Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Материалы конференции / Секция истории /

Абдрашитов Э.Е. К вопросу о деятельности Церкви в годы первой мировой войны в среде российских военнопленных.

В своей статье я хотел бы коснуться весьма необычной стороны деятельности православной Церкви – работы в плену. Сообщение основано на анализе писем и мемуаров военнопленных.

Первые российские солдаты попали в плен еще в самом начале войны – летом 1914 г. Немцы рассчитывали на молниеносную войну, поэтому к появлению пленных не были готовы. Ужасные испытания и лишения ждали наших соотечественников в плену. И только Церковь служила утешением для них в течение длительного времени.

Описание роли Церкви в письмах и мемуарах претерпевало изменение от резко положительного до резко отрицательного в 1917 г. В письмах военнопленных 1914 г. часто упоминается православная Церковь как один из организаторов помощи российским военнопленным. Помощь была незначительной с материальной точки зрения. Но трудно переоценть значение церкви по степени влияния на умы военнопленных. Война заставила многих поверить в Бога. То, что внушала церковь – христианское смирение, братская помощь, страдание для очищения и т.д. вызывало отвращение в невыносимых условиях плена, где все это превращается в пустой звук. Но человек обращается к Богу, когда ему плохо, в критической ситуации, когда не к кому более обратиться. «Бог» выступает в виде защитника и последней инстанции, где можно просить помощи (Россия выказывала только моральную поддержку своим солдатам, отказывая в материальной помощи), а не в виде собеседника (обращение к своей сути через идею Бога). Человек укрепляется верой, что ему оказывает помощь нечто мощное, сверхъестественное, запасается силами для решения проблем. Человек ждет помощи «сверху», а она не приходит, – вследствие чего наступает разочарование, человек отвергает Бога, но потом опять к нему возвращается, ибо больше не во что верить и не на что надеяться. Такие разочарования интересны не только самим «кризисом веры» – естественная ситуация и в мирное время у простых граждан – а той информацией, которую содержит описание того, что было сделано для церкви, и ряда других вопросов, касающихся отправления религиозных культов в лагере и религиозных чувств военнопленных. Захватчики (немцы и австрийцы) активно помогали и поощряли строительство церквей в лагерях. Это отвлекало значительную часть пленных от революционных идей.

Однако со временем (начиная с весны 1917 г.) в письмах церковь упоминается все реже и с более негативной окраской, зато все чаще встречается другое слово – революция. «Православная церковь была одной из тех темных сил, которые угнетали все живое в лагере»[Кирш Ю. Под сапогом Вильгельма. Из записок рядового военнопленного (1914-1918 гг.). – М., 1925. – C. 52]. Учитывая, что военнопленные жили в «другом времени», пик активности сохраняется с конца февраля 1917 г. и почти до начала 1918 г. Военнопленные грезили идеей революции, активности, изменения мира.

Однако нелюбовь пленных коснулась не только церкви. Приблизительно в одно время с началом критики церкви начинается замалчивание информации о деятельности других организаций.

Таким образом, в письмах после 1917 г. складывается тенденция одностороннего освещения деятельности церкви, хотя наличие и активную деятельность этой организации авторы не отрицали. В ранних письмах информация о деятельности международных организаций (в том числе и церкви) подается исходя из имеющихся у военнопленных сведений. Оценка их деятельности по большей части умеренно-негативная, но с пониманием, что не все в их силах. Через информацию о церкви можно судить о мироощущении военнопленных. Частые упоминания Бога, благодарность за спасение и другая подобного рода информация свидетельствуют о том, что солдат в самом начале пленения; редкие упоминания означают, что перед нами пленный «со стажем»; критика или, наоборот, восхваление, смешанное с описанием работы организации, затем эмоциональный всплеск, резко негативное отношение вплоть до отрицания основ религии выдают письма конца 1917 г.

Таким образом, церковь играла огромную роль в духовной жизни военнопленных. Однако ориентация на смирение, господствующая до 1917 г., была отброшена в ходе революций в России. И церковь за неспособность оказывать материальную помощь попала в список ретроградных организаций, центров контрреволюции, подлежащих уничтожению.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •