Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Крискент.

Св. апостол Крискент (или Криск) был спутником и учеником ап. Павла, как видно из 2 послания его к Тимофею (IV, 10). Св. ап. Павел, находясь в Риме, во время вторичного заключения в узы, писал к возлюбленному своему ученику, св. Тимофею, Ефесскому епископу, — в предчувствии скорой кончины от жестокого гонения на христиан при Нероне. “Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало; а потому постарайся придти ко мне скоро” (2 Тим. IV, 6, 9). Сопровождавшие св. Павла из Троады, где он внезапно был схвачен врагами Христовой веры, постепенно оставляли его; так писал ап. Павел: “Димас оставил меня, возлюбив нынешней век и пошел в Фессалоники (Солунь). Крискент в Галатию, Тит в Далмацию; один Лука со мною” (2 Тим. IV, 10). Это единственное упоминание в книгах Священного Писания Нового Завета о Крискенте показывает, что он был спутником св. Ап. Павла, и, на основании слов, “Крискент пошел в Галатию”, церковное предание предполагает, что он (Крискент) ушел из Рима не добровольно, а по поручению ап. Павла и, вероятно, для проповеднических трудов в Галатию, в которой впоследствии был епископом (Апостольские Постановления, VII кн., гл. 46). Галатия, иначе Галло-Греция, была область Малой Азии, сопредельная с Пафлагонией (к северу), Фригией (к западу), Ликaoниeй (к югу) и Понтом (к востоку). Название свое получила от воинственного племени Гальского и Кельтического происхождения; эти племена около 280 г. вторглись в Фракию и частью пробрались в Малую Азию. Впервые они услышали слово Божие от ап. Павла, во время второго его путешествия (Деян. XVI, 6); по случаю постигшей здесь болезни (Галат. IV, 13), св. Павел оставался в Галатии несколько времени. Галаты, по словам самого ап. Павла, приняли его, как ангела Божия (IV, 14) и, отказавшись от язычества, приняли евангельское учение (IV, 8; V, 7); в третье путешествие ап. Павел из Антиохии снова отправился в Галатию, для утверждения новообращенных (Деян. XVIII, 23; XIX, 1). Таким образом основание и устройство Галатийской церкви принадлежит ап. Павлу (Галат. I, 6, 8, 11). Можно думать, что св. Крискент был родом из Галатии, так как апостолы большею частью избирали для епископской кафедры туземцев и, вероятно, был обращен ко Христу ап. Павлом в первое посещение Галатии (IV, 13-14). В некоторых манускриптах говорится, что Крискент отправился (из Рима) в Галлию, а не в Галатию (св. Епифаний, блаж. Феодорит и др.). Евсевий в Церковной Истории (кн. III, гл. 4, стр. 107), сказавши о первых преемниках. апостолов, продолжает: “Из прочих спутников Павла, по свидетельству самого апостола (?) Крискент отправлен был в Галлию”, при чем ссылается на 2 послание к Тимофею, где сказано “Κρησκης επορευθη εις Γαλατιαν”, т. е. “Крискент отправился в Галатию”. По исследованию ученых, слова “Галатия” и “Галлия” у экзегетов св. Писания употреблялись безразлично (как напр. у блаж. Феодорита, Евсевия, Иеронима и др.). В позднейшее время (не позже 4-го века) стали читать “в Галлию (а не в Галатию) отправился св. Крискент”. Галлия — нынешняя Франция и католические ученые приурочивали проповедь Крискента не к Галлии собственно, а к г. Майнцу, так как этот город соединен был и близостью расстояния и политическими связями (Гризбах, Гефеле, Роттберг и др.). Но в последнее время стали утверждать, что Крискент после проповеди в Галатии, отправился в сродную этой страна Галлию (из которой переселенцы первоначально населяли Галатию) и в Вьенне (в Галлии) он (Крискент) поставил епископом своего ученика, Захарию, а затем снова возвратился в Галатию, где скончался мученической смертью в царствование Траяна (ум. 117) (Целлер, Герцог и др.; см. у Солярского. Библ. Словарь, 2 т., 462, а также в Четьи Минее св. Димитрия Ростовского, 4 января. Жизнь и труды св. Апостолов. Москва. 1900 г. 279 ст., в Синаксаре (Киев 1884 30 июля) сказано; „о блаженном Крискенте апостол (Павел) пишет: Крискент отправился в Галатию (2 Тим. IV, 10). Св. Крискент был епископом Халкидона в Галатии. Память св. Крискента в православной церкви 30 июля и в Coборе св. 70 Апостолов 4 января. У католиков память его совершается 27 июня. В службе 30 июня св. Крискент называется “первопастырем Халкидона” (3-й стих 5-й песни канона) и прославляется “всепремудрым проповедником” (9 песнь канона).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 374-376.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •