Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Епафрас.

Имени св. ап. Епафраса нет ни в Четьи-Минеях греческих (у Никодима Святогорца), ни в списках св. 70 Апостолов (у св. Дорофея и др.), ни в служебных Минеях; он же не упомянут в службе 70 Апостолов (4 января), вероятно, по сходству с св. Епафродитом, имя которого в вышеупомянутых местах упоминается и память его совершается 4 раза. Очевидно, что такое изобилие дней памяти Епафродита указывает на то, что в некоторые дни он заменяет собою Епафраса. В действительности Епафрас и Епафродит отдельные лица, хотя оба они ученики ап. Павла, но жили и трудились в проповедании слова Божия в разных городах: Епафродит в Македонии (в Европе), а Епафрас во Фригии (в Малой Азии). Неизвестно, когда Епафрас был обращен в христианство. При сошествии св. Духа на Апостолов (Деян. XI, 10), или в первое путешествие Ап. Павла с Варнавой (об избрании Епафраса в епископы) или же во второе когда ап. проходил Малую Азию (Деян. XVI, 6): во всяком случае Епафрас был обращен в христианство ко времени написания послания к Колоссянам, а это было под конец первых римских уз Апостола (63) и представляется настолько утвержденным в христианской вере, что Апостол называет его “возлюбленным своим сотрудником, верным служителем Христовым” (Колос. I, 7), что он имеет великую ревность и заботу о находящихся не только в Колоссах, но и в Лаодикии и Иераполе (IV, 13). На основании вышеприведенных слов Апостола, почти все толкователи Послания к Колоссянам, утверждают, что основатель Церкви Христовой в Колоссах, равно как и в сопредельных этому городу Лаодикии и Иераполе был именно св. Епафрас тем более, что о личном посещении этих городов ап. Павлом нет указаний ни в апостольских деяниях ни в посланиях его. Из посланий к Колоссянам и Филимону видно, что Церковь в упомянутых городах, о чем ап. Павел слышал (Колос. I, 7); слово благовествования пребывает у Колоссян, как и во всем мире и приносит плод и вырастает, (I, 6.), с того дня, как они услышали и познали благодать Божию в истине, как и научились от Епафраса, чрез которого узнал ап. Павел о процветании Колосской Церкви (I, 7—8). Процветание христианства там видно и из существования домашних церквей в Иераполе у Нимфана (Колос IV, 15), в Колоссах Филимона (Филим. I, 2). Соседство с Ефесом, большим и портовым городом, находившимся не далеко от Колосс и других городов Павел провел три года (Деян. XX, 31), где давало возможность Фригийским христианам постоянно сноситься с Апостолом и особенно таким близким местопребыванием его мог воспользоваться основатель и предстоятель Колосской Церкви Епафрас. О деятельности его, как предстоятеля и епископа Колосской Церкви известно только то, что ап. Павел писал в послании о христианах этого города. Известно из того же послания, что Епафрас посетил ап. Павла в Риме во время первых его уз и главным побуждением к путешествию в столицу тогдашнего миpa была его (Епафраса) забота о состоянии цервей, находящихся в Колоссе, Лаодикии и Тераполе (Колос. IV, 13). Епафрас сообщил ап. Павлу много утешительного о вере колоссян, о любви их ко всем христианам (Кол. I, 1—8), но вместе с тем говорит и об опасностях, угрожающих Колосской церкви. Появились в ней лжеучители, с которыми Епафрас вероятно считал себя не достаточно сильным и опытным, чтобы обнаружить всю несостоятельность их доводов, обнаружить, злые•умыслы и дать торжество евангельской истине. Учение вторгшихся в Колосскую церковь врагов христианской веры, Павлом, конечно, со слов Епафраса, изложено во II главе послания, но чертами еще довольно неопределенными: видно, что лжеучители не успели еще увлечь в свои сети Колоссян. Из сообщенного во II-й главе видно что лжеучение, с лестью и хитростью, под видом философии рассеивавшееся среди Колоссян, было смесью иудейства с восточными религиозными воззрениями и заблуждениями еллинскаго язычества. Лжеучители составили своеобразную систему толкования Ветхого Завета и выдавали ее за лучшее средство уяснить отношение Бога к миру. Под влиянием каббалистических воззрений, построенных на теории истечения Божества и аллегорических изъяснений Александрийских философов, они предполагали длинный ряд посредствующих существ между Богом и людьми и составили слишком сложную систему служения ангелам, (II, 18). Из 16 стиха IV главы послания к Колоссянам видно, что, кроме личного сообщения об опасностях Колосской церкви от лжеучителей, Епафрас доставил и послание от Лаодикийской церкви, вероятно, сообщавшей о подобных рассеиваемых С самозваными наставниками - лжеучителями, вследствие чего ап. Павел в послании к Колоссянам отвечает и на присланные письма•— сообщения из Лаодикии. “Когда это послание, пишет он, будет прочитано у вас, то распорядитесь, чтобы оно прочитано было и в Лаодикийской церкви, вместе с тем, что было писано ап. Павлом оттуда (из Лаодикии)”. Св. Епафрас, по освобождении ап. Павла от уз, нужно полагать, возвратился в Колоссы, где был епископом до своей кончины (по одним мирной, по другим мученической). Есть предположение, что св. Епафрас заключен был с св. ап. Павлом в римской темнице (Колосс. IV, 12—13). Из послания к Колоссянам (IV, 17) об Архиппе заключают, что он был преемником по колосской кафедре Епафрасу, но едва ли это справедливо. Архипп, видимо, временно управлял Колосской церковью, за отсутствием Епафраса. В Acta Sanctorum под 17 февраля сообщается что ап. Павел с Варнавой (еще в первое путешествие поставил Епафраса первым епископом в Пафе; если это лице одно и тоже с Епафрасом, бывшим в Риме у ап. Павла, то, вероятно, он впоследствии перешел из Кипра (г. Пафы) в свой родной город Колоссы, но с большею вероятностью, нужно думать, что тот (в Пафе, на о. Кипре) Епафрас был другой, отличный от Епафраса Колосского). Для памяти св. Епафраса в Восточной церкви нет особого дня, а чтится он в соборе 70 Апостолов. В римской церкви день его памяти— 19 июля. Мощи св. Епафраса почивают в Римской .церкви св. Марии великой (Маджиоре) под главным престолом (Подробнее см. у аpxиеп. Димитрия. Собор св. 70 Апостолов, вып. 2-й, стр. 75—105).

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 41-44.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •