Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Епенет.

О св. Епенете св. ап. Павел в Послании к Римлянам пишет: “целуйте Епенета возлюбленного ми, иже есть начаток Axаии во Христе” (Римл. XVI, 5). Изъясняя 5 стих 16-й главы к Римлянам, св. Иоанн Златоуст пишет: “из наименования Епенета “возлюбленным” можно видеть, что апостол каждому воздает свою особенную похвалу; ибо быть возлюбленным Павла, который умел любить не даром, а с разбором, такая похвала не маловажна, напротив очень велика и показывает в Епенете много добродетелей. Потом следует другая похвала: “иже есть начаток Ахаии”. Сим апостол показывает, что Епенет или прежде всех притек к Христу и веровал, что также составляет немалую похвалу, или преимущественно пред другими показал в себе большое благочестие. Посему сказав: “Иже есть начаток в Ахаии”, апостол не умолк, дабы не стал ты здесь разуметь мирских отличий, присовокупил: “во Христе”. Если первенствующий в гражданских делах почитается великим и знаменитым, то тем паче первенствующей в делах духовных. И поелику Епенет, как вероятно, был низкого рода, то апостол высказывает истинное его благородство и преимущество и тем украшая его, говорить, что он не для одного Коринфа, но для целого народа был “начатком”, т. е. соделался как дверью и входом для прочих. А таким дается немалая награда. Такой человек получит великое воздаяние за добродетели других, как немало содействующий им в начале" (Творения св. Златоуста. М. 1885, стр. 689—690). Епенет причисляется к числу 70 апостолов и его имя находится во всех списках 70 апостолов. Родиной его считают Ахаию (Грецию) на основании сказанного в XVI гл. к Римлянам: “Начаток Ахаии; — но некоторые ученые слово “Ахаия”, читая “Асия” (каковое слово “Асия” находили во многих при том древнейших кодексах: Коптском, Армянском, Эфиопском и др.), склоняются к тому, что Епенет “как начаток” верующих Асии, был родом не из Ахаии, а из Азии (см. архим. Григорий, Третье путешествие ап. Павла, 344 стр.). Если Епенет был начатком верующих Асии, (в Малой Азии), то, вероятно, он был обращен св. Павлом во время его второго апостольского путешествия и пребывания в Ефесе (Деян. XVIII и XIX), — но между учениками св. Павла, к сожалению, не упоминается Епенет, так как Дееписатель не о всех писал, а только о немногих из учеников его; достоверно, что в Иконии ап. Павел обратил ко Христу девицу Феклу, Онисифора и др., но о них в апостольских деяниях ничего не сказано (Деян. XIV, 1; XVI, 2). Православная восточная церковь ап. Епенета считает “начаткомъ Ахаии” (Греции); отцы церкви и, церковные историки также считали Епенета начатком Ахаш; в месяцесловах греческих и славянских Минеях тоже Ахаия: следует предполагать, что Епенет. как начаток Ахаии был уроженец Греции, и, может быть, по своему происхождение, принадлежал к Коринфу, в котором, по церковному преданно, он впоследствии был епископом, в каковое достоинство поставлена был самим ап. Павлом (Никодим святогорец. Греч. Минея 30 июля, Четьи Минеи св. Димитрия 4 января и 30 июля), В службе св. апостолам 30 июля о св. Епенете сказано, как об епископе Карфагена, “Похвалим Епенета славного, Карфагена похвалу, божественна бывша” (4-й стих 1-й песни канона). В. греческих Минеях (30 июля) сказано о кончине св. Епенета кратко и неопределенно: “отошел ко Господу”; а в славянских—о кончине его не упоминается. В службе (30 июля) „Епенет чудный, проповедник славный, прославляется, как подъемший страсть, претерпевший мученическую кончину, сообразно Христу, за Которого добре подвизался” (2-й стих, 7-й песни канона). Из этого можно заметить, что и св. Епенет как большинство из Христовых апостолов, потерпел за Христа, как истинный его ученик и последователь, мученичество и может быть крестную смерть (“сообразися бо Христу, подъем страсти”). Память св. Епенета в Восточной церкви празднуется 30 июля вместе с св. Силою, Крискентом и Андроником, а также в соборе св. 70 апостолов 4 января. В Синаксаре (Киев, 1874) под 30 июля об Епенете сказано: “св. Епенет бе епископ Карфагена, бысть в частом сношении с Римом; какие эти отношения св. Епенета к Риму — не сказано и на каком основании это сказано, неизвестно.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 378-380.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •