Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Ерм.

Этот апостол упоминается в послании св. ап. Павла к Римлянам: “приветствуйте Асигкрита,... Ерма… и других с ними братьев” (Римл. XVI, 15). Многие церковные писатели полагают, что этот св. Ерм одно лицо с Ермою, писателем книги “Пастырь”. Если св. Ерма не считать автором книги “Пастырь”, то о нем ничего кроме имени неизвестно. Можно предполагать, на основании упоминания его имени в послании к Римлянам, что он принадлежала к обществу христианской церкви и, может быть был один из выдающихся членов ее, в виду того, что ап. Павел называет его по имени и включает в число “братии”. Имя этого апостола—Ерм греческое, но в то время многие и из природных иудеев нередко носили греческие имена (в числе апостолов были: Петр, Андрей, Филипп и др.) и с большею вероятностью можно думать, что он был по своему происхождению римлянин. Кем был обращен из язычества в христианство, св. Павлом или другим апостолом, неизвестно. Церковное предание считает ап. Ерма епископом Филипп (или Филиппополя), того ли города, где епископствовал ап. Епафродит или другого одноименного города, неизвестно. У Дорофея (греческ. Минеях) сказано, что св. ап. Ерм был епископом Филипп во Фракии. В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского (под 31 мая) сказано: “св. ап. Ерм в послании св. ап. Павла с прочими, иже от 70 апостолами воспоминается сице: “целуйте Асигкрита,.. Ерма… и сущую с ними братию” (Римл. XVI, 14). Сей Ерм в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя но благих Господа своего” (142). Как можно заключить из слов святогорца Никодима (греч. Синаксарь), св. Ерм, скончался в мире, а не мучеником (см. под 8 марта). Церковная служба (8 апр. и 4 янв.) не сообщает исторических сведений о св. ап. Ерме. Если же св. Ерма считать составителем “Пастыря”, то некоторые хотя скудные сведения об его жизни можно извлечь из этой книги. В пользу того, что “муж апостольский”, ученик ап. Павла, один из 70-ти был писателем “Пастыря”, много свидетелей, начиная с Оригена (Περι των αρχων стр. 44, Казань). Евсевий пишет, что ап. Павел в послании к Римлянам (XI, 14) упоминает и об Ерме, которому, говорят, принадлежит книга “Пастырь” (Церк. история III, 3), блаж. Иероним называет Ерма, упоминаемого в послании к Римлянам, составителем означенной книги (Пастырь) и ставит ее наравне с книгами Премудрости Соломона, Юдифи и др., св. Афанасий Великий (Творения его, Сергиев Посад, 1902, I т. 196 и др.); еще раньше на книгу “Пастырь”, без указания на автора, ссылались: Ириней Лиоиский (т 190), Тертуллиан, Климент Александрийский и др. По свидетельству Евсевия, книга Ерма “Пастырь” читалась в церквях при богослужении наравне с каноническими книгами Нового Завета (Церков. история, Спб. 1858 г., с. 105). В Синаксаре Киев 1874 о св. Ерме сказано: “св. ап. Ерм бяше един от 70-ти его же и божественный Павел в послании своем к Римлянам воспоминает. Бе родом грек, но живяше в Риме. Супруга язычница и недобрыя дети много оскорбляху его, и лишися богатства, еже име, и терпяше скорби. Тако пишет сам в книге “Пастырь”, юже написа в гонение Домициана, и юже последи читаша в церквах. Бe епископ Филиппополя, во Фракии, и ту пострада” (л. 327). Есть мнение, что эту книгу написал Ерм, брат папы Пия (см. архиеп. Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 2). Из книги Пастырь видно, что Ерм был житель Рима и это видно из того, что Рим во всей книге представляется местом событий и откровений, бывших Ерму (1-е видение); самые откровения Ерма предназначались для церкви римской, предстоятелю ее Клименту, а от него уже должны распространяться в церквах других городов (2-е видение). Хотя Ерм был постоянный житель Рима, но не природный римлянин (латинянин), а грек (может быть иудей эллинист), хорошо усвоивший книги Ветхого Завета и в совершенстве владевший греческим языком. Самая книга “Пастырь” первоначально была написана на греческом языкτ, а потом переведена на латинский. Думают, что Ерм был пресвитер и старший между членами римского клира. Из книги “Пастырь” видно, что Ерм отличался сердечною простотою, незлобием, благодушно переносившим житейские невзгоды; но, к сожалению, он не отличался твердою волей и по своей излишней доброте, а также по чрезмерной отеческой любви не имел должного влияния на своих детей и жену. Супруга Ерма отличалась злым языком (2-е видение); а особенно много скорби доставляли ему дети неблаговоспитанные, увлекавшиеся дурными страстями. Расстройство в семье Ерма произошло и от излишнего пристрастия к земным благам. Ерм был человек богатый и, может быть, занимался обширными торговыми делами, по, вдавшись в неверные и неблагопристойные предприятия, он в скором времени из богача превратился в бедняка и, вместо прежнего изобилия стал нуждаться в средствах к жизни. Наказание Божие обрушилось на Ерма, но он не понимал причины перемены в своем внешнем положении, не сознавал своей виновности перед Богом, а как человек благочестивый и среди мирских невзгод не мог совершенно забыться и угасить в себе дух благодати Божией; постигшие его бедствия возбуждали в его душе чувство глубокого сердечного раскаяния. Ерм стал часто поститься и молиться и просил Бога открыть причины постигшего его несчастья. От своей личной жизни Ерм нередко переносил свой взор и на жизнь христиан в современной ему римской церкви. Некоторые из христиан, вдавшись в мирские, суетные дела, впали в беспечность о служении Богу (4 подобие) и были из них такие, которые во время гонения от язычников из-за приверженности к сокровищам миpa оказывались не верными Богу (Под. 8); многие преданы были чувственным удовольствиям, а иные но надменно своему, завлекались всезнанием и принимали на себя роль учителей. (Под. 19) и во всем этом видел печальное состояние церкви, согласно словам ап. Павла (2 Рим. III, 1), указывавшее на последние времена пред пришествием Христа, судии мира. Подобные думы переносили Ерма в мир высший, откуда и ожидал разрешения своих тяжких недоумений. Пламенная молитва Ерма была услышана и является ему Ангел в виде пастыря, и по повелению Божию открывает ему чрез старицу (церковь) Божественные тайны (подробный анализ видений, подобий и притч, сообщенных Ерму см, в Православном Обозрении прот. П. Преображенского 1862. и в отдельном издании “Писания мужей апостольских”, а также Д. Гусева в Православном Собеседнике 1896 и отдельно; Архиеп. Димитрий Собор св. 70 апостолов, вып. 2, стр. 195 — 258, apхиеп. Филарет и др.). Творение Ерма все проникнуто почти исключительно одним нравственными характером; книга его “Пастырь” есть ничто иное, как призыв к покаянно, нравственному очищению и исправлению всех верующих в Иисуса Христа, живущих во всем христианском мире. Как по форме, так и по содержанию “Пастырь” Ерма резко отличается от всех других произведений апостольского времени и представляет собою своеобразный памятник древне-христианской письменности во всей святоотеческой литературе. Писание апостолов и апостольских мужей имеют епистолярную форму, писаны в форме посланий, а книга Ерма имеет форму апокалипсическую, содержание ее развивается в виде целого ряда последовательно идущих откровений, сообщенных ему из миpa сверхъестественного, духовного, то ангелом покаяния (Пастырь), то таинственною женщиною, под образом которой являлась ему церковь, то—великим ангелом и др. Память ап. Ерма в православной церкви — 8 апреля вмеcте с св. Асигкритом, Флегонтом, Руфом, Ермием и Патровом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов и отдельно — 31 мая (Но в некоторых Месяцесловах этого числа Ермий, а не Ерм). Служба на этот день (ни ап. Ерму, ни ап. Ермию нет) о св. муч. Еремею (Ермию). В службе 8 апреля св. Ерм смешивается с ап. Ермием. У католиков память ев. ап. Ерму 9 мая.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 403-407.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •