Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Трофим.

Святой апостол Трофим.Трофим был асиец (из Малой Азии), родом из г. Ефеса, ученик и спутник ап. Павла (от Ефеса до Иерусалима), где был невольным виновником возмущения злобных иудеев против его учителя (апостола Павла). Св. Лука повествует что во время второго путешествия ап. Павла, вознамерившегося возвратиться из Еллады (чрез Македонию) в Сирию, его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Солуняне — Аристарх и Секунд, Гаий из Дервии, Тимофей и Асийцы Тихик и Трофим (Деян. XX, 4); но последний, как видно из последующего сказания св. дееписателя, не оставлял ап. Павла и в дальнейшем его пути. По прибытии в Иерусалим св. Павел, по совету председателя Иерусалимской церкви Иакова, брата Господня, для отклонения подозрения со стороны иудействующих христиан, выполнив обет назорейства (остриг волосы) и взяв издержки по этому обряду за себя и четырех лиц, подвергавшихся тому же обету (изъ проживавших в Иерусалиме (Деян. XX, 23—24). Когда уже оканчивались семь дней очищения, тогда иудеи, увидевши ап. Павла в храме, возмутили (в Иepyсалиме) весь народ и наложили па него руки, крича: мужи Израильские! Помогите! Этот человек (т. е. Павел) всех повсюду учит против закона и места сего (т. е. храма); при том и еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо пред, тем они видели с ним в городе Трофима Ефесеянина и думали, что Павел ввел его в храм. Весь город пришел в движение и сделалось смятение в народе и схватили Павла, повлекли его и хотели убить, но тысяченачальник защитил Апостола и тайно переслал его в Кесарию, из которой, по заявлению самого aп. Павла, потребовавшего по праву Римского гражданина, пред Кесарем суда над собой, он препровожден был в Рим (Деян. XX, 27—30; XXVI, 32). Так как дееписатель поименно не перечисляет спутников ап. Павла от Кесарии до Рима, то думают, что в числе их был Трофим, который будто бы путешествовал с ап. Павлом до столицы тогдашнего мира и там разделял узы апостола. Предание сообщает, что ап. Павел, по освобождении своем из первых римских уз (в 63 г.), в сопровождении Трофима и других, путешествовал в Испании и, проходя Галлию, оставил там Трофима, посвятив его во епископа в г. Арле, (Арелат. Бароний, 63 an. 4).1 “Но это предание трудно согласить с сказанным во 2-м послании ап. Павла Тимофею, о том, что Апостол оставил в Милете Трофима. “Ераст остался в Коринфе, писал ап. Павел, а Трофима оставил больного в Милете” (2 Тим. IV, 20). Вероятно, пробывши несколько времени в г. Арле, Трофим снова сделался спутником ап. Павла и на время, по болезни, был оставлен в Милете, а затем по выздоровлении, он отправился в Рим, где заключен был в темницу и вместе с ап. Павлом скончался мучеником, усекнутый во главу мечом вместе с Аристархом и Пудом”. Св. Трофим, по всем известным спискам, причисляется к лику св. 70 Апостолов, но кроме вышесказанного о нем, нет достоверных сведений о дальнейшей его деятельности. Восточная и западная церкви согласно считают св. Трофима мучеником, пострадавшими, в Риме, при императоре Нероне, вместе с ап. Павлом (по восточ. преданию) или с ап. Петром (по западным преданиям). О том, что св. Трофим был спутник и сотрудник в проповедании слова Божия ап. Павлу, есть указания в службе (15 апр.) св. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму: “премудрый Трофим и Аристарх вкупе, и Пуд чудный, яко ученицы Слова, и священнии Павлу спутницы, священными песньми да восхвалятся” (1-й стих 6-й песни канона; 1-й стих 3-й песни и друг.). “Павлу явистеся мудрии спутницы, гонения с ним многовидна и беды, славнии, будущия ради жизни, веселящеся претерпесте” (1-й стих 4-й песни канона). О мученической кончине св. Трофима вместе с ап. Павлом есть также указание в службе сим апостолам, а также в причислении их к 70 апостолам: “Двунадесяти учеников явистеся втории ученицы Христови, славши, с Павлом бо прошедше всю землю, беды подъясте многи, и с ним священную кончину прилете” (2-й стих 7-й песни канона). “Священнейший лик священных Христовых седмьдесят составшеся ученицы с Павлом всю землю ученьми божественнаго света просветисте” (3-й стих 1-й песни канона). В Четьи Минее св. Димитрия (под 4 января) сказано: “Трофим святый его же апостольские Деяния воспомиыают (XX гл.), и Павел святый в Послании втором к Тимофею: “Трофима же (рече) оставих в Милете боляща. Сей с Пудом и Аристархом во всех гонениях Павлу святому последова и наконец при усечении его в Риме от Нерона вси триe усекновсни суть” (л. 46). Память св. Трофима в правосл. церкви совершается 15 апреля вместе с св. Аристархом и Пудом, а также 4 января в соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его положена в г. Арле (или Арелате) 29 декабря.

Примечание

1. Кафедра Арелатская (Арль) и Вьенская в 5-м веке возбудили вопрос о преимуществах своих. Папа Зосима в 417 г. решил вопрос в пользу Арелатской церкви, на том основании, что она была основана св. Трофимом, который, по словам папы, поставлен был ап. Петром в епископа Арелатскаго (Зосима Epistolae 3-5; Patroiogie Migne XX. Робертсон. История хриспанской церкви, т. I. 452).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 565-567.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •