Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Дипломные работы выпускников КазДС, рекомендованные к печати / Колчерин А.С. Архив Н.И.Ильминского как источник по истории миссионерства. / Глава 1 /

  • I-IV
  • V-VIII
  • IX-XII
  • IX-XII

    IX. НА, Ф.968, ОП.1, Дело 90.

    «Письма Н.И. Ильминскому от Большакова Е. II том».

    Начато 7 сентября 1888 года, окончено 2 ноября 1891 года. В деле 64 листа.

    1. Письмо Ильминскому от Ефимия Большакова, село Арино, 7 сентября 1885 года, 1,5 листа. Неразрешимый вопрос встал перед ним, советуется с Николаем Ивановичем. Некрещеный татарин из деревни Менделай Ковалинской волости Казанского уезда Гизетулла Хамидуллин, в возрасте около 60-ти лет, холост, в работниках всю жизнь, изъявил намерение креститься. Для этого был сделан запрос в его волостное управление, от которого препятствий не последовало. Но он числится в крестьянах деревни совершенно некрещеной – они от него откажутся после крещения. Поэтому его надо приписать к другой деревне.

    2. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 7 сентября 1888 года, 2 листа. «Пишу, потому что чувствую потребность в Ваших советах и указах». Сообщает, что его назначили законоучителем еще и училища.

    3. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 17 октября 1889 года, 2 листа. Отзыв о присланном из Семинарии учителе Михаиле Петровиче Матвееве. Рассказ о лучших учениках аринского училища.

    4. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 18 декабря 1889 года, 1 лист. Просит книги на черемисском наречии: букварей 100 экз., Священной истории Ветхого и Нового Заветов – 50 экз.

    5. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 января 1889 года, 1 лист. Поздравляет с Новым Годом. Рад за своего крестника Васю (учится в Учительской семинарии), который приехал в отпуск в семинарском костюме, показывает хорошее поведение. «Васю я откопал в языческой семье и направил на дорогу».

    6. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 июля 1890 года, 2 листа. Просит принять двоих выпускников школы в Учительскую Семинарию. Способности у них лишь удовлетворительные, но хорошее прилежание.

    7. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 2 января 1890 года, 1 лист. «Не вполне надеясь на Вашу старческую память, я осмеливаюсь напомнить Вам …». Просит поговорить с Владыкой Павлом о прошении в Царевококшайскую Троицкую церковь.

    8. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 23 октября 1890 года, 1,5 листа. «Справедлив ли слух о Вашей скорой отставке от должности Директора Семинарии?». Сам он составил «Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде», за что получил бронзовую медаль. Именует себя «Ваш питомец».

    9. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 февраля 1890 года, 2 листа. Просит своего выпускника – Белоусьева – направить учителем в черемисское село Шимышчи. Напоминает о своем желании к перемещению.

    10. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 12 июня 1891 года, 1 лист. Просит принять в Семинарию мальчика.

    11. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 5 мая 1890 года, 2 листа. Просит взять в Семинарию мальчика Николая Белугина, выпускника аринской школы.

    12. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 23 мая 1890 года, 2 листа. Люди, содержащие православную веру, называются «руссковерами». В письме ругает учителя в одной из деревень – Федота Земятрина, закончившего Царевококшайское училище. «Удивительное дело! Эти городские училища ухитряются воспитывать именно только таких Федотов – шалопаев, с очень вольными суждениями о вере и священных предметах. Кого винить в этом больше – программу или ее исполнителей?».

    13. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 июля 1890 года, 3 листа. Мать и сестра Большакова – в Царевококшайском монастыре. Он и сам хочет перевестись туда. «Что Вы на это скажете, лучший дражайший мой советчик и незабвенный руководитель и воспитатель?». Об этом переводе просит поговорить с Владыкой.

    14. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 8 июля 1890 года, 2 листа. Просит, чтобы Белугин поступил в Семинарию. «Не знаю, хорошо ли я сделал, обнадежив сегодня Белугина, что он несомненно будет принят Вами в Семинарию?».

    «Блаженной памяти Филарет митр. Киевский говаривал: «вообще нам хорошо быть там, где Сам Господь Бог нас устроит, а не там, где бы мы сами предустрояли себе место служения».

    15. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 6 июня 1890 года, 2,5 листа. На письме подпись «Секретно». Благодарит Николая Ивановича за то, что до сих пор продолжает служение в Арино; «Жена моя от радости заплакала и оба мы вместе с ней молитвенно благословляли Ваше доброе имя». Когда еще будучи в Казани, он сообщил эту новость некоему В.Ф. Л-му, тот неожиданно показал крайне отрицательную реакцию, что озадачило отца Ефимия. «Стал упрекать, зачем я писал об этом Вам, а не ему, г. Л-му». «Ни один воспитанник никогда и ни на кого не решиться променять своего отца и благодетеля, поставившего себя с питомцами всех выпусков в такие отношения, которым все удивляются и многие завидуют». Владыка Сергий должен был заехать к ним на приход, но он внезапно изменил маршрут и в Арино не заехал. Собравшиеся для встречи черемисы «заявили, что в следующий раз они не позволят обмануть себя и не пойдут встречать Архиерея, если даже их будут силою принуждать к этому».

    16. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 18 февраля 1890 года, 1,5 листа. По поводу его перемещения в Царевококшайск.

    17. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 12 августа 1891 года. Адресовано в «святую обитель», где отдыхает Николай Иванович. Ильминский с 11 июня отправился в Петербург, а оттуда в Москву; в Казань прибудет не ранее 1 сентября. Большаков решает дела училища, во многом пользуясь связями Ильминского. Рассказывает о встрече с Виктором Федоровичем, обсуждали училищные проблемы.

    18. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 2 ноября 1891 года, 2 листа. Виктор Федорович Люстрицкий – личность, уже упоминавшаяся в переписке Большакова с Ильминским, в частности, в письме №15 (см. выше), где речь идет о возмущении Люстрицкого в адрес Николая Ивановича. Сообщает, что владыка Никанор просит у него 2-х мальчиков-черемис, не моложе 10 лет, хотя немного умеющих говорить по-русски и уже грамотных, из 2 или 3 отделения училища, с хорошими голосами и здорового телосложения. Они будут учиться в Кизическом монастыре на всем готовом. Настоящий опыт выражает желание Владыки «хотя сколько-нибудь послужить делу просвещения черемис». От Епархиального Комитета Большаков получает средства – 575 рублей – на покупку хлеба и «раздачу моим голодающим прихожанам». Хлеб будет раздаваться мукой, из которой черемисы делают «ляшку» - род лапши. Отец Ефимий ужасается приближающемуся голоду.

    19. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 4 сентября 1891 года, 3 листа. Никитин – выпускник его училища, ныне воспитанник Семинарии, плохо повел себя, и что-то серьезное сделал. Большаков его ругает, «не дайте этой дряни опозорить нашу Семинарию каким-нибудь скандалом».

    20. Письмо Ильминскому от священника Ефимия Архиповича Большакова, село Арино, 15 января 1891 года, 2 листа. Ильминский переслал ему 2 ящика книг. «Теперь моим черемисам опять широкий праздник, благодаря Вашему дозволению – раздавать и рассылать черемисские книги щедрою рукою». У него успехи по крещению язычников. «Наш храм начинает наполняться черемисами даже по воскресным дням, а о праздниках и говорить нечего: тогда яблоку упасть негде. Между тем какие-нибудь 5 лет тому назад кроме церковных сторожил по воскресным дням никто из черемис не ходил в церковь».

    21. Письмо Ильминскому от Ефимия Большакова, 29 января 1891 года, 2 листа. Проблемы в училище – с учителем Модиным. «Своими иезуитскими выходками и бесшабашным нахальством ежедневно отравляет мое впечатлительно сердце. Прочь! Скорее прочь эту гадину! … Не найдете ли Вы возможным настоятельно посоветовать, кому следует, чтобы эту дрянь убрали поскорее?».

    22. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 13 февраля 1891 года, 2 листа. Ругает того же учителя Модина. «Не изменить ли временное заведование училищем в постоянное … уподобить его, хотя в слабой степени, Казанской центральной крещено-татарской школе, на которую я всегда взираю мысленно, как на идеал инородческо-миссионерских училищ». В школе идут спевки, в воскресенье 17 февраля они намереваются пропеть всю литургию на черемисском языке.

    23. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 18 февраля 1891 года, 2 листа. Благодарит Николая Ивановича за нового помощника – учителя, выпускника Учительской Семинарии – Илью Васильева. Совершил всю службу 17-го февраля (кроме Евхаристического канона) на черемисском языке. «Поверите ли? Прихожане моля довели до слез, а я их! Мы едва сдерживали слезы – говорят прихожане – и не плакали вслух все только потому, что стыдились плакать. По сему первому опыту сужу, какое могущественное средство в руках священника – богослужение на инородческих языках». Снова просит у Николая Ивановича фотокарточку на память.

    24. Записка Ильминскому от Большакова, село Арино, 25 февраля 1891 года, 1 стр. Текущие дела обсуждают. Васильева поместил в семье черемис возле училища.

    25. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 6 марта 1891 года, 2 листа. В.Ф. Люстрицкий был в его школе. Не сделал то, чего ожидал от него Большаков – убрать Модина. Просвещает новых язычников. О Васильеве: «К делу, Бог даст, потихоньку привыкнет, лишь бы человек был хороший, что гораздо дороже».

    26. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 17 марта 1891года, 3 листа большого формата. Недовольство приездом инспектора Люстрицкого высказывает – вопросов не решил, денежных проблем даже не касался, «человек бессердечный, с какими-то деревянными чувствами». Модин настроен против Васильева. Благодаря службе на черемисском наречии все больше людей ходит в храм. Книги хорошо расходятся, это оказывает важное воздействие.

    27. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 24 марта 1891 года, 3 листа. Говорит о своей переписке с Виктором Федоровичем, тот ругает Николая Ивановича, даже осмеливается угрожать. «Его угроза Вам (судом) пуста и глупа». Приводит большую цитату этого В.Ф. по вопросу изменения статуса училища.

    28. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 12 апреля 1891 года, 2 листа. Просит книги на черемисском языке: букварей 200, Евангелий 200, литургий Иоанна Златоуста 100. Сам отец Ефимий заболел, устал от деятельности.

    29. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 7 мая 1891 года, 2 листа. Пасхальное поздравление. Сообщает о письме к нему Владыки Никанора, который успокаивает его в неурядицах. Жалуется на Модина и Люстрицкого.

    30. Записка Ильминскому от Епископа Никанора, 12 мая 1891 года, 1 стр. Дружественно желает Николаю Ивановичу доброго здравия. Посылает письмо от Большакова с P.S.

    31. Письмо Владыке Никанору от священника Ефимия Большакова, село Арино, 30 апреля 1891 года, 1 лист. Благодарит Владыку Никанора за поддержку в тяжелой ситуации в школе, а также за письмо, карточку и брошюру.

    32. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 24 июля, 2 листа. По поводу поступления в Семинарию мальчика Мурзаева.

    X. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №91

    «Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются буквой «Б». I том.

    Начато 2 марта 1870 года, окончено 14 сентября 1890 года. В деле 70 листов.

    1. Письмо Ильминскому от священника А. Благовещенского, село Юнчи-Ядрино Казанского уезда, 25 августа1879 года, 1,5 листа. Для их приходской школы прибыл учитель Ефим П. Карташев, назначенный Братством. Хорошо себя проявил. Просит Николая Ивановича походатайствовать о какой-либо материальной награде ему.

    2. Письмо Ильминскому от священника Григория Белывского, село Титовка, 15 февраля 1879 года, 1,5 листа. Рассказывает о приходе, воспоминания о Семинарии. Он окончил курс в 1876-м. Говорит, что не помнит Ильминского.

    3. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 22 июня 1890 года, 2 листа. Отзыв о «Церковнославянской азбуке». Дела учебы.

    4. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 28 февраля 1889 года, 1,5 листа.

    5. Письмо отцу Василию Тимофееву. «Письмо мое прилично начать и кончить жалобами на то что между Казанскими крещенами и крещенами оренбургскими лежит пропасть великая, а между Казанскими и Оренбургскими нехристями столбовая дорога». Письмо пишет кто-то из оренбургских крещеных татар, досадно, что достижения в Казанском крае не проявляются у них.

    6. Письмо Ильминскому от А. Беконова, 9 марта 1880 года, 1,5 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем и отцом Василием Тимофеевым. Пишет из Оренбурга. Рассказывает о текущих делах; «хрестоматия» для киргизов, новых учителях, школе. Имеются общие знакомые. Знаком и с Екатериной Степановной.

    7. Письмо Ильминскому от А. Беконова, 6 октября 1881 года, 1 лист. Упоминает о переписке Мозохина (обитает в тех же местах) с Николаем Ивановичем, который теперь отправился в Бухту, где будет преподавать, взял с собой книги.

    8. Письмо Ильминскому от протоиерея Николая Близновского, 2 января 1880 года, 1 лист. О делах Братства. Речь идет о необходимости нового учителя для одной из деревенских школ.

    9. Письмо Ильминскому от протоиерея Николая Близновского, 3 января 1880 года, 1 лист. О делах Братства. Об учителях, денежных средствах. Сам непосредственно связан с финансами Братства.

    10. Письмо Ильминскому от протоиерея Н. Близновского, июнь 1877 года, 1,5 листа. Об экономических делах Братства.

    11. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 6 апреля 1878 года, 1,5 листа. Не читаемо.

    12. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 1880 год, 1,5 листа.

    13. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 18 апреля 1880 года, 2 листа.

    14. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 10 октября 1880 года, 2 листа.

    15. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 24 марта 1880 года, 2 листа.

    16. Письмо Димитрию Гавриловичу от священника Василия Б., 2 марта 1870 года, 1,5 листа. Благодарит за присланные книги на чувашском языке – Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, букварь. Эти книги он раздал своим прихожанам (сам он является настоятелем). По его свидетельству, книги видимым образом содействуют просвещению народа.

    17. Письмо Ильминскому от учителя Ивана С. Бляблина, село Покров Нижегородской губернии, 10 марта 1891 года, 2 листа. Бывший питомец Николая Ивановича. Просит принять в Семинарию своего воспитанника. В школе дела идут хорошо. Передает поклоны Витевскому, владыке Никанору (его бывший законоучитель), Бобровникову, и другим.

    18. Письмо Ильминскому о протоиерея Н. Бетрова, 27 августа 1880 года, 1 стр. Сообщает о полученных от Миссионерского Общества средствах в сумме 2360 рублей, из которых 260 рублей предназначаются для Николая Ивановича.

    19. Письмо Ильминскому от Мензелинского иерея Петра Беретина, 11 октября 1874 года, 2 листа. Благодарит за учителя для татар Кузьму Михайлова, за присланные татарские книги. Прослужил молебен на татарском языке, им понравилось. Скоро откроют школу.

    20. Письмо Иоакиму Матвеевичу от Мензелинского иерея Петра Беретина, 12 февраля 1879 года, 2 листа. Спрашивает о здоровье, о взаимоотношениях с начальством.

    21. Письмо Ильминскому от Мензелинского иерея Петра Беретина, март 1879 года, 1,5 листа. Николай Иванович известил его о смерти Иоакима Матвеевича, Беретин по этому поводу сильно переживает. Просит Николая Ивановича, чтобы определил на учительское место Ивана Кондратьева.

    22. Письмо Ильминскому от Мензелинского иерея Петра Ст. Беретина, август 1879 года, 1,5 листа. Просит помочь своему сыну, который готовится к поступлению в Духовную Академию по окончании курса Семинарии. Об учителе в деревне Ашпалу – Иване Кондратьеве. Некто Теменев Ал. Ив. просит Николая Ивановича прислать экземпляр Евангелия на мордовском, которое он перевел.

    23. Письмо Ильминскому от Ив. Сем. Бимб., бывшего питомца, село Каменка, Макарьевского уезда, 2 листа. Поздравление с Рождеством и Новым Годом. На должности учителя он с 8 октября 1877 года, но до сего времени не вакансий. Служит в селе Каменка, содержание – 200 рублей, плюс отопление и квартира. Много занимается, читает. Благодарит за воспитание: «Вы сделали из меня, деревенского парня, человека все-таки мало-мальски цивилизованного… Во всю, кажется жизнь не позабудешь эту благодетельную Семинарию: она мне принесла громадную пользу. Пожил бы еще, еще и еще в таком заведении!». Упоминается село Лысково Нижегородской губернии.

    24. Письмо Ильминскому от Ст. Борисова, г. Бийск, 19 июня 1883 года, 2 листа. Бывший воспитанник. Пишет из родного края, куда вернулся. Описывает, как устроился на месте – хозяйство, женился на дочери миссионера – Елена, дочь священника Постникова. Связан с просвещением киргизов.

    25. Письмо Ильминскому от Ст. Борисова, г. Семипалатинск, 22 августа 1883 года, 2 листа. Служит в киргизской миссии, с отцом Филаретом. Рассказывает о жизни, отношениях с Владыкой Владимиром. Русские поселенцы являются основой местного населения, у каждого по 1-2 работника-киргиза, которые уже вполне обрусели. Обрусевших киргизов зачастую крестят. «Мы смеем надеяться, что Ваше Превосходительство как для Алтайской миссии были благодетельны, так и для нашей зарождающейся будете также добры и Ваше зоркое внимание будет на ней».

    26. Письмо «Любезным друзьям» от Ст. Борисова, Букант, 8 марта …, 1 лист. Интересуется здоровьем, учебой, не скучают ли по родине и родным, ведь и сам он учился, эти думы знакомы ему. «Пока вы под опекою достоуважаемого Николая Ивановича, почерпайте все, почерпайте необходимое для вас, нужное и полезное, от излишнего сохрани вас Господи… Пока вы около, повторяю, Николая Ивановича, не пропускайте случая слышать полезное и спросить о том интересующем Вас предмете…Не знаю, чего бы не смог я сделать если бы возможно было мне возвратиться к тому времени, когда я был в Семинарии. Учитесь в Семинарии, учитесь курсу наук и приемов и оттуда выйдете и будете учиться в школе жизни, в которой никогда вам не окончить полного курса, поэтому учитесь различать добро от зла; … Нет, конечно, сомнения, что вас ждет наше общее дело – миссионерство, подготовка к которому весьма важна в известном отношении… Выходите же из Семинарии с добрым приобретением, с зрелостью умственно-нравственно-религиозною… Понимайте, как вы много обязаны благодетельному Николаю Ивановичу, и потому старайтесь отплачивать добрым поведением».

    27. Письмо Ильминскому от бывшего питомца священника Стефана Борисова, поселок Большепарьинский, 16 ноября 1890 года, 2 листа. Он в Киргизской Миссии, миссионер. Занимается переводами, составляет словарь и грамматику киргизского языка. До этого лучшим руководством к изучению языка являлся труд «Скатерьяны» (?). Предполагает, что протоиерей Синьковский приняв монашество, будет преемником преосвященного Макария.

    28. Письмо Ильминскому от бывшего питомца К. Бубекова, 29 сентября 1879 года, 3 листа. Женился по прибытии в Мамадыш (о чем подробно рассказывает), поехал на родину. Сам из старокрещеных татар. Сейчас в Старой Икшурме – знакомится с училищным начальством, священниками. О народе высказывается «Хотя тут живут три разных народа – русские, крещеные и отпавшие, все они не прочь учить своих детей». Один отпавший с ним общается, хочет вернуться в христианство, зовут его Исай – Тарас Васильев, из родни о. Василия. Просит денег у Братства на ремонт школы и на принадлежности – карандаши, бумагу.

    29. Письмо Ильминскому от Конона Бубекова, бывшего воспитанника, г. Мензелинск, деревня Кодряково, 26 мая 1879 года, 2,5 листа. Он зачислен под №147 по жребию в ратники ополчения (воинская повинность). Просит через Николая Ивановича отпуска от этой повинности. Еще у него финансовые трудности, также рассчитывает на помощь Ильминского.

    30. Письмо Ильминскому от Конона Бубекова, г. Мензелинск, 8 октября 1880 года, 2 листа. Уведомляет о текущих делах. Просит Николая Ивановича что-то передать Михаилу Карповичу.

    31. Письмо Ильминскому и о. Василию Тимофееву от Конона Бубекова, 6 мая 1880 года, Мамадыш (?), 1,5 листа. Об экзамене в своем училище комиссией. Просит выслать ему удостоверение для проезда, вид.

    32. Ильминскому от Конона Дм. Бубекова, 27 марта 1880 года, 1,5 листа. Рассказывает о своей школе, в которой 56 учащихся. Упоминает об отпавших.

    33. Ильминскому от Ильи Бюргановского, 15 августа 1886 года, 1,5 листа. Не может укрепиться на одном месте. Сейчас в Симбирском училище служит, проповедует.

    34. Ильминскому от Александра Боркова, 20 ноября 1888 года, 2 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем, за что очень благодарен ему: «Я, действительно, очень счастлив, получив это дорогое для меня доказательство отеческой заботливости Вашей; постараюсь, по мере моих сил, последовать Вашим отеческим наставлениям, постараюсь, чтобы эти наставления были правилом всей моей жизни». Учитель в селе Апаково Спасского уезда, но ни люди, ни законоучитель не сочувствуют делу распространения грамотности и ничего не делают. Поэтому он просит другого места.

    35. Ильминскому от А. Барышева, 4 сентября 1890 года, 1,5 листа. Просит прощения у Николая Ивановича и Бобровникова, оправдываться не смеет. Сам бывших воспитанников. Пьянство – его порок. Теперь покончил с этим, нужны средства на содержание семьи. Ему настолько стыдно, что не может даже появиться в Семинарии.

    36. Ильминскому от бывшего воспитанника Харитона Матвеева Баушева, 13 января 1890 года, 1 лист. Определили его в Елабужский уезд, Александровскую волость, село Крындов, деревня Шадрасак-Кибье. Учеников 15-20. Татары постепенно воцерковляются. Просит вотских книг: «Всенощное бдение», «Рассказы из Священной Истории».

    37. Ильминскому от бывшего воспитанника Петра Будникова из деревни Старая Мунсуркина Бугурусланского уезда, 2 листа. С просьбой обращается – перейти в духовное звание, для чего следует написать преосвященному, что не имеется для этого препятствий. Угодил он вместо чувашской, в мордовскую школу, его не понимали. 45 учеников, школа открыта в 1883 году. Деревня состоит из мордвы православных и раскольников и татар-магометан, все участвуют в содержании школы. Учит народ церковным праздникам.

    38. Ильминскому от Леонтия Бурмистрова, 1 лист. В Спасском уезде места ему не оказалось, просит назначить попечителем в другой уезд.

    XI. НА, Ф.968, ОП.1, Дело 92.

    «Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются буквой «Б». II том.

    Начато 14 февраля 1970 года, окончено 23 января 1888 года; в деле 57 листов.

    1. Ильминскому от священника Константина Байтурковского, 1,5 листа. В село Каратай (около Тетюшей) прибыл учитель Сергей Павлов, бывший воспитанник Николая Ивановича, из старокрещеных. Но Исправник запретил давать учить ему русских детей, хотя все местные согласны.

    2. Ильминскому от Николая Белусева, 1,5 листа. Буинский училищный Совет. Учение по книге Николая Ивановича «Церковно-славянская азбука» идет успешно. «Принял их с великою радостью, как труд любимого и незабвенного отца».

    3. Ильминскому от С. Бабаджанова, 10 апреля 1870 года, 1 стр. Продавал в Торлеме «Самоучитель» с 1862 года, дела пошли успешно лишь в последнее время. «Из газет я часто вижу, что Вы все еще проживаете в Казани …». Знал Николая Ивановича раньше, был уверен, что он непременно переедет в столицу.

    4. Ильминскому от священника Гавр. Байровского, 22 сентября 1871 года, 2 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем. О постройке училища рассказывает. Об учителе спрашивает с назначением ему жалования от Братства Св. Гурия.

    5. Ильминскому от мензелинского иерея Петра Беретина, 20 августа 1875 года, 2 листа. Об училище, составе учащихся. Новокрещеные и действие мулл по их обращению. Очень важно для духовенства знание татарского языка, а деятелей мало. Затруднения в средствах.

    6. Ильминскому от протоиерея Бережнева, 19 августа 1876 года, 1 лист. Об экзаменах в новой крещено-татарской школе.

    7. Ильминскому от Д. Батлиева, 3 августа 1872 года, 1 стр. Деловая записка.

    8. Ильминскому от Иосифа В. Бентковского, г. Ставрополь (на Кавказе), 3 февраля 1878 года, 1,5 листа. Спрашивает совета по проведению просвещения местных инородцев – кочевников. «Обращаюсь к Вам, Милостивый Государь, как опытному деятелю … Вообще буду Вам благодарным, если удостоите меня своим советом, по столь важному предмету».

    9. О. Василию от Александра Безсонова, 26 июля 1878 года, 1,5 листа. Добрался до Оренбурга из Казани. Рассказывает от встретившемся ему по пути в Елабуге Иване Ивановиче – радетеле о крещено-татарской школе на месте. Умер владыка Антоний. «Я выразил Ивану Ивановичу сожаление о смерти человека, сделавшего так многое для крещеных инородцев».

    10. Ильминскому от А. Безсонова, Оренбург, 7 сентября 1878 года, 1,5 листа, без начального листа. Испрашивает совета у Николая Ивановича, куда ему лучше определиться. Сам он из татар.

    11. Ильминскому от Александра Безсонова, 2 февраля 1878 года, 3,5 листа. Рассказывает об устройстве школ, текущие проблемы.

    12. Ильминскому от иерея Баратнова (?), 20 января 1880 года, 2 листа. Благодарит за помощь сыну, когда тот был в Казани, теперь он в Уфе в Семинарии. «… передал мне Ваше желание знать – что за личность член училищного совета Г. Мазуревский это – если не социалист, то все же не атеист». «На инородческие школы Мазуревский не обращает внимания, наверное, по его убеждению, как на бесполезные».

    13. Ильминскому от А. Безсонова, 25 октября, 2 листа. Дело у него пошло, набирает преподавателей для школы. (Оренбург–Орск).

    14. Ильминскому от Безсонова, 13 ноября 1881 года, 1,5 листа. Обсуждает отчет Семенова по образованию инородцев в Кавказском учебном округе, который тот выполнил недобросовестно.

    15. Ильминскому от А. Безсонова, 29 августа 1881 года, г. Оренбург, 1 лист. О состоянии школ, съезд степных учителей в Оренбург. Упоминается деятельность по школам В.В. Алтынсарина, его значение велико.

    16. Ильминскому от Безсонова, 29 сентября 1882 года, 1 лист. О назначении у них нового Попечителя – Сольского.

    17. Ильминскому от Н. Вишневского, 22 января 1882 года, 1 лист. Просит помощи касательно Бирской школы: просит устроить инспектором, походатайствовав перед Попечителем.

    18. Ильминскому от А. Безсонова, 18 апреля 1882 года, 1 лист. О постройке киргизской учительской Семинарии.

    19. Ильминскому от А. Безсонова, 6 января 1882 года, 1 лист. У Николая Ивановича есть планы переместить его на работу с черемисами, об этом он переписывался с Алтынсариным.

    20. Ильминскому от А. Безсонова, 18 марта 1882 года, 1 стр. Николай Иванович запрашивал сведения о Бирской школе. Безсонов пишет, что пришлет их Алтынсарин сам.

    21. О. Василию от А. Безсонова, 29 октября 1882 года, 1,5 листа. Алтынсарин спрашивал в Казани художника для ремесленной школы – об этом просит сообщить. Понравилось ли Николаю Ивановичу «Вероучение» Алтынсарина.

    22. Ильминскому от А. Безсонова, 20 октября 1882 года, 2 листа. У него налаживается дело со школой в Орске, выделяют деньги.

    23. Ильминскому от А. Безсонова, 29 января 1882 года, 1,5 листа. О положении дело образования сообщает. Рассказывает об Алтынсарине.

    24. Ильминскому от А. Безсонова, 13 декабря 1883 года, 2 листа. Просит Николая Ивановича повлиять на определение нового учителя для киргизской школы – Спиридонова. Упоминается некто Султан-Галиев, юрист, он будет назначен на эту должность в противном случае (учитель чистописания).

    25. Ильминскому от А. Бенаскуштова, 5 апреля 1883 года, 1,5 листа. Он переводил для Николая Ивановича какие-то рукописи с татарского языка.

    26. Ильминскому от М. Астафьева, 4 августа 1883 года, 2 листа. Поднимает вопрос о поступлении в Семинарию к Николаю Ивановичу 30-ти войсковых стипендиатов, т.е. войскового сословия, с чем Ильминский не соглашается. Астафьев ищет новые доводы. Ильминский сомневается в их нравственности, чинят беспорядки (для Ильминского особое значение составляло нравственное воспитание своих подопечных).

    27. Ильминскому от А. Безсонова, 8 января 1885 года, 2,5 листа. Заступается за учителя Ивана Петровича Успенского из Благовещенской учительской Семинарии (?), потом Киргизской учительской школы – сей поругался с Директором. «Умоляю в Вашей помощи, многоуважаемый Николай Иванович, взять дело, - такой помощи, какую Вам Самим благоугодно было бы оказать ему, Успенскому».

    28. Ильминскому от А. Безсонова, 10 января 1885 года, 1 лист. Продолжает заботы об Успенском.

    29. Ильминскому от А. Безсонова, 19 января 1885 года, 1 лист. Испрашивает совета о замещении должности надзирателя училища (вместо Успенского) – нет пока на месте Алтынсарина, и совета спросить не у кого.

    30. О. Василию Тимофееву от А. Безсонова, 23 января 1888 года, г. Орск, 1 стр. О ногайских школах, которые на пути из Оренбурга в Орск.

    31. Ильминскому от воспитанника Ф. Бутусова, станция Беклямишево, Корсунская земская Управа, 15 октября, 1,5 листа. В этом селе русские все, его назначили запасным учителем, а куда его хотели до этого назначить – не получилось, там уже другой. Просит Николая Ивановича содействовать, чтобы его назначили учителем, нет средств к жизни.

    32. Ильминскому от А. Безсонова (без окончания), 2 листа. Очень пространно рассказывает о текущих делах, встречах. Впечатление о шакирдах.

    33. Ильминскому от А. Безсонова, 1 лист. По запросу Николая Ивановича рассказывает о положении дел в какой-то школе.

    XII. НА, Ф.968, ОП.1, Дело 93.

    «Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются на букву «Б». III том.

    1. Ильминскому от Ивана Бунина, 27 июня 1879 года, г. Белебей, 1 стр.

    2. Ильминскому от Ивана Бунина, 14 июня 1879 года, Белебей, 2 листа. Просит за сына, который плохо учится у Николая Ивановича в Казани.

    3. Ильминскому от Н. Булича, 18 мая 1888 года, 1 лист. Приглашение на экзамен в земской школе.

    4. Ильминскому от Н. Булича, 17 апреля, 1 лист. Благодарность за выполненную Николаем Ивановичем корректуру текста, а также за прежде сделанную корректуру текста вотяцкой народной поэзии.

    5. Ильминскому от Н. Булича, 4 июня, 1 стр. Благодарность Николаю Ивановичу за преподнесенную книгу.

    6. Ильминскому от Н. Булича, 12 сентября, 1 лист. О преподавателе чувашского языка. Просит прислать кого-нибудь, для проведения занятия.

    7. Ильминскому от Н. Булича, 10 января, 1 лист. Просит за Алексеева, работающего наборщиком. Его могут забрать в солдаты, а Николай Иванович знаком лично с Е.А. Розовым. Этот Алексеев – очень нужный человек в типографии, лучший наборщик.

    8. Ильминскому от Н. Булича, 16 мая, 1 лист. В поездке к родным и знакомым инородцам он им раздавал брошюры миссионерские на мордовском и чувашском языках. Благодарит за предоставленные книги. Просит переводы Остроумова на черемисский язык передать Д.А. Корсакову для напечатания.

    9. Ильминскому от И. Бердникова, 13 марта 1883 года, 1 лист. Рассказывает о неких печатных делах: богослужебные книги на инородческие языки.

    10. Ильминскому от И. Бердникова, 8 декабря 1885 года, 1,5 листа. Это письмо отправлено в Петербург. Посылает для Николая Ивановича свою лекцию, прочитанную в университете (вероятно, прилагалась к письму).

    11. Ильминскому от И. Бердникова, 13 марта 1886 года, 1,5 листа. Спрашивает о своей брошюрочке мнение Николая Ивановича. Передает Николаю Ивановичу сообщение от Остроумова, который не знает, что Ильминский не в Казани.

    12. Ильминскому от И. Бердникова, 24 октября 1887 года, 1 лист. Владыка Ректор разрешил ему опубликовать статью в «Собеседнике» (статья Николая Ивановича-?).

    13. Ильминскому от А. Беляева, 9 апреля 1891 года, 1 лист. Инспектор народных училищ Мамадышского уезда.

    14. Ильминскому от А. Беляева, 25 августа 1885 года, 1,5 листа. Просит разъяснений по постановлению Губернского Собрания, о предоставлении мест учительниц преимущественно выпускницам женской школы – для земских школ это применяется.

    15. Ильминскому от А. Беляева, 30 сентября 1884 года, 1,5 листа. Просит срочно переслать от Братства выделенные деньги учителю Атыковской школы Цивильского уезда Порфирию Козьмину, т.к. тот начал учебный год вообще без средств.

    16. Ильминскому от Г. Балинта, г. Будапешт, 3/15 февраля 1874 года, 1,5 листа. Сообщает, что пишет из Венгрии, только что вернулся из Монголии, благодарит за теплый прием, оказанный ему Николаем Ивановичем. Он изучал с помощью Ильминского татарский язык. Просит вотяцких книг.

    17. Ильминскому от Г. Балинта, г. Санкт-Петербург, 9/21 декабря 1872 года, 1,5 листа.

    18. Ильминскому от Г. Балинта, г. Будапешт, 26 ноября 1874 года, 2 листа. Получил письмо от Николая Ивановича, по получении что-то передал кому-то. Получил письма и от Бачмет Агай (?), которые переводит на мадьярский язык для напечатания в газете. Некоторые вопросы по технике перевода: сравнение татарских и мадьярских выражений.

    На этом мы заканчиваем подробное рассмотрение каждого письма в этом деле. Оставшийся объем писем мы просмотрели, описали и дали общее описание в нашей работе (выявили персоналии корреспондентов, по возможности их адреса и сроки написания писем). Представляем еще выборочно письма, содержащие информацию, которая могла бы заинтересовать исследователей личности Николая Ивановича. Вероятно, в деле есть гораздо более значимые письма, требующие рассмотрения, но полный обзор их требует чрезвычайно долговременного пространного исследования.

    Воскресенский Алексей, г. Москва, г. Казань. Близкий друг семьи, часто обращается к Екатерине Степановне и Авдотье Степановне, которой посылает даже отдельные письма и поздравительные открытки с днем Ангела. Имеет отношение к Академии и Крещено-татарской школе. Дело 94.

    Витевские Вл., Елена и Нина, г. Казань. Владимир Витевский – преподаватель русского языка. Нина Витевская – крестница Николая Ивановича. Дело 95

    Витевский, врач, г. Чебоксары. «Чебоксарский выездной врач». Дело 95

    Васильев А., г. Ставрополь, г. Моздок. О Казанской Академии. Дело 96

    Березков, г. Москва. «Зная Вас, как истинного ревнителя православия…». Просит принять его труд памяти митрополита Иннокентия Московского и прислать отзыв. Дело 93

    Барсов М., инспектор Симбирской Семинарии. В 1889 году издал «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия», который и прислал Николаю Ивановичу. Дело 93

    Письмо Ильминскому из редакции журнала «Церковно-приходская школа».

    Варлаам, епископ Черниговский. Он узнал, что осиротели Бобровниковы. «Да вознаградит Вас Господь сторицею, что Вы привели их себе на воспитание». Дело 97

    Грот, Императорская Академия Наук, председательствующий во втором отделении. Дело 99

    Газиев Гайфулла, учитель. «Молю Бога, чтобы он сохранил Вашу жизнь и здравие на пользу многим, которым нужно Ваше пособие». Дело 100

    Громова Прасковья, г. Нижний Новгород. Вдова сельского учителя, просит сына поместить в Учительскую Семинарию на казенный счет. Дело 101

    Долгорукова Н., княгиня. Письмо протоиерею Алексею Осиповичу. Рассказывает о жизни своих крестьян – чувашей и их отношении к храму. Дело 102

    Жуковский Д., г. Троицк, 1862г. Ильминский высылал ему книги. Дело 106

    Журавлев И., воспитанник, с. Орда, 10апр.1872г., 13дек.1880г., 14янв.1881г. Представил свое сочинение «К вопросу об обучении грамоте» (1 лист). Дело 107

    Предложение Н.И. Ильминскому стать Действительным членом Казанского Губернского Статистического Комитета, 27 августа 1863 года. Дело 107.

    Иннокентий Занальский, преподаватель словесности в Якутской Духовной Семинарии, г. Якутск, 4мая1885г., 23марта1883г., 16фев1885г. Приводит копию обращения к Обер-Прокурору о занятии должности какой-то, по совету Н.И. Ильминского. Дело 109.

    Загурский Л., сотрудник Казанского отдела географического общества, г. Тифлис, 29ил.1888г. «Знаменитый кавказский деятель Петр Карлович Зеларь постоянно указывал на благотворные результаты Вашей просветительской деятельности». Дело 110.

    Иоиль, иеромонах, Покровский миссионерский монастырь, г. Москва, 13окт.1879г., 6марта1882г., 12авг.1884г., 6авг.1884г., 11сент.1884г.,11апр.1885г., 12ил.1891г. Посылает Николаю Ивановичу книги, рукописи, приветы общим знакомым. Дело 113.

    Иванов Кузьма, Кигирюрт, 82-й пехотный дагестанский полк, 10сент.1885г. Просит Евангелие на чувашском языке. Дело 114.

    Ильгачев Иштук, чувашские школы, 3окт.1879г. Речь идет о чувашских школах, упоминается Иван Яковлевич. Дело 114.

    Козаринов Всеволод, Училищный Совет, инспектор народных училищ Чистопольского уезда, г. Чистополь, 6окт.1876г., 24сент.1877г., 2окт.1878г., 18сент.1879г.; село Богородское, 6нояб.1879г. Об учителях и жаловании. Дело 116.

    Катаринский Василий, г. Оренбург, 9нояб.1874г., 11апр.1876г., 16нояб.1877г., а также 1878, 1879, 1881, 1882, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1888, 1889, 1890, 1891 гг., г. Имангулов, ил.1880г., г. Стерлитамак, 21апр.1883г. Письмо совместно с М. Поповым из Стерлитамака. Пишет о книгах, школах, учителях. Дело 117.

    Катанов, специалист по восточным языкам, г. Санкт-Петербург, 20авг.1884г. Объясняет свой уезд из Казани отсутствием факультета языков. Дело 119.

    Козницина Анна Иовлевна, почетная гражданка г. Пензы, купчиха 2-й гильдии, 22мая1870г. Поручает Николаю Ивановичу через мирового судью забрать у В.Р. Загоскина 91 рубль и выслать ей. Прежде сего письма она обратилась к Ильминскому (дворянин, должность высокая) с поручением попросить у Загоскина эти деньги. Она родственница некая Николаю Ивановичу. Дело 119,122

    Кошменский Стефан, протоиерей Вятского кафедрального собора, 15окт.1872г. Просит книги. Дело 119.

    Касимовский В., 20ил.1877г. Благодарит за теплый прием и ознакомление с Семинарией. Дело 119.

    Крылов П., деятель Земского Собрания, 2фев.1879г., 25сент.1868г. Просит высказать мнение о циркуляре Губернатора «успокоительном» для мусульман (надпись карандашом «прочитавши возвратите»). Николая Ивановича называет «Добрейший землячек». Дело 119.

    Кодалашев А.И., воспитанник, сельский учитель, село Цибикнуры Царевококшайского уезда, 7янв.1888г., 20сент.1889г., 3авг.1890г.; Качела-Сола, 9янв.1891г. Обращается: «Ваше превосходительство, Милостивый Государь, Николай Иванович, во веки живите». Дело 120

    Курылев Григорий, питомец, учитель, г. Казань, 19окт.1881г., 8мая1889г., 24сент.1890г., 12сент.1890г., 2апр.1889г. «Милый наставник, Николай Иванович!». Дело 120.

    Кедров Иоанн, дьякон, 26окт.1870г. Исправляет неточности в переводах, опечатки при издании – по своему учебнику, который издало Братство. Дело 122

    Кралев А., инспектор Корсуньского уезда, г. Симбирск, 28ин.1883г. Не может устроить Сучкова – выпускника Ильминского, нет вакансий. Дело 122.

    Кириллов Стефан, воспитанник, 12нояб.1880г., 3дек.1880г., 10дек.1881г., 21мая1881г., 6дек.1882г., 11нояб.1882г.; деревня Ташкирмень, 16нояб.1885г., 15янв.1886г., 14мая1886г.; священник, село Елышево, 8ил.1887г., 23дек.1887г. «Первым долгом я приношу Вам глубочайшую мою благодарность за все доброе; низко кланяюсь Вам и Вашему семейству». Дело 123

    Кочергин Г., воспитанник, Нырьи Киргизского края, 1ил.1883г. Просит места где-нибудь в Казанской губернии. Дело 123.

    Крутецкий И., 2окт.1891г. Не получилось послать Сорокина на вакантное место, Училищный Совет послал другого. Без вмешательства Ильминского не удается проводить своих на нужные места. 20сент.1891г. Дело 124.

    Кондручина Авдотья Емельяновна, мать ученика, г. Рыбная Слобода, 21сент.1885г. Сын ее, Сергей, умер в Казанской земской больнице. Спрашивает, может быть, у него остались какие-то вещи в Семинарии. Дело 124.

    Каменский Константин, священник, село Чурашково, 3ил.1880г. О чувашских книгах. Дело 125.

    Катаринский В., Оренбург, 12сент.1887г., 8марта1887г., 17марта1888г., 26фев.1878, 31авг.1878г., 3дек.1878г., 20ин.1879г., 16апр.1880г., 30апр.1880г., 5апр.1882г., 6фев.1885г., 30апр.1881г., 3мая1883г., 9авг.1884г., 18марта1886г., 30нояб.1887г., 27дек.1887г., 27дек.1886г., 14янв.1888г. и др.; 7ил.1879г., деревня Имангулово; г. Уфа, апр.1877г.; г. Стерлитамак, 8авг.1879г. Об опечатках в книгах. Дело 125.

    К., губернатор Оренбургский, 8ин.1869г. От Министра народного просвещения узнал об идеях Н.И. Ильминского по инородческому образованию. Приглашает к себе в губернию пожить на год или более и рассмотреть жизнь инородцев. Дело 125.

    Кушелев Павел Семенович, г. Москва, Строгановское училище, 10сент.1891г. Просит место учителя в Семинарии. Дело 125.

    Кун А., г. Санкт-Петербург, 28апр.1869г., 16дек.1875г., 30дек.1878г., 25марта1879г., 15фев1876г., 5мая1876г., 26сент.1877г., 29окт.1878г.; г. Ташкент, 20дек.1876г., 1ил.1875г.; г. Самарканд, 6фев.1870г.; Коханское Ханство, 24ил.1875г. Связан с просвещением в Туркестане. Дело 125.

    Кипиаров А., протоиерей, Микье, деятель Православного миссионерского Общества, 10дек.1870г., 3ил.1871г., 20янв.1872г., 31окт.1872г., 28марта1873г., 8ин.1874г., 16авг.1876г., 20окт.1875г., 25апр.1875г. Связан с Православным Миссионерским Обществом. Дело 125.

    Лептовский Владимир, г. Пенза, 5авг.1880г., 29нояб.1880г., 21окт.1889г., 3авг.1881г., 19авг.1882г., 3ин.1887г., 24ил.1890г., 8апр.1891г. О мордовском Евангелии. Дело 127

    Лавровский П., г. Санкт-Петербург, 17янв.1875г., 19марта1875г.; г. Оренбург, 2окт.1878г., 22фев.1879г., 7ил.1875г. Просит посоветовать, кого бы назначить инспекторами инородческих школ для Пермской, Уфимской и Оренбургской губерний. Дело 127

    Львов Михаил, протоиерей, учились вместе с Ильминским в Пензенской Семинарии, г. Мокшан Пензенской губернии, 18окт.1870г., 2ин.1870г., 7окт.1872г. Просит принять сына, поступившего в Казанский Университет. Дело 127.

    Лажский Михаил Аверкиев, дьякон, Бемьишенский завод, г. Елабуга, 27дек.1883г. Переводит на вотский язык. Дело 127.

    Лазарев Лазарь Мануилов, профессор в Лазаревском институте в Москве, 3апр.1869г. Их институт (направление восточных языков) вошел в ведение Министерства народного просвещения и стал классической гимназией. Просит присмотреть ему вакантную должность по восточным языкам в Казанском Университете. Дело 128.

    Леонтьев Василий, воспитанник, 27янв.1877г., 17фев.1880г., село Кырынды (Елабуга); учитель, священник церкви село Надеждино Бирского уезда, 21нояб.1881г., 2нояб.1881г.; учитель в селе Налгим Мензелинского уезда, 20авг.1881г., 28ил.1881г.; служит в селе Бакалы, г. Белебей Уфимской губернии, 10янв.1882г., 10авг.1883г., 25марта1885г., 8марта1887г., 3ин.1890г., 28марта1891г., 10дек.1883г. Учителем был в крещено-татарской деревне, а священником стал в русской, т.к. там нет кандидатов из русских. Дело 128.

    Лаптев Тимофей Михаилов, воспитанник, бывший учитель в селе Елкино Ядринского уезда Казанской губернии, 7янв.1889г. Оставил место свое, потому что хотел поступить учиться. Но поступить не смог. Дело 128

    Масловский Петр, иерей, г. Елабуга, 8нояб.1881г.; г. Мензелинск, 12окт.1882г., 9янв.1882г., 20дек.1878г., 21дек.1882г., 22авг.1883г., 23окт.1884г.; г. Казань, 13дек.1885г., священник Казанской Окружной лечебницы, 15янв.1886г.; духовник Подольской Семинарии, 31авг.1888г., 6ил.1888г. Посылает свои рукописи. «Супругу о. Василия, рабу Божию Матрону, и я начал поминать за упокой». Дело 129.

    Мезтников Я., редакция «Волжского Вестника» в Симбирске, 10нояб.1878г. Просит содействия в деле издательства. Дело 129.

    Никольский Михаил Васильев, г. Москва, 3мая1888г.,22фев.1888г., 30ил.1885г., 12апр.1886г., 2ин.1885г., 10янв.1887г., 11марта1888г, 17апр.1889г. и др. Ругает Ильминского за ошибку: «Не ожидал я от Вас, ученого человека ориенталиста, такого промаха, какой Вы недавно сделали» - написал Победоносцеву об опечатках при издании. За это Никольский «едва не поплатился местом». Дело 131

    Нарников (?) Н., г. Казань, 19ил.1866г. Просит корректировать издания для народа против холеры. Дело 131.

    Остроумов Николай, Попечитель учебного Округа, бывший директор учительской Семинарии в Ташкенте, директор Ташкентской мужской гимназии (1890г.), 6дек.1876г., 11ил.1875г., 27дек.1875г., 8дек.1877г., г. Ташкент, а также г. Иргиз, г. Самарканд, г. Санкт-Петербург, г. Оренбург, Кара-Бутан, 1878, 1879, 1890,1882, 1881, 1883, 1884, 1885, 1886, 1889, 1890,1891гг. Его письма специально перевязаны, возможно, для издания какой-то части. Дело 132

    Панфилов Яков Малый, воспитанник, учитель в Чистопольском училище, 16марта1878г., 15янв.1878г., 6нояб.1878г.; Воткинский завод Уфимской губернии, 26дек.1887г., 24марта1885г. «Екатерина Степановна – лечиться будет в Уфимских кумысных заведениях». Дело 134.

    Прокопиев Петр, священник, и Николай Курбатов – староста, г. Цивильск, 21сент.1890г. Просят псаломщика-регента. Дело 137.

    Павлинов К., г. Пекин, 30нояб.1883г. О пекинской миссии, куда поехал британец Уайль с рекомендацией от Ильминского. Дело 138.

    Пашино П., редакция учено-литературного журнала «Азиатский Вестник», г. Санкт-Петербург, 13нояб.1871г. Уведомляет, что Николай Иванович в числе сотрудников нового журнала. Дело 138.

    Петров Н., воспитанник, деревня Юмашево Белебеевского уезда Уфимской губернии, 13окт.1879г., 28марта1880г., 4сент.1881г., 1882г., 1883г, священник, 3марта 1884г., село Килеева, 1885г., 1876г., 1880г,1881г. «Многомудрый Строитель сильных крепостей, вмещающих в себе неоцененные богатства, служащие к правильному народному образованию, Николай Иванович!». Обладает высоким слогом. Дело 139

    Приказ Казанской Духовной Консистории от 15 марта 1882 года о том, что ставленник в священника Пакаров обязуется изучать способ вразумления против магометанства. Жалованья за 2 месяца ему – 26 рублей 13 коп. Дело 175.

    Керетенко Петр, село Быково, 22фев.1889г. У него умер сын Василий, просит деньги за его вещи прислать. Дело 175.

    Попов Евгений, протоиерей, 22окт.1873г., 1окт.1886г., почетный член Санкт-Петербургской Духовной Академии; г. Пермь, 1ин.1886г., 22авг.1879г., 31янв.1875г., 19нояб.1886г., 16фев.1887г., 4ил.1873г., 8фев.1874г., 5мая1873г. Автор многих книг. Дело 140.

    Петров Тит, крестьянин. Похлопотать о часовне. Дело 140.

    Раменский А., Оренбург, 1нояб.1889г., 6окт.1889г., 30авг.1889г., 3нояб.1890г. Народное образование киргиз. Дело141.

    Раменский В., учитель Казанской Учительской Семинарии. Сообщает, что не может явиться на службу по причине болезни. Дело141.

    Разумов Николай, секретарь Казанской Духовной Консистории, 8ил.1872г.; г. Санкт-Петербург, 10нояб.1858г., 26марта1868г., 5дек.1879г., 20мая1863г., 25окт.1872г., 15марта1879г., 1нояб.1874г., 25фев.1876г., 5апр.1882г., 23авг.1882г., 26мая1876г., 30янв.1878г., 11ин.1882г. Братская школа в селе Отары. Дело 142.

    Романовский, иерей, секретарь Свияжского отделения Епархиального училищного Совета. Благодарит за пожертвованные инородческие книги. Дело 142.

    Письмо от 18 апреля 1867 года, авторство установить не удалось – почерк прочитать невозможно. Благодарность за обустройство дела по богослужению на татарском языке, чем укрепляется вера, в т.ч. и у солдат Порохового завода и их детей: «посеянное Вами в сердцах их доброе семя, при помощи Божией, принесет со временем благодатный плод и они с благоговением будут произносить Ваше имя – первого истинного ревнителя и просветителя Слова Божия». Дело 142.

    Саблуков Гордий, г. Казань, 29авг.1851г., 11ин.1852г., 23марта1859г., 7марта1859г., 3апр.1863г., 12марта1869г., 7ил.1872г., 15марта1872г., 30нояб.1879г. «…торопился как Бобровников при провожании Вас, около бутылки, когда он старался неопровержимо доказать свое усердие к вину и дружбе». Приводит перевод богослужебного отпуста, сопоставляет с греческим оригиналом. Дело 144.

    Смирнов И.П., регент, г. Москва, 3нояб.1891г. О церковном пении воспитанников Учительской Семинарии. Смоленский Степан Васильевич, который теперь регент Синодального хора, рассказал о хорошем хоре здесь. Дело 147

    Страхов Павел, питомец. Сознается в сделанном проступке. Дело 147

    Редакция духовного журнала «Православное обозрение». 7 декабря 1865 года. Дело 148.

    Епископ Самарский. 4 июня 1875 года. Дело 149.

    Смольян Иван Антонович, главный инспектор училищ Западной Сибири, г. Омск, 30окт.1869г. В Омске он открыл педагогические курсы для народных школ, где и киргизский язык учат. Спрашивает, стоит ли при школах держать мулл, для обучения мусульманству – за счет правительственных денег. Дело 149

    Семенов Иван, 9янв.1891г. Издание «Церковно-славянской азбуки» в Синодальной типографии. Дело 149.

    Седов Иуда Прокопьев (на татарском языке) вместе с протоиереем Василием Шутовым из Елабуги. 27 и 30 дек.1875г. Купец Стахеев Дмитрий Иванович будет строить здание для инородческих школ. Дело 150.

    Тимофеев Василий, священник, сподвижник Ильминского, село Никифорово, 1865г., 1866г., 1870г., 18871г.,, 1874г., 1875г., 1876г., 1877г., 1878г., 1879г., 1880г., 1889г.,1890, 1891г. На русском языке – об учителях, о школах, местами пространные вставки на татарском языке. Есть письма полностью на татарском. Обращается «Отец мой родной!». Дело 154.

    Т. Филипп, г. Киев, 10марта1883г. Смотрел для Николая Ивановича дневники архиепископа Серапиона (1803-1804гг.) на вопрос о переводах на инородческие языки. Дело 154.

    Ульянов Илья Николаевич, 22фев.1873г. Два письма от отца В.И. Ульянова-Ленина. Отправляет 3-х воспитанников Симбирской чувашской школы – Гавриила Ильмовского, Архипа Богданова и Павла Айбесинского – в Казанскую Учительскую Семинарию, т.к. есть опасность, что их заберут в рекруты. Второе письмо – об учителе Гайфулле – в Петряксинское училище Курмынского уезда. Он должен приехать в Симбирск и выдержать экзамен. Рассказывает о школе в Кошках Буинского уезда, открыта 11 октября, обучается 20 мальчиков под руководством Игнатия Иванова. В Симбирске чувашская школа под руководством Калашникова, который не получает даже жалования – «Спросите, Николай Иванович, у Петра Дмитриевича и уведомите меня». Просит, чтобы Иван Яковлев съездил в деревню Кошки и посмотрел, как учатся его единоплеменники. Дело 157.

    Ульянова Мария, 28сент.1889г. Оригинал письма отсутствует, в деле находятся 2 копии его в печатном варианте. Оригинал, вероятно, находится в фондах, посвященных Ленину, в виду важного факта его биографии, описанного в письме его матери. Первые данные о составе дела – 17 августа 1853 года. Была как-то Мария Ульянова у Николая Ивановича и благодарит за теплый прием. Недавно она снова была в Казани, но торопилась и к Ильминским зайти не смогла. Просит сообщить, «Как относиться попечитель к сыну и к нашей семьей?». «Это будет доброе дело, за которое я останусь Вам до могилы благодарна». «Сын мой, за которого я прошу, старший из четверых детей оставшихся теперь при мне и должен быть меньшим помощником и опорой, тем более, что здоровье мое совершенно разстроено. Он сильно желает учиться и окончить образование и если б удалось ему поступить в Университет, - это ободрило бы всю семью». «Год тому назад я и он подавали прошение Г-ну Министру о разрешении ему поступить вновь в университет или держать экзамен экстерно, на что ответили нам что это преждевременно. Может быть теперь, с Вашей помощью, многоуважаемый и добрейший Николай Иванович, это горячее желание наше будет достигнуто. По сердечной доброте Вашей и в память покойного Ильи Николаевича который так искренне уважал Вас, Вы не откажете исполнить мою просьбу и помочь нам». Дело 157

    Умов Алексей, ученик, чувашское образование, просит книг на чувашском языке. 26сент.1884г., 20окт.1884г., 3янв.1885г., 18мая1886г., 25окт.1888г.; ст. Мелеуз Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, 1окт.1888г., 15авг.1889г., 15ин.1889г. Дело 158

    Ципровская Надежда. Мужа посадили в тюрьму, просит устроить сына – Петра Ципровского. Дело 161.

    Яковлев Гавриил, учитель Уньжинской школы, священник, 3марта1871г., 4нояб.1871г., и др., 1872г., 1873г. (дьякон), 1874г., 1875г., 1876г., 1877г., 1878г., 1879г., 1880г., 1881г., 1882г., 1883г., 1884г., 1885г., 1886г., 17окт.1891г., 1869г. «Извините Вы меня, возлюбленный папаша…». Совместно с Марией Яковлевой писал. Дело 168.

    Удгоршинская А., выпускница Вятской школы, сирота, 1876г. «И вот вы по благодеянию Своему мне круглой сироте оказались как отец». Благодарит за помощь в жизненном устройстве. Дело 168.

    Остряков Николай Аристархович, 7ил.1884г. Письмо Г. Яковлеву. О букваре, увезенном Николаем Ивановичем в Уфу. Дело 168.

    Письмо на немецком языке из села Билярска. Дело 173.

    В деле №174 письма арабской вязью. На некоторых имеются именные печати – значимые люди (описи в печатях также на арабском).

    Асанов Темирбилат, Аксакал Текеевский. Послал рапорт народному Голове Рамазану Абулову. Дело 174.

    Открытка из Италии (на французском языке) для Nikolai Ilminskii, в Университет, 8 октября 1867 года. Дело 177.

    Балинг Гавриель, Будапешт, Венгрия, 24сент.1874г. Несколько писем на русском и татарском (?) языках. Дело 177.

    Письма Н.И. Ильминскому, директору Учительской Семинарии от A. Legree. Дело 177.

    Порфирьев Гавриил, 12авг.1871г. Речь идет о Семене Константиновиче Хохрякове. Дело 83.

    В данной главе нашей работы мы представили обзор фонда №968 «Казанский профессор-ориенталист Н.И. Ильминский», просмотрели и осветили подробно ряд писем, что дает общее понятие о проделанной нами источниковедческой работе.

     
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •