Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Дипломные работы выпускников КазДС, рекомендованные к печати / Колчерин А.С. Архив Н.И.Ильминского как источник по истории миссионерства. / Глава 1 /

  • I-IV
  • V-VIII
  • IX-XII
  • I-IV

    Фонд Н.И. Ильминского

    В Центральном Государственном Архиве РТ Николаю Ивановичу Ильминскому отводится специальный фонд № 968: «Казанский профессор-ориенталист Н.И. Ильминский». Каждый фонд должен иметь историю своего пребывания в архиве. О фонде №968 нам удалось узнать немного, чему причиной можно назвать обилие материалов, передававшихся в государственные архивы в первые десятилетия советской власти, неразборчивость подборки материалов. Специально нами был просмотрен еще и фонд №7, фонд Национального Архива, где нас интересовали материалы, переданные в Архив из Казанской Духовной Академии или Казанской Учительской Семинарии. Но обнаружить какие-либо важные материалы по данной тематике в фонде №7 возможно либо случайно, либо потратив много времени и сил.

    Достоверно известна из дела фонда Ильминского дата, когда дела были учтены – 22марта 1939 года. В 1941 году дела были описаны и взяты на учет. Отсутствует дата первого поступления дел и источник поступления.

    Проработав с фондом и, по мере возможности, изучив историю положения дел после смерти Ильминского, мы делаем предположение, что материалы дела, по крайней мере, личная переписка Николая Ивановича, хранились, а затем были переданы в государственный архив из личного архива Николая Алексеевича Бобровникова, приемного сына Ильминского. Разбираясь во всем объеме переписки Николая Ивановича, не может не удивить факт, как же все эти письма сохранялись им лично. Сам он бережно хранил все свои письма, применяя, в случае необходимости, какие-либо материалы из них с целью живописного описания фактов положения народного образования.

    Свидетельство об этом мы находим в посмертном жизнеописании профессора П.В. Знаменского «На память о Николае Ивановиче Ильминском». После дословного приведения письма от протоиерея Чемоданова из Ижевска, Знаменский замечает следующее: «Мы привели это письмо, не как типический какой-нибудь образчик переписки Николая Ивановича по школьному вопросу, а как образчик только случайно попавший в наши руки. Подобных писем у него была такая масса, которая заставляет изумляться, когда только он успевал вести и такую обширную корреспонденцию, способную занять целую канцелярию. И замечательно, что всю ее он помнил до мелочей: при случайных разговорах о состоянии инородческого образования в той или другой местности, он обнаруживал всегда самое подробное знакомство с этой местностью, с ее благоприятными или неблагоприятными образованию условиями, действующими в ней лицами из духовенства, из учителей, земских и министерских деятелей, где в ней следовало бы открыть новую школу и как это лучше устроить, при чем ссылался в подтверждение своих сведений на письма своих корреспондентов или устные рассказы, тут же в ворохе своих бумаг отыскивал и читал самые письма. Душа его, вся проникнутая любовью к своему делу, кажется, одна заменяла целое ведомство народного образования инородцев – и с центральным распорядительным правлением, и с контролем, и с архивом, - со всеми учреждениями. Судя по тем немногим образчикам, какие нам только случайно приводилось у него видеть, бумаги его содержат в себе целую историю христианской миссии и христианского образования инородцев не только Казанского, но отчасти и всего восточного края России, полную интереснейших подробностей и самых живых фактов.» [28,306-307].

    Есть у Знаменского и упоминание о судьбе личного архива Ильминского. «Громадная переписка Николая Ивановича, приведенная им немного даже в порядок, находится, правда, в частных, но надежных руках человека, жившего в семействе покойного с 1866 года и бывшего личным свидетелем всех его занятий: из печатных объявлений Н.А. Бобровникова видим, что он приступил уже к самому разбору бумаг Николая Ивановича и к собиранию всех его писем и записок, находящихся в посторонних руках; есть у будущего издателя ожидаемых материалов и образцы того, как следует издавать их, по плану самого Николая Ивановича, - они в брошюрах, изданных последним по разным предметам его деятельности.» [28,309-310].

    Однако имеются сведения, что по поручению Братства, (то же утверждает Исхакова [35,150]), Знаменский разбирал личный архив Ильминского. Косвенное свидетельство тому мы находим в работе К.В. Харламповича «П.П. Масловский и его переписка с Н.И. Ильминским»: «Переписка Петра Петровича с Н.И. Ильминским хранится в библиотеке Казанской Духовной Академии. Письма первого поступили туда с прочими бумагами Николая Ивановича после его кончины; письма Николая Ивановича к Масловскому пожертвованы в библиотеку нами» (Константин Васильевич Харлампович приходился зятем Масловскому). Если архив Ильминского был передан в Духовную Академию, то это подтверждает, почему Братство свт. Гурия поручило разбор бумаг профессору Академии – Знаменскому.

    В издании «Письма Н.И. Ильминского к крещеным татарам» (Казань,1896) мы находим упоминание о хранении писем Ильминскому уже после его смерти: «…На письма Николая Ивановича получались многочисленные ответные письма крещеных татар. В архиве центральной крещено-татарской школы в настоящее время находится всего около 2 тысяч писем крещеных татар за период времени от 1865-1891 гг. Из этих писем около 500-600 обращены лично к Н. И-чу. Остальные писаны на имя о. Василия Тимофеевича, но и они редко обходятся без упоминания имени Н.И-ча. Некоторые из них (и таких мы насчитали более сотни) так прямо и обращены: Святые отцы, Николай Иванович и Василий Тимофеевич! или: Просветители нас, слепых крещеных татар, Н. И-ч, дедушко Гордей, В. Тимофевич и Ефим Александрович и т.п.» [13,11]. Это свидетельство имеет значение для нашей работы уже тем обстоятельством, что здесь содержится факт произведенной работы над письмами к Ильминскому, чем занимались и мы. Входят ли упоминаемые письма к Николаю Ивановичу в обработанный нами архив, мы точно ответить не можем. Наверняка в центральной крещено-татарской школе оставлялись лишь письма, присланные от бывших учеников, большинство из них было прислано и не Ильминскому. Значит, письма эти сознательно оставлялись в школе, а не переходили в личный архив, который Ильминский хранил у себя дома – в Учительской Семинарии. Судьба писем, хранившихся в кряшенской школе так же не ясна. Проверено, что в фонде по Центральной крещено-татарской школе – Национальный Архив Фонд №319 – этих писем нет.

    Фонд №968 имеет одну опись. В описи значатся различные издания Ильминского, отзывы о проектах в области образования, свидетельства о жизни школ. Так, например, Дело №30 именуется «Проповеди, составленные учителями и священниками», хронологические рамки Дела – 12 декабря 1875 года по 29 января 1885 года. Это отчеты о произнесенных проповедях (подобные постоянно подавались в Духовную Консисторию с приходов), содержание их простое и безыскусное: толкование событий Священной истории и нравственное приложение. У Николая Ивановича в личном архиве они находятся по причине непосредственного их отношения к инородческим школам и приходам. Здесь приводится полный отчет проповедей учителя Кузнецовской черемисской школы Козьмодемьянского уезда Ивана Яковлевича Малярова. «Хотя я от поступления в школу наставником или учителем, всегда проповедовал, но не писал: а от 1870 года осмелился грешный писать; не для тщеславия, но для удостоверения, чтобы недумали совет Братства, будто я даром получаю жалованье. Много наставляю изустно невежных черемисов, и из Священного Писания, всегда на черемисском языке; прочитавши строчку по русский или по церковнославянский, потом подробным толкованием и обличением идолопоклоннических обрядов и за неисполнение церковных заповедей. – По воскресным и праздничным дням после заутреней до литургии, в гостях, и другие приличные время». Письмо учителя в какой-то степени раскрывает внутреннюю жизнь на инородческом приходе.

    Еще один пример – Дело №51 «Письмо Победоносцеву по поводу вознаграждения мулл», оно свидетельствует об авторитете Ильминского при решении духовным ведомством России вопросов о мусульманстве (Победоносцев – яркая фигура российской истории эпохи Александра II, Обер-Прокурор Священного Синода).

    Фонд Н.И. Ильминского исследован основательно, самой неизвестной частью его остается раздел писем – личный архив. В Описи фонда находится более 95 дел, которые можно определить под общей темой «Письма к Николаю Ивановичу Ильминскому». Дела разного объема и формата, порой не удается исследовать одно дело полностью в течение 2 – 3 дней работы, а количество листов превышает две с половиной сотни. Дела, как правило, не точно соответствуют своим заглавиям, письма вразброс - и по авторам, и по датам написания. Мы сочли необходимым привести список этих дел для наиболее удобной работы с личным архивом Николая Ивановича в будущем, работа эта требует длительного труда.

     Дело №  Наименование дела.
     82.  От бывших воспитанников.
     84.  Письма от Алтынсарина.
     85.  Письма от Аничкова.
     86.  Письма от Апакова.
     87.  Письма от корреспондентов, фамилии которых начинаются на букву «А», том I.
     88.  На букву «А», том II.
     89.  Письма от Большакова.
     90.  Письма от Большакова, том II.
     91.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Б», том I. 97.
     92.  На букву «Б», том II.
     93.  На букву «Б», том III.
     94.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «В», том I.
     95.  На букву «В», том II.
     96.

     На букву «В», том III.

     97.  На букву «В», том IV.
     98.  На букву «В», том V.
     99.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Г», том I.
     100.  На букву «Г», том II.
     101.  На букву «Г», том III.
     102.

     Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Д», том I.

     103.  На букву «Д», том II.
     104.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Е», том I.
     105.  На букву «Е», том II.
     106.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Ж», том I.
     107.  На букву «Ж», том II.
     108.  Письма от Зайкова С.
     109.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «З», том I.
     110.  На букву «З», том II.
     111.  На букву «З», том III.
     112.  Письма от Износкова.
     113.  Письма от Иоиля (миссионера).
     114.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «И», том I.
     115.  На букву «И», том II.
     116.  Письма от Казаринова.
     117.  Письма от Катаринского.
     118.  Письма от Кудеевского.
     119.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «К», том I.
     120.  На букву «К», том II.
     121.  На букву «К», том III.
     122.  На букву «К», том IV.
     123.  На букву «К», том V.
     124.  На букву «К», том VI.
     125.  На букву «К», том VII.
     126.  Письма от Лыткина.
     127.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Л», том I.
     128.  На букву «Л», том II.
     129.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «М», том I.
     130.  На букву «М», том II.
     131.  Письма от Никольского.
     132.  Письма от Остроумова.
     133.  Письма от Пантусова.
     134.  Письма от Памфилова.
     135.  Письма от Пеньковского.
     136.  Письма от Попова.
     137.  Письма от Профьева.
     138.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «П», том I.
     139.  На букву «П», том II.
     140.  На букву «П», том III.
     141.  Письма от Раменского.
     142.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Р», том I.
     143.  На букву «Р», том II.
     144.  Письма от Саблукова.
     145.  Письма от Смирнова.
     146.  Письма от Софийского.
     147.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «С», том I.
     148.  На букву «С», том II.
     149.  На букву «С», том III.
     150.  На букву «С», том IV.
     151.  На букву «С», том V.
     152.  Письма от Такманова.
     153.  Письма от Троицкого.
     154.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Т», том I.
     155.  На букву «Т», том II.
     156.  На букву «Т» том III.
     157.  Письма от И.Н. Ульянова и М. Ульяновой (отец и мать В.И. Ульянова – Ленина).
     158.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «У», том I.
     159.  На букву «У», том II.
     160.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Х».
     161.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Ц».
     162.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Ч».
     163.  Письма от Штигелева.
     164.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Ш».
     165.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Щ».
     166.  Письма от Юртова.
     167.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Ю».
     168.  Письма от Яковлева.
     169.  Письма от Якубовича.
     170.  Письма от Ястребова, том I.
     171.  От Ястребова, том II.
     172.  Письма от корреспондентов, фамилии на букву «Я».
     173.  Письма без подписей.
     174.  Письма на татарском, киргизском и турецко-персидском языках.
     175.  Письма на татарском языке.
     176.  Письма на чувашском языке.
     177.  Письма на французском и немецком языках.

    В фонде № 968 особое место отводится сохранившимся письмам к Ильминскому, аккуратно собранным в алфавитном порядке. На многих письмах карандашом сделаны приписки с уточнением авторства письма. Возможно, что это авторство было уточняемо еще самим Ильминским, либо уже после его смерти наследником его архива. Встречаются точные переписи некоторых писем, с целью их временной передачи кому-либо для исследования или издания (об обширном издании писем к Н.И. Ильминскому нам ничего не известно). Некоторая часть писем имеет штамп Казанской Духовной Академии.

    I. НА, Ф.968, ОП.1, Дело № 82.

    «Письма Н.И. Ильминскому от бывших воспитанников Казанской Учительской Семинарии»

    Начато 19 февраля 1861г., окончено 9 августа 1891г.

    В деле 140 листов.

    1. Письмо Н.И. Ильминскому от священника Андрея Афанасьевича Пактовского, из села Нырьи, Ноября 27 дня 1871 года, на 2-х листах. Это ответ на письмо Николая Ивановича. Корреспондент – учитель и директор местной школы, что ясно из того, как он печется о материальном ее обустройстве. Сообщает, что школа на местности безграмотной, посещают ее около 30-ти мальчиков, девочек пока нет, занятия начали с 9 ноября. Сообщает также, что «без знания языков вотского и татарского обучать никак невозможно, а потому и самый ученый педагогик в школе пока без пользы». Помощники у него – некто Василий с сыном, правда с методами пока не знаком, о нем Николаю Ивановичу следует передать Инспектору. Повествует о деревне Шемордан, населенной старокрещеными, у них отпадения в вере. Чтобы этого избежать – для них надо открыть школу.

    2. Письмо Н.И. Ильминскому от учителя земского училища Тетюшского уезда Петра Афанасьева, 15 ноября 1873 года, на 1 листе. Уведомляет Николая Ивановича об устройстве учителем, благодарит за ходатайство перед инспектором училища Островским, просит еще увеличить жалования на 10 рублей, т.к. дрова дорогие, просится в Покровское центральное училище.

    3. Письмо Николаю Ивановичу от Петра Афанасьева, 8 декабря 1880 года. Сообщает, что начал работать в Атяшкинском училище, где долго не было учителя и все пришло в запустение. Испрашивает разрешения взять к себе брата Порфирия до поступления его в Приготовительный класс (Инородческой Учительской Семинарии Ильминского). Себя называет не иначе, как «ваш питомец Петр Афанасьев». Передает через Николая Ивановича поклоны, вероятно, своим бывшим преподавателям – Александру Павловичу, Степану Васильевичу. В P.S. сообщает, что учеников начал обучать пению – учат обедню.

    4. Письмо Ильминскому от Петр Афанасьева из села Береговые Сыреси, 16 мая 1880 года, 1,5 листа. Сообщает, что после Пасхи начал собирать местный фольклор: около 30-ти сказок, 14 песен, 140 загадок (все местные); пришел в восторг от их ребусов, исследовал их выражения – насколько отошли от предков. Поклоны просит передать Александру Павловичу, Степану Васильевичу, Владимиру Николаевичу.

    5. Письмо Ильминскому от бывшего воспитанника, учителя Черешурского училища Якова Афанасьева, 1 марта 1883 года, 1 лист. Односельчанин его Степан Ногтев не оправдывает рекомендации его, просит Николая Ивановича как-нибудь исправить «эту заблудшую овцу». О себе говорит: «Дела мои принимают серьезный характер, из Обелярово переместили в большое село». Поклон Семинарии всей, благодарность Ал. Павлову за поздравления.

    6. Письмо директору Казанской Учительской Семинарии Н.И. Ильминскому от помощника учителя, Ивана Афанасьева из села Акулева Чебоксарского уезда, 5 октября 1883 года, на 1 странице. Просит книг на чувашском языке для училища: 50 букварей (желательно 1-го издания), Евангелий по 20 (4 евангелиста), «Главных церковных праздников» - сколько будет, Священных Историй Ветхого и Нового Завета, пасхальных служб – 30 экземпляров.

    7. Письмо Николаю Ивановичу от Григория Афанасьева из Санкт-Петербурга, ул. Мойка д.16 кв.42, 7 марта 1887 года, 1,5 листа. Примечание карандашом: «бывший ученик школы В. Тимофеева». Стиль письма простой, даже несколько наивный. Ильминскому письма пишет на русском языке, а о. Василию на татарском. Рассказывает, как был на приеме у Владимира Карловича, при упоминании имени Николая Ивановича «они просияв радостию, очень были ко мне снисходительны», благопожелание для Ильминского, чтобы он учил в том же духе, «добрый ко всем и неутомимый на пользу Отечества и Святой Церкви». Просит Ильминского о дальнейшем попечении его перемещению (как выясняется из следующих писем – обратно в Казанскую губернию). Получает жалование 660 рублей, «что для столицы маловато, а в провинции вполне достаточно, … но зато в провинции можно быть более полезным, заслужить любовь обывателей, а это такая уже награда, с которою ничто сравниться не может». В столице он живет уже долгий срок, «присланные книги, язык мой, быть может многих татарских выговоров отвыкший, вновь в этом языке укрепили».

    8. Письмо Ильминскому от Григория Афанасьева из Санкт-Петербурга, 3 февраля 1887 года, 2 листа. Из письма выясняются некоторые факты его биографии – раньше был становым приставом в Мамадышском уезде, теперь на службе в столичной полиции; участвовал в военных действиях – кавалер Георгиевского ордена. Теперь у него чин Губернского секретаря, желает перейти становым приставом с переводом в Мамадышский уезд, просит в этом походатайствовать перед губернатором. 1 февраля получил от Ильминского письмо и посылку с книгами. Читая книги, «забываемое мною татарское наречие вновь обновляется в моей памяти». «Молю я недостойный Милосердого Господа, дабы Он, Многомилостивый, сохранил драгоценное Ваше здоровье на пользу нашей Святой Церкви, Покровителю – Царю и дорогому Отечеству».

    9. Письмо Ильминскому от Якова Афанасьева, из Санкт-Петербурга, 29 ноября 1888 года, 1.5 страницы. Его уволили из учительства из Михаило-Архангельского монастыря, мотивируя тем, что он человек семейный. Игумен Амвросий ссылается на якобы распоряжения по этому поводу архиерея. На его место назначили послушника монастыря, окончившего курс в Ядринском училище, бывшего помощника автора письма. Инспектор нового места ему не дает. Письмо проникнуто горечью обиды и беспомощности, просит о помощи материальной – нет средств к жизни, здоровье ухудшается – «не пройдет без последствий», у него трое больных оспой детей, их выселяют из жилища. Крик о помощи этот обращен к Николаю Ивановичу с надеждой на помощь, на его авторитет перед губернским начальством народного образования.

    10. Письмо Николаю Ивановичу (без первого листа) от Петра Афанасьева, бывшего его воспитанника, из села Новая Бинаридка, Ставропольского уезда, станция Мусорка, 22 ноября 1880 года, 2 листа. Корреспондент – учитель школы, рассказывает о своей деятельности, о школе. Есть необходимость в мордовских книгах. «Будет видно, мечтать о священстве, указал Бог путь тернистый, им и иди. А все-таки какое-то предчувствие, что вы снова все это провернете по-своему». «Неужели Ваше благословение … преминет и останется ложным? – нет, едва ли так будет, всегда считали святым Ваше дорогое отеческое мнение и все надо мной сбывалось, так может сбудется и теперь».

    11. Письмо Ильминскому от Петра Афанасьева из села Новая Бинаридка Ставропольского уезда, 10 сентября 1890 года, 1 лист. Рассказывает о состоянии школы. Просит мордовских книг.

    12. Письмо Ильминскому («Наидобрейший Николай Иванович») от Григория Афанасьева из Санкт-Петербурга, 20 июня 1890 года, 2 листа. На должности полицейского он служил в Казанской губернии до 1887 года. Губернатор Казанский испрашивает его для возвращения на службу в Казанскую Губернию, но Градоначальник не отпускает. На данный момент у него должность IX класса табеля, а должность в Казанской губернии подразумевает X класс. Просит походатайствовать, чтобы его перевели на должность станового пристава.

    13. Письмо Николаю Ивановичу от Григория Афанасьева из Санкт-Петербурга, 1 июня 1890 года, 2 листа. Рассказывает о своей жизни. Письмо приводится полностью в соответствующей главе нашей работы.

    14. Письмо Николаю Ивановичу от Григория Афанасьева из Санкт-Петербурга, «от Коллежского Секретаря Управления 1-го участка военной части», 6 июня 1890 года. Дело о переводе его – в град Тетюши может направить его Господин Начальник Губернии.

    15. Письмо отцу Василию Тимофееву (на русском языке) от Григория Афанасьева из Санкт-Петербурга, 20 декабря 1890 года, на 4-х листах. Красочно описывает воспоминания о жизни его в бытность его учебы в школе о. Василия – праздник Рождества. Сам он в 18 лет вступил в армию, имел ранение в грудь и пулевое в ногу. Есть в письме фрагменты исповеди своему духовнику в духовных падениях. Упоминает о влиянии на него о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского).

    16. Письмо Ильминскому от Петра Афанасьева из села Новая Биноризка, 21 марта 1891 года, 2 листа. Упоминается Ушерский из Симбирска. Сам Петр Афанасьев окончил курс в 1787 году. Получил удостоверение о службе своей в Симбирской Дирекции. Просит помощи материальной – не хватает средств и совета.

    17. Письмо Н.И. Ильминскому от Петра Афанасьева, 9 августа 1891 года, 2листа. Уведомляет, что дело его устраивается благодаря ходатайству Николая Ивановича. Тресвятский стал его непосредственным покровителем, он теперь ушел в земские начальники. Упоминается Юртов.

    18. Письмо Ильминскому от Петра Афанасьева, 7 октября 1891 года, на 2-х листах. Сообщает о продвижении своих дел. Нет ответа из Саратова уже 2 месяца, куда он посылал документы свои для устройства, просит Николая Ивановича пролить свет на решение вопроса. Здоровье у него пошатнулось. Он совершает требы церковные, учитель Юртов – его друг. У них новый хор, пока поют не очень. Раньше хора вообще не было, хотя школа существует уже более 40 лет. «Приимите от меня может быть последнее письмо в знак глубокой преданности и сердечного отношения к особому покровителю».

    19. Письмо Ильминскому от Петра Афанасьева, село Новая Биноридка, 11 июля 1891 года, на 2-х листах. Его друг Юртов уже рукоположен в Уфе во дьякона и скоро хиротония во священника – учитель, столп для мордвы. И сам он ищет сана, приезжал по этому поводу в Казань. В Симбирске был у Ивана Яковлева, тот посоветовал, чтобы в принятии сана просил содействия у Николая Ивановича. Другие его сокурсники – Бюргановский и Тюляев уже посвящены в священный сан.

    20. Письмо Ильминскому от Петра Афанасьева из станции Мусорка, 24 января 1891 года, 1,5 листа. Утверждает, что всегда испрашивает совета у Николая Ивановича. Разговор вновь заводит о принятии сана, Владыка пока отказывает. Если будет возможность, просит перевести его на более благоприятное место.

    21. Письмо Ильминскому от Петра Афанасьева, учителя Старо-Белоградского училища, 12 сентября 1891 года, 2 листа. Сообщает о своей школе. На этом месте раньше работал Юртов. Школа была хорошо устроена, но 1-го июля сгорела.

    22. Письмо Ильминскому, первый лист от письма под номером 10, от Петра Афанасьева, 2 листа. Владыка ему снова отказал в посвящении, в чем он видит козни своих врагов – Амосова и священника Атяшкинского. Симбирская казенная Палата Уфимской Консистории лишила его земельного надела, перечислив его из духовного звания.

    23. Письмо Ильминскому от Ильи Андреева, с. Елышево, 22 января 1874 года, 2 листа. Сообщает, как устроился, рассказывает об их нравах – татары отпадшие, «их побороть весьма трудно и очень тяжело». Текст русский неграмотный, с частыми ошибками в склонениях. Приводит цитату речи одного татарина (на татарском языке) по поводу школы. Сообщает о количестве учеников в близлежащих деревнях.

    24. Письмо Ильминскому от Ильи Андреева из села Елышево, 23 марта 1874 года, 1,5 листа. Рассказывает о своей жизни (текст со множеством орфографических ошибок). Теперь он уже привык к общению с местными. О количестве учеников.

    25. Письмо члену Училищного Совета Осипу Осиповичу Мазуревскому от Анны Петровны Андреевой, учительницы Федоровской школы, 27 марта 1879 года, 1,5 листа. Объясняет, почему ученицы не очень хорошо владеют русским языком – по настоянию Братства главный упор в образовании делается на религиозность. Есть орфографические ошибки в письме, исправленные карандашом. Рассказывает о книгах и учебных пособиях, полученных от Братства. Просит пособий для школы и от Земства.

    26. Письмо Ильминскому от «постоянный богомолец о Вас священник село Кабан Илья Андреев», 30 июня 1881 года, 2 листа. О посещении вместе с Леонтьевым и Афанасием Андреевым владыки Никанора в Уфе. Сам он из инородцев, его приход в селе Кабан состоит из старокрещеных татар, которые теперь усердно ходят в храм, т.к. богослужение совершается на их природном языке. Ермолаев у него псаломщик. Архиерею передали письмо от Николая Ивановича, с рекомендацией посвятить Ермолаева в дьяконы. На приходе народ просит заменить русского псаломщика.

    27. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, учителя Карлыганской школы Хлебниковой волости Уржумского уезда, 17 декабря 1887 года, 2 листа. Просит литературу (молитвенники) на вятском языке. Он проводит беседы – 43 беседы в 1886 году, 58 в 1887. Приходят к нему от 15 до 50 человек, 1/3 из них женщины. Переводов на вотяцкий язык сделано немало, но он считает, что не все выполнены верно, он и сам занимается переводами. Свои переводы Кузьма Андреев уже показывал о. Василию Тимофееву – тот даже сделал некоторые исправления. Просит разрешения собрать нескольких учителей из вотяцких школ для обсуждения переводов – Александрова из деревни Старая Юмнья, Семена Григорьева из Шуньбаши и Михаила Афанасьева из Новоучинского. Идею совместного обсуждения переводов подал еще о. Василий.

    28. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, учителя Карлыганской школы, 2 декабря1888 года, 2 листа. Письмо написано из дома по возвращении из Казани. Был в деревни Уньжу 12 октября, где проживают черемисы – осмотрел их школу по указанию Николая Ивановича. Рассказывает об их жизни. Они усердно посещают школу, молятся на родном языке, скоро у них откроется казенный молитвенный дом. Сам Кузьма Андреев уже 3-й год занимается просвещением без жалования – просит посодействовать в разрешении этой ситуации. Всего 44 ученика: 16 русских, 4 черемиса, остальные вотяки; 3 девочки. Упоминает об учителе Павле Демидове, вотяке, из Цыньинского прихода. Просит у Николая Ивановича разных книг.

    29. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, Карлыганского учителя, 4 февраля 1889 года, 1,5 листа. Приехал из Казани с воспитанником Харитоном Матвеевым, который теперь живет и трудится под его началом. Ставит в известность, что принадлежности для школы пока покупает на свои деньги.

    30. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, учителя Карлыганской вотяцкой школы, 3 марта 1889 года, 1 лист. Получил жалованья 75 рублей. Харитон здоров, живут благополучно. Просит книги для школы и для себя – сочинения Толстого в 4-х томах.

    31. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, 14 апреля 1889 года, 1 лист. Получил от Николая Ивановича 10 рублей на содержание Харитона и книги. Через Федора Никифорова передал для Ильминского некоторые заметки по переводам. Для содержания одного ученика ему необходимо 3,5 рубля в месяц.

    32. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева и Петра Васильева (почерк не Андреева), 12 марта 1891 года, 4 листа. Рассказ о жизни Карлыганской школы. Упоминается учитель Павел Турнашев из деревни Турьи, который недавно принял крещение после получения образования у Кузьмы Андреева, а потом сдал экзамен на учителя в Семинарии Учительской. Деревня Дурега – здесь половина вотяков, половина крещеных татар.

    33. Письмо Ильминскому от Марии Сергеевны Андреевой из города Симбирска, 20 августа 1884 года, 1 страница. Просит за Михаила Андреева – он является учеником 5-го отделения Симбирского училища, имеет призвание к наукам, но несостоятелен, не смог окончить курса. Просит принять его в Учительскую Семинарию.

    34. Письмо Ильминскому от священника Александра, смотрителя Мильтавской станции, из Киева, 3 июня 1861 года, 1 лист. В письме многочисленные вставки из Священного Писания с ссылками на источники, порой даже не к месту. «Просите и дастся вам», «Аще кто ударит тебя в ланиту, подставь другую». Пишет также: «К величайшему моему сожалению … что Вы не приняли к руководству речи Иисуса Сирахова: не обличай злых, да не возненавидят тя». Сам корреспондент в Киеве в пещерах на паломничестве, где молится и за Николая Ивановича, и за супругу его Екатерину.

    35. Письмо Ильминскому от священника Александра из Апачово, 1 августа 1872 года, 2 листа. Рассказывает о положении на приходе: ходят в церковь без принуждения, слушают наставления. О. Василий Тимофеев давал ему наставления по учительству. Недоволен деревенским учителем Димитрием Максимовым – скрытен, берет себе лишние деньги, неусердный сотрудник.

    36. Письмо Ильминскому от Апачовского иерея Александра, 10 сентября 1872 года, 1 лист. Учитель их – Димитрий Максимов, им крайне недоволен. Он велел отложить сбор учеников до октября, а сам уехал в Казань. Передает почтение о. Василию.

    37. Письмо Ильминскому от Апачовского иерея Александра, 10 мая 1872 года, 2 листа. Апачовцы начинают ходить в храм больше чем русские. Сами они татары, служба на их языке имеется, но еще не вся. Сам священник горит желанием изучить татарский язык, он выпускник Семинарии. Передает поклон о. Василию.

    38. Письмо отцу Василию Тимофееву от иерея Александра из Апачова, 5 октября 1873 года, на русском языке, 1 лист. Просит не отказать в приюте в школе (Центральной кряшенской школе) ученику Василию Михайлову, его отец не может заплатить. Еще хотели поехать поступать Григорий и Емельян, но их даже отправить в город не на что.

    39. Письмо Ильминскому от иерея Александра из Апачова, 3 января 1873 года, 2 листа. Жалобы на Димитрия Максимова, который теперь, по приезде из Казани (где встречался с Николаем Ивановичем), упрекает священника в желании занять его место, угрожает из Апачово уйти, настраивает против священника народ.

    40. Письмо Ильминскому от Апачовского иерея Александра, 31 декабря 1872 года, 1,5 листа. Пишет, что апачовцы в количестве 24 человек просили его посодействовать уходу Димитрия Максимова, который требует с родителей поборы, мальчиков на учебу собирает силой, потому что отцы их уже не отдают из-за суровости учителя. Есть и другие жалобы. Просит другого учителя.

    41. Письмо Ильминскому от иерея Александра из Апачово, 13 января 1873 года, 2 листа. Вновь по поводу перевода от них Димитрия Максимова, приводит новые доводы, новые жалобы народа. Ильминский, кажется, принял сторону иерея Александра.

    42. Письмо Ильминскому от «Вашего Превосходительства покорнейшим слугою имею честь быть … недостойный богомолец» епископа Александра, 15 июня 1882(7) года, 1лист. Сообщает, что передал Совету, что просил Николай Иванович. Возможно, сам еп. Александр скоро станет председателем этого Совета. Николай Петрович Остроумов – с ним сообщается по средствам для какого-то дела.

    43. Записка Ильминскому от Василия Александрова, без даты, 1 лист. Просит выслать свидетельство от 25 августа в г. Симбирск.

    44. Письмо Ильминскому от Василия Александрова, 2 июня 1884 года, 2 листа. По какому-то личному делу он был научен Николаем Ивановичем, как подойти к Владыке, что он успешно осуществил. Просит присмотреть за одним из учеников Учительской Семинарии, зачислить его в число казеннокоштных.

    45. Письмо Ильминскому от Кондратия Александрова, 5 июля 1880 года, 2 листа. Воспитанник, после окончания прибыл на родину, по поручению Николая Ивановича поехал в Кондрату. Священник села Багалы Петр Дмитриевич о. Покровский вручил ему книги от Николая Ивановича на эрзянском наречии (мордовским ученикам). Церковный староста там – Ксенофонт Иванов, перевод книг сделал очень удачный. Упоминается Сергей Данилов (его товарищ), Даниил Павлов (нынешний ученик Ильминского). Пока не взяли на воинскую службу, просит для себя место службы.

    46. Письмо Ильминскому от Кондратия Александрова из деревни Ташкирмень, 18 ноября 1880 года, 2 листа. Рассказывает о начале учебного года, что не удалось начать с 8 октября, лишь с 14 начали. Неделю походили до 62 человек, а потом все меньше и меньше. Причины – поветрие, какая-то болезнь, а также хозяйство. Священник местный говорит, что так бывает каждый год.

    47. Письмо Ильминскому от К. Александрова из деревни Ташкирмень, 17 декабря 1883 года, 2 листа. Уведомляет о положении в училище. Законоучитель в школе – священник Николай Степанович о. Яхонтов. Приводит план занятий в школе по годам. Сообщает также, что переводы, порученные Николаем Ивановичем, продолжает выполнять.

    48. Письмо Ильминскому от К. Александрова и Ташкирменского училища, 30 января 1883 года, 1,5 листа. Получил он книги от Петербургского Общества «Духовно-нравственные чтения». В училище у него 60 человек, из них 3 девочки. Молитва у них по составленной о.В. Тимофеевым программе. Просит кланяться его бывшим учителям – о. Троицкому, Александру Павловичу, Василию Николаевичу, Степану Васильевичу, Василию Михайловичу и Ивану Игнатьевичу. У училища имеется попечитель – некто Анатолий Александрович.

    49. Письмо Ильминскому от учителя К. Александрова из города Чистополя, выселок Алексеевка, 16 июня 1885 года, 3,5 листа. Он уже 10 лет работает на поприще просвещения крещеных татар, с 1874 года, с деревни Аналык Самарской Губернии, потом 2 года в деревне Ильтен-Буте Уфимской Губернии, деревни Субашах Казанской Губернии Мамадышского уезда, 3 года. Потом поступил в Учительскую Семинарию, где научился преподавать. После окончания работал в Ташкирмянском училище 3 года. Когда он был послан туда, то предостережен Николаем Ивановичем по поводу отношения с местным народом. Но не выдержал перед пороком пьянства, «и по делам был безусловно удален из среды инородцев». С февраля месяца уже воздерживается от употребления водки, пока при русском училище в селе Новошешминске Чистопольского уезда. В случае вакансии в инородческое село просит вспомнить о нем.

    50. Письмо Ильминскому от Константина Аптриева, окончившего курс в Учительской Семинарии, 19 июня 1875 года, 1 страница. Воспитанник бывший (1854 года рождения) ставит в известность, что 10 июня благополучно добрался до дома.

    51. Письмо Ильминскому от Димитрия Аптриева, бывшего воспитанника, из деревни Нырьинда, 12 июня 1879 года, 2 листа. Его крестника Павла Дмитриевича Юмашева из деревни Мандыют выгнали из Семинарии. В этой деревни был учитель Гавриил Константинович Иванов, который свое место оставил. Корреспондент просит Николая Ивановича походатайствовать перед Господином Директором народных училищ Вятской губернии Нурминским, чтобы Павла Юмашева поставили в родной деревне учителем. Упоминает о совершаемом им вместе с Петром Ерукиевым по поручению Ильминского переводе одной из книг Ветхого Завета. Еще ходатайствует за Тимофея Сундукова, которого выгнали из Семинарии из-за несданного экзамена по Закону Божию. Уведомляет, что получил от Попечителя Казанского Учебного округа благодарность за успешное преподавание.

    52. Письмо Ильминскому от Димитрия Аптриева из деревни Нырьинда, 7 января 1882 года, 1 лист. Поздравление Николаю Ивановичу с праздником. По поручению его он изучал положение в деревне Нидендино. Ильминский советует Димитрию Аптриеву принять священный сан, на что он дает положительный ответ.

    53. Письмо Ильминскому от Димитрия Константиновича Аптриева из деревни Нырьинда, 20 мая 1882 года, 1 лист. Занятия в школе закончились 15 мая, экзаменовать приедет Шурников из Сарапольского уездного училища. Спрашивает у Николая Ивановича, как решается вопрос о его хиротонии. Вопрос о воинской повинности – приходится каждый год предоставлять в Бирское воинское присутствие удостоверение от Инспектора училищ.

    54. Письмо Ильминскому от Д.К. Аптриева из г. Бирска, 19 октября 1882 года, 1,5 листа. Аптриев теперь переехал в родной край, а на его место в деревню Нырьинду назначен Ерусканов. Работает в училище при Бирской инородческой учительской школе, которая торжественно открылась 3 октября. В школе 20 учеников из черемис. Оклад назначен в 560 рублей в год, предоставлена квартира. Инспектор в школе – Вышневецкий, учителя – протоиерей Иоанн Тушенский, Бажанов.

    55. Письмо Ильминскому от Д.К. Аптриева из г. Бирска, 29 марта 1885 года, 2 листа. Поздравление Николая Ивановича с супругой с праздником Пасхи. Желает заняться переводом употребительных молитв на восточно-черемисское наречие. Спрашивает у Ильминского, хватит ли у него сил. Испрашивает для сравнения изданные переводы молитвенников на татарский и луговой черемисский языки. Опыт у него уже небольшой имеется, он перевел и издал «Священные истории Ветхого и Нового Заветов». До сих пор не оставляет надежды принять духовное звание.

    56. Письмо Ильминскому от Д.К. Аптриева из г. Бирска, 25 апреля 1866 года, 2 листа. Пасхальное поздравление Николаю Ивановичу. Его училище в Бирске собираются преобразовать, а его оклад уменьшается на 200 рублей из-за того, что принимают законоучителем священника Петрова. Теперь в виду экономических трудностей он предлагает свое место Карамзину, а сам собирается на место учителя башкирского приходского училища, которое покинул Петр Ерусланов, там оклад – 320 рублей и квартира (в Бирске его оклад теперь 360 рублей и аренда квартиры). В надежде войти в духовное звание он теперь изучает устав богослужения. Спрашивает мнения Ильминского – достоин ли иерейского сана? Преосвященный Дионисий вряд ли рукоположит Аптриева без содействия Николая Ивановича. Передает почтение Екатерине Степановне, с которой имеет знакомство по Бирску.

    57. Письмо Ильминскому от священника Д. Аптриева, деревня Юва, 11 июля 1889 года, 1 лист. Переехал из Бирска в Сибирский край, деревню Юву, Пермской губернии, Краснодеревского уезда. Теперь он не только учитель, но и священник. Благодарит Николая Ивановича за рекомендацию местному начальству – Пермскому епископу Владимиру.

    58. Письмо Ильминскому от Петра Алексеева, учителя Чаксинской школы, 13 июня 1869 года, 2 листа. Говорит о переписке с Николаем Ивановичем, благодарен за добрые наставления. Повествует о жизни школы, что на него гневаются местные священники, т.к. уже 3 ученика приходской школы перешли в его школу, священники настраивают против него родителей.

    59. Письмо Ильминскому от Петра Алексеева, учителя Чаксинской школы, 8 июля 1869 года, 1,5 листа. Просит за брата Димитрия Алексеева, который с 1867 года состоит на воинской службе. Он слаб здоровьем, тоскует по жене и малым детям. Петр вынужден один смотреть за престарелыми родителями, материально очень тяжело.

    60. Письмо Николаю Ивановичу Ильминскому от Николая Алексеева из г. Симбирска (ул. Большая Саратовская, дом Якова Алексеева), 27 января 1878 года, 1 страница. Просит выслать свои документы – он поступил на службу в городе, отказался от места учителя в селе Антоновка из-за недостаточного жалованья – «Учителем быть больше не желаю».

    61. Письмо Ильминскому от Николая Алексеева из г. Пензы, 16 августа 1882 года, 1 страница. Просит выслать книг на мордовском наречии.

    62. Письмо Ильминскому от Ивана Александровского из деревни Кочашле, 1,5 листа. Учит мальчиков в деревне грамоте, материальные трудности. Он – священник и миссионер села Тупека, переводит краткий Катихизис. Просит Николая Ивановича рассмотреть вопрос по разделу его наследства с братьями.

    63. Письмо Ильминскому (на имя Братства) от Ивана Александровского, учителя Коклауской инородческой школы, 1лист.

    Рассказывает о жизни школы. В деревне собрались строить часовню от Вятской Консистории, причем жители горят желанием построить у себя храмовое здание, хоть собор готовы сами выстроить.

    64. Письмо Ильминскому от Ивана Александровского. Александровский переезжает на службу в Вятскую губернию, в деревню Катлагу. Просит устроить на учебу племянников.

    65. Письмо Ильминскому от Александра Абрамова из Ядринского уезда, Малояушевского волостного управления, 1 декабря 1876 года, 1,5 листа. Об открытии школы (братской) – получил разрешение от волостного Присутствия. Школа будет чувашская, в Киве-Алдышах. Помещение – 3 комнаты, 9 окон. Сам намерен стать в этой школе учителем. Просит от Братства подтвердить возможность организации школы.

    66. Письмо Ильминскому от Александра Абрамова, 12 октября 1876 года, 2 листа. Собрались 16 сентября крестьяне Мало-Яушевской волости Ядринского уезда и решили открыть училище. Приводится дословно текст их постановления. Причина в том, что нет школ поблизости. Население здесь – чуваши. «Без школы дети наши останутся по возрасте людьми не знакомыми с русским языком и через это с истинами православной христианской веры». Средства для школы будут собирать по 6 копеек с ревизских душ, что составит 262 рубля 40 копеек (4374 плательщика), это на наем дома, жалование учителю, отопление и освещение, учебные пособия. Этих средств, конечно, не хватит, поэтому и обращаются к Братству свт. Гурия помочь материально в открытии школы. Абрамов намеревается сам занять должность учителя, преподавать Закон Божий будет священник Громов.

    67. Письмо Ильминскому от Александра Абрамова, 8 марта 1877 года, 1,5 листа. Школа открыта 25 января, но Братство еще не издало распоряжения по ней, хотя он уже получает от Братства жалование. Упоминает о возможности открытия в деревне Большие Яуши одноклассного образцового инородческого училища, о чем он уже уведомлял Ивана Яковлева.

    68. Письмо Ильминскому от Алексея Аминаева, село Куваш Златоустовского уезда, 1 октября 1881 года, 4 листа. Начинающий учитель, только что закончивший учительскую Семинарию. Живет и работает в школе города Златоуста. Устроился, познакомился с начальником – инспектором Михаилом Петровичем Боголюбовым. Бывшего учителя выгнали за то, что он брал взятки с учеников и за ссору с местным священником. Школа располагается в 16 верстах от города. Распространение имеют здесь секты старообрядцев, они с желанием отдают своих детей обучаться грамоте. К новым книгам местные жители относятся с недоверием.

    69. Письмо Ильминскому от Владимира Асанова, село Ляки, 26 июня 1883 года, 1 лист. Назначение в город Уральск заставляет его уехать из дома. Рассказывает о селе Балалы (Белеб. уезда), где он побывал у Василия Леонтьевича, отклонился от предложения работать в деревни Корчи.

    70. Письмо Ильминскому от Владимира Асанова из г. Уральска, 12 сентября 1883 года, 1 лист. Назначен на новом месте пока помощником учителя, который прислан из Оренбурга после окончания учительного института. Прежде здесь учительствовал киргиз, сам эту же школу прежде и закончивший. В школе 70 учащихся, из них 24 киргиза, остальные русские.

    71. Письмо Ильминскому от Григория Алексеевича Аблекова, учителя Туарминской миссионерской школы, 15 сентября 1883 года, 1 стр. Просит выслать новоизданные книги на чувашском языке.

    72. Письмо Ильминскому от Фомы Сергеевича Аксинского, село Мелеуз Пермской губернии, июнь 1882 года, 4 листа. Учитель крещеных татар, у него случился конфликт с семьями некоторых его учеников (8 семей). Эти семьи живут по-мусульмански, хотя считаются крещеными татарами. Их детей при обучении в школе он пытался настроить против веры их родителей – мусульман. Уфимский епископ Никанор предлагает ему принять священный сан, на что он с осторожностью соглашается, будет вторым священником в Троицкой церкви и останется учителем в селе Мелеуз. Здесь на него, как на священника, будут смотреть иначе, ведь у него не русская национальность.

    73. письмо Ильминскому от Василия Аверьянова, село Большой Кучанок Кучанской волости Стерлитамакского уезда, 3 февраля 1888 года, 1 лист. Добрался до места службы. Рассказ о состоянии школы некогда находившейся под опекой барина, а потом перешедшей в ведение Земства.

    74. Письмо Ильминскому от М. Андронова из деревни Козаповки, 21 октября 1883 года, 4 листа. Школа испытывает материальные трудности, не хватает книг. Жалуется и на местного священника, не заинтересованного жизнью школы, причем в достаточно резком тоне.

    II. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №87.

    «Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются на букву «А», 1-й том»,

    Начато 17 января 1861 года, окончено 8 августа 1891 года.

    В деле 61 лист.

    1. Письмо Ильминскому от иеромонаха Антипатра, Кизический монастырь, 5 июня 1875 года, 1 лист. «…будучи в необходимости бороться с дебелостью нравов и трудностями всестороннего управления обителью», о. Антипатр готов выполнить просьбу Николая Ивановича и поселить в монастыре мальчиков-вотяков. С Ильминским они состоят в добрых приятельских отношениях: «… а Вы все еще искушаете наше терпение, все собираетесь к нам».

    2. Письмо Ильминскому от иеромонаха Антипатра, 3 сентября 1875года.

    Извиняется, что не представил Ивана Трофимова из инородцев, «…тактика в обращении с инородцами – дело для меня неизвестное и потому боюсь ошибки».

    3. Письмо Ильминскому от иеромонаха Антипатра, Кизический монастырь, 18 сентября 1875 года, 1,5 листа. Дьякон Гавриил Яковлев, черемис, учитель. Ученик его Стефан Никитин не поступил в Учительскую Семинарию и хотел бы остаться в монастыре, чтобы там воцерковиться. Черемисы во множестве посещают эту обитель. Просится в обитель мальчик Иван Трофимов, якобы уволенный вследствие каких-то «недоразумений между Вами и о. Василием»; мальчик из старокрещеных татар, круглый сирота. В словах мальчика о. Антипатр усомнился. Следует разъяснить, чем мальчик напроказничал и почему ушел из школы.

    4. Письмо Ильминскому от протоиерея Евгения Антенорова, Мамадыш, 18 сентября 1891 года, 1,5 листа. Он не сделал к сроку отчета о церковных школах, по этой причине ждет от епархиального начальства взысканий. Не успел написать отчета по причине болезни, и не сумел поручить отчет о. благочинному, который также болел. 17 числа у него скончался сын от болезни, что также воспрепятствовало написанию отчета вовремя. Просит теперь у Николая Ивановича, как члена Епархиального Училищного Совета, поддержки, «сказав кому следует спасительное слово».

    5. Письмо Ильминскому от священника Семена Архангельского, г. Пенза, Введенская церковь, 23 ноября 1873 года, 1,5 листа. Выражает благодарность Николаю Ивановичу за доброе расположение к сыну Александру. Близок к семейству Ильминского, передает поклон супруге – Екатерине Степановне.

    6. Письмо, обращенное к Николаю Ивановичу и Екатерине Степановне от Архангельского, из Москвы, 24 марта 1881 года, 2 листа. Подтверждается, что он является другом семьи. Рассказывает о своей жизни. Передает поклоны общим знакомым.

    7. Письмо Ильминскому от Архангельского, г. Москва, 19 февраля 1882 года, 2 листа. Обращается с просьбой устроить детей своей умершей сестры (от 3 до 11 лет). Их отец – священник, еще очень молод, 28 лет.

    8. Письмо Ильминскому от Мировенгальского, г. Тетюши, 8 августа 1882 года, 1,5 листа. Учителем там будет ставленник Николая Ивановича Гайфула Газеев, который должен подать ему документы.

    9. Письмо Ильминскому от Архангельского, учителя Сенгилеевской школы, 1 лист. Лично с Николаем Ивановичем не знаком. Просит за своего бывшего ученика Жесткова, прилежного и спокойного. Он потерял отца, не имеет средств к существованию и не может продолжить учебу. Просит устроить его будущее в школе Ильминского от имени корпорации преподавателей.

    10. Письмо Ильминскому от А. Архангельского из г. Пензы, 12 июня 1884 года, 1,5 листа. Обращается с просьбой к Николаю Ивановичу и Екатерине Степановне о каких-то двух ящиках с книгами, чтобы они лично их открыли. Видимо, они имеют близкие родственные или дружеские отношения: «Папаша и Варя Вам кланяются».

    11. Письмо Ильминскому от Н. Антавина, 19 ноября 1877 года, 1 лист. Просит Николая Ивановича поторопиться с составлением сметы по содержанию Семинарии.

    12. Письмо Ильминскому от Антавина, 16 марта 1878 года, 1,5листа. Ильминский послал к нему старика, бывшего солдата, чтобы ему выделили какое-либо денежное пособие, но в этом ему отказали.

    13. Письмо Ильминскому от А. Атвинялова, 3 августа 1885 года, 1 лист. Бывший воспитанник Николая Ивановича Иван Крайтивин определяется с местом службы. У него больная мать, и ему с определением надо помочь.

    14. Письмо Ильминскому от Айбасова, Илек, 27 ноября 1868 года, 1,5 листа. Текст написан секретарем, Айбасов лишь поставил подпись в конце письма. Повествует о выполнении поручения Николая Ивановича по школе в Оренбургской губернии в с. Чабары.

    15. Письмо Ильминскому от Чурлака Айбасова, из Оренбургской области, 17 января 1861 года, 2 листа. Писал Канчуват Байтонов, который также свидетельствует свое почтение. Рассказ-отчет о своих делах. Упоминаются люди, которых знает и Николай Иванович – Султан Махмуд Алгадыев, отец Мухаммедгалия Юсупова, Исенгул Манкизов.

    16. Письмо Ильминскому от Алекторова, Ханская Ставка, 30 мая 1887 года, 1 лист. Связан он с Василием Владимировичем Катаринским. Речь идет о переводах для киргиз. Сам начал знакомиться с киргизским народом, хочет изучить и киргизские книги. Пробы своих переводов посылает на проверку Николаю Ивановичу. Сложности возникли с переводами христианских слов – «Апостол», «Храм», и др.

    17. Письмо Ильминскому от Алекторова, Ханская Ставка, 26 ноября 1888 года, 3 листа. Благодарит Ильминского за назначение в их училище Ивана Ивановича Суходеева. У них задача привить русский дух детям, хотя методы еще не вполне выработаны. С 1889 года он хочет понемногу закрывать мусульманские школы, «открытые без всякого на свое существование разрешения». Он составил некоторые переводы, но по признаниям самих киргизов неудачные. «Киргизы знают слово крещение и очень боятся его. Всего лучше было бы оглавление на книгах, назначаемых инородцам, без употребления слова «крещение». Упоминает своего родственника Порфирия Васильевича Богоявленского, возможно ли его как-то устроить. Выслал вместе с письмом еще учебник для киргиз, приводит список имеющихся у него сочинений о киргизах в количестве 12 книг.

    18. Письмо Ильминскому от Алекторова, 29 мая 1890 года, 1 лист. Рассказывает, как живут русские в среде ордынцев в духовно-нравственном плане. Укоряет их в прохладности к вере, что сильно отличает их от местных мусульман. Обсуждаются перемещения учителей по школам. Есть у него вакантное место, но в очень большой глуши. Имеются ли у Николая Ивановича кандидаты на это место?

    19. Записка от А. Агафонова, 26 ноября 1884 года, 1 стр. Благодарность выражает за книгу. Обещает скоро представить и свой собственный труд.

    20. Записка от А. Агафонова, 29 апреля 1887 года, 1 лист. О предоставлении отчетов по Казанской Учительской Семинарии. Просит указать необходимые суммы по ремонту зданий.

    21. Записка от Агафонова, 16 ноября 1889 года, 1 стр. Бумага из Канцелярии Господина Попечителя учебного округа. Необходимо предоставить ведомость о проведении уроков.

    22. Записка от Агафонова, 20 декабря 1890 года, 1стр. По служебным делам.

    23. Письмо Ильминскому от А. Александровского, 28 сентября 1857 года, 1 лист. Почерк неудобочитаемый. Речь идет о книгах, об образовании в Оренбургском крае, упоминаются общие знакомые.

    24. Письмо Ильминскому (без окончания) от Александровского, 2 января 1860 г., из Самары (?), 2 листа. Поздравляет с Новым Годом.

    25. Письмо Ильминскому от Александровского Василия, 1 июня 1888 г., 2 листа. Рассказывает о жизни, общих знакомых, об изданиях книг.

    26. Письмо Ильминскому от В. Александровского, 2 листа. Упоминания о бывшем сослуживце.

    27. Письмо Ильминскому от В. Александровского, 2 листа. Речь идет об общих знакомых, подписывается «ваш ученик».

    28. Докладная записка Владыке, 10 марта 1872 г., 1 лист. Владыка получил от архимандрита Амфилохия послание из Московской Духовной Академии и предписал передать это послание Ильминскому. Архим. Амфилохий получил отчет по деятельности Братства и изданную азбуку. Уточняется сколько необходимо средств для изделия мраморной плиты с письменами на 2-х языках. Возможно, речь идет об известной плите для Центральной Крещено-татарской школы с начертанными словами, высказанными императором Александром II Николаевичем при посещении школы: «Я очень рад, что ваши дети учатся здесь, и уверен, что они выйдут отсюда хорошими христианами» («Известия по Казанской Епархии» за 1872 год).

    29. Письмо Ильминскому от Астрономова, 1,5 листа. Знаком он и с Екатериной Степановной. О Елышевском деле в Судебной Палате: отпавшие от христианства крестьяне не хотели отдавать церковной земли. Сам Астрономов имеет отношение к церковной власти Епархии.

    30. Письмо Ильминскому от Анастасиева, инспектора училищ из Симбирска, 8 августа 1891 года, 1,5 листа. К.П. Победоносцев при визите в Симбирск высказал Ивану Владимировичу Ишерскому, что Анастасиев мешает развитию церковно-приходских школ. Недоумение, чем вызваны такие обвинения, пытается оправдаться. «Будьте великодушны, глубокоуважаемый Николай Иванович, не откажитесь защитить меня во имя правды, служению которой посвящена вся Ваша жизнь».

    31. Письмо Ильминскому от В. Альбрехта, Казань, 11 апреля 1891 года, 1 лист. Деятель губернского управления. Речь идет о выдаче денежного пособия студенту Охотникову.

    32. Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, г. Сызрань, 8 октября 1883 года, 1 лист. От Ильминского послан был воспитанник Лаптев на должность учителя. Упоминаются и другие выпускники, работающие там – Кузьмин, Мичурин и проч. Высказывает мысли о судьбах русской народной школы.

    33. Письмо Ильминскому от Владыки Казанского Антония, 23 октября 1869 года, 1 лист. Просит подать сведения о начавшихся богослужениях отцом Макарием на татарском языке, чтобы он в свою очередь мог донести об этом в Синод.

    34. Письмо Ильминскому от Архангельского из Москвы (без начала), 4 листа. Речь идет о Семинарии и Академии, о Евгении Успенском.

    35. Письмо Василию Герасимовичу от Аптриева, 24 сентября, 2 листа. Николай Иванович уехал в Самару, после направится в Оренбург. Просит, чтобы к нему выехала и Екатерина Степановна.

    36. Записка Ильминскому от иеромонаха Антипатра из Спасского монастыря, 5 августа 1882 года, 1 страница. Казначей Спасского монастыря иеромонах Антипатр приглашает на чай к владыке Кириллу.

    III. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №176.

    «Чувашские письма Н.И. Ильминскому за 1873-1883 год (на чувашском языке)». В деле 51 лист.

    1. Письмо Ильминскому от Федора Андреева Яшина из с. Большие Тоябы, 9 октября 1873 г., 1 лист. Из двух частей – Ильминскому и Яковлеву.

    2. Письмо Ильминскому от Мирона Христофорова, Мирона Иванова и Андрея Миронова, 1 лист. Упоминается Иван Яковлевич.

    3. Письмо Ильминскому от Сергея Тимрясева, село Кусырово, 24 июня 1873 года, 1,5 листа.

    4. Письмо Ивану Яковлевичу от крестьянина Федора Андреева, село Большие Тоябы Тетюшского уезда, 28 октября 1874 года. Отдельно страница Николаю Ивановичу.

    5. Письмо Ильминскому от Василия Иванова, 25 мая 1873 года, 1 стр.

    6. Письмо Ильминскому от Михаила Ивановича, ученика Унжинской народной школы, 7 мая 1872 года, 1 лист. В письме упоминается Екатерина Стефановна (Степановна).

    7. Письмо Ильминскому от Федора Андреева Краснова, село Большие Тоябы Тетюшского уезда, 2 марта 1884 года, 1 лист.

    8. Письмо Ильминскому и Ивану Яковлевичу от Архипа Богданова, село Сунгалеевское Старо-Мокшинской волости, 2 марта 1873 года, 4 листа.

    9. Письмо Ильминскому от учителя Фомы Аксинского, Уфимская губерния, 1,5 листа. На чувашском языке лишь начало письма, далее на русском. Речь идет о складывающихся отношениях с правящим архиереем, о просвещении.

    10. Письмо Ивану Яковлевичу и Николаю Ивановичу от Павла Иванова Айбеклянского, деревня Кривозерка возле Чистополя, 22 марта 1873 года, 4 листа.

    11. Письмо Ильминскому от Максима Петрова, 2-я часть адресуется Ивану Яковлевичу, 13 октября 1878 года, 1,5 листа.

    12. Письмо Ильминскому от Фомы Сергеева Аксинского из Симбирской чувашской школы, 6 июня 1875 года, 1,5 листа. 2-я половина письма на русском языке.

    13. Письмо Ильминскому от Моисея Тимофеева. Упоминаются Иван Яковлевич и Алексей Васильевич, 2 листа.

    14. Письмо Ильминскому от Сергея Тимрясева, 19 января 1873 года, 1,5 листа. Упоминается отец Василий.

    15. Письмо Ильминскому от Сергея Тимрясева, 8 марта 1873 года, 1,5 листа. Рассказывает о жизни школы, передает поклон отцу Василию.

    16. Переводы на алтайский язык текста из Апостола (на 1 листе) и из Евангелия от Иоанна (8 листов). Эти тексты, вероятно, были присланы для проверки.

    17. Письмо от Игнатия Ефимова из деревни Верхние Шун Мамадышского уезда, от 18 марта 1883 года, 1,5 листа. Вотяк, в этой деревне все язычники, а сам он в этом же году поступил уже учиться в Казанскую Центральную Крещено-татарскую школу. Текст произведен на вотском и на русском языках.

    18. Письмо Александру Николаевичу, 1 марта 1881 года, 2 листа.

    19. Дословный перевод с зырянского языка тропаря Стефану Великопермскому. Сделано ради того, чтобы продемонстрировать технику перевода.

    20. Отрывок перевода библейского текста об Аврааме, 1 лист.

    21. Письмо от Шиньшинской в Царевококшайский уезд, 2 листа. Наставления в вере, о почитании икон.

    22. Пробные переводы христианских терминов, 1 страница.

    IV. НА, Ф. 968, ОП.1, Дело №85.

    «Письма Н.И. Ильминскому от Аничкова Н.»

    Начато 18 ноября 1885 года, окончено 15 апреля 1890 года. В деле 13 листов.

    1. Записка Николаю Ивановичу с приглашением на совещание по делам Семинарии, 2 ноября 1885 года, 1 стр.

    2. Присылает Николаю Ивановичу 2 дела по приказу Господина Министра для ознакомления, 4 ноября 1885 года, 1 лист.

    3. По приказу Господина Министра присылает Ильминскому проект в Гос. Совет «по вопросу близко Вас интересующему», просит прислать заключение, 15 октября 1885 года, 1 лист.

    4. Записка Николаю Ивановичу с приглашением на комиссию по учительским семинариям, 20 декабря 1885 года, 1 стр.

    5. Записка о совещании по учительским семинариям, 23 апреля 1886 года, 1,5 листа. Пересылает для Екатерины Степановны 2 билета на выставку по рукоделиям.

    6. Письмо Ильминскому, 8 мая 1886 года, 2 листа. Вместе с письмом Николаю Ивановичу возвращается сочинение «Два слова в защиту киргиз» и прошение отца Василия Тимофеева об издании. Министр ознакомился с данным трудом и согласен на публикацию. Для того чтобы статья появилась в журнале, следует обратиться к Леониду Николаевичу Майкову. Высылает Ильминскому на память фотопортрет, где «все вышли хорошо, моя такая горькая участь, что имея широкую камневидную рожу с очками на толстом носу, я всегда выхожу полудиким сапожником» (фото с письмом не хранится).

    7. Записка Николаю Ивановичу с приглашением на обсуждение программы по естествоведению вместе с Михайловским, Сент-Имером и Григорьевским, 17 апреля 1886 года, 1 стр.

    8. Записка от 28 марта 1886 года, 1 стр.

    9. Письмо Ильминскому от 1 января 1886 года, 1,5 листа. Сообщает о письме Министра Государственных Имуществ к Министру Народного Просвещения, в котором (приводится дословная цитата) сказано о выделении средств Ильминскому для аренды чего-то. В течение 6 лет с 1886 года будет выделяться по 1200 рублей ежегодно. «Раньше, конечно, Вам не должно подавать вида, что вы знаете, но искренно уважая Вас, не могу удержаться, чтобы не сообщить вам это радости».

    10. Письмо Ильминскому из Петербурга, 15 апреля 1890 года, 1 лист. Высылает Николаю Ивановичу просимую статью из «Русского Художественного … » о школе киргизских детей в Оренбурге. Передает благодарность от Батюшки за добрую память.

     
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •