Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Филипп.

Св. Филипп Диакон был родом из Кесарии Палестинской , которая находилась на восточном берегу Средиземного моря между Антипатридою и Дорою в 30 милях от Иопии (прот. П. Солярский, Библ. Словарь 2 т., 404), гдe у него был собственный дом (Деян. XXI, 4). Филипп был не природный еврей, а эллинист и, вероятно, принадлежал к числу последователей Иисуса Христа, при Его жизни, что можно заключить из того, что апостолы избрали его в число Диаконов—первым после знаменитого Стефана, исполненного веры и Духа Святого (Деян. VI, 5). Во время великого гонения на церковь после убиения Стефана, Филипп оставил Иерусалим и пришел в город Самарийский (вероятно Сихарь, см. Ин. V, 5) и проповедовал Христа жителям оного (города). Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, тем более, что Самаряне подготовлены были к принятию евангельского учения самим Господом (Ин. V, 1—43). Филипп, проповедуя о Христе, силою Его творил чудеса, изгонял нечистых духов, исцелял хромых, расслабленных и по замечанию дееписателя св. Луки, была радость великая в том городе и оставили Симона волхва, который выдавал себя самарянам за великую силу Божию, крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; видя совершавшиеся великие силы и знамения, изумлялся (Деян. VIII, 1—13). Но так как Филипп диакон не мог низвести на крещаемых Духа Святого, то он сообщил апостолам о крещении им самарян и из Иерусалима от Иакова были отправлены в Самарию ап. Петр и Иоанн, которые возложением рук на крещаемых низвели св. Духа. По отшествии апостолов в Иерусалим, ангел Господень сказал Филиппу: “встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста” (Деян. VIII. 26). По известию Иосифа Флавия (De bello Jud•. II, 18) не задолго до осады Иерусалима, Газа была разграблена и опустошена во время одного из иудейских восстаний, что и обозначается словом “пуста”. Повинуясь Ангелу, Филипп встал (вышел из Самарии) и пошел по указанному пути; и вот, муж Эфиоплянин евнух Кандакии, царицы Эфиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: “подойди и пристань к сей колеснице”. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: “разумеешь ли что читаешь”? Евнух отвечал, как могу разуметь если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти (на колесницу) и сесть с ним. А место из писания, которое он читал, было сие, как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стрегущими его безгласен, так Он не отверзал уст своих. В уничижении Его суд Его совершился, но род Его кто изъяснит? Ибо вземлется от земли жизнь Его (Исаия XIII, 7—8). Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе Между тем продолжая путь, они приблизились к воде•, и евнух сказал: вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: „верую, что Иисус Христос есть Сын Божий”. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду — Филипп и евнух и крестил его. Когда же они вышли из воды. Дух Святой сошел на евнуха (Деян. VIII, 26—39). По мнению ученых этот источник в Бефцуре не далеко от Хеврона (Бефцур упоминается у Иисуса Навина ХV, 58 и Неемии III, 16). По крещении евнуха, Филипп восхищен был Ангелом Господним и Ефиоплянин не видел его и продолжал путь свой, радуясь. А Филипп оказался в Азоте (Деян. XIII, 39—40). Азот (древний город, упоминаемый у Иисуса Навина, XI, 22; XIII, XV, 47. Судей I, 17) один из главных Филистимских городов на восточном берегу Средиземнаго моря между Аккароном и Аскалоном, в 15—20 милях от Газы; ныне здесь селение Ездуд. (Архим. Никифор, Библ. энц. I в. 26 стр.). Ап. Филипп, как в Азоте, так и в других (Филистимских городах) проходя, благовествовал, пока не возвратился в Kecaрию (Деян. VII, 40). Здесь св. Филипп проживал в своем доме с семейством. Во время второго путешествия ап. Павел с своими спутниками на пути в Иерусалим из Птолемаиды посетил ап. Филиппа. “На другой день, мы — бывшие с Павлом, пришли в Кесарию и, вшедши в дом Филиппа благовестника, одного из иудеев, остались у него. У Филиппа было четыре дочери девицы, пророчествующие” (Деян. XXI, 8—9). Одна из дочерей, Ермиония, знала врачебное искусство и исцеляла больных (память ее 4 сент.). Этим фактом и заканчиваются сведения о Филиппе из новозаветных книг. По церковному преданию, Филипп из Кесарии посетил Иерусалим, и был апостолами рукоположен во епископа г. Траллии (Траллес), этот город находился в области Карии, на юго-западном конце Малой Азии между Лиддиею и Фригиею. В г. Траллии св. Филипп многих просветил св. крещением и скончался в глубокой старости (Четьи-Минеи св. Димитрия 1 окт.). Есть впрочем мнение (см. у С. Терновского—Православный Собеседник, 1900 г., 575), что ап. Филипп из 7 диаконов был епископом г. Магнезии (в 20 верстах от Ефеса). Память сего св. ап. Филиппа совершается 11 октября и вместе с 70 апостолами 4 января), у католиков—6 июня.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.1. – с. 219-222.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •