Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Пармен.

Об избрании Пармена в диаконы в Апостольских Деяниях (гл. VI, 1—7) повествуется так: „в те дни, когда умножились ученики (Господа), произошел у эллинистов (евреев из языч. стран) ропот на (природных, палестинских) евреев за то, что вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздавании пищи (в содержании). Тогда двенадцать апостолов, созвавши множество учеников, сказали: “не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах. Итак, бpaтиe, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных св. Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова”. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена и Николая Антиохийца”, обращенного из язычников; их поставили пред апостолами, и сии помолившись, возложили на них руки, и слово Божие росло, и число учеников умножилось в Иерусалиме”. Св. Пармен с особенным усердием исполнял поручения апостолов и ревностно служил при трапезах, но в скором времени еще до рассеяния апостолов из Иерусалима для проповеди, мирно скончался. В службе св. апостолам 28 июля сказано: “Великий Пармена пред очима апостолов успе, совершив с тщанием теплым Божественное служение” (3-й стих, 5-й песни канона). Впрочем, есть мнение, что св. Пармен проповедовал Евангелие в Македонии и свои апостольские труды запечатлел мученическою кончиною. Адон относит кончину св. Пармена к царствованию Императора Траяна (117). Память св. Пармена совершается 4 января в Соборе 70 апостолов и 28 шля вместе с другими Диаконами—апостолами (Прохором, Никанором и Тихоном).

Примечание.

Седьмой диакон, избранный апостолами, для служения при трапезах, был Николай, родом из Антиохии. Его имени нет ни в соборе св. 70 апостолов, кроме Дорофеевского списка, ни в Церковной службе, ни в православных месяцесловах и святцах и некоторые из церковных писателей (св. Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, блаж. Иероним и др.) считают диакона Николая основателем и начальником секты николаитов, учение и жизнь которых обличает св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе (II, 6 и 15). В последнем стихе Господь говорит Ангелу Пергамской церкви: “есть у тебя держащееся учения николаитов, которое я ненавижу…” Выше в 14 стихе говорится о держащихся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали с Моавитянками (Числ. XXIV). Предполагают, что диакон Николай неправильно понял учете Иисуса Христа о любви и свободе. христианской и был проповедником свободной разнузданной плотской любви, разврата. О появлении подобных лжеучителей (принадлежали ли они к ученикам Николая диакона, или другого какого либо лица) упоминается в посланиях ап. Петра (2 Петр. II, 2) и Иуды (ст. 4) Блаж. Иероним в письме к Илиодору пишет: “не все епископы — истинные епископы. Ты обращаешь внимание на Петра, но не забудь Иуды. Ты имеешь в виду Стефана, но взгляни и на Николая, которого Господь осудил изречением в Апокалипсисе как виновника постыдных вымыслов и основателя ереси Николаитов” (Творения. Киев 7 кн I. 1893, стр. 39; 74, 88 стр.). Впрочем, Климент Александрийский (у Евсевия Церк. История кн. 3, стр. 29) свидетельствует, что диакон Николай был строгой и благочестивой жизни, имел жену и детей, и его дочери состарились в девстве. Его слова: “надобно плоть употреблять назло, т.е. пренебрегать плотью, не дорожить ею, не поблажать ей, обуздывать ее, было ложно понято сектантами; сам же Николай был, как строгий аскет, чужд такого превратного мнения. О Николае см. А.Жданов. В Чтениях Московского общества любителей духовного просвещения. 1890 г. Откровение Господа о 7-ми Антиохийских церквах”.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.1. – с. 372-374.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •