Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Аристовул.

Святой апостол АристовулИмя св. Аристовула также, как и вышеупомянутых, находится в послании к Римлянам (XVI, 10), где ап. Павел приветствует не самого Аристовула, а “сущыя от Аристовула” (приветствуйте верных из дома Аристовулова), т. е. близких, его родных, живущих в его доме. Одни из толкователей св. Писания думают, что апостол не приветствует Аристовула потому, что он находился с ними и, по его прошению, св. Павел пишет приветствие его домашним (см. Четьи Минеи 16 марта); другие же предполагают, что сам Аристовул не принимал еще христианства, но его семейство уже было в церкви Христовой, а иные думали, что во время написания ап. Павлом послания к Аристовулу его уже не было в живых. Св. Иоанн Златоуст под словом “сущыя от Аристовула” разумеет благородных женщин от дома Аристовулова. “Смотри, пишет, святитель, как апостол обращается к знаменитым женщинам, сказав: “Целуйте сущыя от Аристовула” (Беседа 31 на послание к Римлянам)... В греческих Минеях об Аристовуле, как одном из 70-ти апостолов, под 31 октября сказано кратко: “Аристовул был посвящен во епископа и был пастырь словесного стада, проповедуя везде Христа и после трудов благовествования мирно скончался”. Под 16 марта о том же Аристовуле в греческих минеях сообщаются более подробные сведения: “Аристовул был из 70 апостолов, следовал ап. Павлу в его путешествиях, служил ему и проповедовал Евангелие Христово, в разных местах. Затем он был поставлен ап. Павлом во епископа на остров Британский (εν τη Νηςω των Βρετανων τη Αγγλια), где тогда обитали дикие и звероподобные люди, от которых он терпел многие истязания, но великодушное перенесете оных убедило многих язычников обратиться и уверовать но Христа. Впоследствии Аристовул устроил там церкви, рукоположил диаконов и пресвитеров и скончался мирно” (Синаксарь Никодима, 16 марта). “Аристовул святый, его же Павел святый в римской епистолии воспоминает, бе апостол Христов от 70, родом от Кипра, брать св. ап. Варнавы. По вознесении Господа он последовал ап. Павлу и вместе с ним проходил разные страны, проповедуя о Христе. Ап. Павел вспоминает Аристовула в послании к Римлянам (XVI, 10). “Целуйте сущыя от Аристовулова дома или рода, ибо неции от сродник Аристовуловых Варнавовых обитаху в Риме. Бывшу убо Аристовулу с Павлом в то время, егда Павел к Римляном писаше епистолию, написа в ней, да и Аристовуловых сродников от него и от Аристовула Целуют, сие есть поздравляют. Егда же Павел свитый поставляй многий епископы, посылаше их во вся грады и страны возвещати слово истины, тогда и Аристовула епископом постави во Бретанийскую страну, к людям неверным, жестоким мучителям, идеже Аристовул святый трудися в благовестии Христовоъ, много пострада от свирепых человеков, овогда бо биен бысть без милости, оногда же по улицам влачимый с поруганием бесчисленные пакости и озлобления от них подъя, дондеже благодатно Христовою просвети их, и веровати во Христа научи, и крести и церковь сооружив, пресвитеры и диаконы освяти и скончася тамо”. По изложении сего жития, св. Димитрий продолжает: “некоторые (Софроний) думают, что Аристовул был отец ап. Иакова и Иоанна, так как он имел проименование Зеведей”. “Но сие несть известно”. Достовернее же есть, яко ин бе сей св. Аристовул, родом от Кипра, с братом своим Варнавою, а ин Зеведей, отец Иакова и Иоанна, иерусалимлянин, а не Кипрянин, ему же то именование Зеведси не бе прозвание, но самое истое имя”. Некоторые (Иероним) предполагают, что Аристовул был тесть aп. Петра, но как о том, что Аристовул был брать св. Варнавы так и о том, что св. Петр был женат на его дочери в Священном Писании нет указаний. Есть, говорите Минь (Migne) и другие сказания об Аристовуле, но по замечанию ученых отзываются вымыслами (Dictionnairj de la Bible, t. I. 577). Память св. Аристовула отдельно совершается 16, а по другим 15 марта, 31 октября вместе со св. Стахием, Амплием, Наркиссом и др., а также января в соборе св. 70 апостолов. У католиков память св. ап. Аристовула 15 марта, по западному сказанию он скончался мучеником.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.2. – с. 392-394.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •