Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Тертий.

Некоторые св. Тертия (или Терция) называют Терентием (Гроций, Migne, Dictionnaire de la Bible t. IV. 20p.); Терентием он назван в Великих Четьи Минеях митрополита Макария (под 30 октября). Об этом апостоле единственное упоминание находится в послании к Римлянам. Заканчивая перепискою это послание св. Павла, он прибавляет: “целую вы о Господе” (XVI, 22). “И .эта немалая похвала, пишет св. Иоанн Златоуст, (изъясняя 22 стих XVI гл. послания), — быть Павловым писцом. Впрочем, Тертий говорит это не в похвалу себе, но дабы служением своим привлечь к себе горячую любовь Римлян” (Беседа XXXI. М. 1855 г. 712 стр.). Ап. Павел, как можно заключить по XI гл. 11 ст. послания к Галатам, не владел хорошею каллиграфией, ,а потому послания его были написаны спутниками под его диктовку (Фаррар. Жизнь св. ап. Павла, Спб. 1877. стр. 533). Некоторые (Гроций, Толет) предполагают что Тертий списывал послания ап. Павла к Римлянам с его подлинной рукописи.1 Ликгоф считает св. Тертия заодно лицо с Силою, спутником ап. Павла, на том основании, что имя Силы на еврейском языке означает: „третий". т. е. Терций (Chronograph, p. 123). Из книг Нового Завета ничего о св. Тертии неизвестно, кроме того, что он писал послание ап. Павла к Римлянам. Скудны о нем сведения и из церковного Предания. В греческом Синаксаре (Никодима Святогорца) о нем сказано: “Сей апостол Тертий был вторым епископом в Иконии, после Сосипатра; он (Тертий) восполнил неоконченное Сосипатром и оставшихся еще в язычестве просветил св. крещением и совершил многие чудеса.” Тертий писал послание ап. Павла к Римлянам, как о том он сам свидетельствует в XVI гл. 22 ст. Св. Димитрий Ростовский в Четьи Минеях под 30 днем октября пишет: “в тот же день святого апостола от семидесяти: Тертия, Павлову епистолию к Римлянам писавшего (XVI, 22) и в Иконии епископствовавшего…” Под 4 января тот же святитель говорит: “Тертий, иже писа к Римляном Павла святого сказующаго епистолию, в ней же сам себя воспоминает: Целую вы и аз Тертий написавший послание сие о Господе (XVI, 22). Бысть епископ во. Иконии, вторый по св. Сосипатре, идеже и мученически стяжа венец”. Память св. Тертия в Православной церкви — 30 октября (вместе с ап. Иустом (Иосифом или Варсавою), Артемою и др.), а также 4 января в Соборе св.. 70 апостолов. В некоторых Месяцесловах память св. Тертия положена 10 ноября вместе с св. Ерастом, Олимпом и др. (см. Полный христианский месяцеслов. Киев, 1875). Особой службы св. ап. Тертию нет; он воспоминается в службе св. 70 апостолам 4 января и 10 ноября, но без всяких исторических о нем сведений. В особо напечатанной в Киево-Печерской типографии службе св. 70 апостолам св. Тертию посвящен один стих в 8-й песни канона: “Священнодействуя священное евангелие, сиянием Духа души просветил еси, избавив от тмы идолонеистовства, Tepтие апостоле” (3-й стих 8-й песни канона).

Примечания

1. Некоторые толкователи св. Писания (Беллярмин, Корнелий a lapide и др.) на том основании, что послание писано было к Римлянам, предполагали, что оно первоначально было написано на латинском языке и нынешний греческий текст только переведен с латинского. В этом отчасти они убеждались тем соображением, что переписчик этого послания, как показывает его имя, был римлянин — Тертий (Терций XVI, 22). Но нет ни одного достаточного основания принимать это мнение, так как в то время греческий язык известен был не только образованным классам, но и низшим, особенно торговым людям и был во всеобщем употреблении в самом Риме. Тертий тоже мог знать этот язык и может быть он сам был грек, только носил латинское имя, что тогда было не редким явлением (Иванов, стр. 133).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 229-230.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •