Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Еввул.

Единственное место, в котором упоминается имя Еввула — это во 2-м послании к Тимофею. “Целуют тя, писал св. ап. Павел к Ефесскому епископу, Еввул и Пуд, и Лин, и Клавдия” (2 Тим. IV". 21). Еввул, по греческим Менологиям (Синаксарь Никодима), причисляется к 70 Апостолам, но его имени нет ни в списке 70 Апостолов у Дорофея, ни в Четьи Минеях славянских (митрополита Макария и святителя Димитрия), ни в службе Собору св. 70 Апостолам в январской Минее (4 января); нет св. Еввулу особой службы в служебных Минеях и даже не встречается его имени в месяцесловах, календарях и святцах, издаваемых в России за исключением только полных месяцесловов, составленных по указаниям греческих Менологиев или же лучше — переведенных с греческого, как например в Полном Месяцесловe, изданном в Симбирске, в 1880 году. В Богослов. Словаре протоиерея Ф. Солярского замечено: “в святцах он, т. е. Еввул, не упоминается” (т. I, стр. 503), тем не менеe его следует включить в число 70 Апостолов, каковым он в греческой церкви считается. Архиепископ Серий в Полном Месяцеслове Востока (т. 3, в заметке под 4 января, 8 стр.) пишет, что “28 февраля в Греческих Минеях Нимф и Еввул называются апостолами” — в Синаксаре Никодима сказано: “в той же день (28 февраля) святые апостолы Нимф и Еввул в мире скончались”, но в выноске к этим словам прибавлено: “о сих двух [апостолах Павел упоминает в своих посланиях. О Нимфане так: “Целуйте Нимфана и его домашнюю церковь” (Колосс. IV. 15), а об Еввуле пишет к Тимофею: “Целует тебя Еввул” (2 Тим. IV, 21) и более ничего, и даже не сказано, что они родом Римляне. Преосвященный Феофан в толковании 21 стиха IV главы послания к Тимофею пишет: “об Еввуле не сохранилось никакого предания. Довольно для славы его того, что его поминает св. Павел” (Москва, 1894. 651 стр.). “Целуют тя Еввул и Пуд, и Лин, и Клавдия”. “Все лица, замечает святитель Феофан, носят римские имена и были поэтому верующие из римлян. Познакомиться с св. Тимофеем они могли в первые узы св. Павла, когда был с ними и Тимофей. Что нет приветствий от верующих из евреев, подает мысль, что их не было налицо - иные замучены, а другие разбежались”. (Там же 651 стр.). В Библейской Энциклопедии архимандрита Никифора (вып. 1-й, 204 стр.) сказано: “Еввул (благорассудительный, 2 Тим. IV, 21) — один из благочестивых римских христиан, на которого указывает ап. Павел в означенной цитате и о котором больше ничего неизвестно. В Cursus completes Sacrae Scripturae (XXV. 1706 p.) сказано о св. Еввуле: “из того, что св. ап. Павел в предсмертном своем послании (втором к Тимофею) ставить во главе римских христиан, видно, что он более других был в это время близок к столу и, вероятно, оказывал особенное благорасположение к нему. Упоминаемые в 21 стихе 4-й главы второго послания к Тимофею с Еввулом Пуд, Лин и Клавдия приветствовавшие Тимофея из Рима, пользовались особенным уважением не только у христиан, по и у язычников; некоторые из них занимали почетное положение в Римском обществе. Так, Пуд, или Пудент, был знаменитейшим мужем у римлян по своему положению, сенатор, Клавдия же, по мнению католических писателей, была супруга св. Пуда. Лин был поставлен от самого ап. Петра епископом в Риме. “Еввул же ап. Павлом поставлен выше всех этих лиц (Лина, Пуда и Клавдии), из чего можно заключить, что он в Риме (и у язычников) пользовался большим почетом; может быть как и Пуд был сенатором или придворным у Кесаря, и в христианском обществе он был одним из выдающихся славных деятелей (членом церкви) и замечательными, сотрудником ап. Павла; иначе трудно понять, почему Апостол поставил его имя выше других знатных в Риме христиан. Вероятно, св. Еввул имел какие либо особенные отношения к св. Тимофею. Может быть он во время пребывания в Риме пользовался гостеприимством Еввула, материальными пособиями для своих путешествий и т. п., но все это догадки, на кои нет ответа ни в Св. Писании, ни в церковном Предании. В 3-м послании ап. Павла к Коринфянам (не находящемся в Новозаветных книгах) в начале (в приветствии) находится имя Еввула: “Стефан и священники с ним сущии: Дафн, Еввул, Феофил и Зинон — Павлу, нашему отцу Евангелисту, верному и учителю во Христе Иисусе — радость”. Это Послание весьма древнее; оно было известно прп. Ефрему Сирину (378 г.).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 580-582.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •