Заключение

Согласно поставленной в данной работе задаче, которая заключалась в систематическом изложении концепции бытия, мы ввели множество дополнительных понятий. Выделили двухчленную структуру: с одной стороны мир, с другой – человек, осознающий этот мир, принадлежащий миру и в тоже время находящимся над миром. В этой структуре были найдены подструктуры – полярности онтологических элементов, которые не устранимы из нашего мышления о себе и о мире. Попытались выявить, как относятся онтологические полярности к экзистенции человека, т.е. его бытию в конечном мире.

Мир, который нас окружает, характеризуется категориями конечности. Он пространственнен, временен и находится в отношениях причинных взаимосвязей всех явлений и предметов. Пришли к выводу, что в условиях конечности онтологические элементы и вся вообще онтологическая структура проявляет неустойчивость, несамодостаточность. В мире, в котором все обусловлено и все преходяще невозможно удержать равновесие онтологических элементов.

Человек постоянно обеспокоен потерей одного из полюсов онтологической структуры. Постоянно происходит смена форм, постоянно происходит индивидуализация и наоборот обобщение предметов и явлений, борются свобода или спонтанность с необходимостью или предопределенностью и все это происходит в пространстве, времени и согласно причинности и причинной сменяемости различных субстанций. Бытие сосредотачивается в рамках либо индивидуальности, либо растекается по всеобщности, либо бытие начинает во все стороны двигаться, проявляя динамику, либо оно застывает в условиях конечности в мертвенные формы, которые уже находятся на переходе к небытию.

Элемент небытия, который обнаруживается в мире, диалектически связан с бытием, но в условиях конечности это превосхождение полярностей, без обращения к бытию как таковому, не осуществимо. Вот причина того, что постоянно, во всю свою историю человек стремится к иному способу бытия, нежели способ бытия конечного, тварного существа, предмета, вещи. Человек не способен существовать, как простая вещь, он постоянно себя осознает более высоким началом в мире, чем сам мир и это осознание не дает ему удовлетвориться простой вещественной формой существования. Если предельное стремление человека направленно не к истинно предельному, то те онтологические элементы, которые в человеке представлены в полном составе, не дадут ему успокоиться на этом пониженном уровне бытия. Они будут восставать друг на другу независимо даже от воли самого человека и разрушать индивидуума, личность и все общество в целом.

Примеров тому достаточно было особенно в условиях атеизма. Человечество успело убедиться, насколько пагубно действует на личностное и общественное состояние людей безверие. В странах, где воцарялся государственный атеизм, всегда это сопровождалось колоссальными разрушениями, самоуничтожением людей и понижением вообще антропологического уровня до некоторого животного состояния.

Даже исключительно философское осмысление бытия приводит к невозможности объяснения мира путем только философских концепций и понятий. Всегда от философии наиболее глубокие умы двигались к интегральному, цельному, жизненному восприятию бытия, которое называется религией, потому что только одно может вывести человека из этого экзистецианального тупика – это сила бытия как такового. Сердце человека не способно успокоиться на конечных вещах мира.