Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Дипломные работы выпускников КазДС, рекомендованные к печати / Колчерин А.С. Архив Н.И.Ильминского как источник по истории миссионерства. /

  • Введение
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3
  • Заключение
  • Использованная литература
  • Приложение I
  • Приложение II
  • Приложение III
  • Заключение

    В заключение работы мы вновь отмечаем важность выбранной нами для исследования темы. Ильминский сделал очень много, он стал для инородцев миссионером, он поднял их из трясины безграмотности и безверия, он создал для них азбуку и сделал переводы, он воспитал интеллигенцию и священство. Другой вопрос, как созданная система продолжала жить после него. Не нашлось более столь авторитетной и талантливой личности, беззаветно преданной делу просвещения инородцев, и дело увяло. Но труды его не пропали бесследно, их следствия мы можем увидеть и сегодня в жизни кряшенской общины.

    Личный архив Ильминского – сегодня это самая неисследованная часть наследия. Здесь есть еще невысказанные идеи, неизвестные факты его биографии и истории школ и приходов. Мы выявили круг авторов писем, расположение по делам фонда, частично раскрыли содержание переписки. Работа еще только началась. Мы надеемся, что найдется человек, уважающий память этого казанского ученого и желающий подробно и достоверно описать всю его жизнь и деятельность. Для трудов этих будущих наша работа, надеемся, будет полезна.

    Уже тогда, в конце XIX – начале XX веков отношение к личности Николая Ивановича Ильминского было не только уважительное, но и распространялось почитание к нему. Нам стало известно, что в среде кряшен и сегодня есть подобное настроение. Действительно, исследуя биографию, мы узнали в нем доброго христианина, нестяжателя, радетеля о жизни благой для целых народов, истинного проповедника Христа. Можно сравнить его с просветителями славян – святыми братьями Кириллом и Мефодием – он тоже создал алфавит на кириллице (кириллица сама расположила к христианству, против существовавшего алфавита арабской вязью); он ввел богослужение на родном для инородцев языке, для чего потребовалось перевести книги Священного Писания и богослужебные тексты. Еще сравнение – в Грузии, целиком православной стране сегодня, - не один равноапостольный святой. Количество ставших православными из инородцев вследствие деятельности Ильминского не меньше населения Грузии. Поэтому сегодня в среде крещеных инородцев высказывается пожелание прославить в лике святых Николая Ильминского в числе равноапостольных святых. Кряшены служат на своем языке, читают книги, у них, как правило, строго этнические общины. Складывается впечатление, что это самобытная Церковь, существующая в составе Русской Православной Церкви. Их мало, поэтому мы даже не дерзаем высказать мысль об их церковной самостоятельности, но на лицо все признаки. Яковлев И.Я. в своей автобиографии «Моя жизнь» вспоминает по этому поводу примерно следующие обстоятельства. У Ильминского в последние годы жизни родилась мысль об инородческом архиерее, викарии Казанском, который служил бы в крещенотатарской школе, а также совершал поездки по татарским селениям с новокрещеными татарами, служил в сельских храмах и т.п. По мнению Ильминского, назначение такого архиерея подняло бы престиж архиерейский в глазах инородцев, и дух новокрещеных татар. Проект этот так и остался у Ильминского только на словах. Мечты эти усилились, когда протоиерей Василий Тимофеев овдовел. Для занятия архиерейского поста у Тимофеева были действительно многие положительные качества. Между прочим, он прекрасно, с авторитетом, огнем, воодушевлением говорил проповеди. У Тимофеева была при этом сановитая наружность. Во время произнесения проповедей глаза его вдохновенно горели. Проповедь у гроба Н.И. Ильминского, которой Яковлев был очевидцем, произнесена была с такой силой искренней скорби, что произвела на всех потрясающее впечатление. У этой образованной естественным путем Церкви Христовой должен быть свой небесный покровитель, который заботился о них еще при своей жизни во второй половине XIX века.

     
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •