Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Епафродит.

Св. Епафродит был родом из г. Филипп в Македонии, обращен к христианству ап. Павлом, вероятно, во время пребывания его в этом городе. В 52 году св. Павел с Силою, Лукою и другими спутниками, по особенному откровению, прибыл в Филиппы и, пробывши здесь несколько дней (Деян. XVI. 12.), обратил ко Христу многих из жителей этого города и в числе их Епафродита. Филиппийская церковь преимущественно пред другими пользовалась особенным благорасположением ап. Павла и заслужила от него такую похвалу, что он называет ее свою радостью, своим венцем (Филип. I, 8; II, 12; IV, 1) и в своем послании к Филиппийцам выражает свою великую радость за их твердость в вере, за горячую к нему любовь и преуспеяние в добрых делах. “Бог свидетель, писал к ним св. апостол, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа и молюсь, чтобы вы были чисты и непреткновенни в день Христов. Вся братия мои возлюбленные, радость и венец мой” (IV, I). Со своей стороны и филиппийская церковь чувствовала к ап. Павлу особенную благодарность за обращение их ко Христу, за указание им пути к верному спасению и по мере возможности старалась отплатить ему своими услугами; и св. Павел, всегда бескорыстный проповедник. соглашался принимать от Филиппийских христиан приношения, как бы опасаясь опечалить отказом своих добрых и чистых чад Божиих. „Я писал к ним св. Апостол, возрадовался о Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства... вы знаете, филиппийцы что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме, вас одних” (IV, 10, 15). Ап. Павел в это время находился вдали от них, содержался в узах и терпел большую нужду в содержании с опасностью даже для своей жизни. Услышав о таком тяжелом положении своего учителя и благодетеля, верующие в Филиппах отправили к нему Епафродита, дав ему поручение передать Апостолу иескудно собранное им вспомоществование, послужить учителю своему в его тяжком положении. Ап. Павел глубоко был тронут таким вниманием филиппийцев к себе и к делу Евангелия, а потому, когда Епафродит возвращался домой он вручил послание к возлюбленными, своим филиппийцам. Послание это заключает в себе много доказательств что церковь в Филиппах особенно выдавалась ревностью в деле распространения Евангелия, потому Апостол так много заботился извещением об успехе своей проповеди, о состоянии здоровья дорогого им и любезного ему их посланника (Апостола) Епафродита. Епафродит, отправленный от Филиппийцев в Риме к св. Павлу, заключенному там в темницу за благовествование о Христе, без сомнения прежде всего сообщил ему (Апостолу) об их беспокойстве за участь своего любимого учителя и сильное желание получить обо всем этом известие от самого Апостола и св. Павел удовлетворяет с удовольствием их просьбу и сообщает, что, по видимому, тяжелые обстоятельства, в каких он находится, послужили к большому успеху благовествования, так что узы его сделались известными всей претории; из дома Кесарева есть уже христианская братия (IV, 22). “И верно знаю, писал ап, Павел в утешение Филиппийцев, что я останусь в живых и пробуду со всеми вами для вашего успеха и для вашей радости в вере (I гл. 25), но прежде чем состоится личное свидание с дорогими братиями, ап. Павел решился послать к ним любимейшего своего ученика Тимофея (II и 19). “Я, писал Апостол, уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам” (II, 24). “Потребите же, продолжает Апостол, возмнех Епафродита брата и споспешника и своинника моего, вашего же посланника и служителя потреби моей послати к вам; понеже желанием желаше видеть всех вас, и тужаше, зане слышасте, яко боле. Ибо боле близ смерти, но Бог помилова его; не же токмо, но и мене, да не скорбь прииму. Скорее убо послах его, да видевше его паки, возрадуетеся, и аз беспечален буду. Приимите убо его о Господе со всякою радостью и таковыя честны имейте, понудив себе вседушно, да исполнит ваше лишение службы, яже ко мне” (Филип. II, 25—30). В своем послании к Филиппийцам св. Павел выставляет особенно пять похвальных в Епафродите черт, из коих первые три (брат о Господе, сотрудник в проповеди и своинник), а два последних — посланник и служитель — в отношении к самому ему ап. Павлу. В наименовании Епафродита — сотрудником и своинником можно усматривать, что он помогал св. Павлу в насаждении христианской веры в Филиппах и, по отшествии апостола от туда, продолжал это святое дело и способствовал процветанию Филиппийской церкви, и, конечно, при этих трудах он перенес не мало лишений и страданий, что и дало ему право на наименование “своинника”. В наименовании Епафродита “посланником” (апостолом) и служителем (диакон) усматривается то, что он “послан” из Филипп в Рим к ап. Павлу, где служил в его тяжелом положении в узах. Апостол Павел ускорил отправлением Епафродита в Филиппы, потому что он сильно желал видеть всех (Филиппийцев) и тяжко скорбел о том, что до них дошел слух об его болезни (II, 26). И весть эта о болезни Епафродита, к сожалению, была верна, ибо он был болен при смерти (близок был к смерти), но Бог помиловал его, и не его только, но и самого Павла, чтобы не прибавлять печали к печали (II, 27). В выздоровлении Епафродита, Апостол видит особенную милость Божию не только для выздоровевшего (Епафродита), но и для себя; и эта милость дана была Богом, вероятно, по особенной молитве о нем св. Апостола. Слова: “чтобы не прибавилось мне печали к печали” (в случай смерти Епафродита) показывают, как близко к сердцу Апостол принимал болезнь Епафродита; печальный исход (смерть) его усугубил бы печаль св. ап. Павла. Под „печалью, которая усилилась бы новою печалью, многие толкователи разумеют тяжелое положение Апостола в узах, которые хотя и радовали его (I, 12), но и печалили, потому что не давали ему возможности к более широкой деятельности для благовествования. Посему, продолжает апостол в послании к Филиппийцам, я скорее отправил Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались и я был бы менее печален (II, 28). Примите же его (Епафродита) в Господе, с всякою радостию и таковых имейте в особом почете (II, 29). Выражением “в Господе” обозначается христианский характер приема; увещание же принять Епафродита “со всякою радостию” обосновано на цели отправления к ним его, чтобы доставить Филиппийцам радость. Далее, апостол представляет и основание к такому приему Епафродита, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, чтобы восполнить недостаток ваших услуг (II, 3). А в чем состояло это дело, можно видеть из контекста (ст. 25: вашего посланника и служителя в нужде вашей): оно именно состояло в содействии распространению Евангелия Христова чрез вспомоществование благовестнику оного, т. е. ап. Павлу и Епафродиту, если в Риме лично и не проповедовал Христа, то содействовал делу Христову в своем служении апостолу, и если пострадал при этом служении то с полным правом можно сказать, что он пострадал за дело Христово. “Неустрашимый Епафродит презрев всякую опасность, только бы придти, и послужить Павлу и сделать все, что нужно было”. Апостол не сказал: “для меня”, но говорить: “за дело Божие”, ибо не для меня, а для Бога он был близок к смерти... Умереть же для Павла, пишет св. Иоанн Златоуст, было тоже, что умереть для проповеди” (Толкование на послание к Филиппийцам, М., 1857. 171—2). И это понятно Епафродит не служил бы ап. Павлу, если бы он (апостол) не был тем, чем он был; если бы он дело Христа не считал бы своим делом (гл. 22). Ап. Павел служение Епафродита усваивает Филиппийцам и говорить, что все то, что должны вы сделать для апостола лично, то сделал за них Епафродит и сделал с избытком. “Жители (Филипп) не были со мною, но оказали всякую услугу чрез Епафродита, своего посланника. Следовательно, недостаток личного (Филиппийцев) служения Епафродит восполнил. И потому имеет право получить великую честь; так он один за всех сделал, что следовало сделать всем” (Златоуст). Горячее участие Филиппийцев, в тяжелом положении апостола не само в себе, не как материальное вспоможение в нужде, имеет в его глазах свою ценность, но оно ценно, как выражение деятельного участия в нем со стороны Филиппийцев. Апостол радуется не тому, что Филиппийцы прислали ему вспомоществование, но тому, что они чрез эту присылку чрез Епафродита приняли деятельное участие в его тяжелом положении. Епафродит терпит ради служения Евангелию, то чрез участие в его положении они принимают участие в деле Христа: “Опять, замечает св. Иоанн Златоуст, великая похвала Филиппийцам, что он св. Павел, находясь в столице, получает содержание от Филипп”. Я, пишет Апостол в Послании к Филиппийцам, получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную и благоугодную Богу (IV, 17—18). Свою благодарность филиппийцам за их дары, полученные чрез Епафродита, Апостол заключает благословением им. “Бог мой да восполнить всякую нужду вату по богатстве своему в славе Иисус Христом” (IV, 19. 20). О дальнейшей жизни и деятельности св. Епафродита в св. Писании нет сведений. Предание же церкви о Епафродите скудны. Списки о 70 Апостолах (Дорофея, Адона, св. Димитрия и др.) согласно признают Епафродита в их числе. Об епископской кафедре, какую занимал св. Епафродит различны мнения. По сказанию Дорофея: “в Адрианополе бысть епископ”; в Мартирологе Адона — в Адрии или Адриаке (в Италии); по Метафрасту — епископ Терракоты, или Терацины (в Италии); в Синаксаре Никодима — в Колофоне; по Синаксарю, был епископом в Кипре, называемом иначе Адриания, у св. Димитрия — “бысть епископ в Адриании”, в римском мартирологе — в Терацине — близ Черного Моря. В Полном Православном Месяцеслове (Симбирск, I860) — в Адриании Памфилийской; у блж. Феодорита Епафродит был епископ Филипп. Западные ученые (Герцог, Фаррар и другие) равно как и русские архим. Никифор считают Епафридита епископом Филипп. Св. Димитрий Ростовский, по изложении жизни св. ап. Петра (в Четьи Минее 29 июня), делает такое замечание: в Метафрастовом о св. Апостоле Петре повествовании воспоминаются два Епафродита, един в Адриатийской Ликии — епископ поставлен, а другий в Террасконе. Перваго убо Епафродита святаго память в наших прологах положена декембрия в 8-й день и ианнуария в 4-й, между 70 Апостолами, а другого св. Епафродита память в Мартирологе Римстем 22 марта (вероятно, под вторым Епафродитом следует разуметь св. aп. Епафраса, опущенного в списке св. 70 и в Православных Месяцесловах — (смотри выше об Епафрасе). В истории Фессалоникского (Солунь) экзархата И. Лепорского. (С. Петербурга 1902, стр. 305) сказано, что св. Епафродит из 70 был первым епископом Фессалоники (Солуни), а также у Лекеня 67 р. Епископ Феофан в Толковани на Послание к Филиппийцам (М. 1883, 93 стр.). Его преемником был св. Ераст от 70; но из содержания послания к Филиппийцам, вероятнее всего, можно думать, что Епафродит был в родном городе Филиппах (о сем св. Епафродите см. архиеп. Димитрий. Собор св. 70 Апостолов, вып. 2, стр. 105—128). Службы сему Апостолу особой нет, но он прославляется в службе 70 Апостолам.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 400-406.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •