Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Дипломные работы выпускников КазДС, рекомендованные к печати / Варнашов В.Е. Роль императора Юстиниана I Великого в истории V Вселенского Собора /

Глава III. Итоги V Вселенского Собора и последние годы жизни Юстиниана

§I. Западная постсоборная реакция.

По окончании заседаний собора император стал приводить в действие его определения. Все епископы, не принимающие осуждение «трёх глав» и соборных определений подвергались репрессиям. Также репрессиям подвергались клирики и монахи, не принимающие решений собора. Не избежал репрессий и сам папа Вигилий. Император сослал его на остров Проконес. Его имя, как уже было сказано, было вычеркнуто из диптихов. Вместе с ним сосланы были и находящиеся в Константинополе римские клирики, в числе которых был и дьякон Пелагий, подписавшийся под Constitutum Вигилия. Большинство иллирийских епископов согласились лучше подвергнуться ссылке, чем принять, по их мнению, противоречащие вере определения собора. В общем, западные епископы в значительном большинстве отказались принять соборные определения и стали собирать свои соборы, на которых выражали свою поддержку Вигилию и его Constitutum. Волнения и смуты ещё более усилились после соборных решений, чем до собора. Но тем не менее следует признать справедливым и то положение, что собор этот умиротворил Церковь – после его решений оставалось или принять соборные решения или оставаться схизматиком. Но в то же время он не достиг того, чего желал Юстиниан. Обращение к Церкви монофизитов не произошло.В ссылке папа Вигилий видимо под давлением издал грамоту в начале декабря 553 года. В этой грамоте он пишет: «Посему осуждаем и анафематствуем вместе со всеми другими еретиками, ...и Феодора, бывшего епископа Мопсуетского, и нечестивые его сочинения, равно как и то, что написано Феодоритом против правой веры... Кроме того, анафематствуем и осуждаем послание к Маре Персу еретику, которое, говорят, написано Ивою... Что сделано было или мною, или другими в защиту трёх глав, то мы упраздняем определением настоящей грамоты»[1]. Почему Вигилий так резко изменил своё мнение? Подлинность этой грамоты Вигилия, как утверждает Курганов, многими исследователями ставится под сомнение[2].

Спустя три месяца после этого Вигилий издал новый Constitutum, состоящий из 28 глав и направленный к западным епископам. Здесь он заявляет, что послание Ивы подложно. Отзывы отцов относительно послания Ивы на Халкидонском соборе имеют в виду другой документ, а не это послание. Вигилий утверждает, что враги приписали Иве очень много лишнего. Так например, ему приписывали слова: «Я нисколько не завидую Христу, ибо если Он сделался Богом, то и я». Когда на Халкидонском соборе у Ивы спросили его ли это слова, он сказал, что не слышал такие слова даже от самого дьявола. На этих основаниях Вигилий утверждает, что само послание Ивы к Маре Персу подложно. При таких толкованиях нетрудно было согласиться с определениями прошедшего V Вселенского собора.

Папа добился доверия Запада. Из Рима, который был взят в это время полководцем Юстиниана Нарсесом, приехала депутация к императору ходатайствовать о Вигилии. Вигилий был отпущен, но ему уже не суждено было увидеть Рим. После плавания по морю, он остановился в Сицилии, страдающий каменной болезнью и там 7 июля 555 года умер.

Смерть папы привела к сильным волнениям в Риме. Выборы преемника папского престола прошли очень бурно. В результате был выбран уже упоминавшийся дьякон Пелагий. Он был сторонником осуждения «трёх глав». Видимо по этому не нашлось достаточного количества епископов для его рукоположения. Нового папу стали обвинять в смерти Вигилия, якобы он убил его, чтобы завладеть римским престолом. Пелагию пришлось заявить перед всем народом в храме, что он не виновен в смерти Вигилия.

Римское население с большим трудом для себя примирилось с тем фактом, что на папском престоле находится сторонник осуждения «трёх глав». Но другие церкви запада не собирались поддерживать нового папу. Западные епископы даже написали императору послание с критикой его политики по отношению к Церкви. Естественно император ответил репрессиями, как он это всегда делал. В 555 году африканские епископы были отправлены в ссылки. В 559 году африканские церкви приняли осуждение трёх глав. Более устойчивой оказалась Северная Италия. В Аквилее в 555 году состоялся собор, который выступил против постановлений V Всленского Собора, обвиняя его в монофизитстве. Епископы в Тускии отказались от общения с папой Пелагием как с еретиком. Пелагий же, чтобы заручиться поддержкой франкского короля Хильдберта, написал ему послание с изложением своей веры, доказывая своё православие.

Уже после смерти императора Юстиниана в 568 году лангобарды вторглись в Италию. Павлин Аквилейский был вынужден бежать в город Градо, который находился под властью греков. В 569 году лангобарды взяли Медиолан. Епископ этого города Гонорат бежал в Геную, где и умер в 570 году. С ним бежало в Геную немало горожан и образовало в Гонорате свою общину, так что в городе оказалось два действующих епископа. После смерти Гонората медиоланцы, находившиеся в Генуе, избрали себе епископом Лаврентия, а жившие в Медиолане – Фронтона. Очевидно, что Лаврентий был избран незаконно, так как был избран на территории не своей епархии. Чтобы найти себе поддержку Лаврентий обратился к римскому папе в 571 году и вошёл с ним в соглашение. Лаврентий обещал папе, что если потребуется, то поддержит осуждение «трёх глав». Когда законно избранный епископ Фронтон умер, Лаврентий вернулся в Медиолан и был принят горожанами.

Павлин Аквилейский, хотя и жил на подвластной императору территории, на него не осуществлялось давление. Его преемник Илия, хотя и поддвергался давлению Смарагда равеннского экзарха, но по распоряженю императора был оставлен в покое и умер в 586 году, так и не поддержав решений V Вселенского Собора. Его преемником стал Север. Смарагд поднял против него гонение, вызвал в Равенну и требовал, чтобы тот вошёл в общение с равеннским епископом Иоанном, находившимся в общении с Римом. Когда Север возвратился в Градо его встратили очень недружелюбно и чтобы сохранить кафедру он отказался от общения с равеннским Иоанном.

В 590 году на папский престол вступил Григорий Великий. Он был человеком практичным и понимал, что поддержка осуждения «трёх глав» может быть достигнута только путём постепенного воздействия на подрастающее поколение. И в тоже время Григорий поступал довольно двусмысленно. В Константинополе он заявлял, что признаёт 4 Вселенских Собора как 4 Евангелия, а 5 как равночестный им. А для лангобрадской королевы Теоделинды папа оказывался осуждающим пятый собор.

Особенно сложным было положение в Аквилее, в которой население состояло из лангобардов и византийцев. Григорий в 590 году попытался восстановить общение с отщепенцами-лангобардами. По этому поводу схизматиками было созвано два собора. Место одного из них неизвестно, но сохранилось его послание к императору Маврикию. На осуждение «трёх глав» отцы не соглашались, ссылаясь на Вигилия. Север в это время собрал собор в Градо, но акты этого собора не сохранились.

 В любом случае, Григорию Великому не удалось восстановит общение с отщепенцами в восточной половине Италии. Он умер в 604 году. Вскоре в 607 году умер Север. Его преемником стал Кандидиан. Он вошёл в церковное общение с Римом.  Но лангобарды не вошли в общение с Римом, а провозгласили аквилейского епископа патриархом. Градскому епископу также был дан титул патриарха. Таким образом,  в небольшой аквилейской области получилось два патриарха. Только папе Сергию I (687-701) удалось восстановить церковное единство. Поддержку в этом ему оказали определения уже VI Вселенского Собора своей явной антимонофизитской направленностью. Около 700 года был собор в Аквилее, и на этом соборе было восстановлено церковное единство.

Споры из-за V Вселенского Собора отразились в Галлии и Испании, где, однако до полного разрыва с Римом не дошло. В Испании соборы в течении VI и VII веков упоминают только о четырёх соборах, а о пятом умалчивают.

§II. Последние годы жизни Юстиниана.

Таким образом, политика Юстиниана породила на Западе одни только смуты. Не дала она ничего хорошего и на Востоке. Юстиниан пытался лишить монофизитов иерархии, но и это ему не удалось. Монофизиты с помощью императрицы Феодоры устроили свою собственную иерархию (Яковитская церковь). 

После смерти Федоры Юстиниан не оставлял попыток присоединить монофизитствующий восток. В последний год царствования  он издал эдикт, в котором утверждал, что плоть Христа была с самого рождения нетленна. Видимо под старость он решил ещё более плотно заняться богословием, тем более, что, как говорит Менандр Византиец, «телесная сила и здоровье государя еж не были так цветущи, когда быв ещё молод, он взял в плен Гелима Вандила и Витигия Готфа. Он был уже стар, - и та твёрдость и воинственность превратились в любовь к покою»[3]. Это учение император пытался навязать всей Церкви, чтобы присоединить монофизитов, хотя даже умеренные монофизиты считали его ересью.

Горькая участь, прежде всего, коснулась патриарха Евтихия. Он отказался подписать эдикт. 22 января 565 года он был арестован и едва не убит. Затем император отправил его в ссылку. После этого в Константинополе собрался собор для осуждения Евтихия.  На соборе обвинили Евтихия в том, что тот ел дичь (в то время это считалось сибаритским лакомством) и подолгу на коленях молился Богу. После собора к Евтихию было послано посольство из его же собственных клириков. Евтихий отлучил их от Церкви.

На его место был поставлен Иоанн Схоластик. Он тоже не подписал эдикт, но сумел сохранить расположение императора. Эдикт императора отказались пописать и другие епископы. Анастасий Антиохийский высказался решительно против эдикта и уже был готов к ссылке, но 14 ноября 565 года император Юстиниан умер. «Юстиниан в то время, как диктовал определение о ссылке Анастасия и единомышленных с ним иереев, был поражен невидимо ударом и преставился из сей жизни, царствовав всего 58 лет и 8 месяцев»[4].

Примечания.

[1] Деяния Вселенских Соборов. – том 5: Собор Константинопольский Второй, Вселенский Пятый. – Казань, 1868. - С.408-409.

[2] Курганов Ф. Отношения между церковной и гражданской властью в византийской империи. – Казань, 1880. – С.699

[3] Византийские историки/перевод Спиридона Дестунисова. – СПб., 1869. – С.322.

[4] Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб., 1853. – С.239

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •