Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Дипломные работы выпускников КазДС, рекомендованные к печати / Колчерин А.С. Архив Н.И.Ильминского как источник по истории миссионерства. / Глава 1 /

  • I-IV
  • V-VIII
  • IX-XII
  • V-VIII

    V. НА, Ф. 968, ОП. 1, Дело №86.

    «Письма Н.И. Ильминскому от М. Апакова».

    Начато 23 июля 1873 года, окончено 28 октября 1890 года. В деле 28 листов.

    1. Письмо Ильминскому от Апакова, 23 июля 1873 года, 4 листа. Бывший ученик, дьякон. Рассказывает о жизни школы, относящейся к Братству свт. Гурия. Строится школа, а также и жилье для учителя. Николай Иванович хорошо знаком с ходом дел в их деревне.

    2. Письмо от 17 октября 1876 года, 1,5 листа. На татарском языке.

    3. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 15 ноября 1878 года, 1,5 листа. Жалуется на бедность и плохое состояние здоровья: приходиться жить в школе, где душно, пыльно и шумно. Супруга «тяжела», хочет жить собственным домом. Приход у них из крещеных и некрещеных татар и вотяков. Находится недалеко от города Нырта.

    4. Письмо Ильминскому от Апакова из села Оштормо-Юмью Мамадышского уезда, 12 ноября 1877 года, 2 листа. Его родина – деревня Тавень Чистопольского уезда. В деревню Оштормо-Юмью его отправили сверхштатным дьяконом, чтобы он мог заниматься и обучением. В недоумение его приводит маленькое жалованье на должности учителя этой деревни – 116, а не 240 рублей в год. Михаил Карпович, когда был в Казани в конце сентября, оставил в Миссионерском Приюте крещенских богов – киреметей из деревни Тавели. Люди относятся к просвещению с недоверием: «Оно так то так, а вот мой сын третий год учится, почти ничего не понимает», - здесь еще учили по старому методу. Теперь людей приходится убеждать в преимуществах новой системы, чтобы они отдавали своих детей на обучение. В школе учатся и некрещеные вотяки-язычники. Жена Апакова занимается со взрослыми.

    5. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 1 января 1878 года, 1 лист. Рассказ о жизни школы, количество учеников. Испрашивает совета, как обращаться с хотящим креститься татарином.

    6. Письмо Ильминскому от дьякона Михаила Васильевича Апакова из села Оштормо-Юмью Мамадышского уезда, 4 июня 1879 года, 1 лист. О возврате долга – 7 рублей серебром.

    7. Письмо Николаю Ивановичу Ильминскому, 27 ноября 1880 года, 1,5 листа. Корреспондент вместе со Степаном Кирилловичем прибыли в город Чистополь к господину Казаринскому, которому передали письмо от Николая Ивановича. У Казаринского получили необходимые учебные вещи для Романовского училища. Эта школа начала работать. У местного населения сильное желание учиться. Школа относится к Братству свт. Гурия.

    8. Письмо Ильминскому от учителя Багранского училища Трофима Васильевича Апакова (на татарском языке), 6 января 1882 года, 1,5 листа. Рассказ о жизни школы, просит выслать литературу.

    9. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова Михаила из Романовки, 18 февраля 1882 года, 2 листа. Произошло у них освящение нового храма – построила землевладелица госпожа Стилярнова. В этот храм его приняли штатным псаломщиком. Священник здесь – Николай Семенович Воскресенский. Трудится с Антоном Григорьевичем. Когда в церковь приходят крещеные татары, «поем кое-что по-татарски, что для них приятно, но для русских не совсем». Повествует о жизни школы, которую посещал Всеволод Абрамыч. У самого 2 детей, средств не хватает, храмостроительница поддерживает материально. Просит перевести его, по возможности, на службу по другую сторону Камы, поближе к родителям. Сожалеет, что не смог работать в Юмью.

    10. Письмо Ильминскому от дьякона Михаила Апакова, 10 сентября 1883 года, 1 лист. Спрашивает о результате своего прошения по поводу перевода его на новое место.

    11. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 18 октября 1883 года, 1 лист. Собирается в г. Уфу к храмостроительнице. Жену уже перевез к родителям в деревню Тавень. На его место уже поступил новый псаломщик.

    12. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 4 июня 1883 года, 1,5 листа. Николай Иванович предложил ему место помощника настоятеля в селе Любяшке, на что Апаков выражает согласие. Посылает Николаю Ивановичу прошение на имя владыки Никанора в Уфу, чтобы проверил и переслал.

    13. Письмо Ильминскому от священника Михаила Апакова, июнь 1884 года, 1 лист. Шлет прошение Братству через Николая Ивановича – накопился долг в 60 рублей, который необходимо выплатить.

    14. Письмо Ильминскому от священника Михаила Апакова из села Красный Яр, 18 октября 1890 года, 1 стр. Открыл школу грамотности, для которой просит выслать учебную литературу на луговом черемисском наречии.

    15. Письмо Ильминскому от Апакова (по почерку это не дьякон Михаил Апаков), 2 листа. Испрашивает совета по поводу ухода в монастырь у Николая Ивановича и отца Василия.

    16. Письмо Ильминскому от дьякона Михаила Апакова, 25 мая 1872 года, 2 листа. Апаков – бывший ученик Крещено-татарской школы. Рассказывает о школе, в которой начал работать учителем. В крайней материальной нужде, просит помощи в долг.

    VI. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №84.

    «Письма Н.И. Ильминскому от Алтынсарина».

    Датируется 1861 годом. В деле 120 листов.

    1. Письмо Ильминскому от Антипатрова из Ставки Султана Сулейманова, 1 лист. «Помню столько Вас, сколько благодарный сын может помнить отца», рассказывает об общих знакомых, о своей жизни.

    2. Письмо Ильминскому от Алтынсарина из Оренбургского Укрепления, 26 января 1862 года, 2,5 листа. Рассказывает о ходе учебного процесса среди киргизов по учебнику Николая Ивановича «Самоучитель русского языка для киргиз», в котором, однако есть ошибки в переводах. «Киргиз – народ сметливый, умный, способный, но не образованный». Начальство не строит школ. Ведет научную работу – собирает киргизские древности, обычаи (обещает выслать). Несколько строк Екатерине Степановне, поздравляет с новосельем в Казани.

    3. Письмо Николаю Ивановичу, 2 листа. Речь идет о сочинении Ильминского, в котором имеются небольшие ошибки, о чем Алтынсарин спрашивал у ордынцев. Местным киргизам стало приятно, когда они увидели свое наречие напечатанным – впервые. Выражает Николаю Ивановичу благодарность за то, что он первым взглянул на ордынцев по-доброму, ведь раньше их называли не иначе как «колотырниками» и «дикарями». «Все татарско-арабско-персидские книги, переиздаваемые муллами, ведут человека к отступлению от всякого здравого рассудка».

    4. Письмо Алексею Александровичу и Наталье Моисеевне от Алтынсарина из Оренбургского Укрепления, 6 июня 1862 года, 2 листа. Рассказывает о жизни своей унылой и скучной в Укреплении, стоящем на отдалении от Оренбурга. Письмо адресуется им в Оренбург, где уже нет Николая Ивановича. Стилистика письма отличается от писем к Николаю Ивановичу, язык почтительный, сухой.

    5. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, 27 августа 1862 года, 1,5 листа. «Ваш не серьезный, а дружеский гнев на меня», просит Николая Ивановича не беспокоится так. Употребляет пословицу на киргизском языке в своей лексике, алфавит непонятен. Благодарит за присланные книги.

    6. Письмо Ильминскому от Алтынсарина из Оренбургского Укрепления, 16 марта 1864 года, 2 листа. Извиняется за долгое молчание, до сих пор в Укреплении. В январе состоялось у них открытие школы для киргиз, «метод я занял у Вас». Просит выслать еще учебных книг.

    7. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, 14 апреля 1864 года, 3 листа. Дружеское письмо, у Ибрагима Алтынсарина душевный кризис: «Что за жизнь? – неужели она так пройдет?».

    8. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина из города Кустанай, 28 мая 1887 года, 2 листа. Рассказывает о ходе образовательного процесса. На школу деньги собирают и сами киргизы, только богатые не жертвуют. Василий Владимирович, которому адресовано письмо, имеет непосредственное отношение к казне, к распределению средств по губерниям для школ и содержания учителей. Алтынсарин постоянно ездит по уездам и открывает новые школы.

    9. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 28 мая 1887 года, 1,5 листа. Повествует об открытии новых школ. Для новых школ необходимы учителя. Упоминает о бывшем сослуживце Василия Владимировича – Великанове, какой-то бухарский ковер.

    10. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 27 ноября 1881 года, 2 листа. Рассказывает о продвижении школьного дела. Обсуждается перемещение учителей по школам, дается оценка некоторых. Свидетельствует почтение Евпраксии Васильевне и детям.

    11. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 3 июня 1888 года, 2 листа. Новому Губернатору (Барабаш -?) изложил положение учебного дела. Оценка учителей, положение в школах и их хозяйство.

    12. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарин, Кустанай, 6 октября 1888 года, 1,5 листа. Описывает текущие дела образования. Рассказывает о посещении Попечителем школ.

    13. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Тургай, 5 ноября 1888 года, 3,5 листа. О местных школах, их хозяйстве (столы, книги). Рассказывает историю своей службы – учителем, переводчиком, инспектором и др. До него дошли слухи, что теперь его переводят на новое место, просит сообщить, куда и кем.

    14. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 31 декабря 1888 года, 1 лист. Поздравление с Новым Годом. «Я – инородец, но в встрече Нового года русского есть что-то восторженное».

    15. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Орск, 20 февраля 1889 года, 3 листа. О злоупотреблениях учителя Безсонова А.Г., который вызвал у учащихся озлобленность и нежелание учиться. Учил в резкой форме – Евангелие и заповеди. Очень досадно, но произошел скандал, надо выслать нового учителя.

    16. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, ст. Наследницкая, 6 марта 1889 года, 1 лист. По поводу дела Безсонова он разобрался, местные и сами виноваты. Но учителю следует изменить свое отношение к ученикам.

    17. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 10 мая 1889 года, 1,5 листа. Как бы оправдывается в том, что по вопросам учебным его обвиняют в пренебрежении к требованиям мусульманства.

    18. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, 15 июня 1889 года. Пишет, что очень сильно болеет.

    19. Письмо Ильминскому, г. Тургай, 31 августа 1871 года, 2 листа. Повествует о положении образования в Орде. Делаются переводы. О возможности издавать книги для киргизов русским шрифтом, что, однако, вызовет затруднения – у книг с арабским шрифтом много сторонников.

    20. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, г. Тургай, 20 марта 1873 года, 1,5 листа. Николай Иванович хлопотал, чтобы Алтынсарину поручили составить учебник для киргизов, что требует его приезда в Казань. На тот момент у Ибрагима Алтынсарина должность делопроизводителя уездного управления в Тургае.

    21. Письмо адресовано Николаю Ивановичу и Екатерине Степановне Ильминским от Алтынсарина, Тургай, 4 июня 1873 года, 2 листа. Очень рад, что переезжает для новой работы в Казань. «О, Николай Иванович, отец,…хлопочите, чтобы как-нибудь эта надежда моя не лопнула». В этом же письме обращение к Ильминскому от «Ваш душевно преданный и благодарный седой старче Яковлев». Это старший сотрудник Алтынсарина, ему 63 года. Рад за научную командировку Алтынсарина, что стало возможным благодаря Николаю Ивановичу. «Вам и супруге Вашей бью челом до сырой земли, желая здоровья доброго и долголетней жизни для пользы и просвещения народа».

    22. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Тургай, 3 декабря 1876 года, 3 листа. Пишет о возвращении – малоприятное путешествие, плохой климат. Заболел, «не смотря на мою киргизскую натуру». Стихи на киргизском языке. Поклон Екатерине Степановне и Николаю Алексеевичу (Бобровникову).

    23. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Тургай, 18 июня 1877 года, 2 листа. Оправдывается, что не писал – был в степи «для прекращения разных споров и междоусобиц». О распространении литературы, в частности «Самоучителя для киргиз» Ильминского.

    24. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Оренбург, 25 ноября 1879 года, 2 листа. О школах, учителях.

    25. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Оренбург, 4 октября 1881 года, 4 листа. Рассказывает о своей жизни, об учителях и школах. О болезнях тургайцев и помощи им провизией.

    26. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, г. Новониколаевск, 29 июля 1882 года, 2 листа. Об учителе Мозохине – хорошем преподавателе и человеке. Жалуется Николаю Ивановичу, что в своем последнем письме употребляет обращение на «вы». «Не сердитесь ли за что? …Ваше сердечное отношение ко мне всегда было моим главным утешением».

    27. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Оренбург, 12 сентября 1882 года, 2 листа. Сожаление, что на киргизов влияет не русское просвещение, а татары, башкиры и бухарские племена. Необходимо просвещение, для этого представляет Николаю Ивановичу свой новый учебник.

    28. Ученая записка Алтынсарина «О киргизском языке». Отмечает, что нет ни одной книги на этом наречии. Просит знатоков откликнуться и заняться вместе переводами и созданием Хрестоматии.

    В деле № 84 практически все письма Алтынсарина имеют переписанную копию. На переписях стоит печать Библиотеки Казанской Духовной Академии. Переписка Ибрагима Алтынсарина, как и сама его личность, вызывала огромный интерес у деятелей народного просвещения еще в дореволюционный период. Письма Алтынсарина издавались, для чего, вероятно, и были сняты копии. «Самоучитель русской грамоты для киргизов» был издан Ильминским в Казани в 1861 году, а в 1891 году Ильминский выпустил в свет книгу «Воспоминания об И.А. Алтынсарине».

    VII. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №88.

    «Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются на букву «А».

    Начато 11 ноября 1877 года, окончено 7 февраля 1891 года. В деле 45 листов.

    1. Письмо Ильминскому от священника Л. Агрономова, г. Касимов, 1 июля 1879 года, 4 листа. Священник принимает на себя должность законоучителя в городе Касимове (Туркестан), где есть татары. Сам он родом из этого города. Рассказывает свои мысли по поводу противомусульманских сочинений. О переводе на турецкий – пробует сам переводы, за основу берет греческий текст.

    2. Письмо Ильминскому от Алексея Александрова, 9 сентября 1891 года, 1 стр. По поводу исправления в переводе Молитвенника слова «Дух» словом «Бус», что имеет значение неодушевленного предмета, материального. Следует переводить, как и прежде – словом «Лул».

    3. Записка Ильминскому от архимандрита Антония (Вадковского), 18 марта, 1 стр. Представляет этой запиской архимандрита Христофора из арабов, жившего в Москве, который сам хотел познакомиться с Николаем Ивановичем.

    4. Письмо Ильминскому от Алексея Алексеева, город Кашин, 2 июля 1874 года, 1 стр. Обращение интересно: «Многоуважаемый, миленький и добрейший брат Николай Иванович …». Благодарит, что отправил к нему погостить «двух милейших Катей», т.е. супругу Екатерину Степановну и дочь Екатерину Алексеевну Бобровникову.

    5. Письмо Ильминскому от Артемия Алексеева, 11 февраля 1886 года, 1,5 листа. Алексеев был обвинен епископом Маркеллом и вынужден оставить свою должность, тогда Николай Иванович ему помог и дал должность миссионера. Теперь он живет за рекой Свирь, и в благодарность Николаю Ивановичу они с женой «дали обет Богу молить о здравии Вашем и супруги Вашей, что Бог положил на сердце Вам позаботиться о нас бедных».

    6. Письмо Ильминскому от А. Александрова, 18 февраля 1891 года, 1 лист. Записка в приятельском тоне.

    7. Письмо Ильминскому от Константина С. Алексеева, Москва, улица Садовая, Красные ворота, собственный дом, 15 сентября 1891 года, 1,5 листа. В «Московских ведомостях» вычитал, что в Казанском крае нехватка хлеба, и что Николай Иванович взялся принимать и распределять крестьянам пожертвования. Как лучше переслать пожертвования – хлебом или деньгами.

    8. Письмо Ильминскому от епископа Антония Выборгского, Санкт-Петербург, 20 мая 1889 года, 1 лист. Рассказывает, как можно работать с рукописями в библиотеке Академии. О личной жизни рассказывает, много забот по службе.

    9. Письмо Ильминскому от архимандрита Амвросия, 11 ноября 1877 года, 2 листа. О переводах – дает некоторые разъяснения для Николая Ивановича по толкованию Молитвы Господней. Издание Часовника и Псалтири. Сравнение с еврейскими подлинниками. Связан Архимандрит Амвросий с миссией в Сибири. «Святейший Синод уже одобрил штат будущего Японского Епископата, составленным согласно, сколько запомнил, с Вашим воззрением: как можно меньше русских и больше природных». Раньше он был протоиерей Кипчаков, но овдовел и принял монашеский постриг.

    10. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, учителя Кадринской школы, 27 ноября 1889 года, 1 лист. Рассказывает о своей жизни, учебном процессе, воспитанниках. Просит книг на вотском и черемисском языках – молитвенников и азбук.

    11. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, деревня Большая Карлыган Хлопниковской волости Уржумского уезда, 1873 год, 2 листа. В письме много орфографических ошибок, что будет постепенно исправляться в его последующих письмах. Сам Кузьма Андреев из крестьян, немного учился в школе. Получил от Николая Ивановича вотские книги и читал их в свободное время. «Понимаю немного христианской веры и не хочу жить постарой вере по язычески, и желаю чтобы и другие имели понятие». Он сам стал учить бесплатно, чему только сам успел научиться, теперь же хочет открыть школу для вотяков. Указывает на некоторые ошибки в переводах на вотский язык – «…на наш разговорный язык не подходит».

    12. Письмо Ильминскому от Е. Адашова, 16 декабря 1874 года, 1 лист. Консультация врача по поводу болезни одного из учеников, которого следует госпитализировать.

    13. Письмо Ильминскому от Григория Степанова Амирова, писца Пензенской Духовной Консистории, 3 января 1861 года, 2 листа. Это племянник Николая Ивановича, они еще не встречались лично. Наслышан от тетушки Веры Ивановны и своей матери об Ильминском. Он – сын дочери родного брата отца Николая Ивановича, иначе говоря, двоюродный племянник. Просит содействия по устроению на лучшую должность, т.к. не имеет материального достатка..

    14. Письмо Ильминскому от Ивана Аксакова, г. Москва, 10 декабря 1866 года, 1 лист. Аксаков – редактор газеты «Москва». Просит присылать материалы для газеты по вопросам просвещения татар, деятельности миссионеров.

    15. Записка Николаю Ивановичу от священника Петра Аполионова, 25 июня 1879 года, 1 стр. Отзыв о переводе Евангелия от Матфея на мордовский язык – вполне понятно.

    16. Письмо Ильминскому от протоиерея Евгения Антинорова, 30 октября 1878 года, 2 листа. Сообщает, что бывший ученик Николая Ивановича – Иван Васильев утвержден учителем в деревню Верхние Шуры. О других учителях рассказывает.

    17. Письмо Ильминскому от Дмитрия Аптриева из деревни Ныргында, 1 августа 1877 года, 1 лист. О положении в школе. Просит за троих мальчиков, которые поступают в Семинарию, им еще не исполнилось 16 лет. Двое не крещены, но согласны креститься в случае поступления.

    18. Письмо Ильминскому от Н. Аристова, 1879 года, 2 листа. Институт Нежинский, директором которого он является, является образовательным учреждением (гимназией) по классическому образцу. Посылает условия поступления в институт.

    19. Письмо Ильминскому от священника села Тюлячи Владимира Арского, 15 июня 1879 года, 2 листа. Письмо было отправлено с мальчиком из его села – Игнатием Алексеевичем Евдокимовым, 13 лет. Он – круглый сирота. Способный и смирный мальчик. Просит взять его в Учительскую Семинарию, хотя бы в подготовительный класс.

    20. Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, г. Елабуга, 14 июля 1878 года, 2 листа. Около Елабуги открывается в селе Варзлючи начальное училище для вотяков. Рассказывает о местных учителях, советуется, кого направить в новую школу.

    21. Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, деревня Троекуровка, где он является помещиком («землевладелец»), 3 августа 1886 года, 1,5 листа. Постоянно состоят в переписке. Николай Иванович упрекает его в обращении с учителями. В ответ Аристовский возмущается: «Мои учителя а Ваши питомцы были всегда моими родными детьми».

    22. Письмо Ильминскому от миссионера Алтая, 12 сентября 1883 года, 1 лист. Николай Иванович указал на ошибки в терминологии в «Грамматике». Вставки в тексте арабским шрифтом.

    23. Письмо Ильминскому от архимандрита Сергия, Санкт-Петербург, 13 июля 1884 года, 1 лист. Предупреждает, что Управляющий Синодальной Канцелярией Владимир Кириллович Саблукин собирается в Казань посмотреть на церковно-приходские школы, и в т.ч. на инородческие.

    24. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, 5 ноября 1886 года, Кустанай, 3 листа. Вернулся из Казани в степи. Карандашом сделаны приписки в письме (вероятно, во время того, как архив Ильминского обрабатывался для частичного издания, отметки карандашом есть на многих письмах).

    25. Письмо Ильминскому от директора Департамента народного просвещения Н. Аничкина, 5 ноября 1887 года, 1 стр. Благодарность выражает Николаю Ивановичу за присланные книги «Казанская центральная крещено-татарская школа» и «Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар».

    26. Письмо Николаю Алексеевичу от священника Ивтыкиева, 2 листа. Выражает соболезнование по поводу кончины Николая Ивановича. «Смертью незабвенного отца моего и благодетеля, ангела о человеческой плоти, состоящего из одной чистейшей христианской любви и добродетели Николая Ивановича». Сам он – живет в Сибири, выпускник Учительской Семинарии. Переписывался с Николаем Ивановичем, последнее письмо от него получил летом 1891 года из Москвы. «Увы! Теперь нет нашего покровителя и заступника, мы все теперь сироты и беззащитны…Впрочем смерть над ним не может господствовать, ибо он только перешел от этой жизни в лучшую и вечную: Его чистая душа парит в Небеса». Желает продолжать, по мере возможности, дело Николая Ивановича.

    27. Письмо Ильминскому от Иринария Астрономова, 15 августа, 2 листа. Николай Иванович ходатайствовал, чтобы его взяли секретарем Уфимской Духовной Консистории, но взяли другого – Доброхотова. Просит еще раз походатайствовать в Петербург перед Обер-прокурором Свят. Синода.

    28. Письмо Ильминскому от Н. Афмяткина, 1890 год, 2 листа. Отчитывается, как проводит обучение детей по программе Николая Ивановича. У учеников явные успехи – свободно читают по-славянски и по-русски.

    VIII. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №89.

    «Письма Н.И. Ильминскому от священника Большакова».

    Начато 9 октября 1872 года, окончено 23 сентября 1886 года. В деле 41 лист.

    1. Письмо Ильминскому от Ефимия Большакова, село Арино, 22 января 1885 года, 2 листа. На письме штамп «Библиотека Казанской Духовной Академии». Отец Ефимий Большаков – священник в инородческом приходе, луговые черемисы. Учит их язык. Много прочитал в переводах. Раньше не было верных переводов, а теперь он их проверяет вместе с черемисами. Отмечает высокое качество переводов А.М. Хохрякова.

    2. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 22 января 1885 года, 2 листа. Отец Ефимий только что прибыл на приход, приступи к пастырским обязанностям. Люди не знают даже самых главных молитв, перекреститься не умеют. Говорят местные по-русски: «Русским языком …не владеют молодые женщины и подростки женского пола; мужчины, начиная с 9-10 летнего возраста и понимают, и говорят. Выходит, что невежество черемисского населения в религии христианской происходит не от незнания оо. иереями черемисского языка, а от какой-то другой причины».

    3. Письмо Ильминскому от Большакова из с. Арино Царевококшайского уезда, 25 августа 1883 года, 2 листа. Речь заходит об А.М. Хохрякове, купце, у него есть своя лавка, небольшой заводик. Встреча с владыкой Палладием. Заметка: «Эти черемисы – язычники, переходят в христианство по 2-3 человека в год, но, большею частью , в тех только случаях, когда язычница-девушка выходит замуж за черемиса-христианина. Что мне делать с этими язычниками?… но мне кажется, что в рассуждениях с ними о предметах отвлеченных, как вера, Бог и т.п., едва ли достаточно одного русского языка: они много не поймут вовсе, а то, что кое-как поймут перемудруют по своему».

    4. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 22 марта 1884года, 3,5 листа. Приход у них – полсотни деревень, 3 священника. Открыл школу в центре языческого поселения. Хлопоты, находятся противники среди русских. Сами черемисы, в том поселении, где школа, противились, но удалось их переубедить. Повествует об устроении школы. Ищет источники средств – от Синода, от Братства. Обучает в школе – выпускник училища, черемис, на их языке; чтению, письму, молитвам и пению, начальному счислению. Этот способ просвещения язычников был выбран под воздействием идей Николая Ивановича. В храм черемисы не ходят – не воцерковлены. Просит у Николая Ивановича фотокарточку на память.

    5. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 16 июня 1885 года, 2 листа. Николай Иванович разъяснил ему, почему одни переводы понятны, а другие нет (труд «О переводе православных христианских книг на инородческие языки. Практические замечания»). Говорит о необходимости «Служебника» на черемисском языке. «Отсутствие черемис в храме при воскресном богослужении я объясняю ничем иным как почти дословным непониманием черемисами православного богослужения». Пишет о необходимости черемисской школы миссионерского направления где-нибудь в Казани, чтобы храм при ней был черемисский. Износковым (директором народных училищ Царевококшайского уезда) Большаков приставлен к серебряной медали «За усердие». Желают видеть отца Ефимия на новом приходе в деревне Ивановой Чистопольского уезда, по этому поводу просит совета у Николая Ивановича.

    6. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 20 августа 1885 года, 1 лист. О выпускнике Учительской Семинарии – Николае А. Смирнове. Он будет хорошим миссионером, в Кутюк-Кинерской школе.

    7. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 16 июня 1886 года, 2 листа. На приходе ситуация накалена. Когда он приехал в 1883 году, настоятель видел в нем лишь требоисполнителя (настоятель – священник Смирнов - потомственный священник на этом приходе), приход находился в запустении. Большаков открыл школу, к нему потянулись люди, начальство стало уважать. Настоятель всячески ему препятствует в просветительской и служебной деятельности. Есть мысли об отсутствии необходимости в таком настоятеле. «Прошу Ваших советов и указаний относительно правильно благоустройства Аринского прихода».

    8. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 23 сентября 1886 года, 2 листа. Пишет об одной из деревень его прихода – Коркатова: 110 домов, около 300 мужских душ. Молодежь настроена к православию, а старики держаться язычества. Просит открыть школу. 50 рублей на нее дает Земство, 50 просит от Братства.

    9. Письмо Ильминскому от П. Бикеля, 17 августа 1885 года, 1 лист. Вопрос о постановке (перестановке) священников-законноучителей в селе Кошемен Цивильского уезда (инородческий приход).

    10. Письмо Ильминскому от А. Скрытина, г. Вятка, 7 марта 1875 года, 1 лист. Просится на вакансию учитель русского языка в Инородческую Учительскую Семинарию, имеет стаж работ, рекомендации.

    11. Прошение Директору Инородческой Учительской Семинарии, Н.И. Ильминскому от Александра Ильина Скрытина, 7 марта 1875 года, 1 стр. Прошение на должность учителя русского языка.

    12. Записка Ильминскому от Павла Щетинкина, 7октября 1881 года, 1 лист. Для крещено-татарской школы нанял учителя пения – Семена Максимовича.

    13. Письмо Ильминскому от Николая Вишневецкого, преподавателя Уфимской Духовной Семинарии, 30 июня, 1 лист. «Мне желательно было бы как и чем-нибудь послужить делу инородческого образования в Уфимском крае» - просвещение черемис. Он написал букварь, который будут издавать. Когда Г. Попечитель Дань был в Казани, Николай Иванович рекомендовал ему этого Вишневецкого, а когда Даль прибыл в Уфу, поставил его инспектором народных училищ.

    14. Письмо Ильминскому от Вишневецкого, 14 ноября 1881 года, 1,5 листа. Просит выслать букварь черемисского языка – «Черемисская грамота», который он сам и написал. Вместе с тем просит выслать и критику Николая Ивановича на это издание. Просит замолвить слов перед Попечителем о назначении его на должность Инспектора (см. предыдущее письмо), т.к. Медведев уходит в Одесский округ к Лавровскому. О школе в Бирке. Об учителе В.А. Попове в Благовещенском заводе, который не справляется с должностью.

    15. Письмо Ильминскому от Грекова, город Санкт-Петербург, 3 октября 1872 года, 2 листа. Написал статью, которую поправлял Николай Иванович. Теперь ее издали, но не полностью – о Николае Ивановиче Золотницком, деятельности отца Василия Тимофеева. Просит новых материалов: отчеты Братства, об отце Малове, об отце Тимофееве, о крещено-татарской школе. Спрашивает, почему владыка отправил Золотницкого от дела просвещения, он хороший человек, выучил чувашский язык, может быть отличным цензором. Просит Николая Ивановича заступиться за него. Кроме всего прочего, поздравляет Ильминского с новой должностью.

    16. Письмо Ильминскому от священника Андрея Светликова, г. Нижний Новгород, 15 марта 1879 года, 1,5 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем регулярно. О последнем письме: «Признаюсь Вам, что оно произвело на меня магическое действие. Прочитав его я сильно было поколебался, встревожился так, что среди этих колебаний почувствовал себя не совсем здоровым». Рассказывает о себе, что живет материально благополучно. Упоминает о своей переписке с Остроумовым. Отказывается от какой-то должности, предложенной Николаем Ивановичем.

    17. Письмо Ильминскому от священника Андрея Светликова, Нижний Новгород, 11 июля 1879 года, 1 лист. Приглашает Николая Ивановича заехать к нему на квартиру, когда тот будет проездом.

    18. Письмо Ильминскому от А. Тюменева, 5 марта 1879 года, 1 лист. Успокаивает Николая Ивановича, что в проверяемом им переводе вовсе не так много ошибок.

    19. Письмо Ильминскому от преподавателя Мензелинской прогимназии Александра Тюменева, 13 сентября 1881 года, 1,5 листа. Связан с просвещением мордвы. Просит нового места. На мордовский язык перевел Евангелие от Матфея, о переводе просит компетентного отзыва. Помышляет даже о том, что его представят к ордену святой Анны 2-й степени.

    20. Письмо Ильминскому от А. Агрономова, г. Касимов, 19 сентября 1879 года, 1,5 листа. Просится на службу в крещено-татарское село, но не в Касимовское духовное училище.

    21. Письмо Ильминскому от А. Агрономова, г. Касимов, Туркестан, 26 августа 1879 года, 2 листа. Он закончил Казанскую Академию по противомусульманскому направлению. В Касимове дело не складывается. В возрасте 25 лет священства принимать еще не желает. «Как страшно и тяжело принимать священнический сан! Дайте мне, многоуважаемый Николай Иванович, помедлить на Ваше предложение».

    22. Письмо Ильминскому от В. Рудинского, село Заболотное Данк. Уезда Рязанской губернии, 18 июня 1881 года, 2 листа. По просвещению киргиз: «Вашему желанию – чтобы я послужил делу просвещения киргиз – совершенно сочувствую. Даже более, - я считаю для себя величайшею честью трудиться под Вашим руководством, быть в некотором роде Вашим сотрудником и продолжателем Вашего дела (так как полагаю, что главные, если не единственные заслуги для просвещения киргиз принадлежат Вам)». Но должность его не оставляет ему свободного времени и он пока не имеет возможности работать на этом поприще. Почтение Екатерине Степановне.

    23. Письмо Ильминскому от В. Рудинского, 15 октября 1881 года, г. Новониколаевск, 2 листа. Рудинский – учитель в духовном училище. Ему не удалось перейти в Рязань. Теперь учит русских детей. Просит у Николая Ивановича места в школе в г. Орске.

    24. Письмо в Переводческую Комиссию при Братстве Св. Гурия в Казани от Николая Петрова Григорьевского, 20 марта 1881 года, село Новоильинское, 1 лист. Перевод Евангелия на остяцко-самоедский язык он уже вполне окончил. Собирается ехать в Сургут для дальнейшего изучения остяцкого языка, так как здесь нет знатоков.

    25. Письмо в Переводческую Комиссию Братства от Н.П. Григорьевского, 13 января 1881 года, село Новоильинское, 1 лист. Получил жалование от переводческой комиссии – 250 рублей. Закончил Евангелие от Иоанна, спрашивает, как прошел ценз этого труда. Печатать в Томске. Пишет статьи для Западно-Сибирского Отдела Географического Общества.

     
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •