Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Материалы конференции / Секция богословия и философии /

Валиев Н.Ф. Психологические аспекты фанатизма.

Переход из одного столетия в следующее (из XX в XXI) способствовал рождению у многих вопроса: Каким XX век войдет в историю? Веком физики, генетики и освоения космоса? Веком толп? Веком личностей? Веком фанатизма, геноцида, человекофобии? Веком преследований и убийств инакомыслящих, в сравнении с которыми бледнеют деяния отцов средневековой инквизиции. Не придется ли нам и нашим детям испытать на своей судьбе истину: куда легче расщепить атом, чем преодолеть человеческие предрассудки? Какова длина пути от действий одного фанатика до превращения в фанатичное общество целой страны?

Явление, названное фанатизмом, настолько распространено, что превратилось в серьезную проблему мирового сообщества. Этому явлению посвящено много научных исследований, написано огромное количество статей, произнесено немало громких речей.

Фанатизм как явление является предметом изучения социологии, психологии, политологии и других наук. Существуют различные научные определения фанатизма, фанатиков, при этом они не противоречат, а лишь дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

Фанатизм происходит от латинского fanaticos – исступленный.

Фанатик – человек до исступления преданный своей религии, вере, делу, идее.

Фанатик – это человек, считающий какой-либо вопрос настолько важным, что он перевешивает все остальное. Например, всем порядочным людям не нравится жестокость по отношению к собакам, но если бы вы думали, что жестокость по отношению к собакам настолько ужасающа, что никакая другая жестокость не идет с ней в сравнение, тогда вы были бы фанатиком.

Специфичное определение дает психологический словарь:

Фанатизм (от лат. fanum – жертвенник) – непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Фанатизм сопряжен с готовностью к жертвам, преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Для фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерны повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.

У многих есть свое понимание такого явления, как фанатизм:

– это слепая, необоснованная вера в то, что не имеет фактов и доказательств. То есть – вера в то, что услышал, но не проверил, правда ли это. Вообще фанатизм опасен для людей, ведь фанатики способны и преступление совершить ради своей слепой веры;

– нормальное явление, ярко выраженное уважение к чему-то;

– оно чем-то сродни религии;

– есть разные степени фанатизма: от глубокого уважения до готовности отдать жизнь;

– это болезнь неуверенных в себе людей;

– когда человек отказывается от всего ради какой-то идеи и т.д.

На первый взгляд, может показаться, что фанатизм – явление стихийное. Но он, как любое общественное явление, имеет причины возникновения, протекания и угасания. К причинам, провоцирующим индукцию фанатизма, относятся:

1. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

2. Уход от неприятной реальности посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

3. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию.

К причинам возникновения фанатичного поведения можно также отнести и то, что фанатизм дает удобное чувство взаимодействия. У группы фанатиков, когда они собираются вместе, возникает чувство, что они все друзья. Они восхищаются одними и теми же вещами. Это можно наблюдать в любой политической партии. В каждой политической партии всегда существует группа фанатиков, они чувствуют себя друг с другом очень хорошо, и, когда это распространяется и соединяется со склонностью ненавидеть какую-нибудь другую группу, получается хорошо развитый фанатизм.

Нельзя списывать со счетов и социально-экономические, политические и религиозные условия возникновения фанатизма. Как правило, рост риска появления фанатичного поведения возникает, когда нарастание социально-экономической нестабильности в обществе пробуждает различные национальные и религиозные предрассудки, унаследованные исторической памятью народа и ждущие в коллективном бессознательном своего часа. В периоды социальных катаклизмов и экономических кризисов, политической и интеллектуальной конкуренции фанатичные предрассудки могут как стихийно непреднамеренно оказывать влияние на поведение людей, так и осознанно, преднамеренно употребляться различными лидерами и политическими группами для достижения своих целей. Порой поражаешься, сколь прямо экономическая ситуация может пробуждать самые резкие предрассудки. Американские социологи обратили внимание на тот факт, что рост количества судов Линча над неграми в период между 1882 и 1930 гг. можно было легко предсказать на Юге США, если знать ежегодную цену на хлопок. Стоило цене на хлопок упасть, как количество линчеваний возрастало.

Важную роль в обществе фанатиков играет лидер, предводитель, вождь. Эти люди могут быть довольно разумными, и их поведение не отличается от поведения остальных людей. Однако они способны воздействовать на массы, создавая из людей фанатиков и используя их для достижения своих реальных целей.

Формирование авторитарных личностей, пополняющих при определенной социально-экономической и психологической атмосфере ряды фанатиков, начинается, казалось бы, с мелочей. Например, с использования нацистских приветствий, фашистской символики, которые влекут за собой формирование программ сознания, открывающих путь к самым жестоким и агрессивным действиям. Нацистские ритуалы, как и ритуалы Вуду, лишь один из психологических инструментов овладения сознанием.

Другой распространенный прием – это восприятие жертв агрессии как «нелюдей». Феномен оценки жертв как «нелюдей» фактически выступает как отпущение греха за убийство. Многие немцы во время войны не чувствовали себя причастными к катастрофе Холокоста, так как воспринимали евреев как «нелюдей». Такое же восприятие наблюдалось у американских солдат, учинявших жестокие расправы во Вьетнаме.

И наконец, третье мощное психологическое орудие, провоцирующее превращение убийства в норму поведения, – это «группомыслие»: демагогические лидеры принимают решение, а члены их групп, религиозных или политических сект безропотно, как манкурты и зомби, исполняют эти решения, не чувствуя за них ответственности, к каким бы варварским последствиям они ни приводили.

У современников многих сегодняшних событий невольно возникает вопрос: Существует ли шанс искоренить фанатизм в мире или хотя бы ослабить его? Одни считают, что все зависит от политиков и что если бы у нас была система, при которой угроза мировой войны была бы не столь большой, то произошел бы очень быстрый рост терпимости и разумности – как на Востоке, так и на Западе. В этом, конечно, есть доля правды. Но если все люди на Земле не осознают угрозу возникновения всемирного фанатизма, усилий одних политиков будет недостаточно. Надежда все же есть, ведь человечество обучаемо, хотя процесс обучения идет крайне медленно.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •