Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Лин.

Св. апостол Лин упоминается во 2-м послании ап. Павла к Тимофею (IV, 21): “Целуют (приветствуют) тебя (Тимофея) Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и вся братия”. Это послание писано было в Риме ап. Павлом во время вторых уз, незадолго до кончины (66—67); из этого можно заключать, что св. Лин жил в Риме и, по церковному преданию, был римским епископом. Евсевий (Церк. Ист. III, 2) пишет, что “после мученической кончины Петра и Павла (67) первый, получивший жребий епископства римской церкви, был Лин. О нем упоминает Павел”. По мнению одних (Ириней и др. см. Синаксарь Никодима), св. Лин во епископа был поставлен св. Павлом, а но другим (Тертуллиан, Руфин, св. Епифаний и др.) ап. Петром, который будто бы разделил римскую церковь на две, половины, одну поручил Лину, а другую Клименту. Св. Епифаний свидетельствует, что св. Климент председательствово римской церкви имел после, Лина и Анаклета. Св. Иоанн Златоуст пишет в толковании на 2 послание к Тимофею: “об этом Лине некоторые говорят, что он был вторым после Петра епископом Римской церкви” (40 беседа 148). По римскому Бревиарию св. Лиин управлял римскою церковью при жизни ап. Петра как его викарий, а по смерти его св. Лиин был самостоятелным епископом Рима. По древнему каталогу римских пап, св. Лиин был родом из Этрурии, сын Геркулана; отец отправил Лина из г. Вольтерры в Этрурии в Риме для образования и здесь был обращен ап. Петром в христианство и им же был рукоположен во епископа за искреннее благочестие и замечательное красноречие. Св. Лин прославился даром чудес, исцелял больных, воскрешал мертвых; он крестил Назария, впоследствии знаменитого мученика (см. 14 октября); ему приписывают запрещение женщинам являться в церковь к богослужению без покрывала. Св. Лин, по римскому Бревиарию, скончался мучеником, он, по доносу Сатурнина, дочь которого освободил от злого духа, был усекнут мечем; тело его было погребено в Ватикане близ гробниц ап. Петра и Павла; правил Римскою церковью по мнению одних, два года, по мпению других — одиннадцать лет. Некоторые ученые думают, что св. Лин скончался мирно. Память его в Римской церкви 23 сентября, (а также 26 ноября). Св. Лину приписывается составление Истории ап. Петра (именно, повествование о прении апостола с Симоном волхвом. Мученические акты св. ап. Петра и Павла (напечатанные в Bibliotheca Patrum, Париж 1644. t. VII) не принадлежать св. Лину. В церковной летописи архимандрита (епископа) Арсения о св. Лине сказано следующее: “вероятно, в 61 г. ап. Павел рукоположил первого епископа в церкви Римской, св. Лина, своего ученика (Ириней, Contra haereses кн. III, 3 Евсевий, Церк. Ист. кн. III, 2). В 67 г. ап. Петр по свидетельству Тертуллиана (De praescript. 32) рукоположил для церкви Римской третьего епископа (после Лина и Анаклета) Климента; таким образом, выражаясь по Иринею (Против ересей, III, 3), “славнейшие два апостола, Петр и Павел основали и устроили церковь в Риме”. Конечно, замечает архимандрит Арсений, Анаклет и Климент были помощниками Лина, или же занимались проповедью слова Божия. Подобно и в Тавромене еще за год пред тем ап. Петр рукоположил Максима во епископа в помощь св. Панкратию. Годом кончины (мирной а не мученической) полагается 79-й (архим. Арсений, Церк. Летоп. 26 и 31 стр.). В богословском Словаре Миня (Dictionnaire cle la Bible, t. Ill, 154) сообщаются такие сведения о св. Лине: “Лин, о котором говорит ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (IV, 21), был, по мнению одних, сын Клавдия, о котором упоминается в 21 стихе 4-й главы в 2 посл. к Тимофею. Евсевий, Оптат, св. Епифаний, Августин, Иероним, блаж. Феодорит уверяют, что Лин был непосредственным преемником ап. Петра по Римской кафедре). Он правил церковью 12 лет и несколько месяцев. Апостольские Постановления (VII, 46), говорят, что задолго до смерти ап. Петра, Лин был посвящен ап. Павлом во епископа в Риме. Руфин (Recognotiones. 395) утверждает, что св. Лин и Анаклет при жизни св. ап. Петра и Павла, были епископами (или викариями, помощниками их) и управляли Римскою церковь в их отсутствие и что ап. Петр незадолго пред своею смертью избрал на Римскую кафедру Климента. Св. Епифаний (Contra hacres.) пишет, что Климент по своей скромности, не принимал на себя управление делами Римской церкви, пока были живы св. Лин и Анаклет”. Из всего вышесказанного видно, как недостаточны сведения о св. Лине. В православной восточной церкви память св. Лина совершается 5 ноября совместно с памятью св. Патрова, Гаия, Ерма и Филолога, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В Путеводителе по святыпям Рима Влад. Мордвинова замечено, что хотя Diarium Romanura уверяет, что мощи св. Лина в настоящее время почивают в Ватикане в соборе, св. ап. Петра, но в действительности никто, даже члены местного причта, не могут указать место, где находятся его мощи (Дух. беседа. 1874, № 10).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 409-412.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •