Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Дипломные работы выпускников КазДС, рекомендованные к печати / Кузьмин В.И. Основное богословие как уяснение места веры в структуре бытия. /

  • Введение
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Заключение
  • Использованная литература
  • Введение

     

                                                                                        

    Милый друг, иль ты не видишь,

    Что все видимое нами -

    Только отблеск, только тени

    От незримого очами?

    В.С. Соловьев 1.

    На рубеже третьего тысячелетия наука и философия пробуждаются от рационалистического гипноза, который на четыре столетия лишил их былой открытости Истине во всей полноте ее многоцветья, поразив неким духовным дальтонизмом. Многие интеллектуалы, абсолютизируя свой интеллект и не ведая мистической интуиции, все подвергают испытанию разумом и опытом, поэтому и для того, чтобы захотеть прозреть и поверить в Бога, им, как минимум нужны достаточные основания рационального характера.

    Многих духовно дремлющих интеллектуалов, особенно тех, кто профессионально занимается наукой и философией, вера в Бога страшит, во-первых, тем что, по их мнению, она влечет конец их творческой деятельности, которая может быть заменена простой ссылкой на Творца, дающей универсальное и исчерпывающее решение любой проблемы; во-вторых, тем, что трудно начать ставить себе трансцендентальные вопросы и самостоятельно мыслить...

    Интеллектуалу нужно, чтобы о вере ему рассказывали на его языке, а таких книг он не находит; с его точки зрения большинство апологетических текстов страдают семантической неопределенностью, противоречивостью, алогизмами, поспешными указаниями на антиномичность некоторых догматических основоположений и прочими отклонениями от современных интеллектуальных стандартов.

    Основной вопрос, который задается в этой работе: что же такое человек? И на каком основании мы можем утверждать, что человек это существо принадлежащее двум мирам: миру духовному и миру материальному. Этим основанием, как мы увидим в дальнейшим и будет такая размерность человеческого бытия как «вера». А что такое вера сама по себе, каким образом она действует в человеке и каким образом она выразима? Эти вопросы помогут нам понять и самого человека и основные принципы бытия вообще. Онтологический разбор структуры бытия покажет, что человек и окружающий его мир очень тесно связаны, мы увидим, что видимый материальный мир это образование имеющее разумную духовную основу.

    В данной работе сделана попытка восстановить те общечеловеческие предпосылки мышления, которые неизбежным образом приведут нас к истине Бытия Божия, действительности сверчувственного мира. Задача видится в том, чтобы представить в систематически связном изложении те основания, которыми оправдывается вера человека в безусловную истину и описать те мировоззренческие следствия, которые вытекают из этой веры.

    Таким образом, вопросы здесь поднимаемые, являются в основном вопросами, которые решаются в курсе "Основное богословие". Но, несмотря на это, трудно указать какое-нибудь нормативное пособие или книгу.

    Вопросы о вере как таковой относятся к вопросу о человеке как таковом. А учение о человеке не имеет законченной формы и существует только во фрагментах Священного Писания и в аскетической литературе 2. Главной задачей святоотеческого богословия была разработка основных догматов. У каппадокийцев можно найти только отдельные мысли о человеке, содержащиеся в разных произведениях 3.

    Первый вообще курс, так или иначе решающий эти вопросы появился в России не так давно - в середине XIX века. На титульном листе этого издания два названия: "Христианская апологетика", а далее "Курс Основного богословия, читанный студентам СПб. Дух. Академии ... профессором Н.П. Рождественским". Николай Павлович Рождественский практически первым в России переработал католический курс основного богословия с учетом православной системе мышления. Он изложил западное пособие "православным" языком.

    Почему здесь двойное название: "Христианская апологетика" и "Курс основного богословия"? Во время, когда составлялся этот первый курс, фактически основное богословие и апологетика были одним и тем же, эти понятия совпадали.

    В связи с отходом европейского человечества от церкви и от христианства, те, кто отпал от Христа и Церкви, сразу стали оправдываться: " Зачем эти иллюзии, - говорили они, - эти обряды бессмысленные для современного человека? Что за невидимые такие понятия, сущности, которых никто не может проверить, убедиться: Бог, душа, вечность? Зачем нам все это?!" И таким образом возникла атеистическая пропаганда и атеистические нападения на веру и Церковь. Соответственно понадобилась защита веры и Церкви. Появились апологии. Но первые апологии появились не в XVIII и XIX веках, когда уже началась вакханалия безбожия. Первые апологии появились с возникновением самого христианства, когда еще христианство воспринималось еще не как новая религия, а как безбожие 4.

    Первые апологии были составлены уже во II веке 5. Авторами первых апологий были Иустин Философ, Тациан и другие. Первые апологии отличались от последующих тем, что обращались к людям, которым не надо было доказывать, что есть сакральная сфера., трансцендентная реальность. К чему апеллировали апостолы? Они обращались к какой-то уже существующей вере в Бога, которую нужно было повернуть к истинной вере в Бога. Совсем другая ситуация сложилась уже с XVII, XVIII веков. Человек потерял ощущение, интуицию божественного, сакрального. Необходимо было защищать уже не новое понятие о Боге, которое давали апостолы язычникам, нужно было защищать вообще бытие Божие, истину реальности души 6. И с этой задачей достаточно успешно справились мыслители и богословы христианского мира. Было много философов религиозного направления, например, Гегель, который говорил, что истинным предметом философии является Бог 7. Так же Шеллинг учил, что познание Бога, а через Него и реального бытия, возможно только через веру 8. Только в вере открывается нам действительность Бога, только через нее возможно положительное познание, положительная философия. Были и другие философы, которые в уме держали как идеал эту высшую абсолютную реальность.

    В наше время ситуация несколько изменилась. В этом можно убедиться по литературе. Сейчас уже не встретишь практически книг или докладов и статей где бы опровергались истины бытия Божия, истины духовного мира и т.д. Существует либо равнодушие, либо отчетливое понимание того, что без веры и без Церкви невозможно существование мира. Опыт последних трех столетий оказался катастрофическим и особенно это показал XX век, когда было уничтожено столько людей, сколько не было убито за всю предшествующую историю человечества. Наиболее отчетливо мыслящие люди прозрели и поняли, что это обессмысливание существования, опустошение мира произошло из-за утраты основ, религиозных основ. И мы видим, что в настоящее время почти все без исключения государственные деятели исповедуют свое уважение почтение к христианству или вообще к религии. В этом все нуждаются в том числе и наука. В физике, например, процесс совершения открытий приостановился и физика начинает изучать свои основы. И в этом она вынуждена обращаться к философии, потому что же есть реальность? - Электрон, протон? Но оказывается это не частицы, а поле. Но поле это уже реальность фиктивная, сущность которую ни в какой микроскоп не увидишь, значит, она уже граничит с философскими категориями. А на чем основана философия, что лежит в основании понятий, сущности, смысла? Здесь приходиться обращаться к религиозным понятиям, к абсолютно невидимому, не только к сверх физическому, но и к сверх понятийному. Таким образом, наша задача видится здесь в том, чтобы пойти навстречу этой потребности, показать, те основы на которых основаны философское проникновение в реальность, а за ним следом физическое и биологическое.

    Возвращаясь к вопросу о книгах и пособиях надо сказать, что все, что написано было до революции, а написано было несколько руководств по апологетике, все это сохраняет свою пользу, но быть положенным в основание данной работы не может, потому что задачи, которые ставились, там были несколько иными. И сам Н.П. Рождественский пишет в предисловии к своему курсу, что метод изложения науки основного богословия "согласно главной задаче и самому названию ... должен быть по преимуществу положительный, обосновывающий, утверждающий" 9, а не возражающий, отрицающий, опровергающий, как это предполагается в апологетике. Если открыть основания, - продолжает он, - в пользу истины, то тогда возражения и высказывания против религии сами собой устранятся.

    Но в самом курсе, как мы видим, эти правильные позиции не всегда соблюдаются и часто ответ извлекается из содержания вопроса. Предположим, не прав Ренан или Штраус или Лев Толстой, но из этого же не следует, что прав я. Такие построения на принципе опровергающих возражений имеют определенные недостатки и поэтому необходимы были работы, в которых бы вера и Церковь не просто защищались, а показывалось, что иного пути мышления и действия кроме веры и церковности для человека и быть не может. Одной из первых таких книг выпустила Казанская Духовная Академия. Эта первая, можно сказать, попытка серьезного построения христианского учения на мировоззренческих основах было осуществлено Виктором Ивановичем Несмеловым, профессором КДА. Его грандиозная двух томная книга под названием "Наука о человеке" была издана в Казани на рубеже XIX - XX столетий.

    Кроме книги Несмелова стали появляться и другие попытки утверждения христианской веры на общих мировоззренческих основах. Можно назвать отца Павла Флоренского, который своей книгой "Столп и утверждение истины" произвел определенный переворот в мышлении своих мало верующих или даже неверующих интелегентных соотечественников. После 1911 года, года выхода его книги очень многие серьезно обратились к Церкви. Таким защитником был и Сергей Булгаков, сначала профессор философии, а затем священник и профессор догматического богословия в Париже в православной семинарии. Среди философов были еще и такие мыслители, как Бердяев Н.А., написавший массу полезных книг в защиту христианства и православия с философской позиции; князь Трубецкой Е.Н. с его гениальной книгой "Смысл жизни"; С.Л. Франк, пришедший путем чисто философского мышления к совершенной бесспорности сначала общерелигиозных истин, потом христианства и, наконец, уже в 30-х годах - православия.

    В период с 1917 года и до конца Второй Мировой войны естественно никакого развития богословия в России не могло быть. Если и писались книги и преподавалось богословие, то только за рубежом, главным образом в Париже и в Нью-Йорке в Свято-Владимирской семинарии. Известно, например, что протопресвитер Василий Зеньковский в последние годы своей жизни работал над философской трилогией "Основы христианской философии". Успели выйти два тома: "Христианское учение о познании" и "Христианское учение о мире". Завершению третьего тома, посвященного вопросам христианской антропологии, помешала смерть о. Василия 10.

    В настоящее же время единственной книгой, которая бы трактовала вопросы основного богословия является курс профессора Осипова А.И. "Путь разума в поисках истины". Эта очень хорошая работа рассчитана на ознакомление с основами религии, веры. Добрая половина этой книги является опровержением дарвинизма и теории происхождения религии ученых XIX столетия. Все это сейчас потеряло актуальность, дарвинизмом практически уже никто не соблазняется и теории происхождения религии уже никто всерьез не воспринимает. Вторая половина этой книги посвящена изложению христианского православного опыта, мистических озарений и вообще восприятию Бога в рамках православного мировоззрения. Все это Алексей Ильич добросовестно и наглядно изложил, но к нашей теме это относится косвенно.

    В написании своей книги Осипов сильно опирался на предшествующую попытку составления основного богословия, на книгу Александра Меня "История религии в поисках истины и жизни". Эта книга уже более насыщена и более соответствует уровню высшего образования и терминология, которая здесь используется и логика развития мысли являются в хорошем смысле - научными. Но здесь отец Александр сильно опирается на авторитет, что, очевидно, не возможно было избежать в 70-80 годах. Самым эффективным и кратким путем убеждения были ссылки на веру уважаемых в мире людей. Все свои рассуждения он относит, увязывает с именем авторитетного ученого, философа, мыслителя или богослова. Но таким методом единства картины, все-таки не было достигнуто. А нам необходимо построить такую систему взглядов, где бы естественным путем одно вытекало из другого, чтобы она была основана не просто на авторитетах, а на тех смыслах и сущностях, которые были бы свойственны природе самого человека и природе вообще бытия.

    Систематическая и достаточно успешная попытка написания современного курса основного богословия была осуществлена там, где вообще в последнее время появляются все основательные произведения мысли, науки и даже богословия - это Германия. Эта страна, где мыслят и излагают основательно, систематически и углубленно. Глубина и высота в высшей степени есть в Православии. Это показывают и жития святых и мистические взлеты наших великих подвижников и углубленность русской мысли. Но нашим взлетам и углублениям, как правило, не хватает систематичности. А западным мыслителям зачастую не хватает адекватности православной, т.е. правильного восприятия настоящего христианства. Но появляются и в западных странах полезные и правильные изложения основ христианства и религии вообще. Такое счастливое совпадение и правильного понимания и способности к систематическому изложению мы видим в деятельности немецкого богослова Пауля Тиллиха (профессор во Франкфурте на Майне, в Гарварде, в США и других университетах, ум. 1965), который несмотря на свое немецкое происхождение, оказал наибольшее влияние на развитее богословия в Америки 11. Он частично славянского происхождения и может быть, поэтому оказался способным воспринять в большей степени христианскую истину, нежели его собратья по вере.

    В конце 40-х годов появилась его книга "Систематическая теология". Позднее был написан и ряд других книг, в частности, "Динамика веры", где исследуется само явление веры как таковой. Мы часто говорим о содержание веры, а вот что такое сама вера, над этим вопросом редко кто задумывался. По многим позициям Тиллих очень близок к Православию и поэтому мы сможем принять его последовательность мысли и опереться на него в данной работе. В этом заимствовании нет ничего странного, поскольку если западные богословы стоят на тех же догматических основах, почему бы нам, не воспользоваться их достижениями. Например, так возник капитальный труд митрополита Макария по догматическому богословию. Западные исповедания, конечно, искажают исповедание христианской веры, но то, что в их изложениях основано на святоотеческом достоянии, на трудах лучших мыслителей, этим можно воспользоваться и этому следовать.

    Основным же курсом, который лег в основу данной дипломной работы, в том числе и этого введения, откуда взята и сама структура поднимаемых и решаемых вопросов является курс, читанный кандидатом богословия протоиереем Игорем Цветковым в стенах Казанской Духовной семинарии в 2001/02 учебном году по предмету "Основное богословие". Многочисленные, в том числе, буквальные заимствования из этого курса далее не оговариваются, тем более, что они произведены с разрешения о. Игоря.

    Последовательность изложения в данной дипломной работе будет следующая. В первой главе мы остановимся на понятии веры, на смысле, сущности, содержании веры. Рассмотрим средства выражения веры.

    Вера это связь человека с Богом, но эту связь отображает и бытие земное. Экран эмпирической действительности есть только сложное сплетение преходящих символов, таинственно говорящих о вечных и непреходящих, идейных реальностях иного плана. Вся природа являет собой таинственный иероглиф. Таинственна она потому, что скрывает в себе какую-то загадку иного мира, не природного, не тварного, скажем просто: реальности Божественного. В этом мы убедимся, выведя основную онтологическую структуру, чему и будет посвящена вторая глава. Где будут рассмотрены также и уровень наиболее общих онтологических принципов и категориальные структуры.

     

    Примечания:

    1. Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Брюссель: Жизнь с Богом, 1970. - С.16.

    2. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Т.1. Сын человеческий. Мадрид, 1965. - С.11.

    3. Медведев Н.Д. Антропологический этюд // Богословские труды, 1976, сб. 16, С.189.

    4. Смирнов Е.И. История христианской церкви.1997, С. 42

    5. Скурат К.Е. Патрология для II курса МДА, 1978, С.58.

    6. Христианская апологетика. Курс основного богословия, читанный студентам СПб. Дух. Академии Николаем Павловичем Рождественским, 1893. С.49.

    7. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека.- Спб., 1994. -С 9.

    8. Трубецкой Е., кн.Миросозерцание Вл. С.Соловьева. М.: Изд.автора, 1913.Т.1 - С.53.

    9. Христианская апологетика. Курс основного богословия, читанный студентам СПб. Дух. Академии Николаем Павловичем Рождественским, 1893.- С.17.

    10. Григорьев Д., свящ. О. Василий Зеньковский // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей под ред. Н.П. Полтарцкого. - Питтсбург, 1975. - С.238.

    11. Хегглунд Б. История телогии.-СПб., 2001.- С.348.

     
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •