Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Иасон.

В Апостольских Деяниях (гл. XVII) упоминается солунянин Иасон, в доме своем приютивший св. ап. Павла с его спутниками (Силою, Тимофеем и др.) во время второго его путешествия. Св. Лука описывает это событие так: “пришедши чрез Амфиполь и Аполлонию, они (Павел и его спутники) пришли в Солунь (Фессалоники), где была иудейская синагога. Павел по своему обыкновению вошел к ним и три субботы говорил с ними из писания, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из эллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало. Но не уверовавшие иудеи возревновавшие, взявши с площади некоторых негодных людей собрались толпою и возмущали город, и, приступивши к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не нашедши же их повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что это всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их и все они поступают против повеления Кесаря, почитая другого царем Иисуса. И встревожили народ и городских начальников слушавших это; но сии (т. е. начальствующие лица, получивши удостоверение от Иасона и прочих, отпустили их (XVII, 1—9). В послании к Римлянам (написанном в 59 г) ап. Павел, между другими христианами, написал приветствие и от Иасона: “Приветствуют вас (Римлян) Лукий и Иасон, и Сосипатр, сродники мои” (XVI, 21). Одно ли лицо Иасон, житель Солуни, в доме которого временно проживал Павел и Иасон его сродник? Некоторые различают их, но большинство толкователей Священного Писания считают Иасона сродника Павлова за одно лицо с Иасоном, жившим в Солуни. Св. Иоанн Златоуст, изъясняя 17 главу Апостольских Деяний, пишет: “удивителен этот муж (Иасон), подвергши себя опасности для спасения других, и таким образом он положил душу свою за Павла” (37 беседа на Апостольские Деяния). В греческих Минеях (Никодим Святогорец, на 24 число апреля) об Иасоне сказано, что “сей Иасон, коего апостол Павел в Послании к Римлянам называет своим сродником, принимал его (Павла) в доме своем в Солуни” (236 стр.). Преосвященный Феофан в Толковании к Римлянам (409 стр. 2-й ч.) замечает: “Иасон помянутый (в 21 стихи XVI главы) был Иасон, у которого останавливался св. Павел в Солуни. Когда восстали на св. Павла Солунские евреи, то, не нашедши его у Иасона, повлекли в суд самого Иасона, который сам там отплатился от беды”. Западные писатели также отождествляют Иасона сродника св. ап. Павла с Иасоном Солунским. Минь (Migne, Dictionnaire de la Bible) пишет: “Иасон, о котором говорится в XVI главе Послания к Римлянам, был хозяином дома, в котором проживал ап. Павел в Солуни (Деян. XVII, 7). Из послания к Римлянам видно, что он был родственником ап. Павла. Не многое известно из жизни св. Иасона. По Церковному Преданию (Греч. Синаксарь 28 апр. Пролог на тот же день и др.) св. Иасон был родом из Тарса Киликийского; вероятно это (предание) основывается на том, что он был родственником ап. Павла, а сей был родом из Тарса (Деян. XI, 25); по занятиям своим был ремесленник (и м. б. делатель палаток), впоследствии из Тарса переселился в Солунь, как в один из многолюдных и торговых городов Македонии, а в этом городе был целый квартал заселенный евреями. Благодаря хорошему сбыту своих изделий Иасон приобрел дом и затем на свои не скудны я средства построил синагогу. Во время 2-го путешествия (в 52—53 г.) ап. Павел, вероятно, по предварительному извещению из Филипп (или другого какого города), занял помещение в Солуни у Иасона, как своего сродника. Предполагают, что св. ап. Павел обратил его к Христовой церкви еще во время посещения своей родины с ап. Варнавою (в 44 г.). За принятие к себе в дом ап. Павла Иасон, как выше было сказано, подвергся оскорблениям со стороны злобных евреев, которые представили его как сочувственно относившегося к ап. Павлу и др. признававшим Иисуса царем вместо Кесаря; следовательно обвиняли и Иасона в оскорблении императора (crimen laesal Majestatis), но городские начальники, ознакомившись с делом, не усмотрели в деяниях и проповеди Павла и его спутников политического преступления, отобрали от Иасона подписку, чтобы на будущее время не принимал в своем доме лиц подозрительных и, вероятно, взявши с него (Иасона) денежную взятку, отпустили, (λαβοντες το ικανον, по замечанию Фаррара в латинском переводе равносильно выражению satis dotione acceptu). 0 взятии градоначальниками г. Солуни св Иасона (за временный приют у него ап. Павла) товорят многие и лучшие толкователи св. Писания (напр. св. Иоанн Златоуст. Творения его 37 беседа на ап. Деяния, еп. Феофан см. выше). В 12 правиле св. Петра Александрийского сказано, что в Солуни (Иасон и другие), влекомые за Павла и Силу к градоначальникам, отпущены были “за довольные пенязи” (противное сему мнение недавно было высказано г. Д. Глаголевым. Второе путешествие ап. Павла. Тула 1893. 154 стр.). Может быть после такого печального события св. Иасон оставил Солунь и проживал в других городах. Из Посланий к Римлянам видно, что он в 59 году проживал в г. Коринфе, где ап. Павел проповедовал продолжительное время и от его (Иасона) лица посылал приветствия христианам римской церкви (XVI, 21). Затем имя св. Иасона не встречается уже в книгах Свящ. Писания. Из церковного предания (Дорофей и др.) известно, что. он был поставлен ап. Павлом во епископа в родном их городе Tapcе (см. Синаксарь Никодима 28 апр.). Св. Димитрий Ростовский митрополит в Четьи Минее под тем же числом пишет: “Св. Иасон апостол, Тарсянин, той первое в Тарсе уловлен бысть. По благочестию... и своему граду Тарсу епископ поставлен бысть...” По утверждению церкви в Тарсе, ап. Иасон, с Сосипатром отправился в Западные страны и проповедовал на о. Корцире (ныне Корфу) (о пребывании св. Иасона на том острове будет сказано в статье о св. Сосипатре). По преданию Восточной церкви св. Иасон скончался мирно в глубокой старости (Четьи Минеи 28 апреля). Он пережил своего сотрудника св. Сосипатра. Из Летописи церковных событий архим. Арсения сказано: “Около 63 года по Рождестве Христовом св. апостолы из 70 Иасон, Сосипатр полагают начало церкви в Корцире, нынешнем Корфу, и древнейший по преданию храм христианский освящен ими на малом острове Видо (древняя Пития). Сосипатр, под копец своей жизни, возвратился в Иконию, а Иасон остался на месте и был первым епископом острова. Св. Иасон, согласно церк. преданию, причисляется к лику св. 70 апостолов. Память его в православной церкви 1 апреля (У Никодима в Синаксаре 29 апреля и в Mесяцеслове Императора Василия — 27 апр.), а также 4 января в Соборе 70 апостолов. У католиков память св. Иасона 12 июня (Wetzer. Dictionnaire de la Bible, t. XII, 122 p.), a 29 апреля положена память 9-и мученикам, из разбойников, св. Иасоном обращенных в христианство. У Рангава (Ελληνικα ч. 3-я стр. 662) сказано, что, “останки (мощи) св. апостолов Иасона и Сосипатра ежегодно в 10 день мая поставляют для лобзания христиан в их храме”. В службе св. Иасона 28 апреля этот апостол более всего прославляется, как чудотворец: “рака, идeже лежит терпеливое и многострадальное тeло твое, славне Иасоне, зари испущает всегда и тму болeзней разоряет преблаженне.” (3 стих 9-й песни канона). “Исцеления точат священны твоя, мудре, мощи, Духа Святаго действием и благодатию” (3-й стих 3-й песни канона). Хотя 28 апреля положена память вместе Иасона и Сосипатра, но в службе на этот день ап. Сосипатр не упоминается.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 67-71.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •