимандрита не судить и не рядить... А будет владыце до него дело духовное, ино нам самым же со владыкою того архимандрита досмотреть».

[85] Акт. эксп. 1. 5 [232]; Ник. лет. 4. 60-63 [374].

[86] П. собр. р. лет. 3. 76, 85, 104, 108 и др.; 4. 94; 8. 50 [351]; Акт. Южной и Западн. России. 1. 4 [231]. Относительно Пскова кроме летописи см. послания митрополита Фотия в Акт. ист. 1. 58, 63 [228] и др. Настоятели нижегородского Благовещенского монастыря иногда назывались игуменами, иногда архимандритами (Акт. эксп. 1. 7,13,14 [232]).

[87] В житии прп. Евфимия Суздальского говорится: «И блаженнаго Евфимия архиепископ Иоанн святи на архимандритию и повеле ему священная действовати с палицею, и в митре, и с рипидами, яже есть в этой обители и доднесь» (Анан. Федоров. О граде Суздале.— Времен. Москов. ист. общ. 22. Отд. 2. 27 [413]).

[88] Акт. эксп. 1. 2, 17, 26, 29 [232]; Акт. ист. 1. 51 [228]; Акт., относ. до юрид. быта России. 1. 77, 443 [229].

[89] П. собр. р. лет. 3. 108,138, 236; 4. 118; 8. 14-15 [351]; Ник. лет. З. 87, 127; 4.17 [374]; Карамз. 5. Прим. 137. С. 55 [301]. Преподобный Дионисий Глушицкий, как видно из жития его, устроил в двух верстах от своей лавры обитель инокинь во имя святого Леонтия и поставил над ними игумена — старца.

[90] Акт. эксп. 1. 462 [232]. Такие монастыри в XIV в. существовали и в Греции, и их старались разделять (Acta Patriarch. Constant. 2. 80 [425]).

[91] В Суздальском крае до 1352 г., а в Вологодском до 1371 г., как мы видели, не было общежительных монастырей. Большая часть новгородских монастырей оставались необщежительными даже до 1528 г. (П. собр. р. лет. 6. 284—285 [351]).

[92] Акт. ист. 1. 7-8, 52-53 [228].

[93] Акт. истор. 1. № 5. С. 8; № 26. С. 52 [228]. См. также прил. 20. Числ. 10 и 21. Числ. 10 и 11. В Истории российской иерархии сказано, будто преподобный Кирилл сочинил особый и строгий устав для монастыря своего, будто полные списки устава находятся в Новгород. Соф. библиотеке, а сокращение его помещено и в житии прп. Кирилла, напечат. в Чети-Минеи (4. 386—387 [234]). Но 1) в житии преподобного Кирилла, печатном и рукописном, помещена собственно копия с того устава или, вернее, изображение того порядка, какой ввел он в своем монастыре, а не сокращение устава, какой он сочинил или написал; 2) при довольно подробном изучении рукописей Новгород. Соф. библиотеки мы не встретили ни одного списка сочиненного преподобным Кириллом устава.

[94] Прп. Иосифа Волокоц. Сказан, о св. отцах, бывших в монастырях русск. (Чтен. Моск. истор. общ. 1847. № 7. Отд. 4. С. 6 и 10 [293]).

[95] Этот «Завет мнихом» известен по трем спискам XIV в. и двукратно напечатан в Материал, для Истор. Русск. Церкви. 1. 23—25,156—161, при «Духовн. вестнике». Харьк., 1862 г. [304].

[96] Девять из таких поучений и посланий изданы г. Невоструевым в помянутых Материал, для Ист. Русс. Церкви. 1.104-195 [264].

[97] Акт. ист. 1. № 257. Снес. № 24, 26, 37 [228]; Дополн. к Акт. ист. 1. № 180 [262].

[98] П. собр. р. лет. 2. 201 [351].

[99] Пр. Иосифа Волокоц. Сказан, о св. отц., бывших в монастырях русск. (в указ. Чтен. 4. 12 [293]). А о Симоновом монастыре в житии преподобного Сергия Радонежского замечено: «Мнози ученицы Феодоровы в добродетелях зело превозсияша изрядне, яко произведенным быта от них не токмо в честная игуменства, но и на епископства в великодержавныя и славныя грады» (л. 211 [152]).

[100] Прп. Иосифа Волокоц. в означ. Сказан, о св. отцах русск. С. 4—8 [293]. Этот Савва был уже священником, и след., игуменом в 1419 г. (Опис. рукоп. Толстова. С. 212 [93, 297]). В житии прп. Стефана Махрицкого также сказано, что по смерти его и двух его преемников в Махрицкой обители сами настоятели начали изменять его уставы и вводить свои обычаи (сборн. моей библ. № 51. Л. 204 [151]).

[101] Акт. истор. 1. 50, 54 [228]; Доп. к Акт. истор. 1. 319 [262].

[102] Посл. к игумену Афанасию в Акт. истор. 1. С. 479 [228], и другое послание об этом предмете в рукоп. сборн. Волоколам. монастыря. № 573. Л. 208 об. (Шевырев. Ист. русс. слов. Лекц. 13. Прим. 7 [421]).

[103] Прп. Иосифа Волокоц. в означ. Сказании о св. отцах русск. С. 9 [293]. Этот Варсонофий игуменствовал ок. 1416 г. (Опис. рукоп. Толстова. С. 323—324 [101, 297]).

[104] Caввaumoв. Опис. Спасо-Прилуц. монастыря. С. 33. СПб., 1844 [376]; пр. Филар. Русск. свят. Янв. 11 и 19. Март. 2. Апр. 1. Июл. 8 и 27 и др. [418]; Варлаам. Опис. древност. Кирилле-Белоезер. монастыря в Чтен. Москов. истор. общ. 1859. 3. 72 [242]; Макар. Археолог. опис. церк. древн. в Новгород. 2. 149—150 [323].

1 2 3

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •