Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / История Русской Церкви / Глава IV. Богослужение. /

Глава IV. Богослужение.

[21] П. собр. р. лет. 2.196,197 [351].

[22] П. собр. р. лет. 3. 57, 103, 131; 4. 203 [351]; Ник. лет. 3. 69, 175, 211, 213 [374]. Псковская летопись рассказывает, что когда псковичи в 1420 г. решились обить свой Троицкий собор свинцовыми досками, то хотя они нашли для этого какого-то мастера Феодора с его дружиною, но такого человека, который бы умел отливать самые доски свинцовые, не нашли ни в Пскове, ни в Новгороде. Они обратились было к немцам в Юрьев, но немцы не дали своего мастера. И уже митрополит Фотий прислал мастера из Москвы, который, научив Феодора приготовлять свинцовые доски, сам возвратился в Москву (П. собр. р. лет. 5. 23 [351]).

[23] П. собр. р. лет. 2.196, 222-223 [351].

[24] П. собр. р. лет. 3. 78, 79; 7. 209, 210 [351]; Ник. лет. 3. 180-181 [374]; Карамз. 4.172. Прим. 372 [301].

[25] П. собр. р. лет. 3. 231; 8. 65, 72 [351]; Ник. лет. 4. 257 [374]; Карамз. 5. Прим. 254 под годами 1395,1399,1405 [301].

[26] П. собр. р. лет. 5. 257; 6.135,138; 8. 81 [351]; Ник. лет. 5.14 [374]. Известны и другие церкви, которые были расписаны: а) в Любомли, на юге России — церковь святого Георгия (Собр. лет. 2. 222 [351]), б) в Твери — Спасский собор (Ник. лет. 3. 89, 192 [374]), в) в Пскове — церковь Васильевская (Собр. лет. 4. 193 [351]), г) в Руссе — в Спасском монастыре (3. 114 [351]), д) в Новгороде — церковь Иоанна Богослова и в монастырях: Молотковском, Деревяницком, Вяжицком и др. (3.133, 227, 239 [351]).

[27] Послан. Епифания к прп. Кириллу в Правосл. собеседн. 1863. 3. 323—328 [355].

[28] Иосиф. Волоц. Сказан, о св. отцах в Чтен. Моск. истор. общ. 1847. № 7. Отд. 4. 12 [293]; П. собр. р. лет. 6. 138 [351]; Стоглав. Гл. 41 [400].

[29] Ему приписываются: 1) образ Живоначальной Троицы, чудотворный, стоящий по правую сторону царских врат в Троицком соборе Сергиевой лавры (Сказание о иконописцах при рукописи, подлинниках, напеч. Сахаров, в Исследов. о русск. иконопис. Кн. 2. Прил. с. 14 [377]); 2) три иконы в коломенском Богоявленском соборе и 3) икона Успения Богоматери в селе Федоровском Московской губернии (Иванчин-Писарев. Прогулка по древн. Коломенск. уезду. С. 67, 150. М., 1840 [286]). Немногие фрески Рублева письма сохранились в Успенском и Дмитриевском соборах во Владимире на Клязьме (Доброхотов. Памяти, древн. во Владим. на Клязьме. С. 49-50, 147 [260]).

[30] Христ. чтен. 1858. 1. 419, 426 [277]; Сказан, о иконописц. у Сахарова. Исслед. о русск. иконопис. 2. Прил. с. 14 [377]; Правосл. собеседн. 1863. 3. 327 [355]. О прп. Дионисии Глушицком в житии его замечено: «Делаше же убо рукама, имеяше же художество живописца, писаше иконы, и млатобийца бяше, и спириды делаше» (сборн. моей библ. № 50. Л. 37 об. [150]).

[31] Варлаам. Опис. древн. Кирилло-Белоезер. монастыря в Чтен. Моск. ист. общ. 1859. 3. 9 [242]; Зап. Русск. отд. Археолог, общ. 1. Прил. с. 39 [378]. Копия с этой иконы помещена в начале 1 части Поездк. в Кир.-Белоезерск. монастырь Ше-вырееа. М., 1850 [422]. Прп. Дионисию приписываются еще: 1) местный образ Успения Пр. Богородицы в Кирилло-Белоезер. монастыре (Варлаам. В означ. Чтен. С. 12 [242]; Записк. Русск. отд. Археол. общ. 1. Прил. с. 41 [378]); 2) икона Знамения Богоматери в Глушицком вологодском монастыре (Истор. росс. иерарх. 3. 703 [234]; Свед. о монастырях. С. 63. М., 1852 [369]); 3) деисус, принесенный в Спасо-Каменный монастырь князем Андреем Васильевичем углицким (Ист. росс. иер. 4. 336 [234]); 4) икона Успения Богоматери в Семиозерной пустыни и 5) икона прп. Димитрия Прилуцкого в Прилуцком монастыре (Сведен, о монастырях. С. 60, 66 [369]; Слава Богоматери. С. 3, 31, 32. М., 1853 [383]).

[32] Макар. Археолог. опис. церковн. древн. 1. 488; 2. 20,105 [323].

[33] Степ. кн. 1. 460 [308]; П. собр. р. лет. 8. 42 [351]; Ник. лет. 4. 129 [374]; Карамз. 5. Прим. 123 [301]; Истор. росс. иерарх. 3. 95; 4. 624 [234].

[34] Житие Прокопия Устюж. 8 июля в Чети-Минее [259]; Степ. кн. 1. 413 [308]; Иоасаф. О св. иконах, особ. чтимых во Владим. епархии. С. 9. Владим. 1859 [292]; Снегирев. Памятн. москов. древностей. С. 12,16, 88, 89 [390].

[35] Иоасаф. О св. иконах, особо чтимых во Владимир, епархии. С. 13 [292]; Опис. Сергиев, лавры. С. 21, М., 1857 [248]; Варлаам. Опис. древн. Кирилло-Белоезер. монастыря в Чтен. Москов. истор. общ. 1859. 3. 6 [242].

[36] Истор. росс. иерарх. 4. 641-643; 6. 403 [234]; Чета-Мин. 8 авг. [259]; Пролог. 20 июня [365]; П. собр. р. лет. 3. 105. 232; 6. 140; 8. 48, 86 [351]; Ник. лет. 5. 48 [374]. Кроме того, известны чудотворные иконы: а) Божия Матери Умиления — с 1337 г. в новгородской Троицкой церкви; б) св. исповедников Гурия, Самона и Ави-ва — с 1410 г. в приделе новгор. Софийского собора (П. собр. р. лет. 3. 104, 235; 5. 220 [351]; Макар. Археолог, опис. церк. древ. 2. 62, 64—65 [323]); Божия Матери Овиновская — со времен в. к. Димитрия Донского в галицком Паисиевом монастыре (Ист. росс. иер. 5. 447—449 [234]); г) Божия Матери Псковская — с 1420 г. в псковском Троицком соборе (П. собр. р. лет. 4. 202; 5. 23 [351]).

[37] Отрывки из Жития св. Иакова в Опис. Спасо-Яковлевск. монастыря. С. 6—7. СПб., 1849 [335]; Служба св. Иакову в Минее месяч. Ноября 27-го [326].

[38] Известия Археологич. общ. 2. 94 [324]; 3. 423 [399]. Здесь же приложен и точный рисунок с последнего креста.

[39] Макар. Археолог. опис. церк. древн. в Новгор. 2.129,132 [323].

[40] Извес. Археолог. общ. 3. 142 [399], где приложен и рисунок креста; Варлаам. Опис. древн. Кир.-Белоезер. монастыря в Чтен. Моск. истор. общ. 1859. 3. 66 [242].

[41] Рисунки и этого омофора и этих окладов на Евангелиях в Древност. Росс. государства. Отд. 1. № 78, 79, 97 [265].

[42] Извест. II Отд. Акад. наук. 7. 259 [235]; Варлаам. Обозр. библиот. прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 8, 13, 20, 26 [241]: Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новг. 2. 208—209 [323].

[43] Acta Patriarch. Constantinopol. 1. 264-265 [425]; П. собр. р. лет. 8. 74 [351]; Ник. лет. 4. 272, 288, 289, 299 [374]; Степ. кн. 1. 527 [308]; Снегирев. Опис. москов. древн. 92 [390].

[44] См. прил. 3. Грамота патриарха к митрополиту Феогносту в Act. Patriarchal. Constantin. 1.191 [425], а в славянском переводе — в Степ. кн. 1. 421—422 [308].

[45] П. собр. р. лет. 5.191 [351]; Ник. лет. 3. 42 [374]; Степ. кн. 1. 374 [308]; Карамз. 9. Прим. 87 [301].

[46] См. прил. 19 и 20. Числ. 11.

[47] Следуем преимущественно указаниям Питирима, епископа Пермского, который в каноне святителю Алексию (см. в Мин. месяч. Мая 20-го [326]), составленном тотчас по открытии мощей его, говорит: «Честныя твоя мощи в шестъдесятное лето обретошася нетленны» — и далее: «Гроб, идеже положено бысть честное тело твое, сокрушен бысть от многаго камения, егда распадеся церковь, мощем же твоим никако же прикоснуся» (песн. 5 и 6). Пахомий, писавший житие св. Алексия гораздо после (в 1460 г.), хотя также выражает мысль, что мощи святителя открыты чрез шестьдесят лет по смерти его, и след. в 1438 г. («и бысть убо святый в том гробе 60 лет»), но вслед за тем впадает в странную ошибку, замечая, будто они открыты «при святейшем митрополите Фотии Киевском», когда Фотий скончался еще в 1431 г. (сборн. моей библ. № 4. Л. 124 об. [154]). Составитель летописи Никоновой как бы еще увеличивает эту ошибку. Он повторяет и то, что святой Алексий «пребысть в том гробе 60 лет», и то, что мощи его открыты «при святейшем Фотии, митрополите Киевском», и прибавляет: «В лето 6939», т. е. 1431 (4. 65 [374]). Можно ли положиться на такое свидетельство? (Снес.: пр. Филар. Русск. свят. Февр. 12. С. 115—116. Прим. 159 [418]). См. также: Степ. кн. 1. 470, 473, 474 [308].

[48] П. собр. р. лет. 3. 112, 183 [351]; Ник. лет. 5. 136 [374]; Карамз. 9. Прим. 87 [301]. См. еще прил. 23.

[49] П. собр. р. лет. 2. 350 [351]; Сильвестр Коссов. Patericon. Киев, 1635. Р. 176 [445] Дубович. Hierarch. Lib. IV. P. 173 [437]. См. еще далее прим. 371.

[50] Ник. лет. 4.125-126 [374].

[51] П. собр. р. лет. 8. 65, 68 [351]; Ник. лет. 4. 258, 264 [374]; Степ. кн. 1. 547-555 [308].

[52] П. собр. р. лет. 1. 198-199, 224; 4. 32-33; 5. 174; 7. 141-143 [351]; Степ. кн. 1. 335-340 [308].

[53] П. собр. р. лет. 5.182-186; 7.152-156 [351]; Степ. кн. 1. 340-352 [308].

[54] П. собр. р. лет. 4. 42; 5.197; 7.170 [351]; Ник. лет. З. 53, 54 [374]; Степ. кн. 1. 383, 384 [308].

[55] П. собр. р. лет. 1. 227 [351]; Ник. лет. 3. 86 [374]; Пролог. 28 мая [365].

[56] П. собр. р. лет. 4.183,184,188,193; 5. 8 [351].

[57] О кн. Михаиле Твер.— П. собр. р. лет. 5. 207; 7.188 [351]; Степ. кн. 1. 425 [308]; Карамз. 4. Прим. 236 [301]. О кн. Владимире и кн. Анне — П. собр. р. лет. 3.113,183, 239 [351].

[58] П. собр. р. лет. 3. 113, 183, 239 [351]; Макар. Археолог, опис. церк. древн. в Новгор. 1. 89 [323]. См. также прил. 23.

[59] Служебник Новгор. Соф. библ. По описанию КуприяноваLXXVI — Извест. II Отд. Акад. наук 6. 217 [312]. О тропаре и кондаке Михаилу князю см. в Правосл. собеседн. 1865.1.10,14 [396].

[60] В следованной Псалтири император. Публичной библиот., in f. № 28, писанной полууставом XV в. на пергамене [115], месяцеслов начинается с л. 201-го и из русских святых, живших в монгольский период, упоминает только о св. Петре митрополите (л. 234) и о св. Игнатии Ростовском (л. 260). А в другой следованной Псалтири той же библ., in q. № 89, пис. полууставом XV в. на бумаге [116], упоминаются в месяцеслове следующие русские святые монгольского периода: Феодор, архиепископ Ростовский (л. 281), Петр митрополит (л. 288), Димитрий Прилуцкий (л. 306), Алексий митрополит (л. 307) и Игнатий Ростовский (л. 322). См. также следующее примечание.

[61] В следованной Псалтири император. Публичн. библ. in q. № 88, конца XV в. [117], упоминаются в месяцеслове следующие русские святые и праздники монгольского периода: преподобный Сергий (л. 206), преставление Алексия митрополита (л. 253), память новоявленных мучеников Литовских — Антония, Иоанна и Евстафия (л. 264), память Стефана Пермского (л. 267), обретение мощей Алексия митрополита (л. 273), преставление Игнатия Ростовского (л. 276), память Кирилла Белоезерского (л. 278), перенесение мощей Петра митрополита (л. 295). В Евангелии той же библ., in f. № 14, конца XV в. [87], показаны в месяцеслове чтения евангельские из русских святых монгольского периода только Алексию митрополиту и Кириллу: «Иже на Белеезере создавшему велику лавру Пресвятыя Богородица».

[62] О Кирилле, Мефодии, Вячеславе и Иоанне Рыльском см.: Опис. славянск. рукописей Москов. Синодал. библ. 1. С. 262, 263, 264, 314 [254]; Опис. Румянц. муз. 173,180 [246]; Известия II Отд. Акад. наук. 5.191, 275; 6. 283 [235]. О Параскеве, Арсении и Савве Сербских — Опис. Румянц. муз. 712 [246]. В Апостоле императ. Публ. библ., in f. № 56, пис. уставом XV в. на бумаге [84], упоминаются в месяцеслове вместе с Феодосием Печерским (л. 349) и Петром митрополитом (л. 335) имена Саввы Сербского (л. 350) и Симеона, «нового мироточца Сербского» (л.353).

[63] Вопросы Феогноста и ответы на них Константинопольского Собора изданы по трем спискам Кирилло-Белоезерск. монастыря (см. Варлаам. Обозр. Рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32—38 [241]). Мы имели под руками еще список из Кормчей Новгородск. Соф. библ. XVI в. № 437. Л. 1—3 [4]. Но в этом последнем списке конца недостает, а в середине есть пропуск и значительная вставка, преимущественно из известных вопросов Кирика и ответов Нифонта. См. также Карамз. 4. Прим. 181 [301].

[64] См. прил. 24.

[65] Акт. истор. 1. № 253. С. 476 [228].

[66] Акт. ист. 1. № 22. С. 45-46 [228]; Дополн. к Акт. истор. 1. 181. С. 329, 330 [262].

[67] П. собр. р. лет. 2. 223 [351].

[68] См. прил. 25.

[69] П. собр. р. лет. 3. 182 [351]. А в житии Моисея сказано: «Собра многия книгописцы и наять тыя преписовати многия святыя книги по исполнению церквей Божи-их...» (сб. моей б-ки № 14. Л. 74 об. [149]). Доныне сохранились из книг, переписанных по повелению Новг. владык: Моисея — 2 Евангелия (Горск. Опис. 1. 221 [43, 254]; Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 277 [Г, 312]); Давида — месячная Минея за март и апрель [51] (Case. Указател. Синод. библ. 208 [375]); Алексия — Евангелие [2] и три книги Миней месячных за март, июль и октябрь [7,19, 10] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 278, 288, 289; 7. 279 [312]); Иоанна II — Служебник [66], Канонник [3] и Паремейник [226] (там же. 6. 287, 304 [312]; Caвв. Указат. 251 [375]); Евфимия — Октоих [52] и пять книг месячных Миней за январь [184], февраль [б], апрель [8], июнь [9] и ноябрь [11] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 294-296; 7. 275 [312]; Опис. Румянц. муз. 395 [246]).

[70] Например, при владыке Новгор. Алексии упоминаются переписчики «владычень паробок Микула», «владычень паробок Семеон», «владычень писец Филица» (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 279, 289; 7. 279 [312]); при владыке Иоанне — дьяк Василий и священник Феодор (там же. 6. 287 [312]; Савв. Указат. 251 [375]); при владыке Евфимии — игумен Перыня монастыря Дионисий и диаконы Диомид и Иоанн (Извест. Там же. 6. 295, 296 [312]). Еще прежде, и именно в 1270 г., переписал в Новгороде Евангелие Георгий, сын попов (Опис. Рум. муз. С. 172 [246]). В Кирилло-Белоезерском монастыре перепискою книг для обители занимались иноки Христофор и Мартиниан (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 2 [241]). При перечислении книг, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем в церкви, летописец не раз замечает: «Сам же списал бяше» (П. собр. р. лет. 2. 222 [351]). А какой-то писец Захария на списанной им Псалтири в 1296 г. [57] сделал пометку, что он на своем веку много переписал святых книг, занимаясь этим издетства до старости (Горск. Опис. Синод, библ. 1.184 [254]).

[71] Так в Псалтири импер. Публ. библ., in f.I. XIII в. [104], на последнем листе написана следующая вкладная: «В лето 69-сотное 39-е (1431) сию книгу дала раба Божия Ульяна, нареченая во иночьском житьи Елена, церкви Чюдо святого архангела Михаила на поминок господину своему князю великому Глебу смоленьскому и мне, инокине Елене, и нашим детем. И кто сию книгу отьимет, погубит нашу память, самого его погубит Христос, Сын Бога живаго. Ему слава со Отцем и со С[вя]тым Духом в веки аминь». Равным образом на Апостоле 1309—1312 г. [37'] один староста Воскресенской церкви в Пскове написал, что он дал эту книгу в церковь на память не только себе, своим братьям, всему своему семейству, но и всему своему племени (Горск. Опис. Синод, библ. 1. 296 [254]).

[72] Сахаров. Путешеств. русск. людей по Св. земле. 2. 23, 26 [379]. Из книг, купленных или списанных в Константинополе, известны: Евангелие 1383 г. [44] (Горск. Опис. Синод, библ. 1. 226 [254]) и Устав св. Саввы 1401 г. [203] (Опис. Рум. муз. 710 [246]); на Афоне: Евангелие 1430 г. [18] (Изв. II Отд. Ак. наук. 8. 186 [235]) и Устав, не полный, а только на пост св. апостола Петра и Павла с надписью: «Сиа написа с сущаго сербьскаго глаголя из самыа горы Святыа» [145] (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 53 [241]).

[73] Все три Устава показаны пр. Саввою в Указателе Синод, библ. С. 263 за № 328, 329 и 333 [78, 79, 77, 375], а Часослов — Опис. рукоп. гр. Толстова. С. 419 [129, 297]. Нельзя не сознаться, что все эти древние списки могли быть принесены к нам из Греции или с Афона уже в позднейшее время.

[74] Опис. Румянц. муз. 710-712 [246]; Опис. рукоп. гр. Толстов. 6 [297]; Пискарев. Собран, надписей с памяти, рязанской старины в Записк. Археолог, общ. 8. 271 [344]; Сдав. Указат. Синод, библ. 262 [375]; Извест. II Отд. Ак. наук. 7. 272, 273 [235].

[75] Варлаам. Обозр. рукоп. прп. Кирилла Белоезерского в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.18-20 [241]; Шевыред. Истор. русск. словесн. 3. Лекц. 13. Прим. 7,11 [421]; пр. Филар. Обзор, песнописц. Греческ. Церкви. СПб., 1860. 336, 343, 348, 349 [415].

[76] Все три службы эти можно видеть ныне в печатных Минеях [326]: канон св. Петру — 21 декабря; канон св. Алексию, написанный Питиримом (Степ. кн. 1. 445 [308]),— 20 мая; последование Пр. Богородице — 26 августа. Последнее сохранилось до настоящего времени в списке 1407 г. и именно в одном Каноннике, принадлежавшем прп. Кириллу Белоезерскому [138] (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2.19 [241]).

[77] Означенные кондаки и тропари помещены в церковном Уставе, пис. в 1429 г. в лавре прп. Сергия [35] (Прав. собес. 1865. 1. 10, 14 [396]). См. еще прил. 26.

[78] Горск, и Невос. Опис. рукоп. Моск. Синод, библ. 1. 238, 246, 260, 289-291, 299, 306, 309, 311 [254].

[79] См. прил. 27.

[80] Первый список Устава, принадлежавший графу Толстому (Опис. рукоп. С. 6 [297]) и упоминаемый в Описании рукописей Румянц. муз. (с. 711 [246]), находится в импер. Публ. библиот. в отд. рукописей, in f. № 25 [127]. Последний список — в той же библ., in f. № 27 [128]. В этом последнем списке, говоря, например, о пище в Страстную Седмицу, переписчик рассуждает так: «Божественная правила сухоедение повелевают, равно предваршим святыя Четыредесятницы. Рече бо иже в Лаодикии Сбор о Велицем Четвертце в главизне 8-й, яко недостоит в Четыредесятници последния недели что разрешати и всю Четыредесятницю безчестити сухоядущим. Божественный Златоуст Иоан в едином от Словес своих рече: яко аще разрешил еси предваршаа дни, разреши и сею; аще ли они разрешити не повелел еси, ниже сия разреши, но паче стягни. Типици великих монастырей Студийскы иже Иер[уса]л[и]мныи, також и С[вя]тыя горы, не вемы откуду вину вземше, варене и обварени с маслом глаголют ясти и вино пита по уставу. Мы же, сие раздрешее от первых же и последни съчетавше, зде положихом, яко да ннкако ж отнюд в едином от обоих снесть осквернить» (л. 126). См. также статью Сравнительное обозрение старинных Типиков, употребл. в Русск. Церкви до патр. Никона в Прав. собеседн. 1865.1. 3—50 [396].

[81] Акт. истор. 1. № 253. С. 480 [228].

[82] См. прил. 28.

[83] Горск. Опис. Моск. Синод, библ. 1. 290 [254].

[84] Служебник Киприанов в Моск. Синод, библ. № 601 [65]. Два списка с него XV в. помещены в Требниках той же библ. № 268 [76], 326 [75] (Савв. Указат. 251, 259 [375]). Такой же список Киприанова Служебника находится в Требнике Новгор. Соф. библ., in q. № 79, пис. на 535 листах в начале XVI в. Здесь на л. 452 повторено буквально известное послесловие, или приписка, Киприана, сделанная им в его собственноручном Служебнике.

[85] Акт. истор. 1. 8 [228]. А впоследствии Киприан писал псковичам: «Да прислали бы есте к мне единаго от священник, человека искусна, и аз научю его о всех: о церковных правилех, и о пении церковном, и о святых службах,— и миро святое великое с тем же пошлю, и что како будет потребно вам Святое Писание, и то все, списав, пошлю к вам» (там же. № 35. С. 69 [228]).

[86] Правила Владимирского Собора напечатаны в Русск. достопамятн. 1. 106— 118 [362]. Окончание их — в Опис. Румянц. муз. С. 302, 321 [246]. Мы пользовались еще списком этих правил из Кормчей Новгор. Соф. библ. XVI в. № 437 [4] (л. 331 об.— 335), который, впрочем, почти буквально сходен с печатным, только на несколько строк короче его. Ответы Константинопольского Собора на вопросы Феогноста напечатаны в статье арх. Варлаама Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32—38 [241]. Из посланий митрополита Киприана сюда преимущественно относятся помещенные в Акт. истор. 1. № 8, 11 и 253 [228]. Из посланий Фотия — помещенные в Акт. ист. 1. № 22, 35 [228]; Допол. к Акт. ист. 1. № 181 [262]; Акт. эксп. 1. № 369 [232].

[87] Русс. достоп. 1.113 [362]; Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 33, 38 [241]; Акт. истор. 1. С. 17, 20, 68, 477 [228]; Дополн. к Акт. ист. 1. 330 [262]; Акт. эксп. 1. 462 [232].

[88] Русск. дост. 1.113 [362]; Акт. ист. 1. 68-69 [228].

[89] Акт. ист. 1. 474-475, 478 [228].

[90] Русс. достоп. 1.114-116 [362]; Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 34, 36, 37, 39 [241]; Акт. истор. 1.17, 19, 20,  46, 477, 478 [228]; Акт. эксп. 1. 461-462 [232].

[91] Это уставил митрополит наш, без сомнения, по примеру Церкви Греческой, где законом определено было взимать количество пошлин с каждого, поставляемого в церковный чин, даже с епископов и митрополитов. Justin. Novell. 123 [432].

[92] Русск. достоп. 1.108-112 [362]; Акт. истор. 1. 20, 478 [228].

[93] П. собр. р. лет. 1. 202, 208 [351] и др.

[94] Акт. истор. 1. 477 [228]; Акт. эксп. 1. 462 [232].

[95] Дополн. к Акт. истор. 1. 330 [262].

[96] Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 35 [241]; Акт. истор. 1. 474, 477, 479 [228]. Касательно монашеских имен Никонова летопись под 1244 г. делает замечание, что у нас «тогда даваху имена не с первого слова, но в который день постризашеся кто в иноцы, того дни имя даваху» (3. 18 [374]). То же замечание повторяется как в летописи этой под 1391 г. (4. 221 [374]), так и в житии преподобного Сергия Радонежск. (см. прил. 20. Числ. 4).

[97] Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 35-36 [241]; Акт. истор. 1. 46, 474, 478 [228].

[98] Акт. истор. 1. 20,476, 477 [228].

[99] Чтен. Моск. истор. общ. 1860. 2. 33, 35, 36, 39 [241]; Русск. достоп. 1. 117 [362]; Акт. истор. 1. 20 [228].

[100] П. собр. р. лет. 3.104, 235; 4.113 [351].

[101] Мы нашли это постановление Новгородского архиепископа Иоанна в рукописном Служебнике вместе с Требником Новг. Соф. библ. начала XVI в., in q. № 79. Л. 114-116. См. прил. 29.

[102] П. собр. р. лет. 2.180; 4. 95; 8.110 [351]; Карамз. 5. Прим. 121 и 291 [301].

[103] См. прил. 17. Числ. 2.

[104] Ундольск. Замеч. для истор. церк. пения в России в Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 3. 4 [412].

[105] П. собр. р. лет. 3. 114; 4. 87; 6. 101, 135, 139; 8. 64 [351]; Ник. лет. 5. 15 [374]. В новгородском Софийском соборе доселе сохранился золотой потир, устроенный в 1440 г. владыкою Евфимием и потом переделанный в 1669 г. (Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 196 [323]). Сохранились также звездица и две золотые тарелочки святого митрополита Петра (рисунки их в Древност. Российск. государства. Отд. 1. № 67 [265]).

[106] Историч. описан. Сергиев, лавры. М., 1857. 41—42 [248]; пр. Филар. Русск. свят. Июнь 14. С. 88 [418]; Снегирев. Памятн. моек. древн. 91 [390].

[107] Пресв. Савв. Указат. Моск. Синод, ризницы. М.. 1863. 17, 18, 28, 29 [375]; Пушкарев. Описан. Вологод. губернии. С. 110 [368]; Макар. Археолог, опис. церковн. древн. в Новгор. 2. 323,330 [323].

[108] П. собр. р. лет. 3. 83, 86 [351]; Acta Patriarch. Constantinop. 1. 348 [425]; Акт. истор. 1. 471 [228]; Ник. лет. 4.131 [374]. См. еще прил. 10.

[109] Истор. опис. Сергиев, лавры. 21, 42 [248]; Варлаам. Опис. древност. Кирил-ло-Белоез. монаст. в Чтен. Моск. истор. общ. 1859. 3. 41—42 [242]; Caeeaumoe. Опис. Прилуц. монаст. 33 [376]; Смирнов. Истор. опис. Саввино-Сторож. монастыря. 59 [388]; пр. Филар. Русск. свят. Апреля 1-го. С. 9 [418]. Что же касается до известного белого клобука, который будто бы прислан был из Царьграда Новгородскому владыке Василию, то сведения и соображения об этом предмете можно читать в Археолог, опис. церк. древн. в Новгороде Архим. Макария. 2. 343—357 [323].

[110] Преосв. Савв. Указат. Моск. Синод, ризницы. 6, 34 [375]; Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 258 [323]; пр. Филар. Русск. свят. Апр. 1-го. С. 9, и 26-го. С. 122 [418].

[111] П. собр. р. лет. 2.196, 223 [351]; Карамз. 4. Прим. 182 [301].

[112] П. собр. р. лет. 3. 81, 225; 7. 210 [351]; Ник. лет. 170,182 [374]; Степ. кн. 1. 500 [308]; Карамз. 4. Прим. 372 [301]. О Москве не раз встречаются в летописях выражения: «Позвониша во вся колоколы» (П. собр. р. лет. 4. 97; 6. 99,102 [351]).

[113] П. собр. р. лет. 1. 228, 234; 4. 203; 6.135,139,140; 15. 470 [351]; Ник. лет. З. 102; 4. 307; 5. 39, 42 [374]. О колокольницах при церквах упоминается и в других местах летописей (3.112; 4.194, 202; 5. 24 [374] и др.)

[114] Описывая опустошение, произведенное (1382) Тохтамышем в Москве, летописец замечает: «Вси посечени быша и избиени быша... несть позвонения в колоколы, ни в било, несть зовущаго, ни текущаго» (4. 89 [374]). В некоторых новгородских церквах даже в XVI в. употреблялись била за неимением колоколов (Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 2. 277 [323]).

1 2 3

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •