Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Онисифор.

О св. апостоле Онисифоре упоминает св. Павел в 2-м послании к Тимофею. “Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но был в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день, и сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь”. (I, 16—18). В Четьи Минеe св. Димитрия Ростовского о блаж. Онисифоре сказано: „Онисифор святый, его же воспоминает Павел святый в 2-м послании к Тимофею, глаголя: да даст же милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокой и вериг моих не постыдися: бысть епископ в Колофоне и в Киренеи” (янв. 4 л. 45). В Апостольских Деяниях нигде, не упоминается, что он был житель Иконии и обращен ко Христу ап. Павлом в первое путешествие, совершенное им с Варнавою и некоторое время прожил в его доме (45 — 46 г.). Проживая в Иконии, апостолы довольно времени безбоязненно действовали о Господе во свидетельство слову благодати своей, творил руками их знамения и чудеса (Деян. XIV, 1, 3.). Между обращенными в христианство была молодая (18 лет), красивая девица, благородного рода по имени Фекла, уже считавшаяся невестой знатного и богатого юноши Фамира. Мать св. Феклы Феоклия и Фамир ласками и угрозами не могли убедить Феклу оставить христианство и вступить в супружество. После сего Фамир принес жалобу на ап. Павла и Варнаву, что они отвращают граждан от почитания богов и чарами своими увлекли его невесту в свое учение. И народ в Иконии разделился: одни были на стороне врагов ап. Павла (иудеи), а другие на стороне апостолов и последние преодолели (Деян. XIV, 4.); до расследования жалобы Фамира и клеветы взнесенной на апостолов, они были, по повелению князя, заключены в темницу, куда, ценою золота и своих украшений проникла св. Фекла и была наставлена св. Павлом в истинах христианской церкви (Златоуст, Беседа 25 на Апостол. Деяния). Князь по допросе св. Павла приказал изгнать его с Варнавою, а равно и Онисифора с его семейством из города Иконии и они отправились оттуда в ближайшие города — Листру и Дервию (Деян. XIV, 6. См: житие св. первомученицы Феклы 24 сент.). Но был ли Онисифор житель Иконии одно и тоже лице с Онисифором Ефесским — трудно решить, хотя большинство толкователей Св. Писания считают Онисифора Иконийского тожественным (лицом) с Онисифором Ефесским. Вероятно, Онисифор, изгнанный своею семьею из Иконии в 45—46 году, впоследствии перешел в Ефес и там, может быть, поселился и жил. Ап. Павел в первый раз посетил Ефес под конец своего третьего путешествия (56—58 г.) и прожил довольно долго (около двух лет (Деян. XIX, 10) и здесь много терпел оскорблений от злобных иудеев и язычников, особенно после возмущения, произведенного среброковачем Димитрием и, вероятно, ап. Павел с своими спутниками подвергался темничному заключению; в это то время Онисифор, отличавшейся, при своей природной доброте сильною привязанностью к своему учителю не раз посещал ап. Павла в его узах, о чем св. Павел писал к Тимофею: “Ты знаешь, сколько Онисифор служил мне в Ефесе, о чем ты лучше (других) знаешь” (2 Тим. I, 18). Хотя в Апостольских Деяниях и Посланиях ап. Павла не говорится о заключении его в Ефесе в темницу, но местное предание и до настоящего времени между развалинами этого города указывает место где находился в узах св. апостол. Ап. Павел в 2-послании к Тимофею каковое послание написано несколько месяцев до кончины (66 или 67), с особенною благодарностью воспоминает о посещении его Онисифором во время заключения в темницу. Ап. Павел, два раза подвергался темничному заключению в Риме (первый раз в 63—64, см. Деян. XXVI, 32, а во второй — в 66 или 67). Здесь следует разуметь вторые узы апостола в Риме, что можно усматривать из содержания 2-го послания к Тимофею. Ап. Павел отправил от себя в Ефес Тихика (IV, 12) со своими посланиями к Ефесянам, Колоссаям и Филимону (Колос. IV, 8). Тимофей и Марк приглашаются апостолом к себе, очевидно, во 2-й раз. Димас, от имени которого он шлет приветствие Колоссянам (IV, 14), теперь оставила апостола, возлюбив нынешний век (2 Тим. IV, 10), а все это могло быть только по написании вышеупомянутых посланий; далее апостол во время путешествия (уже 4-го, не описанного в Апостольских Деяниях) через Крит, Палестину, Малую Азию, Македонию и Коринф, он оставил в Милете больного Трофима, в Троаде — свои книги, а в Коринфе — Ераста (IV, 13, 26); во время сего заключения в узы в Риме, ап. Павел уже не надеялся на свое освобождение и готовился к смерти (IV, 6, 7), тогда как, находясь в первых римских узах, он высказал твердую надежду на освобождение (Филип. I, 25; II, 25) и просил Филимона приготовить ему помещение (Филим. 22 ). Неожиданно схваченный в доме, Карпа (в Троаде), св. апостол под конвоем был препровожден в Рим и во время пути в столицу его постепенно оставляли спутники; одни — по разным поручениям его самого (Тихик, Ераст), а другие, предвидя печальный исход св. Павла — добровольно из любви к земным благам, как Димас, Фигелл и Ермоген (I, 15), что особенно огорчило его (IV, 10) и в Риме, во время темничного заключения с апостолом был только один “возлюбленный врач” Лука (IV, 10). В такое тяжелое и безвыходное положение апостола, всеми оставленного, — неожиданно посетил добросердечный Онисифор. Узнавши о заключении своего учителя, Онисифор отправился в Рим, и в этом городи, переполненном узниками, при управлении Империей подозрительного и жестокого Нерона, посещение таких узников, как св. Павел, главы ненавистных для язычников христиан, было делом не безопасным, но Онисифор все это прозрел и под опасением лишения своей жизни, он pешился, во что бы то ни стало, отыскать св. Павла; (сам апостол пишет о св. Онисифоре, что он был в Риме с великим тщанием искал меня и нашел" (2 Тим. I, 17). Понятно, радость свидания с ап. Павлом, с добрым, готовым на всякое самопожертвование своим учителем, — Онисифор готов был переносить всякий позор и наказание, лишь бы облегчить положение дорогого для него и великого узника. Он несколько раз приходил к ап. Павлу, ободрял его своими беседами, утешал его своим сердечным участием, чего особенно жаждала душа св. Павла, почти всеми оставленного. Предполагают некоторые, что Онисифор в Риме еще до кончины апостола, умер (и, может быть, насильственной мученической кончиной ради св. Павла) и потому будто бы св. апостол пишет к Тимофею передать приветствие не самому Онисифору, а его семье — “дому Онисифора” и выражает пламенное желание, чтобы он, Онисифор, обрел у Господа в оный (последний) день (общего суда) милость Божию (2 Тим. I, 18). По преданию православной Церкви Онисифор пережил св. апостола Павла и впоследствии был епископом. Ап. Павел пишет (чрез св. Тимофея) приветствие семейству Онисифора, жившему в Ефесе, потому что он находился в Риме, при самом апостоле, а благожелание, приписываемое св. Павлом Онисифору обрести в день оный (день суда) милость Божию, было последствием искренней благодарности св. апостола, уже предвидевшего свою кончину, а потому уже не имевшего чем на земле воздать ему (Онисифору), как только пламенною молитвою о спасении его души”. Как сам Онисифор, замечает св. Иоанн Златоуст, оказал милость апостолу, так и ему апостол желает получить то же самое от Бога; (Беседа 3-я на 2 послание к Тимофею стр. 39). По кончине св. ап. Павла Онисифор возвратился на родину; затем был епископом сначала города Колофона, в Лидии, северозападной части Малой Азии, а затем в Коринфе, главный город Киринейской области в Ливии, по cеверному берегу Африки, на западе от Египта). По мнению некоторых, св. Онисифор был епископом Кесарии (но какой — Палестинской или Капподикийской — неизвестно). Скончался он мучеником в г. Парии на берегу Геллеспонта, куда отправился со своим рабом Порфирием для проповедания евангельского учения среди тамошних язычников; но был схвачен и приведен в идольский храм, где принуждали его воскурить фимиам языческим богам, а затем выполнив требование идолослужителей, св. Онисифор был подвергнуть жестокому биению, после сего Онисифора привязали к хвосту лошадей; и был влачим по земле, пока не испустил свой дух. По римскому мартилогу день кончины его считается 16 сентября, а православная Церковь чтит память св. Онисифора, вместе с Еводом, 7 сентября, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. Вместе с Онисифором пострадал и его слуга Порфирий. В Апокрифическом сказании о Деяниях св. ап. Андрея и Петра упоминается Онисифор, но это, конечно, другой (см, Журнал Министерства Народного Просвещения, 1878 г. Январь, Русско-Византийские отрывки Васильевскаго, стр. 75—76).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 239-243.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •