Казанская духовная семинария Казанская духовная семинария
  •  Главная страница / Библиотека / Собор св. 70-ти апостолов. /

Святой апостол Акила.

Акилла (Ахилла) в славянской Четьи Минее по спискам апостолов причисляется к 70. Предполагают что он слышал проповедь ап. Петра по сошествии Св. Духа на апостолов, в праздник Пятидесятницы и был учеником сего первоверховного апостола. Но эта принадлежность Акилы к христианской церкви, как видно из Апостольских Деяний (XVIII, 2), была только внешней, а своим обращешем к вере Христовой св. Акила обязан был ап. Павлу. Евангелист Лука ничем не отличает Акилу и его супругу Прискилу от других (новообращенных) ко Христу иудеев, изгнанных из Рима (в 52 г.): „и нашел в Коринфе ап. (Павел) некоторого иyдeя именем Акилу, родом из Понта, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его потому что Клавдий (император) повелел всем иудеям удалиться из Рима и пришел к ним (апостол) и по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток (Деян. XVIII, 2 - 4). Видимо, что Акила еще в Понте был предрасположен к принятию евангельского учения, но окончательное наставление в истинах Христовой веры преподает ему и его супруге (Прискилле) ап. Павел. Из дома Акилы св. апостол во всякую субботу выходил в синагогу и убеждал иудеев и эллинов, что Иисус есть Христос; чрез несколько времени он оттуда (из помещения Акилы) перешел к некоторому чтущему Бога именем Иусту побуждением к сему было то, что дом Иуста находился) близ синагоги и св. Павел не только не прерывал добрых отношений к Акиле и Прискилле, но нашел в них ревностных сотрудников в проповедании слова Божия. Когда в Коринфе иудеи и эллины восстали против св. Павла и его сотрудников, тогда апостол, пробыв еще довольно дней, отплыл в Сирию и с ним отправились Акила и Прискилла. Достигши Ефсса Павел оставил их в этом городе, а сам вознамерился, отправиться в Иерусалим на приближающийся праздник (Пасхи и Пятидесятницы). Акила и Прискилла, оставшись в Ефесе, обратили свой дом в церковь, в постоянное собрание верующих во Христа, что видно из 1—го послания ап. Павла к Коринфянам, написанного в Ефесе (в 58 г.). “Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла съ домашнею их церковью” (I Кор. XVI, 19), а в послании к Римлянам (написанном в 59 г.) ап. Павел во главе всех своих (многочисленных) сотрудников ставит Акилу и Прискиллу, как главных своих сподвижников, готовых и умереть за него. “Приветствуйте Акилу и Прискиллу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но все церкви из язычников; приветствуйте и домашнюю их Церковь” (Римл. XVI, 3—4). Как важна была деятельность этой почтенной четы супругов, видно, из того, что они приобрели для церкви красноречивого, знаменитого оратора и мужа сведущего в Писании, Аполлоса, приняли его в свой дом и точнее объяснили ему путь Господень (Деян. XVIII, 24—26). Из книг свящ. Писания видно, как св. Акила и Прискилла из—за ап. Павла подвергались опасности лишиться своей жизни (“по души моея своя выи положиша”). Св. Златоуст и другие полагают, что это было во время какого либо возмущения против апостола в Коринфе (Деян. XVIII, 12) или в Ефесе (Деян. XIX, 23—40). Из Рима, вероятно, в гонение Нерона. Акила и Прискилла возвратились в Ефес и последнее об них упоминание находится в 2-м послании к Тимофею, написанном ап. Павлом пред своею кончиною. “Приветствуй Прискиллу и Акилу и Дом Онисифоров” (IV, 19). Думают, что апостол отправил их в Ефес в помощь любимому своему ученику Тимофею, поставленному им во епископа этому городу. О дальнейшей деятельности святой четы нет сведений в Новозаветных книгах Св. Писания. По церковному преданию сообщается, что св. Акила был епископом в разных местах во Асии, Ахаии и Ираклии и скончался мучеником. Св. Димитрий Ростовский на основании древнего сказания, пишет, что св. Акила (апостол Христов), проповедуя во Асии, Axaии и Ираклии, многое множество душ человеческих приведя ко спасению, от идольского неистовства к благоразумно обратив и крестив. Пройдя и иныя различные страны, благовествуя всюду царствие Божие, проповедию святою просвещая, и многиe идолы сокрушив и церкви воздвиг, и священники поставил, и напасти не мало претерпев, убиен бысть от неверных и обрете покой на небеси с прочими св. апостолами” (Четьи Минея 14 июля). Есть, впрочем мнение, что ап. Акила был обезглавлен в Риме в царствование Нерона вместе с супругою. Предание это основывается на том, что св. Акила в Риме имел свой дом, на месте коего ныне церковь св. Приски (или Прискиллы), но едва ли в честь Прискиллы, супруги Акилы, была построена эта церковь; были в Риме и другие мученицы с этим именем (как то: супруга ап. Пуда — см. о сем апостоле, знатная римлянка Прискилла, упоминаемая 19 мая и другие). Св. Иоанн Златоуст в честь ап. Акилы и Прискиллы составил несколько (три) бесед, в которых восхваляет их подвиги и особенно прославляет их труды по благоустройству церкви! “Столько они были добродетельны, пишет святитель, что обратили дом свой в церковь, так что все их домашние сделались верными, и дом их был отверст для всех странных. Ибо апостол не имеет обычая без разбора называть дома церквами, ежели в них нет примерного благочестия и не укоренен особенный страх Божий... Акила и Прискилла жили в супружестве и весьма просияли благочестием, хотя промысл их был незначителен, они делали палатки, однакоже добродетель покрыла все и показала их блистательнее солнца. Ни ремесло, ни брачный союз не вредили им; напротив они явили в себе такую любовь, какой потребовал Христос: “больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други свои” (Ин. XI, 13). Они исполнили то, что служить признаком Христовых учеников, взяли крест и последовали Христу. Ибо делавшие это для Павла, тем паче показывали такое же мужество для Христа. Пусть слышать сие и богатые и бедные! Ибо скажи мне: какая царица столько знаменита, столько прославляется, как эта жена скинотворца? О ней всякий говорит и будут говорить не 10 и 20 лет, но до пришествия Христова. И при том всякий говорить о ней то, что украшает ее более царской диадемы. Что важнее этого, что сравнится с этим — быть заступницею Павловой, с опасностями для себя спасать учителя вселенной? Рассуди, сколько было цариц — и имена их преданы забвению: имя жены скинотворца и ее мужа обносится всюду, и сколько солнце освещает землю, столько слава ее обтекает всю вселенную. И персы, и скифы, и фракияне, и живущие на последних краях земли прославляют и ублажают благочестивую жизнь этой св. четы... Посмотри на их труд в проповеди, на их мученический венец, на их старание о неукоризненной жизни, на их любовь к Павлу, на их усердие ко Христу... Подучись у Прискиллы и Акилы, отчего они стали такими. Отчего же? Они два года содержали у себя Павла. А чего не произвели в душе их эти два года? Ты скажешь, что же мне делать — у меня нет Павла? Ежели хочешь, имеешь больше, чем они. Не лицезрите Павлово, а Павловы слова соделали их такими. Итак, если угодно тебе, с тобою готовы непрестанно беседовать и Павел и Петр, и Иоанн, и целый сонм пророков и апостолов. Возьми книги сих блаженных мужей, постоянно занимайся их писаниями: они могут и тебя соделать подобным жене скинотворца.” (Толкование на послание к Римлянам, 680—643). К сожалению, ни св. Златоуст, ни другие отцы не сообщают о проповеднической их деятельности в разных местах, но видно, что и в то время (IV—V в.) существовали устные, а, может, быть и письменные известия подробного житийного характера, тем более, что в Риме с древнейших времен существовала и церковь, посвященная св. Акиле и Прискилле. Известия такого рода встречаются в сочинениях, сравнительно поздних, но сохранивших отголоски и следы древних преданий, как например в Синопсисе (в повествовании), приписываемом св. Дорофею, епископу Тирскому (ум. 362), а также в разных апокрифических сказаниях о жизни и деяниях апостолов. Различные сведения из подобных источников попадали в восточные и западные мартирологи и житийные сборники, а также давали материал и для составления отдельных житий. Так и относительно св. ап. Акилы несомненно известно что в IX веке существовало уже подробное его житие, на основании которого Иосиф песнописец (IX в.) составил канон ап. Акиле, помещаемый и доныне в греческих и славянских служебных минеях под 14 числом июля. Это житие сохранилось на греческом языке в списке IX века, в парижской национальной библиотеке и имеет надписание: “Деяние и мучение св. ап. Акилы, единого от 70” (см. у Omont. Catalogue codex Hagiogr № 1219, л. 37—47). Канон прп. Иосифа и это житие, без сомнения, послужили источником для позднейших синаксарных и проложных сведений об апостольском служении и мученической кончине ап. Акилы. на основании коих и св. Димитрий Ростовский излагает его житие (о чем уже сказано). О супруге св. Акилы, Прискилле, говорится только мимоходом у св. Димитрия Ростовского (14 июля), а в Прологе и службе — каноне прп. Иосифа о ней не упоминается, а прославляется только один св. Акила. В Менологии Василия сообщается под 14 июля о совместной деятельности св. Акилы и Прискиллы, об их апостольской проповеди язычникам (без указания где именно) и о мученической кончине их (но об епископстве св. Акилы не упоминается). В Синаксаре (греческой Минее) краткое сказание только об Акиле, при чем он называется “иереем и мучеником”. В славянском прологе три различных сказания об ап. Акилле одно в Стишном Прологе, почти сходное с Менологием Василия; другое — в Стишном Прологе, без всяких упоминаний о священстве и епископстве св. Акилы и его проповеди в разных странах и мученической его кончине; третье — в печатном Прологе со всеми этими подробностями. Первые два чтения внесены в Макариевкие Большие Четьи Минеи, из них второе, вероятно, более древнее и встречается в Пергаментной рукописи прологов (Хлудовском, Типографском и др.). Очевидно существовало несколько редакций его жития; в одних сообщалось только то, что известно по Апостольским Деяниям и Посланиям ап. Павла, в других приводились дополнительные сведения, из разных источников (А. Пономарев. Богословская энциклопедия, под редакцией А. П. Лопухина, т. I. 388). В службе 14 июля в славянской служебной Минее сообщаются некоторые сведения об ап. Акиле, а именно, что он был учеником св. Павла: “Твоя похвалы Лука Богогласный воистину написа, священнаго бо Павла ученик” (5 песнь канона: “Ты ученик Павла”, 9 песнь и др.). Прославляется страннолюбие Акилы: “Божественный странноводец был” (5 песнь канона). Что ап. Павел посылал св. Акилу на проповедь, о том в стихирах на Господи воззвах: “Павел великий, яко светлую лучу во вселенную тебе, блаженне, пусти...” Описываются подвиги Акилы в разрушении идольских капищ: “Идольские храмы вся разорил еси” (1 песнь канона), называется св. Акила “богомудрым сосудом слова Божия, проповедником, истребителем лести”, священником (песнь 4 и 6 канона), “светильником мира” (9 песнь), “священнотаинником, наставником языков” (песнь 7 и 9 канона). Есть указание в службе на мученическую кончину св. Акилы, он называется “божественного Спаса страдальцем” (9 песнь), “пострадавшим за Христа доблестно” (3 песнь канона), “славным священномучеником” (7 песнь канона); “страданиями он (Акила) исплел себе венец” (седален). “Блаженно (Акила) пострадал за Христа, кровь излияв” (9 песнь). Упоминается о мощах св. Акилы (7 песнь канона); есть указание и на храм его имени: “иже храму моему божественному притекающии, и в нем с верою молящияся, Акило, избавляются недугов всяческих, и бед, и скорбей, священными твоими мольбами” (стихи на Господи воззвах и др.). Западные Менологии излагают почти такие же сведения о св. Акиле и Прискилле между прочим сообщается, что в Риме дом их был постоянным местом церковных собраний. В нем нередко совершал богослужение ап. Петр. Он крестил в домашней церкви св. Акилы Приску, младшую сестру Прискиллы, отроковицу, которая 13 лет пострадала при императоре Клавдии. Римская церковь эту св. Приску называет первомученицей и память ее совершается 18 января; на месте ее мученической кончины была построена в честь ее церковь; о св. Прискилле, между прочим, сообщается, что тайно посещала заключенных в темницы при Нероне христиан, ободряла их в мученических подвигах и Господь сохранял ее жизнь для блага церкви и скончалась мирно. Тела св. Акилы и Прискиллы были погребены в подземном подвале церкви св. Приски (Болландисты, Acta Sanctorum, 18 iunnuar. L'annee liturgique a Rome, par M. Barb, do Montault. 1875. В. Мордовцев. Путеводитель по Риму. Спб. 1875 г. 336 стр.). Память св. Акилы по греческ. Минеям 13 февраля и 14 июля, и по славянским — 14 июля; у католиков 8 июля древнейший Римский Мартиролог, изд. I. Rossi et Duschesne 1894; Baronius. Римск. Мартиролог. 1589. Память св. Прискиллы в Месяцесловах Восточной церкви не упоминается и в Святцах 14 июля ее имя не воспоминается.

Архиепископ Димитрий (Самбикин).

Православный собеседник. – 1906. – т.3. – с. 570-576.

 
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Полезные статьи
    спонсоров проекта

     


  •