Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Наркисс.

Ученые (Неандер, Целлер и др.), на том основании, что ему наравне с другими ап. Павел в Послании к Римлянам шлет приветствие, не самому Наркиссу, а его домашним (“Целуйте же от Наркиса о Господе” (XVI, 11). Приветствуйте из домашних Наркиса тех, которые в Господе) Предполагают, что Наркисс или Нарцисс был известный любимец Нерона, вольноотпущенник, который, благодаря своему патрону, имел много рабов, среди которых были и христиане, которым ап. Павел посылает свое приветствие. Есть, пожалуй, достаточные к такому предположение основания:

1) посылая им приветствие сущим от (дома) Наркисса, а не самому Наркиссу, подобно, как тоже апостол в послании к Филиппийцам написанном, им в Риме, шлет христианам Филиппийской церкви от дому Кесаря (т. е. Императора, IV, 22);

2) ап. Павел приветствует “сущим от Наркиссова” (его дома) не всех, а только тех, которые веруют в Иисуса Христа, что обозначается словом “о Господе”. Как из Кесарева дома некоторые писатели (Дорофей Тирский и др.) сделали собственное имя Кесаря, так и из домашних придворного Наркисса (Нарцисса) образовали новое лицо Наркисс. Как Кесаря, так и Наркисса те же писатели обратили в апостолов от 70. Имя Наркисс (Нарцисс) было весьма употребительное в век апостольский. В Риме из придворных — вольноотпущенных носили имя Нарцисса, кроме любимца Неронова, также любимец императора Клавдия. Между учениками и спутниками св. апостола известно несколько лиц с этим же именем: 1) Наркисс — спутник ап. Андрея Первозванного (И. И. Малышевского “Спутники св. ап. Андрея” в Трудах Киев. академии, декабрь, 1889 г.); 2) Наркисс, спутник Филиппа (апостола из 12-ти), которого он как почтенного и достойного мужа, поставил епископом в одном из городов Греции, (вероятно, в Афинах); 3) Наркисс, домашних коего приветствует ап. Павел; если будет отвергнуто мнение о тожестве этого Наркисса с придворным императора Нерона, то последний Наркисс, приветствуемый ап. Павлом, по греч. Минеям (Синаксарь Никодима) был поставлен ап. Павлом во епископы в Афины. Ап. Андрей также своего спутника поставил во епископы в Патрах (или Афинах). Таким образом выходить, что все три апостола Андрей, Филипп и Павел поставляют во епископа Наркисса и в одно и то же место: очевидно, что эти три Наркисса могут быть соединены в одно лицо. У архиепископа Сергия (Полный Месяцеслов, Замет. 31 октября) о Нарциссе сказано, что он после ап. Андрея Первозванного, вероятно, продолжал в Патрах проповедническую его деятельность. В службе св. апостолов, память коих совершается в православной церкви 31 октября несколько раз (8) воспоминается имя Наркисса и называется божественным и всеблаженным учеником Христа, проповедником Пресвятой Троицы, просвещающим сущих во тьме, Христовым апостолом и пр.; во 2-м стихе 6-й песни канона Наркисс называется „председателем (епископом) Афинян”. „Милости водителя Бога проповедал еси, и лести свободил еси, божественный Наркисс, душы благочестивых, великий быв Афинян председатель и насадитель садов красных, богоблаженне”. В Восточной церкви св. Наркисс воспоминается 31 октября и 4 января; у католиков память его положена также 31 октября.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 389-390.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •