Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Сосипатр.

Касательно этого апостола, равно как и Иасона, возникает недоразумение. Один ли Сосипатр или Сосипатр был в числе спутников и учеников ап. Павла или два? В послании к Римлянам aп. Павел приветствует Римских христиан от лица Сосипатра, называемого как и Иасон сродником (XVI, 21) и в числе спутников ап. Павла от Aсии до Троады упоминается Сосипатр Пирров из Берии (Деян. XX, 4). Послание к Римлянам написал в 59 (или 58) ап. Павел, находясь в Коринфе, где, в то время как видно, находился и Сосипатр (XVI, 21), но он, говорят в тоже время (58 и 50 г.), не мог быть спутником ап. Павла в Иерусалиме, куда направлял путь спой ап. Павел, (Деян. XX, 16). Далее, Сосипатр, сопутствовавший ап. Павлу до Троады (а может быть и далее — Деян. XX, 5), был родом из Берии (Верия: “Беритянин или Веритянин”), а между тем, как Сосипатр, сродник ап. Павла, говорят, должен быть из, Тарса (или вообще из Киликии) а Тарс и Бepиa находятся между собою в большом разстоянии (Migne. Dictionnaire de la Bille t. IV 605 p.). Но церковные предания таким образом считают Сосипатра из Берии за одно лицо с Сосипатром, сродником св. ап. Павла, тем болee, что трудно сказать в каком смысли апостол называл Сосипатра своим сродником? Может быть, Сосипатр, как иудей, назван св. Павлом сродником по происхождению от одного народа, так как св. апостол всех вообще иyдеев называет сродниками. Может быть, Сосипатр и Павел происходили из одного колена (Вениаминова) или даже по принадлежности к одной религии (христианству), или просто потому, что они (Павел и Сосипатр) соединены между собою дружбой, или, наконец Сосипатр мог быть назван от an. Павла сродником по обращении из иудейства, или язычества. Ориген думает, что Сосипатр Пирров из Берии был язычник, эллинист. Во всяком случай вопрос о родстве св. Сосипатра с ап. Павлом остается открытым… В житии св. ап. Иоанна Богослова упоминается под конец его пребывания на о. Патмосе Сосипатр, но этот совершенно отличный от Сосипатра апостольских Деяний и послания к Римлянам. Он, (т. е. последний Сосипатр) в конце 1-го века (а может быть в начале 2-го) был еще доброзрачный и смышленый юноша, сын богатой и красивой женщины (вероятно Проклании — Проклинии, см. Четьи—Минеи 26 сентября, 95 л.). Св. Сосипатр, принадлежащий к 70 апостолам, был сын никоего Пирра, родом из Берии; может быть, происходил от языческих родителей и не был природным иудеем. Находился ли он в каком родстве с ап. Иасоном, неизвестно; по его имя и ап. Павлом поставлено (в послании к Римлянам с Иасоном вместе: “Целует вас и Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои” (XVI, 21) и по церковному преданию, они представляются вместе путешествующими и проповедующими слово Божие. Восточная церковь считает св. Сосипатра епископом г. Иконии (этот город находился внутри Малой Азии, близь г. Дервии и Листры и причислялся то к Писидии, то к Ликаонии, то к Фригии и был некогда главным городом Ликаонии (Деян. XIII, 51; XIV, 1 и др.). Где и когда св. Сосипатр сошелся с св. Иасоном, неизвестно, но по Четьи Минейним сказаниям оба эти апостолы вместе с особенной ревностью проповедовали о Христе в разных странах. Во время своих путешествий они достигли острова Корциры (ныне остров Корфу), гдe создали (на о. Вида), прекрасную церковь во имя св. Первомученика и архидиакона Стефана. На этом острове обратили многих язычников к христианской церкви; оклеветанные за это жрецами пред царем (?) острова Корциры, были им заключены в темницу, гдe своим богодухновенным учением привели к святой вере находившихся там семь разбойников (Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия и Маммия), которые вскоре за исповедание Христа приняли мученический венец (память их 28 апр.). С ними же пострадал темничный страж. Св. апостолы после этого преданы были на мучения; видя их страдания и мужество в терпении оных за Христа, дочь царя Керкира также приняла св. веру; ни угрозы, ни ласки отца, ни позор, которому она предана была, ни самые мучения не могли отклонить ее от Христа и она кончила свою жизнь мученичеством. Разгневанный за обращение в христианство дочери Корцирский царь стал жестоко преследовать и всех христиан на острове, но вскоре утонул, а св. Иасон и Сосипатр, освобожденные от темничных уз, свободно проповедывали о Христе. Вскоре, впрочем, по приказанию нового царя острова Корциры. были схвачены и преданы страшным истязаниям и мучениям; видя их мужественное перенесение оных, и также чудеса, царь и народ уверовали во Христа; св. Иасон и Сосипатр построили церкви, поставили пастырей — пресвитеров, над коими первым епископом был Иасон, а св. Сосипатр возвратился в Иконию, где в маститой старости скончался в мире (а по другим сказаниям мученической кончиной он запечатлел свои апостольские труды). Память св. Иасона и Сосипатра в Православной церкви совершается 28 апреля, но в службе этого дня св. Сосипатр не упоминается, а также 4 января в Соборе св. 70 апостолов. — У католиков память св. Сосипатра положена 24 июня.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 225-227.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •