Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Материалы конференции / Секция богословия и философии /

Нуруллин Р.А., доц. Линейное время христианской культуры как фактор нелинейной цивилизации.

Развитие западной культуры привело к цивилизации. Почему именно на Западе это стало возможным? Причины цивилизации, конечно же, необходимо искать в специфике развития культуры. Но уровень развития культуры автоматически не определяет уровень развития цивилизации. Если под культурой понимать социальную память (как систему ценностей вне времени), которая существует благодаря преемственности поколений, то культура Востока намного опережает Запад, но этот уровень развития культуры совсем не определяет уровень цивилизации. Например, Индия, которая отличается очень богатыми культурными традициями, не может похвастаться уровнем своей цивилизации, и, наоборот, страны Запада, которые не могут похвастаться возрастом своей культуры, обладают явным превосходством по уровню цивилизации. Под уровнем цивилизации понимается уровень удобства и комфортности жизни людей, которая обеспечена направленностью культуры на удовлетворение прежде всего материальных потребностей. В таких условиях определяющим компонентом духовного развития общества выступают инварианты позитивной науки и все остальные ценности рассматриваются производными от неё. Такое общество культивирует человека с технократическим мышлением в ущерб всем другим составляющим духовного творчества.

Итак, уровень цивилизации определяется не абсолютными значениями длительности существования во времени той или иной культуры, а определяется спецификой содержания самой культуры. На наш взгляд, такой спецификой западной культуры является восприятие времени, которое на Запад пришло с укреплением позиций христианского мировоззрения. В дохристианском мире господствовало мировоззрение, которое не знало понятия развития. Например, античность, хотя и представляла мир непрерывно движущимся, изменяющимся и все явления связанными и взаимопереходящими друг в друга, не смогла понять идею развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого. В античной культуре все в мире подвержено циклическим, возвратным изменениям. Все в мире повторяется и после великого года, равного многим тысячелетиям, все возвращается «на круги своя». На Востоке таким циклическим изменениям подвергается и душа человека, которая через реинкарнацию многократно воплощается в разных телах на Земле. Отсюда сама земная жизнь не представляет особой ценности. Все телесные воплощения есть средство совершенствования души. Таким образом, ценностным аспектом выступает не реальный материальный мир вещей, а потусторонний, виртуальный уровень бытия душ.

Шаг в сторону понимания развития в Европе был сделан в средневековой культуре с приходом христианства. Христианское мировоззрение отрицает бесконечную повторяющуюся цепь событий во времени и устанавливает линейное понимание времени. Для религиозного человека жизнь есть напряженное ожидание будущего (пришествие Спасителя), т.е. жизнь развернута во времени, приводящая к представлению о временной направленности и неповторяемости событий индивидуальной и общественной жизни. Здесь важно то, что с приходом христианства была преодолена цикличность.

Новый импульс в понимании развития получило Новое время, с укреплением позиций протестантизма, где роль Бога вообще вытесняется из процессов бытия вещей и сводится лишь к первотолчку. Создавая мир, Бог дал бытию импульс, и природа начала распутывать первоначальный хаос, порождая новые формы. Эти представления были навеяны развитием механики, законы которой были метафизически экстраполированы на весь мир. Вселенная метафизически рассматривалась подобно механическим часам, которые однажды завел Бог. В этой ситуации Бог уже не вмешивается во все процессы бытия, а определяет лишь точку абсолютного начала бытия. В такой ситуации человеческое сознание еще более освободилось от трансцендентного Бога, и его судьба оказалась в прямой зависимости от усилий самого человека. Все эти представления ориентируют человека на достижение определенного уровня материального качества жизни. Раз Бог не определяет поведение человека, то все зависит от него самого, поэтому на Западе мы наблюдаем гипертрофированный индивидуализм. Запад сориентирован на успех, на конечный результат вне человека.

Государство, право, образование и т.п. суть подсистемы, образующие организацию структуры общества, и только мораль и нравственность не носят институциональный характер (т.е. нет у нас министерства по нравственности). Конечно, эту роль пытается играет церковь через религиозные, нравственные установки и идеалы поведения, но в нашем государстве, в котором долгое время господствовала атеистическая идеология, влияние церкви имеет скорее ритуальное, символическое значение, как дань уважения к давней традиции, и носит в индивидуальном плане для основной массы людей внешний, лицемерный характер. Под лицемерием понимается разница между тем, что человек думает по тому или иному вопросу, и тем, как он поступает. Современный человек намного богаче информирован, и у него, как правило, не возникает сомнений о своей власти над природой, по крайней мере, в повседневной жизни и на ближайшее время. Чтобы дойти до понимания своего непонимания тех или иных проблем и вопросов, человеку необходимо прикладывать определенные усилия. В постиндустриальном обществе, где большинство составляют люди с технократическим мировоззрением, религиозное влияние на человека ослабевает, так как понимание Бога требует от человека напряженной работы души и разума, что доступно не каждому. В условиях, когда религия отделена от государства, т.е. когда вера в Бога носит необязательный характер, обывателю легче отрицать существование Бога в силу своего невежества и ограниченности мышления лишь профессиональными рамками. Человек становится узкоспециализированным функционером, и данное обстоятельство с выгодой используют государственные чиновники, так как это позволяет им, как меньшинству, манипулировать большинством. Если раньше влияние церкви строилось на общей неграмотности людей, то современный человек – это узкий профессионал. Необходимо перестраивать работу церкви и направлять свою деятельность к влиянию на таких профи, без сомнения и уверенно думающих о себе как о знающих и социально востребованных личностях.

Воспитательная роль религии основана, прежде всего, на спекуляции естественного страха человека перед конечностью его биологического существования. Религия предлагает преодоление этого страха, т.е. выход, внушая человеку мысль, что существует вечная жизнь души вне физического тела. Нравственное воспитание основывается на том, что качество этой жизни поставлено в зависимость от тех или иных поступков и деяний в определенном интервале времени жизни души в физическом теле. Религия переводит страх физический в трансцендентный. Конечно, это не говорит о том, что я выступаю противником религии. Вероятно, действительно через привычку можно привести к уверенности и убежденности в своих отношениях с другими людьми посредством программирования и воспитания человеком своего сознания институтом церкви. На мой взгляд, нравственные основы – это то, что сохраняется даже тогда, когда все институты общества по тем или иным причинам перестают действовать (война, изоляция от внешнего мира, экстремальная ситуация или ситуация, когда нет свидетелей, т.е. те ситуации в жизни, когда единственным критерием своих поступков является сам человек). Это та граница (моральная установка), за которую человек не может переступить ни при каких условиях (даже под страхом угрозы собственной жизни). Возникает вопрос: в чем состоит эта внутренняя сила (превосходящая инстинкт сохранения физической жизни), позволяющая человеку противостоять тем или иным обстоятельствам, которые не соответствуют его взглядам, нормам и убеждениям по вопросам добра и справедливости? Причем эта сила мало зависит от того, что культивируется государственной идеологией в общественном сознании общества. Даже в эпоху материалистической идеологии было место героизму как самопожертвованию во благо людей. Притом что для человека атеистических взглядов смерть выступает как нечто абсолютное, и он умирает один раз, однажды потеряв свое физическое тело, навсегда лишаясь своего «Я», а человек, верующий в Бога, в этом смысле, по сути, приобретает бессмертие.

На Западе человек становится винтиком системы. Государство через систему законов пытается тотально контролировать индивида. Запад – это сытое рабство. Чем сложнее система, тем менее надежной и зависимой она становится от локальных вмешательств, и, например, сегодняшние террористы хорошо понимают это. В энергоемкий век ноосферы любая случайность грозит, как никогда, разрушением общественной системы. Эти локальные воздействия на систему могут быть как непреднамеренными (ошибки диспетчера, капитана судна и т.п.), так и целенаправленными (диверсии, террористические акты).

Итак, имеем, с одной стороны, Запад с высоким уровнем материальной жизни, но с духовной нищетой, с другой стороны, Восток с его духовным богатством и материальной нищетой. Ясно, что необходим синтез культур. Восток не принимает западных ценностей жизни, считая людей Запада в духовном отношении примитивными и зацикленными на вещах и деньгах. Запад не приемлет восточный уровень цивилизации, как недостойный современного человека. Таким образом, христианское мировоззрение в конечном итоге и привело Запад к культу материальных ценностей.

Западная цивилизация совершенствуется и существует благодаря несовершенству других стран. Экономически благополучная страна с хорошо отрегулированной структурой государства производит индивидов-потребителей, которые не испытывали лишений. Хорошие манеры, правильное поведение – лишь видимость и маска. Основной ценностью в таком обществе становится видимость. Человек не стремится к добру, а стремится изображать добро. Сама вера в Бога начинает носить формальный, скорее ритуальный характер. Институт церкви все более выполняет психотерапевтическую функцию, которая как-то помогает современному западному человеку в самообмане гармонизировать свой внутренний мир и отношения в обществе.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •