Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Материалы конференции / Секция богословия и философии /

Чаплина С.Ю. Особенности психологического воздействия проповеди.

В качестве введения, возможно, было бы уместно привести краткое определение проповеди, отчасти раскрывающее ее цели и возможности воздействия. Проповедь – это публичная речь священнослужителя в храме, обращенная к прихожанам и содержащая разъяснение положений вероучения, комментарии к Священному Писанию, рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозных сферах их жизни, экономических, социальных, политических и т. д., таким образом, целью речи проповедника в самом общем смысле является побуждение к поступкам, соответствующим нормам христианской нравственности. Каковы же возможности достижения этой цели?

Эффективность проповеди зависит от некоторой комбинации в сознании человека, образуемой его навыками, убеждениями, знаниями, мнениями и склонностями. Среди этих факторов особую роль играют убеждения, поскольку они выполняют регулятивную функцию в обыденной жизни человека, а также в философском осмыслении его деятельности. Задача проповеди – способствовать формированию нужных убеждений. Однако результат может оказаться противоположным ожидаемому. С чем это связано?

Может оказаться так, что некоторые нежелательные убеждения слушающего к моменту начала проповеди находятся, условно говоря, в зачаточном состоянии; и для осознания их как убеждений необходима оппозиция, то есть противоположное утверждение. И такой воспламеняющей искрой могут послужить слова проповедника. Что делать, чтобы этого не произошло?

Здесь представляется уместным упомянуть о таком способе воздействия как аргументация. Возможности аргументации очень широки. А риск возникновения внутреннего несогласия слушающего проповедь резко снижается. Дело в том, что характерной чертой этого способа воздействия является его мягкость. В рамках аргументации слушающий признается активным звеном системы взаимодействия. С другой стороны, непосредственной целью аргументации далеко не всегда является устойчивое убеждение, которое и не может быть быстро сформировано. Здесь, скорее, подойдет термин «принятие». Принятие не так глубоко, как убеждение, однако при последующем самостоятельном размышлении оно может превратиться в убеждение. и понимание сущности воспринятого в этом случае. возможно, будет более основательно.

Итак, от способа речевого воздействия, избранного проповедником, во многом зависит успех его речи. Однако вопрос влияния проповеди на мышление прихожанина не может быть рассмотрен без учета особенностей подачи текста. Воспринимаемый текст в психологическом плане может быть интерпретирован как законченное смысловое целое, некую единую структуру. Эта структура реализуется в целой сети опорных точек, вех, пунктов. Роль опорных пунктов представляется особенно важной потому, что при пассивном слушании речевой поток воспринимается недифференцировано, в сознании удерживается в первую очередь то, что выделяется самим говорящим. Каким же образом осуществляется выделение главных моментов и смысловое разделение текста?

Большое значение имеет длительность звучания отдельных слов, фраз, абзаца, позволяющая обратить на них внимание слушающего. Обозначить переход к новой значимой мысли может пауза. Пауза также позволяет слушающему лучше вникнуть в суть только что высказанной мысли. При восприятии текста имеет место также закон края в психологии, согласно которому начало и конец воспринимается лучше, чем середина, а следовательно, и осознается лучше. Поэтому ключевые части проповеди предпочтительнее разместить в начале и вернуться к ним в конце.

Связь восприятия и мышления в процессе осознания проповеди проявляется и во влиянии на этот процесс темпа и длительности речи. В частности, в работе Т.Б. Архипова отмечается, что при медленном темпе усложняется синтаксическое обобщение текста, а быстрый темп мешает аналитическому рассмотрению речевого потока. Оптимальным можно назвать темп, воспринимаемый как средний людьми с данным языковым сознанием. Что касается длительности речи, то здесь можно привести тот факт, что человек, независимо от своего желания, не может с полным вниманием воспринимать речь дольше пятнадцати – двадцати минут. К тому же ритм жизни современного человека также вносит свои коррективы. С другой стороны, слишком короткая проповедь не успеет проникнуть глубоко в сознание прихожанина. Поэтому наиболее эффективной представляется речь длительностью около двадцати минут.

Таким образом, можно прийти к выводу, что восприятие проповеди зависит от ряда объективных психолингвистических факторов: особенностей внимания, мышления, языкового сознания, способов подачи звучащего текста. Изучение и последующий учет этих факторов может во многом способствовать успешному достижению основной цели проповеди, заключающейся в благотворном нравственном влиянии на общество.

Литература

1. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М.: Культура и спорт, 1997.

2. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1991.

3. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 2001.

4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.; Воронеж, 2001.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •