Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Нимфан.

О Нимфане как и об Еввуле нет упоминаний ни в списках 70 Апостолов, ни в славяпских Четьи Минеях, но он по греческим Менологиям причисляется к 70 Апостолам и память его, как и Еввула, совершается 28 февраля. Имя Нимфана упомянуто св. ап. Павлом в послании к Колоссянам (IV, 15): “Целуйте братию сущую в Лаодикии и Нимфана и домашнюю его церковь”. Из этого толкователи свящ. Писания предполагают, что Нимфан был родом из Лаодикии, и судя по его имени был грек (имя Нимфана, сокращенное от Нимфадора) (по Ликгтону и Шенкелю), а не иудей. Так как имя Нимфана поставлено во главе Лаодикийской христианской общины, то думают, что он был предстоятелем, (а впоследствии и епископом) Лаодикийской церкви, а в то время, когда писано было Послание, вероятно, он, за отсутствием Епафраса, заведовал делами в Колосской церкви. Апостол Павел, кроме самого Нимфана, приветствует и домашнюю его церковь, под которою некоторые толкователи, преимущественно древние, разумели его семью, но вернее, что дом Нимфана служил местом богослужебных собраний Лаодикийских христиан, как дом Акилы и Прискиллы в Ефесе (I Кор. XVI, 19) и Риме (Римл. XVI, 3), или как дом Филимона в Колоссах (Филим. 2 и др.). “Целуйте братию, сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь”. Посмотри, говорить св. Иоанн Златоуст в 12-й беседе своей на послание к Колоссянам, как он (ап. Павел) их (Лаодикийцев и Нимфана) сближает, как призывает их друг к другу, он не только посылает им с этою целью привет, но ведет с ними переписку. А потом еще он показывает расположение к Нимфану тем, что обращается к нему особо и делает не без намерения, но чтобы и в других пробудить соревнование; ведь это что-нибудь да значить, когда кого либо отличают от других, из его (Апостола) слов видно, что Нимфан человек был знаменитый, так как дом его служил церковью” (Твор. св. Златоуста, С.-Петербург, 1859. 191 стр.). Вслед за приветствием Лаодикийцев и Нимфана с его домашнею церковью, ап. Павел делает такое распоряжение: “и егда прочтется послание сие у вас, сотворите, да и в Лаодикийстей церкви прочтено будет, и написанное от Лаодикии да и вы прочтете” (Колос. IV, 16). На основании этих слов Апостола, со второго еще века стало известным послание св. Павла к Лаодишйцам, но Тертуллиан, Епифаний прямо называют его подложным; таково мнение было св. Иоанна Златоуста, блаж. Иеронима, Феодорита и др. “Некоторые справедливо утверждаюсь, пишет св. Иоанн Златоуст, что здесь разумеется не послание ап. Павла к Лаодикийцам, а их послание к ап. Павлу; в самом деле апостол не сказал ведь: “написанное к Лаодикийцам”, но говорит так: “написанное от Лаодикии” (Беседы на послание ап. Павла к Колоссянам. Спб., 1839. 191 стр.). Блаж. Феодорит пишет: “иные предполагали, что ап. Павел писал к Лаодикийцам; посему и представляют подложное послание. Но апостол сказал: “написанное от Лаодикии”, а не в Лаодикию. Ибо Лаодикиане писали к апостолу о чем то, вероятно: или обвиняли Колоссян за то, что у них произошло, или страдали одною с ними болезнью. Потому и велел апостол прочитать послание и им”. (Творения блаж. Феодорита. Москва, 1851. ч. VII, стр. 514). Послание к Лаодикийцам (написанное будто бы ап. Павлом) переведено на русский язык, оно помещено Л.С.Норовым в его Путешествии к Апокалипсическим церквам, а также в Приложении к Русскому Паломнику. Где и какою смертью скончался св. Нимфан — неизвестно. У Никодима (Греч. Синаксарь) впрочем замечено, что Нимфан, как и Еввул, скончался в мире. Память их в греческой церкви 28 февраля. Имени св. Нимфана нет в службе Собору св. 70 Апостолов в январской Минее, но оно упомянуто в службе особо изданной в Киеве (1899 г.).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 582-584.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •