Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Сосфен.

Этот апостол упоминается в Апостольских Деяниях (XVIII, 17), в 1-м послании к Коринфянам (1, 1) — в приветствии вместе и Сосфен брать. Во время второго путешествия (в 53—54), ап. Павел из Афин прибыл в Коринф, где временно жил у Акилы и Прискиллы (Деян. XXIII, 1, 2), а по прибыли Силы и Тимофея апостол, вероятно, вследствие тесноты помещения в доме Акилы, перешел к некоторому чтущему Бога человеку именем Иусту, дом которого находился близ синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим; многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились (Деян. XXIII, 7, 8). И пробыл св. Павел в Коринфе полтора года, поучая Коринфян слову Божию. Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, иудеи единодушно напали на Павла (за его благовестие о Христе) и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал приведшим к нему Апостола: “Иудеи! Если бы какая нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спорь об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьею в этом”. И прогнал их от судилища. После сего все еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги (вероятно, он был преемник Криспа по заведывании синагогой, или может быть он начальствовал в другой синагоге, так как в Коринфе много жило иудеев, которые, конечно, имели несколько синагог), били его пред судилищем, и Галлион ни мало не беспокоился о том (Деян. XXIII, 12 — 17). Вероятно, иудеи своими жалобами беспокоили не раз уже правителей Ахаии, а потому Галлион, желая наказать беспокойных евреев, не обращал должного внимания на побоища подобного рода. Ап. Павел после этого случая, пробывши довольно дней, простился с братьями (учениками) Коринфской церкви и отплыл (из Коринфа) в Сирию; с ним отправились Акила и Прискилла и, вероятно, Сосфен, принявший христианскую веpy от св. Павла, из опасения новых оскорблений от врагов христианства, отправился к Апостолу и жил при нем; по крайней мере сопребывание Сосфена с ап. Павлом в Ефесе не подлежит сомнению. Из этого города в 55 году апостол Павел написал свое первое послание к Коринфянам и в этом послании приветствует Коринфских христиан и от имени, их согражданина, Сосфена. „Павел, волею Божией призванный Апостол Иисуса Христа и Сосфен, брат церкви Божией, находящейся в Коринфе... Благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (I Коринф. I, 1. 3). Более в свящ. книгах Нового Завета не встречается имя св. Сосфена. В списках св. 70 Апостол, (у Дорофея и др.) имя Сосфена упоминается. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского (на основании Дорофеева сказания) сообщается о Сосфене следующее: “Сосфен святый, иже по Kриспе святом начальник сый собору иудейскому, Павломъ святым к вере обращен, о нем же пишется в Деяниях апостольских (XXIII, 17): Емше же вси еллины Сосфена: начальника собора, бияху пред судилищем, его же воспоминает и сам Павел святый купно с собою в епистолии к Коринфянам, начинаемой сице: Павел званный Апостол Иисус Христов, волею Божиею и Сосфен, брат. Бысть епископ в Колофонии” (Январь. Киев, 1884 л. 45). Евсевий в Церковной истории (кн. 1 гл. 5, стр. 45) пишет: “Имена Апостолов (12) Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет. Говорит, впрочем, что одним из них был Варнака... К ним же (70) принадлежал, говорят, и Сосфен, вместе с Павлом, писавший к Коринфянам”. Но невероятно, чтобы Сосфен, писавший с Апостолом к Коринфской Церкви, через 20 лет (или более), по своем избрании Самим Господом (Лук. X, I) в Апостолы, был начальником иудейской синагоги в Коринфе. Вероятно, Сосфен, упоминаемый Евсевием, был совершенно другое, отличное от Сосфена (Коринфского), лицо. Св. Сосфен впоследствии был епископом в г. Колофонии в Малой Азии; когда и какою смертью он скончался, неизвестно. В Православной церкви его память 8 декабря вместе со св. Аполлосом и друг.; а также 4 янвяря в соборе 70 Апостолов. У католиков память его 28 ноября. Некоторые толкователи св. Писания обращают внимание на то, почему Еллины били Сосфена, начальника синагоги. Одни (Фаррар 631 стр., Гроций, Каэтан и др.) считали его (Сосфена) главным предводителем попустивших и других иудеев вести св. ап. Павла к Галлиону, и Еллины (язычники), видя неблагосклонное отношение своего градоначальника, воспользовались удобным случаем, чтобы накопившуюся у них на иудеев злобу излить на Сосфена как виновника возмущения иyдeев, а другие думают (Златоуст, Феодорит, Экумений), что бившие Сосфена были не еллины, а иудеи, что, прогнанные Галлионом вздумали наказать Сосфена, по их мнению, тайного друга Павла допустившего ему проповедовать в Синагоге. Допускающие второе мнение полагают, что этот Сосфен одно лицо с Сосфеном, упоминаемым в 1-м Послании к Коринфянам (I, 1).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 384-386.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •