Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Материалы конференции / Секция богословия и философии /

Рябова Е.В. Вера как психологический феномен.

На протяжении всей истории человечества вера играла важную роль в жизни человека. Появившись в первобытнообщинном обществе как одно из возможных объяснений необъяснимого, вера и сейчас занимает центральное место в сознании многих людей. Почему так происходит? Почему, несмотря на достижения научно-технического прогресса (сейчас почти любое явление можно объяснить с научной точки зрения), многие все же продолжают верить в существование некой высшей сверхьестественной силы, не важно, как они ее при этом называют (Бог, Аллах или Высший Разум)? Что же такое дает человеку вера, чего не может дать никакой прогресс научной мысли?

Существует множество определений, что есть вера. Но все они сходятся на том, что объектом веры является то, что невозможно доказать или проверить (событие, явление или факт). С психологической точки зрения, вера – это «особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой фактов внутреннего и внешнего существования живого и истинного откровения» (Психологический словарь). С социологической точки зрения, вера есть «убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, в необходимости определенного хода событий, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью» (Социологический словарь). Философия рассматривает веру как духовную способность человека.

Видим, что понятие «вера» неоднородно по содержанию. Можно выделить несколько разных значений данного понятия: вера как признание существования сверхестественной силы – религиозная вера; вера как признание достоверности определенных фактов – светское и гносеологическое отношение к истине (здесь вера тесно связана со знанием).

Вера связана с религией. С социологической точки зрения, религия –

«1. Социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, организационных форм, основанных на вере в сверхьестественное.

2. Это мировоззрение, поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхьестественного» (Социологический словарь).

Религиозная вера формирует в сознании человека определенные воззрения на явления, происходящие в окружающем мире, в форме стереотипов мышления, паттернов поведения. Если личность нестабильна1, то вера как бы компенсирует это, давая четкие и ясные представления о мире, природе, человеческих отношениях. Но в этой компенсаторной функции религиозной веры и заключается одна из самых важных проблем, связанных с религией: человек, у которого отсутствуют сформированные внутренние принципы, может перестать интеллектуально и нравственно развиваться. Получая готовые мысли, он как бы проглатывает их, не усваивая.

Многие религии утверждают, что главное – верить, а сомнение есть отступление от веры. Но для того, чтобы начать размышлять, нужно поставить под сомнение какой-либо факт; мышление начинается с проблемы. Таким образом, для развития мышления необходима вариативность выбора путей объяснения (разрешения) существующих в мире противоречий. Задача религии в данной ситуации и заключается в том, чтобы не дать человеку готовые знания, а стимулировать процесс мышления, заставить его размышлять о том, что есть добро и что есть зло, в чем смысл жизни и т.д. (т.е. над экзистенциальными вопросами бытия), направляя его мысль в нужное русло. В этом заключается воспитательная функция религии.

Еще одна важная проблема, связанная с верой, – соотношение веры и знания. Для начала нужно ответить на вопрос, что есть знание. С философской точки зрения, знание есть «информация об окружающем мире и самом человеке. Некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладываемый в человеческой культуре и создающий ориентировочную основу поведения людей» (Философский словарь).

Знание и вера не должны быть противопоставлены друг другу. Они, скорее, опираются друг на друга, дополняют друг друга. Вера невозможна без знания, «надо хотя бы знать, во что верить» (В.Л. Петрушевский), что есть предмет веры и пути постижения его. Знание, в свою очередь, также не может существовать без веры, только веры не религиозной, а веры как состояния души.

Вера воздействует на эмоции человека, на более глубинные слои психики человека, а психика имеет интеллектуальную основу. Поэтому в ситуации стресса, депрессии, потери смысла жизни, когда человек как бы опускается по типу реагирования на внешние события на более низкий уровень развития, вера воздействует сильнее, чем знание. Она является более подходящим ответом на потребности человека.

Вспомним пирамиду потребностей Маслоу. Зная ее структуру, можно посмотреть, насколько вера значима для человека. Главное правило пирамиды: пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, потребности более высокого уровня не возникают. Следовательно, чем с более низким уровнем потребностей связана вера, тем большее значение для человека она имеет. Если вера связана с потребностью в безопасности («Если я верю, то я в безопасности»), то можно говорить о том, что она занимает центральное место в жизни человека, являясь одним из необходимых условий его жизненных успехов. В данном случае любое сомнение рассматривается как вредоносное, способное разрушить все представления о мире. И этот страх заставляет человека яро защищать свою веру – это для него один из способов поддержания собственной безопасности в мире. Здесь можно говорить о таком психологическом явлении, как религиозный фанатизм.

В этом случае человек теряет критичность в отношении к миру, событиям, другим людям, его поведение и реакции на внешние события становятся неадекватными. Человек становится зависим от религии и делает служение вере центром собственной жизни, не реагируя на интересы и потребности окружающих. Похожая ситуация наблюдается и в современной психотерапии, когда люди становятся зависимыми от своих психотерапевтов, не могут жить без их сеансов, тратят на них неимоверные деньги. В практике психотерапевтической помощи такая терапия считается неэффективной, а психотерапевт – неквалифицированным, так как после завершения курса терапии (если она прошла успешно) человек не должен испытывать потребности в сеансах своего психотерапевта.

Итак, мы рассмотрели такой психологический феномен, как вера, ее влияние на сознание и поведение людей; попытались определить, какое место вера занимает в жизни человека и с чем это связано; рассмотрели взаимосвязь, противопоставление веры и знания, а также их взаимовлияние. Из вышесказанного можно сделать вывод: вопросы, связанные с верой, интересовали людей всегда, остаются актуальными они и сегодня. Однозначного ответа на эти вопросы не найдено; каждый человек должен решить для себя сам, во что и насколько ему верить.

Примечания

1. Нестабильность личности – отсутствие у человека четких принципов, морально-нравственных установок, ценностных ориентаций, подверженность внушению и влиянию.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •